Механизмы лечебного действия средств лечебной физической культуры
Рубрика: Основы лечебной физической культурыПравильное понимание процессов, происходящих в организме больного ребенка при выполнении физических упражнений, участии в подвижных играх, во время массажа, закаливающих процедур, определяет действия врача как на этапе решения вопроса о показаниях или противопоказаниях к назначению лечебной физкультуры, так и на этапе реализации назначений и подбора адекватных средств. Упомянутые процессы прежде всего вызываются мышечной работой, производимой при упражнениях и играх. Очевидно, физиологические сдвиги, происходящие в организме при мышечных сокращениях, связаны с их энергетическим обеспечением и регулирующими обмен веществ в мышце нервными и гуморальными влияниями. Биохимические и физиологические изменения при мышечной работе зависят от количества произведенной работы, анатомо-физиологических особенностей детского организма и своеобразия обменных процессов в нем, а также от исходного состояния ребенка. Принято рассматривать влияние средств лечебной физкультуры в следующих направлениях: стимулирующее (тонизирующее), трофическое, компенсаторное и нормализующее действие [Добровольский В. К., 1970].
Стимулирующее действие средств лечебной физкультуры выражается усилением деятельности физиологических систем организма больного. Оно связано с тем, что распад энергосодержащих биохимических структур и выделение энергии, используемой для мышечной работы, приводят к ряду реакций вегетативных систем, направленных на выравнивание нарушенного гомеостаза и восстановление энергетического потенциала. Так, благодаря раскрытию добавочных капилляров немедленно (а в силу рефлекторных реакций даже частично опережая мышечное сокращение) усиливается кровоснабжение работающих мышц. Происходит перестройка функциональной схемы кровообращения: перераспределение крови и адекватное мышечной работе усиление кровоснабжения. Тем самым создаются физиологические предпосылки для синтеза и ресинтеза макроэргов, в первую очередь аденозинтрифосфорной кислоты. Аналогичные изменения наблюдаются в дыхательной и других системах, которые могут в данном случае рассматриваться как системы, обеспечивающие мышечную работу. Таким образом, стимулирующее или тонизирующее действие средств лечебной физкультуры связано с повышением уровня жизнедеятельности детского организма и его важнейших функциональных систем. При заболеваниях и травмах сохраняется прямая зависимость физиологических сдвигов от количества произведенной мышечной работы, т. е. от физической нагрузки. Следовательно, при большинстве заболеваний можно дозировать стимулирующий эффект лечебной физкультуры определенным объемом мышечной работы. Тонизирующий эффект будет проявляться независимо от того, где расположены участвующие в движении мышцы, что позволяет достичь лечебного эффекта с помощью подбора упражнений, не связанных с пораженной областью тела. С другой стороны, при назначении лечебной физкультуры следует учитывать стимулирующее действие на вегетативные системы и обмен веществ, чтобы избежать усиления патологических сдвигов. Стимулирующее действие средств лечебной физкультуры прежде всего используется для предупреждения отставания роста и развития. Задержка в развитии может наблюдаться при многих патологических состояниях как проявление болезни и следствие гиподинамии, вызванной заболеванием и ограничением двигательной активности. Поэтому назначение лечебной физкультуры в адекватной состоянию ребенка дозировке обеспечивает реализацию «энергетического правила скелетной мускулатуры» по И. А. Аршавскому, восстанавливая биоэнергетические условия развития
Важной стороной стимулирующего эффекта физических упражнений, подвижных игр и регламентируемой двигательной деятельности является выравнивание усиливающегося при патологии гетерохронизма морфофункциональных систем. По мнению академика П. К. Анохина, неравномерность созревания упомянутых систем — один из важнейших факторов развития в онтогенезе. В обычных условиях развития здорового ребенка каждая динамическая функциональная система объединяет физиологические структуры, находящиеся на разных стадиях морфологического созревания и функционального совершенствования. Такое объединение и обусловливает ускорение созревания структур, отстающих в развитии. Наибольшими возможностями в этом отношении обладает двигательная функциональная система, вовлекающая в осуществление мышечных сокращений и их обеспечение большинство органов детского организма. При включении в комплексную терапию лечебной физкультуры возникает не только адаптация к физической нагрузке за счет реакций всего организма ребенка, но и расширение возможностей пораженной патологическим процессом системы. Последнее объясняется тем, что интактные, не вовлеченные в болезнь структурные компоненты функциональной системы, стимулируют ее деятельность.
Ценнейшими проявлениями стимулирующего действия средств лечебной физической культуры являются повышение эмоционального тонуса больных, снятие возбужденного или угнетенного состояния, возникающее у ребенка, по образному выражению И. П. Павлова, чувство «мышечной радости». Развитию положительных эмоций способствуют не только сами упражнения и подвижные игры, но и соответствующая обстановка, пособия кабинета лечебной физической культуры, музыкальное сопровождение, игрушки, спортивная форма и т. д.
Широко используется стимулирующий эффект занятий лечебной физической культурой для повышения неспецифической сопротивляемости детского организма. Установлено, что при патологических состояниях снижается уровень жизнедеятельности организма, что представляет собой проявление биологической защитной реакции, обеспечивающей снижение скорости развития болезни. Однако такая реакция приводит к одновременному снижению некоторых приспособительных или регуляторных функций. Раннее и эффективное включение собственных приспособительных реакций в ответ на привычный раздражитель в виде мышечного сокращения во многом определяет скорость выздоровления и полноту последующей реабилитации.
Необходимо заметить, что среди других средств стимулирующего или тонизирующего действия физические упражнения обладают несомненными преимуществами, заключающимися в их физиологичности, легкости дозировки, отсутствии побочных действий или кумулятивного эффекта.
Трофическое действие средств лечебной физкультуры проявляется в общем и направленном изменении обмена веществ в мышцах и внутренних органах, связанных с работой определенных мышечных групп. Оно способствует усилению процессов регенерации и репарации, ускорению резорбции воспалительного экссудата и обратному развитию воспаления в целом. В клинике внутренних болезней у ребят воздействие средств лечебной физкультуры на трофику используется для целенаправленного изменения обмена веществ, например при гипотрофии, эндокринных нарушениях и т. д. Так, при нарушениях жирового обмена физические упражнения способствуют преимущественному окислению жиров и восстановлению извращенных звеньев обменных процессов. При рахитических изменениях в мышцах физические упражнения обеспечивают выравнивание синтеза и ресинтеза макроэргических соединений. В основе трофического действия лечебной физкультуры лежат сложные биохимические и физиологические сдвиги, направленные на восстановление энергетического потенциала мышц. С одной стороны, изменение обмена веществ в мышцах связано с общими изменениями внутренних органов в рамках стимулирующего действия. С другой стороны, трофическое действие связано с непосредственным усилением окислительно-восстановительных процессов в зависимости от функциональной нагрузки, без обязательного изменения условий кровоснабжения. В этом отражается адаптационно-трофическое влияние нервной системы, установленное Л. А. Орбели и А. Г. Гинецинским. Тесная биологическая зависимость функции и структуры применительно к мышечной работе проявляется и установленной
В. В. Лариным и Ф. 3. Меереоном связью мышечной массы, уровня синтеза сократительного белка с величиной их функционирования. Таким образом, используя висцеро-висцеральные и моторно-висцеральные рефлекторные взаимоотношения, можно подобрать физические упражнения, чтобы трофическое их действие локализовалось именно в данной области или на данном органе. Специальный подбор упражнений способствует, например, уменьшению и ликвидации воспалительных изменений в легких, бронхах, желудочно-кишечном тракте. Трофическое действие средств лечебной физкультуры проявляется предупреждением атрофических и дегенеративных процессов, ускорением местных и общих морфологических компонентов саногенеза. Эффективно используется этот механизм действия для ускорения процессов регенерации после оперативных вмешательств и травм. Физические упражнения и увеличивающиеся требования к функции восстанавливающейся после травмы кости способствуют перестройке костной мозоли, превращению ее из бесструктурной в структурную. Трофическое действие лечебной физкультуры позволяет при параличах и парезах приостановить и компенсировать развивающуюся атрофию.
Механизм компенсаторного действия лечебной физкультуры заключается в усилении или перестройке развивающихся при патологических процессах приспособительных реакций таким образом, что увеличивается их компенсаторный эффект. Такие приспособительные реакции направлены на временное или постоянное замещение потерянной или измененной функции, обеспечивая жизнеспособность организма. Однако приспособительные реакции больного не всегда приводят к компенсации и улучшению состояния ребенка. Использование для компенсации и восстановления нарушенных функций средств лечебной физкультуры весьма перспективно, так как именно физическое упражнение, сам двигательный акт, вызывая эволюционно закрепленные физиологические реакции, способствует более быстрой перестройке возникающих при патологическом процессе компенсаций, обеспечивая жизнеспособность поврежденных систем. В процессе роста и развития мышечная система не только обеспечивает развитие и морфологическое совершенствование физиологических систем, но и способствует формированию быстрых ответных реакций восстановления любых отклонений от постоянного состава внутренней среды при мышечной работе. Так, постоянное содержание углекислоты и кислорода в условиях мышечной деятельности сохраняется за счет соответствующего усиления легочной вентиляции, повышения эффективности использования кислорода из вентилируемого воздуха, увеличения объема и скорости кровотока. При заболевании ребенка и повреждении любой из указанных систем физические упражнения обеспечивают быстрое включение закрепившихся ранее приспособительных механизмов и тем самым способствуют компенсации нарушенной функции. Так действуют специально подобранные физические упражнения при расстройстве дыхательной функции, недостаточность которой выражается, в частности, в гипервентиляции. Гипервентиляция при пневмонии, хотя и является приспособительной реакцией, связанной с недостаточным поступлением кислорода, из-за преимущественного поверхностного и резко учащенного дыхания не только не способствует уменьшению кислородной недостаточности, но даже усугубляет тяжесть состояния (из-за повышения расхода кислорода на работу дыхательных мышц и снижения доли альвеолярной вентиляции). Поглаживаюший массаж и пассивные физические упражнения, выполняемые в медленном темпе, приводят к урежению дыхательных движений, углублению дыхания и увеличению альвеолярной вентиляции, тем самым резко усиливая компенсаторный эффект приспособительной реакции — одышки. При сохраняющейся гипервентиляции в кровь поступает значительно больше кислорода и выделяется большее количество углекислоты. При недостаточности кровообращения, вызванной нарушениями сократительной способности миокарда (ревматизм, миокардит), компенсаторный эффект соответствующих средств лечебной физкультуры связан с усилением действия экстракардиальных факторов кровообращения: мышечного насоса, присасывающего действия дыхательных экскурсий грудной клетки и диафрагмы и др. Использование механизма компенсаторного действия средств лечебной физкультуры наиболее эффективно при четком представлении о характере поражения функциональной системы и сущности ответных и компенсаторных реакций, развивающихся в ней при патологических состояниях. Углублению этих представлений способствуют функциональные исследования, проводимые в динамике. Они же позволяют определить эффективность подбора средств лечебной физкультуры.
Нормализация нарушенных функций. Этот механизм лечебного действия средств лечебной физкультуры используется в системе реабилитации наиболее широко. Сущность нормализующего действия лечебной физкультуры заключается в постепенном расширении диапазона функциональных показателей патологически измененной системы до физиологической, возрастной нормы. Такая нормализация происходит под влиянием тренирующего действия физических упражнений и мышечной работы не только на опорно-двигательный аппарат, в котором наблюдается восстановление мышечной силы и объема движения в суставах и связках, но и на физиологические системы, обеспечивающие мышечное сокращение. Нормализующий эффект физических упражнений как частный случай тренировки проявляется уменьшением физиологических показателей функциональных систем, лучшим согласованием отдельных их звеньев в состоянии покоя или увеличением функциональных резервов. Так, при заболеваниях органов дыхания физические упражнения в нарастающей дозировке способствуют урежению дыхания и уменьшению потребления кислорода в покое при одновременном повышении коэффициента использования кислорода, максимальной вентиляции и жизненной емкости легких. При заболеваниях сердечно-сосудистой системы нормализующее действие лечебной физкультуры проявляется увеличением мощности сердечных сокращений, восстановлением соответствия сердечной деятельности степени физического напряжения, уменьшением частоты сердечных сокращений в покое.
Нормализующее действие физических упражнений и других средств лечебной физкультуры проявляется также ликвидацией извращений функции, вызванных патологическим процессом. Таким образом может происходить нормализация движений конечности больного ребенка при инфекционном полиартрите, после переломов и травм. При этих состояниях нередко наблюдаются контрактуры, остающиеся и после ликвидации болевых ощущений, в связи со щадящими реакциями и сопутствующими процессами в мягких тканях. Под влиянием физических упражнений, проводимых на положительном эмоциональном фоне, снимаются патологические рефлексы, восстанавливается нормальный механизм двигательной реакции. Важную роль при этом играет формирование нормальных условнорефлекторных реакций.
Для детского организма характерно вовлечение в патологический процесс многих органов и систем, нарушение роста и развития ребенка, в частности психомоторного. При большинстве заболеваний в связи с этим наблюдается утрата ранее возникших двигательных навыков у ребят раннего возраста, их ослабление и извращение — у ребят старшего возраста. Лечебная физическая культура (ЛФК) является единственным средством, позволяющим добиться нормализации двигательной сферы ребенка.
Весьма важной задачей лечения и реабилитации является задача восстановления адаптации к обычным для ребенка нагрузкам, в первую очередь физическим, связанным с привычной двигательной деятельностью. Такая адаптация возможна лишь за счет согласованной, координированной деятельности организма и не может быть обеспечена лишь нормальной функцией пораженной болезнью системы. Лечебная физическая культура (ЛФК) позволяет обеспечить в процессе специальных занятий восстановление нарушенной координации ряда органов и систем, обеспечивает целостную реакцию детского организма на мышечные усилия, создавая наилучшие условия для восстановления нормальной физической работоспособности.