Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Мотоспорт

Рубрика: Виды спорта

К мотоспорту относятся виды спорта, которыми занимаются на моторизованных транспортных средствах по специальным трассам. Эти виды спор­та делятся на 4 группы: мотоциклетный спорт, ав­томобильный спорт, моторизованный спорт на во­де и водные лыжи. В этих основных группах образовались специальные дисциплины, которые в свою очередь делятся на классические и нацио­нальные. К группе классических дисциплин относят­ся: в мотоциклетном спорте: шоссейные гонки, гон­ки на мотоциклах по. местности, мотокроссы, триаль, спидвей, гонки на льду, гонки на травяном и песчаном треке и мотобол; в автомобильном спор­те: шоссейные гонки, авторалли, картинг и авто­кросс и кросс-ралли; в моторизованном спорте на воде: гонки на моторных лодках и регаты (гонки на моторных лодках в открытом море).

watermotor_sport

К группе национальных дисциплин, которые осо­бенно развиты в ГЕРМАНИИ, относятся: турниры и езда на ориентирование для автомобилей и мотоциклов, мотоциклетные ралли, соревнования ветеранов и гонки на надежность для мотолодок.

Наряду с этим деятельность всеобщего Союза мотоспорта ГЕРМАНИИ направлена на развитие индиви­дуальных и коллективных занятий мотоспортом в свободное время на машинах серийного про­изводства. Проводятся соревнования: заезды на ориентирование, охота за лисами, звездные заезды, соревнования на правила вождения, соревнования на экономию горючего, общий туризм.

Для занятий мотоспортом требуется хорошее здоровье, устойчивая психика, дисциплинирован­ность, самоотверженность. С технической точки зрения мотоспорт способствует решению конструк­тивных задач, накоплению информации и поиску новых идей для совершенствования серийной про­дукции. Таким образом, мотоспорт и автомобиле­строение взаимно дополняют друг друга в широкой области человеческой деятельности. С экономиче­ской точки зрения мотоспорт оказывает существен­ное влияние на реализацию продукции и запасных частей. Ведь одобрение у потребителей получают те марки машин и мотоциклов, которые успешно выдержали различные испытания в соревнованиях. Нельзя не учитывать и то, что мотоспорт является одним из массовых спортивных зрелищ.

Соревнования по мотоспорту-соревнования на скорость с учетом оценок по очкам. Места распре­деляются в зависимости от времени, в течение ко­торого проходятся заданные соревновательные участки. При оценках по очкам принимаются во внимание действия водителя на трассе. Оценка по очкам сочетается с оценкой по времени; к этому прибегают при равном количестве очков или когда при завышении времени это ставит гонщика вне за­чета. Зачет по очкам принимается во внимание, ес­ли намечается победитель по многоборью. В со­ответствии с занятыми местами в отдельных заездах оценка по очкам после окончания соревно­ваний складывается и затем выводится общая оцен­ка за место.

Мотоспорт

Историческое развитие. Первый мотоцикл, на ко­торый Г. Даймлером был заявлен патент, появился в 1885 г. Начало мотоспорту было положено в 1900г. Первые соревнования по мотоспорту стимулиро­вались автомобильной промышленностью, которая таким образом накапливала технический опыт и показывала покупателям качество своей продук­ции. Первая в мире гонка для моторизованных средств передвижения состоялась 22 июля 1894 г. на дистанции Париж-Руан (126 километров) и была задумана в основном как чистые испытания. Из бо­лее чем 100 автомобилей, заявивших об участии, был допущен только 21. Победитель достиг сред­нюю скорость 17 км/час. К такого рода соревнова­ниям, в которых принимали участие исключительно самодельные машины, был проявлен большой ин­терес не только во Франции. Так возникла новая спортивная дисциплина, для развития которой во многих странах были образованы автоклубы. Пер­воначально не было разделения между автомобиля­ми и мотоциклами, которые должны были старто­вать в группе экипажей. Первые «чистые» гонки на мотоциклах были проведены в 1898 г. как гонки на подъеме (экселоберг). В 1900 г. американским га­зетным издателем Беннетом были составлены первые технические правила для гонок, которые он финансировал. Тогда вес машины ограничивался от 400 до 1000 кг. До 1904 г для мотоциклов не было классификации в зависимости от рабочего объема цилиндра, учитывался лишь вес мотоцикла. Кроме того, различали гоночные и прогулочные машины. В 1907 г было принято разделение на машины с од­ним и несколькими цилиндрами, а также по расхо­ду горючего. В 1911 г. была принята существующая и по сей день классификация в зависимости от ра­бочего объема цилиндра. Аналогично этому в ав­тоспорте в 1914 г. были впервые введены ограниче­ния для рабочего объема цилиндра. В 20-е, 30-е гг. наряду с пневматическими двигателями были допу­щены и компрессорные двигатели. Не было ограни­чений в правилах конструирования. С 1945 г. при­менение компрессорных двигателей в мото­спорте было запрещено. После 1945 г. развитие мо­тоциклетного спорта шло в направлении создания машин класса с меньшим объемом цилиндра. К концу 60-х гг. эта тенденция сократилась. Классы с большим объемом цилиндров от 500 см3 снова утвердились в международном масштабе. Японская и американская мотоциклетная промышленность предприняла большие усилия для того, чтобы рас­пространить эту тенденцию и дальше. В мотоци­клетном спорте применялся двухтактный двигатель.

Международная федерация мотоциклетного спор­та (ФИМ) была впервые организована в 1904 г. и в 1912 г. снова возобновлена. В настоящее время в нее входит более 50 национальных федераций. С 1924 г. она проводит чемпионаты мира. С 1936 г. (теперь ежегодно)-чемпионаты Европы. Тенденция развития мотоциклетной промышленности в ряде странах такова, что предпочтение от­дается машинам с малым объемом цилиндра. Материальное обеспечение. Трассы различаются в зависимости от их особенностей: это круглые или открытые трассы. На все трассы и треки необходи­мо разрешение от соответствующих управлений мотоспорта, и их необходимо измерить геодотом по средней линии. В ралли длина трассы опреде­ляется на основании километровых указателей до­роги или по карте с масштабом 1:250 000.

Трассы для шоссейных гонок. Их разделяют на тем­повые отрезки, виражи, трассы на подъем и ре­кордные трассы.

К темповым отрезкам предъявляются минимальные требования. Длина их должна составлять 3 км, ширина 6 м, на мостах-8 м. По возможности трас­са должна быть размечена на всей ее протяженно­сти, но обязательно во всех опасных местах белым или желтым цветом (наподобие линий, указываю­щих направление в современном общественном транспорте). Стартовая и финишная линии, пересе­кающие гоночный трек, должны быть не менее 20 м в длину и располагаются посредине стартовой площадки, которая с обеих сторон (если смотреть в направлении гонок) должна просматриваться при­близительно на 250 м. Трасса доЛжна иметь пре­пятствующее скольжению цельное покрытие. Для обеспечения безопасности необходимо следить за надписями и постами на трассе, нужно также сооб­щать гонщикам о поворотах, выходящих с трассы улиц. Дальнейшие меры безопасности установлены соответствующими правилами. Зрителей необходи­мо удалить от опасных мест. Темповые отрезки в основном состоят из прямых длинных отрезков с небольшим количеством виражей. На этих отрез­ках, например, большие гоночные машины имеют среднюю скорость 200 км/час.

Виражные гоночные трассы. Благодаря многочис­ленным виражам скорость соответствующим обра­зом снижается. Часто эти трассы имеют различия в высоте, как, например, Саксенринг и Нюрбер- гринг или треугольник Шляйцера.

Гоночные трассы на подъем. Это обычные гоночные трассы с преобладанием виражей. Особое значение здесь имеет покрытие дороги составом, препят­ствующим скольжению. На таких трассах от води­теля требуется особо отточенная техника вождения на виражах, т.к. трасса, начиная со старта, по­стоянно поднимаясь в вираж, ведет к финишу. Рекордные трассы. Трассы для установления рекор­дов на коротких дистанциях должны иметь уклон до 1%. Эти испытания нужно проводить в обеих на­правлениях примерно в течение 60 мин. Из средней величины показанных результатов выводится офи­циальное время. Рекорды на длинных дистанциях или рекорды на время устанавливаются на отрезках с поворотом в середине дистанции или на коль­цевых трассах с минимальной длиной 10 км. Уро­вень высоты старта и финиша должен быть одина­ков. Измерение трассы проводится с точностью до сантиметра по определенным предписаниям и мо­жет проводиться только специально для этого предусмотренными инструментами. Трасса марки­руется полосой посередине, ширина которой не ме­нее 15 см.

Гоночные трассы. Сюда относятся песчаные трассы, трассы для спидвея, трассы с травянистым покры­тием, ледовые трассы, трассы мотокросса для мо­тоциклов и трассы автокросса для малолитражных автомобилей.

Трассы с песчаным покрытием. Укрепленный ниж­ний грунт покрыт мелким, в большинстве случаев смешанным с землей шлаком. Верхний слой хоро­шо утрамбован для того, чтобы препятствовать распылению. Длина трассы должна быть не менее 450 м и может достигать 1500 м. Ширина виражей от 12 до 15 м, прямые отрезки имеют ширину 10 м. Трассы для спидвея. Верхний слой трассы должен иметь толщину от 3 до 7 см и не может быть из ас­фальта, бетона или подобного материала; размер зерен материала, применяемого для покрытия, не должен превышать 7 мм. Длина трассы должна со­ставлять от 280 до 400 м (измерение 1 м от вну­треннего канта трассы) и быть ровной. Виражи должны иметь ширину 15 м, прямые отрезки-9 м. Трассы для спидвея на льду. Поверхность трассы состоит из искусственного или естественного льда. Размеры трассы соответствуют размерам трасс, применяемых в гонках спидвей. В большинстве слу­чаев используются круглые кольцевые дорожки ста­диона или для скоростного бега на коньках. Трассы с травяным покрытием. В большинстве они имеют овальную форму и по планировке подобны песчаным трассам.

Трассы для мотокроссов. Они имеют длину от 1,5 до 5 км, самое узкое место для одной машины должно быть не уже 3 м, а при спуске трех машин с коляской не уже 5 м. Проезду не должны мешать камни и сточные ямы на дороге. Хорошо обозна­ченная на местности трасса располагается таким образом, чтобы не превышалась средняя скорость 50 км/час. Ширина стартовой площадки для оди­ночной машины должна составлять 30 м, а для мо­тоцикла с коляской-15 м. Уменьшение этой ши­рины до обычной должно проходить постепенно, чтобы не возникло препятствий во время гонок. Трассы для автокроссов. Кольцевая трасса должна быть длиной от 60 до 2000 м и шириной от 10 до 16 м. Для прокладки трассы может быть использо­ван плоский или холмистый естественный участок с любой не стабилизованной поверхностью (но ли­шенный канав, наполненных водой). От стартовой линии до первого виража предусматривается пря­мой отрезок длиной 80 м. Прямые отрезки должны иметь максимальную длину 200 м, после 150 м на­правление меняется примерно на 45°.

Трассы для гонок на малолитражных автомобилях Поверхность должна состоять из прочного мате­риала, бетона или асфальта. Минимальная длина кольцевой трассы для малолитражных автомоби­лей составляет 440 м, минимальная ширина -6 м, она должна проходить таким путем, чтобы прямые отрезки были 50, 75 и 150 м. Уклон в длину не дол­жен превышать 5%, поперечный уклон-10%. Турнирные площадки. Они должны быть из бетона или иметь другие прочные, плоские покрытия, не дающие пыли. Размеры зависят от паркура или от количества установленных секций.

Категории, группы и классификация. Мотоциклы в мотоциклетном спорте разделяются на категории, группы и классы. К категории I относятся: группа А 1-одиночные мотоциклы (сольные); группа А 2-роллеры; группа А 3-мопеды с педалями; группа В 1-мотоциклы со съемными прицепами; группа В 2-мотоциклы с постоянно приделанными колясками; группа В 3-мотоциклы с тремя колеса­ми. К категории II относятся: группа С-спе­циальные двухколесные мотоциклы; группа В-спе­циальные 3-колесные мотоциклы; группа Е-ско­ростные мотороллеры, группа Ф-спринтерские мотоциклы и драгстеры. Мотоциклы по их рабоче­му объему цилиндра делятся на следующие классы: категория I, группа А 1 и А 2: 50, 75, 100, 175, 250, 350, 500, 750, 1000 и 1300 см3; группа А 3: 50 и 75 см3; группа В 1, В 2 и В 3: 250, 350, 500, 750, 1000 и 1300 см3; категория II, группа Е: 250, 350, 750 и 1300 см3, в группе С и Д классификация не определена.

Мотоспорт

Необходимо указать, что для ротационного двига­теля и двигателей с подвижной системой суще­ствует определенный фактор пересчета. Специальные мотоциклы. Строгие международные правила определяют внешний вид и основную кон­цепцию специальных машин по отдельным дис­циплинам. Эти правила подлежат изменениям через специальную комиссию ФИМ. Мотоциклетная про­мышленность принимает участие в производстве специальных машин благодаря крупносерийному и малосерийному производству. Несмотря на то что существуют строгие предписания, постоянно возникают новые технические возможности и ва­рианты, которые используются особенно активны­ми гонщиками и коллективами с тем, чтобы внести в конструкцию изменения и улучшения. Спе­циальные мотоциклы в общем отличаются тем, что с них не обязательно снимать необходимые при­надлежности, т.к. при уменьшении веса повышает­ся скорость.

Мотоспорт

Гоночные машины для шоссейных гонок. Двигатель в таких машинах предназначен для высоких скорос­тей на укрепленных и гладких (скользких) дорогах, и поэтому срок действия его весьма ограничен. Эти машины имеют облицовку для того, чтобы по воз­можности меньше испытывать сопротивление воз­духа. Для того чтобы достичь незначительного со­противления качению при сохранении достаточной боковой стабильности и сцепления колес с дорогой, применяются специальные покрышки.

Спринтерские машины и драгстеры. Двигатель, шас­си, облицовка и покрышки предназначаются для развития высоких скоростей на дистанциях 500-1000 м, причем соревновательные отрезки не имеют виражей.

Машины для спидвея и для гонок на дистанциях с травяным и песчаным покрытием. Двигатель с большой конденсацией, стабильность требуется только на короткую дистанцию. Поэтому у машин имеется только маленький бак и нет тормозов (тор­можение проводится ногой, обутой в ботинок — «стальной ногой»).

Машины для мотокросса. Двигатель предназначен как для достижения максимального ускорения с вы­соким вращающим моментом, так и для самых вы­соких скоростей. В общем, такие машины имеют короткую передачу, так как средняя скорость соста­вляет 40-42 км/час. Из-за неровности местности и больших для этого вида соревнований прыжков машины отличаются большим ходом амортизато­ра. Амортизирующие элементы при этом подвер­жены большим нагрузкам.

Машины для соревнований «триаль». Двигатель из­готавливается таким образом, что без приведения в действие сцепления, с места, т. е. нулевого ускоре­ния, можно непрерывно развить ускорение. При этом применяется маленький пропуск зажигания с незначительным поперечным сечением, для того чтобы достичь эластичности в нижнем диапазоне изменения числа оборотов. Коэффициент трансфор­мации очень высок для того, чтобы привести в со­ответствие требующиеся незначительные скорости с числом оборотов двигателя. Шасси такое же, как и у спортивной машины для гонок по местности. Машины для гонок по местности. Двигатель по­добен двигателю машины, предназначенной для мотокросса, однако для надежности на длинных дистанциях «несколько смещен назад». Шасси такое же, как и у машин для мотокроссов.

Спортивные мотоциклы. Наряду со специальными машинами в соревновании допускаются серийно из­готовленные машины, которые по своей конструк­ции соответствуют предписаниям Женевской кон­ференции 1949 г., и производитель их должен до 1 марта ежегодно продать не менее 200 таких ма­шин. Для спортивных машин через соответствую­щие национальные федерации устанавливаются правила для того, чтобы осуществлять контроль за серийностью производства.

autosport

Автомобили в мотоспорте подразделяются на авто­машины, у которых имеются минимум 4 колеса, поставленные не по прямой оси (2 из них выполня­ют функцию управления, а 2 других — функцию при­вода), и на автомашины, которые приводятся в дей­ствие не через колеса.

Категории, группы и классификация. Для всех сорев­нований, кроме рекордных заездов, автомобили разделяются на категории и группы в зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя. Категория А: гомологированные серийные автомоби­ли. Приведенные в скобках цифры указывают на минимальное количество машин, выпускаемых в течение 12 последующих месяцев для группы 1-3 и в течение 24 месяцев для группы 4.

Группа 1. Турнирные автомобили серийного про­изводства (5000). Автомобили изготавливаются большими сериями. Допустимые работы с автомо­билями ограничиваются нормальным уходом и за­меной поврежденных агрегатов исходными деталя­ми. Изменения и дополнения разрешаются только в рамках специальных технических предписаний ФИА.

Группа 2. Туристические автомобили (1000). Ма­шины серийного производства, выпускаемые для спортивных соревнований. Изменения и дополне­ния также обусловлены техническими предписания­ми, установленными ФИА. К этой группе относят­ся также автомобили группы 1, которые подверг­лись изменениям и дополнениям, превышающим требования группы 1.

Г руппа 3. Автомобили серийного производства G (1000). Большие туристические автомобили, выпускаемые ограниченной серией, имеющие мини­мум 2 сиденья и обладающие либо наибольшей мощностью, либо лучшим комфортом. Для измене­ния и дополнений обязательны технические предпи­сания для группы.

Группа 4. Автомобили Т-400. Выпускаемые неболь­шой серией автомобили с 2 и более сиденьями, предназначенные специально для гонок. К этой группе относятся также автомобили из группы 3, которые подверглись изменениям и в их конструк­цию были внесены дополнения, превышающие установленные предписания для группы 3.

Группа 5. Специальные автомобили из групп 1-4. Для этих автомашин не требуется минимальное число изготовленных машин. Однако основой для них должны быть машины, которые относятся по классификации к группам 1 — 4. Разрешаются все из­менения и дополнения, которые обязательны для этих групп.

Категория Б: гоночные автомобили. Это автомоби­ли, которые выпускаются исключительно для ско­ростных соревнований. Они называются между­народными формулами и используются короткий период времени. Гоночные автомобили, которые не принадлежат ни к какой международной формуле, называются автомобилями свободной формулы («формула либре»).

Группа 6. Двухместные гоночные автомобили. Они изготавливаются специально для скоростных сорев­нований на закрытых кольцевых трассах. Эти авто­мобили подчинены общим техническим предписа­ниям 1-5 групп и должны иметь минимальную массу в соответствии с их рабочим объемом цилиндров двигателя.

Группа 7. Одноместные гоночные автомобили. Эта группа разделяется на формулу 1, формулу 2, фор­мулу 3. Для всех этих формул действуют общие правила, которые дополняются требованиями в от­ношении массы, конструкции, места для водителя, пуска двигателя, отверстия для заправки горючего, выхлопной трубы, масляного фильтра и радиатора. Для формул 1 и 2 существуют дополнительные тре­бования в отношении кузова, деформируемых кон­струкций поверхностей баков для горючего и т.д. Технические требования, предъявляемые к форму­ле 1: время использования 1 год.

Поршневой двигатель без поддува, с рабочим объемом цилиндра 3000 см3, с поддувом -1500 см3. Применение турбинных двигателей допустимо при соблюдении сравнительных формул. Самое боль­шее число цилиндров-12. Минимальный вес без балласта 575 кг.

Формула 2: время использования пять лет.

Поршневые двигатели без поддува с рабочим объемом цилиндра 2000 см3.

Двигатель выбирается произвольно. Количество цилиндров устанавливается максимально 6, мини­мальный вес без балласта до 500 кг, ширина кузова 130 см. Ведущие колеса (максимально-2), с приме­нением пятиступенчатой коробки передач.

Формула 3: время использования 2 года.

Применяются исключительно поршневые или ро­торные двигатели с максимальным рабочим объе­мом 2000 см3 и с наибольшим количеством цилин­дров-4. Блок цилиндров, головка блока должны быть от серийного двигателя автомобиля, который ежегодно выпускается серией минимум 5000 штук. Группа 8. Гоночные автомобили «формула либре». Все технические требования этой произвольной формулы устанавливаются соответствующими на­циональными автомобильными федерациями, но в любом случае они должны соответствовать об­щим предписаниям ФИА по безопасности. Классификация. Автомобили групп 1-6 разделяют­ся соответственно по их рабочему объему цилин­дров на следующие классы: класс 1 до 500 см3; класс 2 свыше 500 до 600 см3; класс 3 свыше 600 до 700 см3; класс 4 свыше 700 до 850 см3; класс 5 свыше 850 до 1000 см3; класс 6 свыше 1000 до 1150 см3; класс 7 свыше 1150 до 1300 см3; класс 8 более 1300 до 1600 см3; класс 9 свыше 1600 до 2000 см3; класс 10 более 2000 до 2500 см3; класс 11 2500 до 3000 см3; класс 12 свыше 3000 до 4000 см3; класс 13 более 4000 до 5000 см3; класс 14 более 5000 до 6000 см3; класс 15 свыше 6000 см3.

Категории, группы и классификация для рекордных заездов. Автомобили делятся на специальные кате­гории, группы и классы. Категория А включает 7 групп с 11 классами, а также 3 группы и 3 ве­совых категории; категория Б включает в себя группу I с 6 классами; категория В, Г: машины без классификации по объему рабочего цилиндра и весовой категории. К-автомобили (картинг). Деление следует на 5 клас­сов и одну формулу класса. Различаются: одноци­линдровые, серийные двигатели и двигатели серий­ного производства с двумя цилиндрами. Автомоби­ли формулы К имеют общий минимальный вес, который состоит из веса экипированного гонщика и общего веса автомобиля вместе с двигателем. Автомобили для автокросса подразделяются на 2 категории. К категории А относятся автомобили групп 1-4; к категории Б (багги)-автомобили, у которых агрегаты шасси серийного производства с элементами передачи и двигатели от машин се­рийного производства. Далее специальные машины для автокроссов, у которых возможные изменения и дополнения выходят за рамки технических требо­ваний для групп 1-4. Автомобили с приводом для всех ведущих колес не допускаются.

Обеспечение безопасности. Международными прави­лами предусматривается применение приспособле­ний, обеспечивающих безопасность на автомоби­лях. Сюда относятся, например, дополнительные блокирующие приспособления для капота двигате­ля, для капота багажника и др. (защита бензопро­водов и электрокабеля, ремни безопасности, си­стемы огнетушения, дуги безопасности, безопасный бак для горючего).

Экипировка. Почти для всех мотоспортивных дис­циплин требуется обязательное ношение защитного шлема. Особые правила существуют для всех ско­ростных соревнований: защитные шлемы должны соответствовать требованиям международного стандарта и быть опробированы и допущены меж­дународной федерацией или гомологированы.

В мотокроссе гонщики экипированы кожаными куртками и кожаными брюками, они носят за­щитные очки и перчатки, а также жесткую, доходя­щую до колен обувь (мотоциклетные боты или са­поги с высокими голенищами), они не должны быть подбиты гвоздями. Во всех соревнованиях, кроме мотокросса, спортсмены экипируются ко­жаными комбинезонами.

В автомобильном спорте все больше увеличивается спрос на комбинезоны из невоспламеняющегося материала, плотно прилегающие в запястьях и щи­колотках, на прочные, невоспламеняющиеся ко­жаные перчатки, а также на обувь, не подбитую гвоздями.

Защитные очки и водоотталкивающая одежда обязательны для открытых автомобилей. Квалификация и допуск. Мотоспортом может зани­маться каждый член клуба или союза, у которого по состоянию ежегодно контролируемого здоровья нет противопоказаний. Предпосылкой для участия в соревнованиях является классификационный доку­мент в форме удостоверения или лицензии от со­ответствующей национальной федерации. Для вы­ставления кандидатуры необходимо выполнить со­ответствующие нормативы. Водитель, имеющий удостоверение, может потребовать выдачи лицен­зии, если он в своем классе в одной дисциплине от 1 до 5 раз занимал с 1-го по 5-е место. Он должен получить лицензию в том случае, если он выполнит определенные нормативы. Лицензия водителя дает ему право принимать участие в национальных чем­пионатах и является ступенькой для получения ме­ждународной лицензии, которая дает право гонщи­ку участвовать в международных соревнованиях- при условии предварительного согласия националь­ной федерации. Удостоверения и лицензии дей­ствуют в течение одного календарного года. Физически неполноценные люди могут получить удостоверение или лицензию, однако исключаются люди с одной рукой или с одной кистью. Если на соревнованиях выставляется автомобиль, владелец которого не имеет удостоверение или лицензии, то в этом случае необходима лицензия водителя, она может быть выдана юридически ответственному лицу.

Правила. При проведении мотоспортивных сорев­нований для всех участников обязательно междуна­родное правило ФИМ или ФИА, а также устано­вленные национальной федерацией спортивные пра­вила. Правила, установленные национальной феде­рацией, не могут изменять требований междуна­родной федерации относительно международных соревнований или отменять их.

Соревнования по мотоциклетному спорту. Разли­чаются международные, национальные, открытые, закрытые соревнования и др.

Международными соревнованиями считаются такие соревнования, которые заявлены национальным союзом в соответствующей международной феде­рации и внесены в международный календарь. От­крытые соревнования разрешаются национальным союзом исключительно для членов союза. В закры­тых соревнованиях могут принимать участие толь­ко гонщики определенной категории допуска, в ре­зервированных соревнованиях-только гонщики, которые соответствуют установленным спе­циальным требованиям.

Шоссейные гонки назначаются для всех классов или для любого количества классов мотоциклов или ав­томобилей. Наибольшее число участников в гонках одного класса определяется в соответствии с пред­писаниями, установленными протоколом комиссии по приему трассы. Если заявлено большое количе­ство участников, то решающими для допуска к старту являются результаты тренировок. Общая дистанция, которую необходимо пройти в одном классе, определяется правилами. Победителем гон­ки считается тот, кто за самое короткое время пересекает линию финиша.

Спидвей. Соревнования по спидвею проводятся с участием 16 гонщиков и 2 запасных, которые стартуют в 20 заездах. Каждый гонщик стартует 5 раз, и в каждом заезде у него 3 других конкурен­та. Победитель каждого заезда получает 3 очка, за­нявший второе место-2 очка, третье-1 очко. Эти оценки применяются также на соревнованиях меж­ду парами и в командных соревнованиях, причем количество гонщиков может быть различным. Спидвей на льду. Правила соответствуют тем, ко­торые применяются в обычном спидвее.

Гонки на травяном и песчаном треке. Количество классов и количество стартующих в одном классе гонщиков является определяющим для системы проведения соревнований. Проводятся предвари­тельные заезды, так называемые старты надежд, полуфинальные заезды и финальные заезды. Заня­тое место в одном заезде является решающим для дальнейшего старта или выхода из соревнований. Мотокросс, как правило, проводится в 2 заезда. Гонки могут проводиться в 1 заезд, в 2 заезда, или в 2 заезда и 1 финальный заезд на дистанции общей протяженностью от 40 до 60 км, или в 2 заезда на время-каждый заезд по 40 мин плюс 2 круга. Обычно проводится последний вид заездов. За за­нятые места в обоих заездах начисляются очки (оценка по очкам). Гонщик с наибольшим количе­ством очков является победителем.

При равном количестве очков решающим является лучшее время.

Многодневные соревнования на мотоциклах (сорев­нования на проверку надежности). Езда по местно­сти на мотоцикле проводится исключительно для одиночных машин. Обычно проводятся однодневные или двухдневные соревнования на трассах одного дня протяженностью до 300 км. Трасса про­ходит по открытым дорогам и шоссе, а также по местности различной степени трудности прохожде­ния. Контроль за точностью прохождения трассы и временем проводится контрольными пунктами проезда. Пропуск контрольных пунктов, а также превышение или сокращение предусмотренного времени наказывается штрафными очками. Раз­личными специальными соревнованиями выявляют­ся способности гонщика и дается оценка в «поло­жительных» очках. Победителем в классе считается гонщик с наименьшим количеством штрафных оч­ков, а при равном количестве штрафных очков «по­ложительные» очки, полученные в спецзаездах, за­считываются как вспомогательные. Самыми из­вестными командными соревнованиями этого вида являются Международные шестидневные соревно­вания на приз или серебряный кубок.

Триал. Соревнования, как правило, проводятся для 2 классов (до 2000 м3, более 2000 см3). Для прове­дения соревнований размечается кольцевая трасса с естественными или искусственными секциями (со­ревновательные участки). Длина участка на кольце должна быть минимум 50 км, причем количество секций может быть любым (в большинстве случаев превышает 100). Между секциями находятся ней­тральные зоны. Гонщики проходят большее коли­чество этапов (кругов). Каждому гонщику задается общее время для прохождения трассы. Если это время не соблюдается, то гонщик получает штрафные очки или даже исключается из соревно­ваний. При прохождении специально отмеченных участков штрафными очками оценивается упор но­гой о грунт, остановка, глушение мотора и пр. По­бедителем в классе считаются гонщики с наимень­шим количеством штрафных очков.

Туристические целевые поездки-ралли. Различаются вида ралли: ралли с ярко выраженным спор­тивным характером, а также ралли в качестве тури­стической целевой поездки. При проведении спор­тивного ралли устанавливаются трассы, время, тре­бующееся для их прохождения, и проводятся специальные испытания (трассы для спринта, сла­лома или гигантского слалома, трассы для скорост­ной езды на подъем и трассы равномерной езды). Соблюдение установленных требований и заданий участниками соревнований оценивается с помощью контрольных пунктов времени и проезда. Превыше­ние времени и ошибки вождения штрафуются. Ди­станции на международных соревнованиях — от 1000 и более километров.

aviamodeling_sport

Соревнования на автомобилях формулы К (картинг).

На соревновании проводятся контрольные, предва­рительные и один финальный заезд как чисто ско­ростное состязание (очередность решается на стар­те) или они проводятся по групповой системе, наподобие гонок спидвей, с оценкой результатов в очках. Гонщик с наибольшим количеством очков объявляется победителем.

Автокросс. На каждом соревновании дается по меньшей мере 2 попытки для каждого гонщика. На старте могут находиться рядом только 2, самое большее 4 автомобиля в первой очередности. Вто­рой заезд-через 2 сек, третий-спустя 25 сек, даль­нейшим условием является то, что кольцевая трас­са должна быть длиннее, чем 1000 или 1500 м. Стартовая группа составляется организатором со­ревнований. Победителем является гонщик, пока­завший самое лучшее время независимо от того, в какой попытке он его показал. Нарушение габа­ритной границы трассы штрафуется 5 очками, фальстарт 10 очками. Исключение из соревнований следует в том случае, если габариты трассы прохо­дятся не с той стороны.

Ралли-кросс. Условия подобные условиям авто­кросса. Кольцевая трасса должна быть длиной от 3000 до 6000 м. В гонках участвуют только закры­тые автомашины группы 5; автомашины не делятся на классы.

Турниры для автомобилей и мотоциклов. Приме­няется расставленная на отмежеванном поле марки­ровка (деревянные столбики). Ограничители, стой­ки, решетки и т. д. образуют различные секции, которые обозначаются как въезд в ворота, поворот, остановка перед стеной и прочее. Оценка-по очкам при учете времени езды и задетых или сдвинутых маркировок.

Соревнование на ориентирование. Длина трассы- отрезок до 150 км. Водитель или экипаж одного ав­томобиля или мотоцикла получает маршрутные до­кументы в форме цифровых данных или символов, описательных текстов, данных о направлении и т. д., а также данных о запланированном для про­хождения трассы времени. На известных и не­известных контрольных пунктах проверяется пра­вильность прохождения трассы всеми участниками. За ошибки водители получают штрафные очки. Во­дитель или команда с наименьшим количеством штрафных очков является победителем в своем классе.

Соревнование ветеранов. Оценивающим фактором является состояние автомашины, на которой прово­дятся соревнования; это может быть или мотоцикл (одиночная машина или мотоцикл с коляской), или автомобиль. За отклонения от первоначальной формы конструкции вычитываются очки из идеаль­ной оценки. В спортивной части соревнования вторым фактором оценки является прохождение трассы в 40 и 60 км. В обязательные элементы со­ревнования включаются проверка результатов уско­рения, контроль торможения и регулярность движе­ния. Оценки выносятся по очкам, причем оба оценивающих фактора являются решающими при подведении итогов.

Организация соревнований. Соревнование должно быть объявлено, и на его проведение должно быть дано разрешение. Положение о соревнованиях со­держит все правила и обязанности организаторов и участников. Разрешение выдается национальными федерациями, для международных соревнований они выдаются ФИМ или ФИА. Для участия в одном соревновании требуется подача заявки. Ес­ли она принимается организатором соревнований, то между организатором и гонщиком возникают правовые отношения, которые должны соблюдать­ся обеими сторонами.

Организатор имеет право без указания причин от­клонить заявку. Автолюбитель может быть заявлен в соревновании для заезда только на одном авто­мобиле. Замена автомобиля во время соревнований запрещена.

Обязательная тренировка. Соревнования на закры­той трассе требуют от водителя обязательной тре­нировки. Для этого необходимо, чтобы водитель ознакомился с трассой. Допуск к старту и порядок очередности выхода на старт определяются по по­казанному на тренировке времени.

Руководящие органы в проведении гонок. За прове­дение соревнований отвечает организатор. Он ре­шает вопросы относительно приема заявок и пол­ностью ответствен за подготовку, организацию и проведение соревнований.

Судейская коллегия. Следит за ходом соревнований и выносит решения по протестам, которые пода­ются со стороны участников, представителей и судей.

Техническая комиссия. Все автомобили перед трени­ровкой или соревнованиями подлежат контролю, который проводится техкомиссией.

Закрытый парк и боксы. Подготовка к тренировке или гонке проводится в боксах. Промышленность, выпускающая оборудование, предоставляет в рас­поряжение гонщиков технические услуги для прове­дения гонок, которые облегчают соответствующий ремонт. В боксах во время проведения соревнова­ний можно произвести небольшой ремонт, причем количество помощников ограничено. Последующая заправка горючим может производиться только в закрытом парке. Представители условными зна­ками сообщают гонщикам об отставании или пре­имуществе во времени и о занимаемом месте. Замена гонщика возможна, если он ранее был запи­сан в заявке. В случае возникновения необходимо­сти в замене второй гонщик обязан иметь такую же классификацию, как и первый гонщик.

Посторонняя помощь. Пользоваться такой по­мощью можно только в рамках действующих пра­вил. Обычно посторонняя помощь запрещена. Принадлежность к национальности. Во время между­народных соревнований гонщики различаются бла­годаря разным цветам защитных шлемов и автомо­билей. Гонщики ГЕРМАНИИ в мотоспорте носят белые шлемы с черной полоской и эмблемы ГЕРМАНИИ.

Цвет. Стартовые номера. В мотоспорте отдельные классы различаются по окраске корпуса машины и номера следующим образом:

В мотоциклетном спорте. Трехколесные мотоциклы и одиночные машины до 50 см3: белое основание, черные цифры; одиночные машины до 125 см3: черное основание, белые цифры; одиночные ма­шины до 175 см3: красное основание, белые цифры; одиночные машины до 250 см3: зеленое основание, белые цифры; одиночные машины до 350 см3: синее основание, белые цифры; одиночные ма­шины более 350 см3: желтое основание, черные цифры; одиночные машины до 125 см3: черное ос­нование, белые цифры; одиночные машины до 250 см3: зеленое основание, белые цифры; одиночные машины,до 500 см3 и мотоциклы с коляской: жел­тое основание и черные цифры.

В езде по местности на мотоциклах: желтое основа­ние, черные цифры. Национальные команды, ко­торые соревнуются на приз, имеют на переднем знаке под стартовым номером букву Т, соревную­щиеся на серебряный Кубок-букву V.

Сигнальные флаги. Сигналы во время проведения соревнований подаются при помощи флагов судья­ми, которые имеют на это право. Красный флаг: немедленно остановиться всем участникам!; желтый флаг: внимание! опасность!; взмахами желтым флагом: непосредственная опасность! быть готовым сделать остановку!; зеленый флаг: ранее показанная опасность миновала; голубой флаг, не­подвижный : вас догоняет другой участник; желтый флаг с поперечной красной полосой: внимание! на трассе разлито масло! на трассе находится слу­жебный автомобиль!; черный флаг в сочетании с белым номером: автомашина с указанным номе­ром должна на последнем круге остановиться у бокса; флаг в черно-белую клетку: финиш. Награды. Для награждения за высокие результаты выделяются призы, а также медали или памятные жетоны. В случае «мертвых гонок» (две машины с одинаковыми результатами пришли на финиш) оба гонщика объявляются победителями. Далее ме­ста распределяются только начиная с 3-го. Протесты и взыскания. Протесты участников и за­мечания судей могут быть поданы в судейскую кол­легию в период определенного промежутка вре­мени в письменном виде. Решением судейской коллегии или национального союза могут быть на­ложены следующие взыскания: предупреждение, временное отстранение, дисквалификация или де­нежный штраф. Для обжалования вынесенных мер наказания возможна апелляция, решение по кото­рой дает вышестоящая спортивная инстанция. Зачетные дисциплины. Если чемпионат проводится по многим заездам, то для участников засчиты­ваются результаты, которые получены из формулы н/2—hi—х или н+1/2—х/н. Количество за­явленных заездов-н, х-количество зачетных заез­дов. На основании действующих в данное время международных правил объявляются победители и занятые места на каждый заезд и подводятся ре­зультаты дня, которые затем переводятся в очки чемпионата. За первое место дается 15 очков, за второе-12, за третье-10 и т.д. Общая сумма оч­ков, полученная за зачетные этапы (заезды), на чем­пионате определяет победителя. При равном количестве очков место определяется на основании лучшего результата и повторном заезде (этапе). Чемпионаты мира и Европы. Чемпионаты мира про­водятся по шоссейным гонкам (для мотоциклов и автомобилей), по гонкам на песчаных трассах, по спидвею, спидвею на льду и по мотокроссу. Чем­пионаты Европы проводятся по шоссейным (коль­цевым) гонкам (также для мотоциклов и автомоби­лей), гонкам на песчаных трассах, спидвею, по мо­токроссу и триалу. Для проведения этих соревнова­ний ежегодно ФИМ и ФИА устанавливают прави­ла. Если чемпионаты проводятся по нескольким заездам, то в таких случаях оценивается определен­ное количество заездов, на которых отдельные гон­щики показывали свои наилучшие результаты. За показанный результат в одном зачетном заезде даются следующие очки: за 1-е место-15 очков, за 2-е-12, за 3-е-10, за 4-е~8, за 5-е-6, за 6-е-5, за 7-е-4, за 8-е-3, за 9-е-2 и за 10-е-1. Наряду с личными чемпионатами мира и Европы для от­дельных гонщиков существуют командные чемпио­наты по видам спорта и чемпионаты мира в парных гонках, а также чемпионаты марок для мотоциклетной и автомобильной промышленности. Рекорды. Устанавливаются местные, нацио­нальные, международные и мировые рекорды на различных дистанциях и в установленных классах, в отдельных попытках, но не в соревнованиях с об­щим стартом.

Мировые рекорды для мотоциклов. Рекорды на ко­роткие дистанции устанавливаются при старте с места на 1/4 мили, 1 км, 1 милю; при старте с хо­да на дистанции в 1 км и 1 милю. Рекорды на длинные дистанции при старте с места или старте с хода могут устанавливаться на 10, 100 и 1000 км, рекорды на время при старте с места или старте с хода могут устанавливаться в течение 1, 6 и 12 час.

Мировые и международные рекорды для автомоби­лей. Рекорды трасс устанавливаются при старте с хода на дистанциях 1 км и 1 миля, при старте с места на дистанциях: 10, 100, 500, 1000, 5000, 10000, 25000, 50000 и 100000 км или на дистан­циях: 10, 100, 500, 1000, 5000, 10000, 25 000, 50000 и 100000 миль. Рекорды ускорения при старте с ме­ста существуют на дистанциях 1/4 мили, 0.5 и 1 км, рекорды времени при старте с места более 1, 6, 12 час. Все рекорды должны быть сообщены и утвер­ждены.

Техника. В мотоспорте техника вождения отличает­ся в зависимости от видов машин. Поэтому ее можно изложить только в общих чертах.

Техника вождения мотоцикла. Основной школой для всех видов вождения должно быть соревнова­ние. В этом виде спорта овладевают вождением ав­томобиля при относительно низких скоростях. В общем предпочитается мягкая, непрерывная, ща­дящая машину техника вождения, которая разви­лась в единичных видах мотоспорта и стала сме­шанным способом вождения. Эта техника характе­ризуется стоянием на подножках на трудных участках и сидением при езде по обычной местно­сти. Стояние на подножках имеет особое значение в мотокроссах, т.к. применяемая техника прыжка возможна только при таком способе. Шоссейные гонки, наоборот, требуют такой техники, при кото­рой противодействующее ходу езды аэродинамиче­ское сопротивление благодаря уменьшению площа­ди лобового сопротивления было бы как можно меньше. Поэтому гонщик верхней частью плотно прижимается к баку. На виражах гонщик выпрям­ляется и крепко сжимает бак коленями. Гонщики международного класса предпочитают при быстрой езде такую технику вождения на виражах, при кото­рой колени раздвинуты под прямым углом к вну­тренней линии виража.

При спидвее, гонках на песчаной и травяной трассе гонщики вытягивают на вираже вперед и вниз левую ногу, обутую в специальную защит­ную обувь (стальной башмак), и, касаясь земли, выравнивают раскачивающуюся машину. В спидвее на льду нога в соответствующей обуви скользит по поверхности льда. Хорошее взаимодействие основ­ного водителя и второго бокового гонщика (коля­сочника) необходимо при соревнованиях на трехко­лесном мотоцикле (мотоцикл с коляской). Во время гонок по прямой колясочник лежит в коляске, на виражах он наклоняется вправо или, нагружая зад­нее колесо, влево (если коляска находится справа от машины), уравнивает центробежную силу. В раз­личных случаях во время езды на виражах приме­няется также техника из автомобильных гонок. Техника автомобильных гонок. Гонщик сегодняшне­го дня должен овладеть в качестве новой техники вождения на виражах приемами силового скольже­ния (Пауэрслайд) и приемами езды боком (Броад- сайд). Гонщик пытается по возможности выпря­мить виражи дороги, этим он увеличивает радиус поворота.

Техника Пауэрслайд. Автомобиль с увеличенной скоростью направляется в поворот, так что задняя часть автомобиля под влиянием центробежной силы перемещается на внешнюю сторону трассы. Гонщик управляет машиной благодаря специаль­ной подготовке и с большой скоростью проходит повороты.

Техника Броадсайд. На поворотах, которые быстро и безостановочно проходятся, гонщик заставляет ведущие колеса слегка скользить так, что автомо­биль только немного соскальзывает в сторону и по­этому проходит повороты как бы в поперечном по­ложении. Управляемые колеса не поворачиваются. Виды стартов. Различаются одиночный и групповой старт, старт с места и старт с хода. Самым распро­страненным видом старта является групповой старт с незаведенным двигателем. Решающим для построения в групповом старте является лучшее время, показанное во время обязательной трени­ровки (лучшее время означает самое благоприятное место на старте). При единичном старте во время гонок по горной местности и в заездах надежности обычно дают старт с заведенным мотором. В этом случае дается интервал в 1-2 мин. Отсчет времени при этом ведется с момента, когда подается стар­товый сигнал. При старте с хода линия старта пересекается в движении. Отсчет времени при этом ведется с момента пересечения стартовой линии первым участником. При старте с выключенным мотором машины стоят немного под углом к на­правлению движения на одной стороне трассы, в то время как гонщик на другой стороне трассы ожи­дает сигнала старта для того, чтобы тотчас же бе­жать к автомобилю, запустить двигатель и старто­вать.

Индианаполис-старт-это старт, при котором авто­мобили позади ведущего автомобиля проделывают так называемый «мертвый круг», при этом необхо­димо соблюдать место, полученное во время стар­тового построения.

Специальные способы производства и формы экс­плуатации. Во многих странах предпринимаются меры для того, чтобы предотвратить «неорганизо­ванные гонки» прежде всего среди молодых вла­дельцев автомашин. Каждый автолюбитель может доказать свое умение и искусство вождения на со­ответствующих соревнованиях, в особенности во время Занятия спортом в свободное время и на от­дыхе. Для дальнейшего технико-теоретического обучения организуются клубы. Для того чтобы за­нимающиеся мотоспортом соответствовали высо­ким духовным и физическим показателям, необхо­димо вести спортивный образ жизни, иметь ста­бильную или постоянно улучшающуюся спортив­ную форму. Общая физическая подготовка и дополнительная тренировка организуются и про­водятся мотоклубами. Во время занятий спортом на отдыхе особенной популярностью пользуются следующие соревнования:

Звездные пробеги развиваются в общественное, спортивное мероприятие. Эти пробеги могут про­водиться с условиями или без них (например, мини­мальное количество пройденных километров или определенное время). Фиксируется только время прибытия к цели.

Интересны также соревнования на ориентирование, поиск по картинкам, буквам и условным знакам. При поиске по картинкам водители получают в на­чале поездки одну или несколько картинок, на ко­торых в большинстве случаев изображены досто­примечательности местности. На пути к этим разыскиваемым объектам находятся контрольные пункты, которые либо подтверждают правильность находки, либо дают новые задания для поиска.

При поиске по буквам участники получают зада­ние найти в установленное время слово или пароль во время поездки по местностям или городам, на­чальные буквы которых составляют искомое слово или пароль. Задание поиска по условным знакам состоит в том, чтобы определить один или несколь­ко объектов и приехать к соответствующему объек­ту или к нескольким объектам. При таких соревно­ваниях нужно укладываться в определенный кило­метраж.

Охота за лисами. При заездах «Охота на лис» стар­тует весь экипаж в качестве «лисы» с определенной временной форой. Он оставляет в любых местах своего следования пометки, о которых было зара­нее договорено, но которые могут и сбить с пути того, кто преследует, чтобы оттянуть погоню. Заезды на правильность вождения автомобиля с уче­том правил общественного транспорта. При таких за­ездах поведение водителя в общественном уличном транспорте проверяется на основании правил и оце­нивается в очках. В большинстве случаев такие за­езды проводятся совместно со службой дорожного движения.

Экономическое вождение. Это заезды на автома­шинах серийного производства, во время которых водитель должен проделать определенный путь, по­сле чего опорожненный перед этим бак заполняется и пломбируется. На финише водитель может уста­новить, находится ли расход горючего в пределах технической границы, которая обязательна для ис­пользуемого им типа автомашины.

Туристические поездки. Эти заезды в самой разно­образной форме организуются мотоклубами. Они способствуют тому, чтобы члены мотоклуба ближе знакомились с достопримечательностями своего края и расширяли свои знания.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.