Мотоспорт
Рубрика: Виды спортаК мотоспорту относятся виды спорта, которыми занимаются на моторизованных транспортных средствах по специальным трассам. Эти виды спорта делятся на 4 группы: мотоциклетный спорт, автомобильный спорт, моторизованный спорт на воде и водные лыжи. В этих основных группах образовались специальные дисциплины, которые в свою очередь делятся на классические и национальные. К группе классических дисциплин относятся: в мотоциклетном спорте: шоссейные гонки, гонки на мотоциклах по. местности, мотокроссы, триаль, спидвей, гонки на льду, гонки на травяном и песчаном треке и мотобол; в автомобильном спорте: шоссейные гонки, авторалли, картинг и автокросс и кросс-ралли; в моторизованном спорте на воде: гонки на моторных лодках и регаты (гонки на моторных лодках в открытом море).
К группе национальных дисциплин, которые особенно развиты в ГЕРМАНИИ, относятся: турниры и езда на ориентирование для автомобилей и мотоциклов, мотоциклетные ралли, соревнования ветеранов и гонки на надежность для мотолодок.
Наряду с этим деятельность всеобщего Союза мотоспорта ГЕРМАНИИ направлена на развитие индивидуальных и коллективных занятий мотоспортом в свободное время на машинах серийного производства. Проводятся соревнования: заезды на ориентирование, охота за лисами, звездные заезды, соревнования на правила вождения, соревнования на экономию горючего, общий туризм.
Для занятий мотоспортом требуется хорошее здоровье, устойчивая психика, дисциплинированность, самоотверженность. С технической точки зрения мотоспорт способствует решению конструктивных задач, накоплению информации и поиску новых идей для совершенствования серийной продукции. Таким образом, мотоспорт и автомобилестроение взаимно дополняют друг друга в широкой области человеческой деятельности. С экономической точки зрения мотоспорт оказывает существенное влияние на реализацию продукции и запасных частей. Ведь одобрение у потребителей получают те марки машин и мотоциклов, которые успешно выдержали различные испытания в соревнованиях. Нельзя не учитывать и то, что мотоспорт является одним из массовых спортивных зрелищ.
Соревнования по мотоспорту-соревнования на скорость с учетом оценок по очкам. Места распределяются в зависимости от времени, в течение которого проходятся заданные соревновательные участки. При оценках по очкам принимаются во внимание действия водителя на трассе. Оценка по очкам сочетается с оценкой по времени; к этому прибегают при равном количестве очков или когда при завышении времени это ставит гонщика вне зачета. Зачет по очкам принимается во внимание, если намечается победитель по многоборью. В соответствии с занятыми местами в отдельных заездах оценка по очкам после окончания соревнований складывается и затем выводится общая оценка за место.
Историческое развитие. Первый мотоцикл, на который Г. Даймлером был заявлен патент, появился в 1885 г. Начало мотоспорту было положено в 1900г. Первые соревнования по мотоспорту стимулировались автомобильной промышленностью, которая таким образом накапливала технический опыт и показывала покупателям качество своей продукции. Первая в мире гонка для моторизованных средств передвижения состоялась 22 июля 1894 г. на дистанции Париж-Руан (126 километров) и была задумана в основном как чистые испытания. Из более чем 100 автомобилей, заявивших об участии, был допущен только 21. Победитель достиг среднюю скорость 17 км/час. К такого рода соревнованиям, в которых принимали участие исключительно самодельные машины, был проявлен большой интерес не только во Франции. Так возникла новая спортивная дисциплина, для развития которой во многих странах были образованы автоклубы. Первоначально не было разделения между автомобилями и мотоциклами, которые должны были стартовать в группе экипажей. Первые «чистые» гонки на мотоциклах были проведены в 1898 г. как гонки на подъеме (экселоберг). В 1900 г. американским газетным издателем Беннетом были составлены первые технические правила для гонок, которые он финансировал. Тогда вес машины ограничивался от 400 до 1000 кг. До 1904 г для мотоциклов не было классификации в зависимости от рабочего объема цилиндра, учитывался лишь вес мотоцикла. Кроме того, различали гоночные и прогулочные машины. В 1907 г было принято разделение на машины с одним и несколькими цилиндрами, а также по расходу горючего. В 1911 г. была принята существующая и по сей день классификация в зависимости от рабочего объема цилиндра. Аналогично этому в автоспорте в 1914 г. были впервые введены ограничения для рабочего объема цилиндра. В 20-е, 30-е гг. наряду с пневматическими двигателями были допущены и компрессорные двигатели. Не было ограничений в правилах конструирования. С 1945 г. применение компрессорных двигателей в мотоспорте было запрещено. После 1945 г. развитие мотоциклетного спорта шло в направлении создания машин класса с меньшим объемом цилиндра. К концу 60-х гг. эта тенденция сократилась. Классы с большим объемом цилиндров от 500 см3 снова утвердились в международном масштабе. Японская и американская мотоциклетная промышленность предприняла большие усилия для того, чтобы распространить эту тенденцию и дальше. В мотоциклетном спорте применялся двухтактный двигатель.
Международная федерация мотоциклетного спорта (ФИМ) была впервые организована в 1904 г. и в 1912 г. снова возобновлена. В настоящее время в нее входит более 50 национальных федераций. С 1924 г. она проводит чемпионаты мира. С 1936 г. (теперь ежегодно)-чемпионаты Европы. Тенденция развития мотоциклетной промышленности в ряде странах такова, что предпочтение отдается машинам с малым объемом цилиндра. Материальное обеспечение. Трассы различаются в зависимости от их особенностей: это круглые или открытые трассы. На все трассы и треки необходимо разрешение от соответствующих управлений мотоспорта, и их необходимо измерить геодотом по средней линии. В ралли длина трассы определяется на основании километровых указателей дороги или по карте с масштабом 1:250 000.
Трассы для шоссейных гонок. Их разделяют на темповые отрезки, виражи, трассы на подъем и рекордные трассы.
К темповым отрезкам предъявляются минимальные требования. Длина их должна составлять 3 км, ширина 6 м, на мостах-8 м. По возможности трасса должна быть размечена на всей ее протяженности, но обязательно во всех опасных местах белым или желтым цветом (наподобие линий, указывающих направление в современном общественном транспорте). Стартовая и финишная линии, пересекающие гоночный трек, должны быть не менее 20 м в длину и располагаются посредине стартовой площадки, которая с обеих сторон (если смотреть в направлении гонок) должна просматриваться приблизительно на 250 м. Трасса доЛжна иметь препятствующее скольжению цельное покрытие. Для обеспечения безопасности необходимо следить за надписями и постами на трассе, нужно также сообщать гонщикам о поворотах, выходящих с трассы улиц. Дальнейшие меры безопасности установлены соответствующими правилами. Зрителей необходимо удалить от опасных мест. Темповые отрезки в основном состоят из прямых длинных отрезков с небольшим количеством виражей. На этих отрезках, например, большие гоночные машины имеют среднюю скорость 200 км/час.
Виражные гоночные трассы. Благодаря многочисленным виражам скорость соответствующим образом снижается. Часто эти трассы имеют различия в высоте, как, например, Саксенринг и Нюрбер- гринг или треугольник Шляйцера.
Гоночные трассы на подъем. Это обычные гоночные трассы с преобладанием виражей. Особое значение здесь имеет покрытие дороги составом, препятствующим скольжению. На таких трассах от водителя требуется особо отточенная техника вождения на виражах, т.к. трасса, начиная со старта, постоянно поднимаясь в вираж, ведет к финишу. Рекордные трассы. Трассы для установления рекордов на коротких дистанциях должны иметь уклон до 1%. Эти испытания нужно проводить в обеих направлениях примерно в течение 60 мин. Из средней величины показанных результатов выводится официальное время. Рекорды на длинных дистанциях или рекорды на время устанавливаются на отрезках с поворотом в середине дистанции или на кольцевых трассах с минимальной длиной 10 км. Уровень высоты старта и финиша должен быть одинаков. Измерение трассы проводится с точностью до сантиметра по определенным предписаниям и может проводиться только специально для этого предусмотренными инструментами. Трасса маркируется полосой посередине, ширина которой не менее 15 см.
Гоночные трассы. Сюда относятся песчаные трассы, трассы для спидвея, трассы с травянистым покрытием, ледовые трассы, трассы мотокросса для мотоциклов и трассы автокросса для малолитражных автомобилей.
Трассы с песчаным покрытием. Укрепленный нижний грунт покрыт мелким, в большинстве случаев смешанным с землей шлаком. Верхний слой хорошо утрамбован для того, чтобы препятствовать распылению. Длина трассы должна быть не менее 450 м и может достигать 1500 м. Ширина виражей от 12 до 15 м, прямые отрезки имеют ширину 10 м. Трассы для спидвея. Верхний слой трассы должен иметь толщину от 3 до 7 см и не может быть из асфальта, бетона или подобного материала; размер зерен материала, применяемого для покрытия, не должен превышать 7 мм. Длина трассы должна составлять от 280 до 400 м (измерение 1 м от внутреннего канта трассы) и быть ровной. Виражи должны иметь ширину 15 м, прямые отрезки-9 м. Трассы для спидвея на льду. Поверхность трассы состоит из искусственного или естественного льда. Размеры трассы соответствуют размерам трасс, применяемых в гонках спидвей. В большинстве случаев используются круглые кольцевые дорожки стадиона или для скоростного бега на коньках. Трассы с травяным покрытием. В большинстве они имеют овальную форму и по планировке подобны песчаным трассам.
Трассы для мотокроссов. Они имеют длину от 1,5 до 5 км, самое узкое место для одной машины должно быть не уже 3 м, а при спуске трех машин с коляской не уже 5 м. Проезду не должны мешать камни и сточные ямы на дороге. Хорошо обозначенная на местности трасса располагается таким образом, чтобы не превышалась средняя скорость 50 км/час. Ширина стартовой площадки для одиночной машины должна составлять 30 м, а для мотоцикла с коляской-15 м. Уменьшение этой ширины до обычной должно проходить постепенно, чтобы не возникло препятствий во время гонок. Трассы для автокроссов. Кольцевая трасса должна быть длиной от 60 до 2000 м и шириной от 10 до 16 м. Для прокладки трассы может быть использован плоский или холмистый естественный участок с любой не стабилизованной поверхностью (но лишенный канав, наполненных водой). От стартовой линии до первого виража предусматривается прямой отрезок длиной 80 м. Прямые отрезки должны иметь максимальную длину 200 м, после 150 м направление меняется примерно на 45°.
Трассы для гонок на малолитражных автомобилях Поверхность должна состоять из прочного материала, бетона или асфальта. Минимальная длина кольцевой трассы для малолитражных автомобилей составляет 440 м, минимальная ширина -6 м, она должна проходить таким путем, чтобы прямые отрезки были 50, 75 и 150 м. Уклон в длину не должен превышать 5%, поперечный уклон-10%. Турнирные площадки. Они должны быть из бетона или иметь другие прочные, плоские покрытия, не дающие пыли. Размеры зависят от паркура или от количества установленных секций.
Категории, группы и классификация. Мотоциклы в мотоциклетном спорте разделяются на категории, группы и классы. К категории I относятся: группа А 1-одиночные мотоциклы (сольные); группа А 2-роллеры; группа А 3-мопеды с педалями; группа В 1-мотоциклы со съемными прицепами; группа В 2-мотоциклы с постоянно приделанными колясками; группа В 3-мотоциклы с тремя колесами. К категории II относятся: группа С-специальные двухколесные мотоциклы; группа В-специальные 3-колесные мотоциклы; группа Е-скоростные мотороллеры, группа Ф-спринтерские мотоциклы и драгстеры. Мотоциклы по их рабочему объему цилиндра делятся на следующие классы: категория I, группа А 1 и А 2: 50, 75, 100, 175, 250, 350, 500, 750, 1000 и 1300 см3; группа А 3: 50 и 75 см3; группа В 1, В 2 и В 3: 250, 350, 500, 750, 1000 и 1300 см3; категория II, группа Е: 250, 350, 750 и 1300 см3, в группе С и Д классификация не определена.
Необходимо указать, что для ротационного двигателя и двигателей с подвижной системой существует определенный фактор пересчета. Специальные мотоциклы. Строгие международные правила определяют внешний вид и основную концепцию специальных машин по отдельным дисциплинам. Эти правила подлежат изменениям через специальную комиссию ФИМ. Мотоциклетная промышленность принимает участие в производстве специальных машин благодаря крупносерийному и малосерийному производству. Несмотря на то что существуют строгие предписания, постоянно возникают новые технические возможности и варианты, которые используются особенно активными гонщиками и коллективами с тем, чтобы внести в конструкцию изменения и улучшения. Специальные мотоциклы в общем отличаются тем, что с них не обязательно снимать необходимые принадлежности, т.к. при уменьшении веса повышается скорость.
Гоночные машины для шоссейных гонок. Двигатель в таких машинах предназначен для высоких скоростей на укрепленных и гладких (скользких) дорогах, и поэтому срок действия его весьма ограничен. Эти машины имеют облицовку для того, чтобы по возможности меньше испытывать сопротивление воздуха. Для того чтобы достичь незначительного сопротивления качению при сохранении достаточной боковой стабильности и сцепления колес с дорогой, применяются специальные покрышки.
Спринтерские машины и драгстеры. Двигатель, шасси, облицовка и покрышки предназначаются для развития высоких скоростей на дистанциях 500-1000 м, причем соревновательные отрезки не имеют виражей.
Машины для спидвея и для гонок на дистанциях с травяным и песчаным покрытием. Двигатель с большой конденсацией, стабильность требуется только на короткую дистанцию. Поэтому у машин имеется только маленький бак и нет тормозов (торможение проводится ногой, обутой в ботинок — «стальной ногой»).
Машины для мотокросса. Двигатель предназначен как для достижения максимального ускорения с высоким вращающим моментом, так и для самых высоких скоростей. В общем, такие машины имеют короткую передачу, так как средняя скорость составляет 40-42 км/час. Из-за неровности местности и больших для этого вида соревнований прыжков машины отличаются большим ходом амортизатора. Амортизирующие элементы при этом подвержены большим нагрузкам.
Машины для соревнований «триаль». Двигатель изготавливается таким образом, что без приведения в действие сцепления, с места, т. е. нулевого ускорения, можно непрерывно развить ускорение. При этом применяется маленький пропуск зажигания с незначительным поперечным сечением, для того чтобы достичь эластичности в нижнем диапазоне изменения числа оборотов. Коэффициент трансформации очень высок для того, чтобы привести в соответствие требующиеся незначительные скорости с числом оборотов двигателя. Шасси такое же, как и у спортивной машины для гонок по местности. Машины для гонок по местности. Двигатель подобен двигателю машины, предназначенной для мотокросса, однако для надежности на длинных дистанциях «несколько смещен назад». Шасси такое же, как и у машин для мотокроссов.
Спортивные мотоциклы. Наряду со специальными машинами в соревновании допускаются серийно изготовленные машины, которые по своей конструкции соответствуют предписаниям Женевской конференции 1949 г., и производитель их должен до 1 марта ежегодно продать не менее 200 таких машин. Для спортивных машин через соответствующие национальные федерации устанавливаются правила для того, чтобы осуществлять контроль за серийностью производства.
Автомобили в мотоспорте подразделяются на автомашины, у которых имеются минимум 4 колеса, поставленные не по прямой оси (2 из них выполняют функцию управления, а 2 других — функцию привода), и на автомашины, которые приводятся в действие не через колеса.
Категории, группы и классификация. Для всех соревнований, кроме рекордных заездов, автомобили разделяются на категории и группы в зависимости от рабочего объема цилиндров двигателя. Категория А: гомологированные серийные автомобили. Приведенные в скобках цифры указывают на минимальное количество машин, выпускаемых в течение 12 последующих месяцев для группы 1-3 и в течение 24 месяцев для группы 4.
Группа 1. Турнирные автомобили серийного производства (5000). Автомобили изготавливаются большими сериями. Допустимые работы с автомобилями ограничиваются нормальным уходом и заменой поврежденных агрегатов исходными деталями. Изменения и дополнения разрешаются только в рамках специальных технических предписаний ФИА.
Группа 2. Туристические автомобили (1000). Машины серийного производства, выпускаемые для спортивных соревнований. Изменения и дополнения также обусловлены техническими предписаниями, установленными ФИА. К этой группе относятся также автомобили группы 1, которые подверглись изменениям и дополнениям, превышающим требования группы 1.
Г руппа 3. Автомобили серийного производства G (1000). Большие туристические автомобили, выпускаемые ограниченной серией, имеющие минимум 2 сиденья и обладающие либо наибольшей мощностью, либо лучшим комфортом. Для изменения и дополнений обязательны технические предписания для группы.
Группа 4. Автомобили Т-400. Выпускаемые небольшой серией автомобили с 2 и более сиденьями, предназначенные специально для гонок. К этой группе относятся также автомобили из группы 3, которые подверглись изменениям и в их конструкцию были внесены дополнения, превышающие установленные предписания для группы 3.
Группа 5. Специальные автомобили из групп 1-4. Для этих автомашин не требуется минимальное число изготовленных машин. Однако основой для них должны быть машины, которые относятся по классификации к группам 1 — 4. Разрешаются все изменения и дополнения, которые обязательны для этих групп.
Категория Б: гоночные автомобили. Это автомобили, которые выпускаются исключительно для скоростных соревнований. Они называются международными формулами и используются короткий период времени. Гоночные автомобили, которые не принадлежат ни к какой международной формуле, называются автомобилями свободной формулы («формула либре»).
Группа 6. Двухместные гоночные автомобили. Они изготавливаются специально для скоростных соревнований на закрытых кольцевых трассах. Эти автомобили подчинены общим техническим предписаниям 1-5 групп и должны иметь минимальную массу в соответствии с их рабочим объемом цилиндров двигателя.
Группа 7. Одноместные гоночные автомобили. Эта группа разделяется на формулу 1, формулу 2, формулу 3. Для всех этих формул действуют общие правила, которые дополняются требованиями в отношении массы, конструкции, места для водителя, пуска двигателя, отверстия для заправки горючего, выхлопной трубы, масляного фильтра и радиатора. Для формул 1 и 2 существуют дополнительные требования в отношении кузова, деформируемых конструкций поверхностей баков для горючего и т.д. Технические требования, предъявляемые к формуле 1: время использования 1 год.
Поршневой двигатель без поддува, с рабочим объемом цилиндра 3000 см3, с поддувом -1500 см3. Применение турбинных двигателей допустимо при соблюдении сравнительных формул. Самое большее число цилиндров-12. Минимальный вес без балласта 575 кг.
Формула 2: время использования пять лет.
Поршневые двигатели без поддува с рабочим объемом цилиндра 2000 см3.
Двигатель выбирается произвольно. Количество цилиндров устанавливается максимально 6, минимальный вес без балласта до 500 кг, ширина кузова 130 см. Ведущие колеса (максимально-2), с применением пятиступенчатой коробки передач.
Формула 3: время использования 2 года.
Применяются исключительно поршневые или роторные двигатели с максимальным рабочим объемом 2000 см3 и с наибольшим количеством цилиндров-4. Блок цилиндров, головка блока должны быть от серийного двигателя автомобиля, который ежегодно выпускается серией минимум 5000 штук. Группа 8. Гоночные автомобили «формула либре». Все технические требования этой произвольной формулы устанавливаются соответствующими национальными автомобильными федерациями, но в любом случае они должны соответствовать общим предписаниям ФИА по безопасности. Классификация. Автомобили групп 1-6 разделяются соответственно по их рабочему объему цилиндров на следующие классы: класс 1 до 500 см3; класс 2 свыше 500 до 600 см3; класс 3 свыше 600 до 700 см3; класс 4 свыше 700 до 850 см3; класс 5 свыше 850 до 1000 см3; класс 6 свыше 1000 до 1150 см3; класс 7 свыше 1150 до 1300 см3; класс 8 более 1300 до 1600 см3; класс 9 свыше 1600 до 2000 см3; класс 10 более 2000 до 2500 см3; класс 11 2500 до 3000 см3; класс 12 свыше 3000 до 4000 см3; класс 13 более 4000 до 5000 см3; класс 14 более 5000 до 6000 см3; класс 15 свыше 6000 см3.
Категории, группы и классификация для рекордных заездов. Автомобили делятся на специальные категории, группы и классы. Категория А включает 7 групп с 11 классами, а также 3 группы и 3 весовых категории; категория Б включает в себя группу I с 6 классами; категория В, Г: машины без классификации по объему рабочего цилиндра и весовой категории. К-автомобили (картинг). Деление следует на 5 классов и одну формулу класса. Различаются: одноцилиндровые, серийные двигатели и двигатели серийного производства с двумя цилиндрами. Автомобили формулы К имеют общий минимальный вес, который состоит из веса экипированного гонщика и общего веса автомобиля вместе с двигателем. Автомобили для автокросса подразделяются на 2 категории. К категории А относятся автомобили групп 1-4; к категории Б (багги)-автомобили, у которых агрегаты шасси серийного производства с элементами передачи и двигатели от машин серийного производства. Далее специальные машины для автокроссов, у которых возможные изменения и дополнения выходят за рамки технических требований для групп 1-4. Автомобили с приводом для всех ведущих колес не допускаются.
Обеспечение безопасности. Международными правилами предусматривается применение приспособлений, обеспечивающих безопасность на автомобилях. Сюда относятся, например, дополнительные блокирующие приспособления для капота двигателя, для капота багажника и др. (защита бензопроводов и электрокабеля, ремни безопасности, системы огнетушения, дуги безопасности, безопасный бак для горючего).
Экипировка. Почти для всех мотоспортивных дисциплин требуется обязательное ношение защитного шлема. Особые правила существуют для всех скоростных соревнований: защитные шлемы должны соответствовать требованиям международного стандарта и быть опробированы и допущены международной федерацией или гомологированы.
В мотокроссе гонщики экипированы кожаными куртками и кожаными брюками, они носят защитные очки и перчатки, а также жесткую, доходящую до колен обувь (мотоциклетные боты или сапоги с высокими голенищами), они не должны быть подбиты гвоздями. Во всех соревнованиях, кроме мотокросса, спортсмены экипируются кожаными комбинезонами.
В автомобильном спорте все больше увеличивается спрос на комбинезоны из невоспламеняющегося материала, плотно прилегающие в запястьях и щиколотках, на прочные, невоспламеняющиеся кожаные перчатки, а также на обувь, не подбитую гвоздями.
Защитные очки и водоотталкивающая одежда обязательны для открытых автомобилей. Квалификация и допуск. Мотоспортом может заниматься каждый член клуба или союза, у которого по состоянию ежегодно контролируемого здоровья нет противопоказаний. Предпосылкой для участия в соревнованиях является классификационный документ в форме удостоверения или лицензии от соответствующей национальной федерации. Для выставления кандидатуры необходимо выполнить соответствующие нормативы. Водитель, имеющий удостоверение, может потребовать выдачи лицензии, если он в своем классе в одной дисциплине от 1 до 5 раз занимал с 1-го по 5-е место. Он должен получить лицензию в том случае, если он выполнит определенные нормативы. Лицензия водителя дает ему право принимать участие в национальных чемпионатах и является ступенькой для получения международной лицензии, которая дает право гонщику участвовать в международных соревнованиях- при условии предварительного согласия национальной федерации. Удостоверения и лицензии действуют в течение одного календарного года. Физически неполноценные люди могут получить удостоверение или лицензию, однако исключаются люди с одной рукой или с одной кистью. Если на соревнованиях выставляется автомобиль, владелец которого не имеет удостоверение или лицензии, то в этом случае необходима лицензия водителя, она может быть выдана юридически ответственному лицу.
Правила. При проведении мотоспортивных соревнований для всех участников обязательно международное правило ФИМ или ФИА, а также установленные национальной федерацией спортивные правила. Правила, установленные национальной федерацией, не могут изменять требований международной федерации относительно международных соревнований или отменять их.
Соревнования по мотоциклетному спорту. Различаются международные, национальные, открытые, закрытые соревнования и др.
Международными соревнованиями считаются такие соревнования, которые заявлены национальным союзом в соответствующей международной федерации и внесены в международный календарь. Открытые соревнования разрешаются национальным союзом исключительно для членов союза. В закрытых соревнованиях могут принимать участие только гонщики определенной категории допуска, в резервированных соревнованиях-только гонщики, которые соответствуют установленным специальным требованиям.
Шоссейные гонки назначаются для всех классов или для любого количества классов мотоциклов или автомобилей. Наибольшее число участников в гонках одного класса определяется в соответствии с предписаниями, установленными протоколом комиссии по приему трассы. Если заявлено большое количество участников, то решающими для допуска к старту являются результаты тренировок. Общая дистанция, которую необходимо пройти в одном классе, определяется правилами. Победителем гонки считается тот, кто за самое короткое время пересекает линию финиша.
Спидвей. Соревнования по спидвею проводятся с участием 16 гонщиков и 2 запасных, которые стартуют в 20 заездах. Каждый гонщик стартует 5 раз, и в каждом заезде у него 3 других конкурента. Победитель каждого заезда получает 3 очка, занявший второе место-2 очка, третье-1 очко. Эти оценки применяются также на соревнованиях между парами и в командных соревнованиях, причем количество гонщиков может быть различным. Спидвей на льду. Правила соответствуют тем, которые применяются в обычном спидвее.
Гонки на травяном и песчаном треке. Количество классов и количество стартующих в одном классе гонщиков является определяющим для системы проведения соревнований. Проводятся предварительные заезды, так называемые старты надежд, полуфинальные заезды и финальные заезды. Занятое место в одном заезде является решающим для дальнейшего старта или выхода из соревнований. Мотокросс, как правило, проводится в 2 заезда. Гонки могут проводиться в 1 заезд, в 2 заезда, или в 2 заезда и 1 финальный заезд на дистанции общей протяженностью от 40 до 60 км, или в 2 заезда на время-каждый заезд по 40 мин плюс 2 круга. Обычно проводится последний вид заездов. За занятые места в обоих заездах начисляются очки (оценка по очкам). Гонщик с наибольшим количеством очков является победителем.
При равном количестве очков решающим является лучшее время.
Многодневные соревнования на мотоциклах (соревнования на проверку надежности). Езда по местности на мотоцикле проводится исключительно для одиночных машин. Обычно проводятся однодневные или двухдневные соревнования на трассах одного дня протяженностью до 300 км. Трасса проходит по открытым дорогам и шоссе, а также по местности различной степени трудности прохождения. Контроль за точностью прохождения трассы и временем проводится контрольными пунктами проезда. Пропуск контрольных пунктов, а также превышение или сокращение предусмотренного времени наказывается штрафными очками. Различными специальными соревнованиями выявляются способности гонщика и дается оценка в «положительных» очках. Победителем в классе считается гонщик с наименьшим количеством штрафных очков, а при равном количестве штрафных очков «положительные» очки, полученные в спецзаездах, засчитываются как вспомогательные. Самыми известными командными соревнованиями этого вида являются Международные шестидневные соревнования на приз или серебряный кубок.
Триал. Соревнования, как правило, проводятся для 2 классов (до 2000 м3, более 2000 см3). Для проведения соревнований размечается кольцевая трасса с естественными или искусственными секциями (соревновательные участки). Длина участка на кольце должна быть минимум 50 км, причем количество секций может быть любым (в большинстве случаев превышает 100). Между секциями находятся нейтральные зоны. Гонщики проходят большее количество этапов (кругов). Каждому гонщику задается общее время для прохождения трассы. Если это время не соблюдается, то гонщик получает штрафные очки или даже исключается из соревнований. При прохождении специально отмеченных участков штрафными очками оценивается упор ногой о грунт, остановка, глушение мотора и пр. Победителем в классе считаются гонщики с наименьшим количеством штрафных очков.
Туристические целевые поездки-ралли. Различаются вида ралли: ралли с ярко выраженным спортивным характером, а также ралли в качестве туристической целевой поездки. При проведении спортивного ралли устанавливаются трассы, время, требующееся для их прохождения, и проводятся специальные испытания (трассы для спринта, слалома или гигантского слалома, трассы для скоростной езды на подъем и трассы равномерной езды). Соблюдение установленных требований и заданий участниками соревнований оценивается с помощью контрольных пунктов времени и проезда. Превышение времени и ошибки вождения штрафуются. Дистанции на международных соревнованиях — от 1000 и более километров.
Соревнования на автомобилях формулы К (картинг).
На соревновании проводятся контрольные, предварительные и один финальный заезд как чисто скоростное состязание (очередность решается на старте) или они проводятся по групповой системе, наподобие гонок спидвей, с оценкой результатов в очках. Гонщик с наибольшим количеством очков объявляется победителем.
Автокросс. На каждом соревновании дается по меньшей мере 2 попытки для каждого гонщика. На старте могут находиться рядом только 2, самое большее 4 автомобиля в первой очередности. Второй заезд-через 2 сек, третий-спустя 25 сек, дальнейшим условием является то, что кольцевая трасса должна быть длиннее, чем 1000 или 1500 м. Стартовая группа составляется организатором соревнований. Победителем является гонщик, показавший самое лучшее время независимо от того, в какой попытке он его показал. Нарушение габаритной границы трассы штрафуется 5 очками, фальстарт 10 очками. Исключение из соревнований следует в том случае, если габариты трассы проходятся не с той стороны.
Ралли-кросс. Условия подобные условиям автокросса. Кольцевая трасса должна быть длиной от 3000 до 6000 м. В гонках участвуют только закрытые автомашины группы 5; автомашины не делятся на классы.
Турниры для автомобилей и мотоциклов. Применяется расставленная на отмежеванном поле маркировка (деревянные столбики). Ограничители, стойки, решетки и т. д. образуют различные секции, которые обозначаются как въезд в ворота, поворот, остановка перед стеной и прочее. Оценка-по очкам при учете времени езды и задетых или сдвинутых маркировок.
Соревнование на ориентирование. Длина трассы- отрезок до 150 км. Водитель или экипаж одного автомобиля или мотоцикла получает маршрутные документы в форме цифровых данных или символов, описательных текстов, данных о направлении и т. д., а также данных о запланированном для прохождения трассы времени. На известных и неизвестных контрольных пунктах проверяется правильность прохождения трассы всеми участниками. За ошибки водители получают штрафные очки. Водитель или команда с наименьшим количеством штрафных очков является победителем в своем классе.
Соревнование ветеранов. Оценивающим фактором является состояние автомашины, на которой проводятся соревнования; это может быть или мотоцикл (одиночная машина или мотоцикл с коляской), или автомобиль. За отклонения от первоначальной формы конструкции вычитываются очки из идеальной оценки. В спортивной части соревнования вторым фактором оценки является прохождение трассы в 40 и 60 км. В обязательные элементы соревнования включаются проверка результатов ускорения, контроль торможения и регулярность движения. Оценки выносятся по очкам, причем оба оценивающих фактора являются решающими при подведении итогов.
Организация соревнований. Соревнование должно быть объявлено, и на его проведение должно быть дано разрешение. Положение о соревнованиях содержит все правила и обязанности организаторов и участников. Разрешение выдается национальными федерациями, для международных соревнований они выдаются ФИМ или ФИА. Для участия в одном соревновании требуется подача заявки. Если она принимается организатором соревнований, то между организатором и гонщиком возникают правовые отношения, которые должны соблюдаться обеими сторонами.
Организатор имеет право без указания причин отклонить заявку. Автолюбитель может быть заявлен в соревновании для заезда только на одном автомобиле. Замена автомобиля во время соревнований запрещена.
Обязательная тренировка. Соревнования на закрытой трассе требуют от водителя обязательной тренировки. Для этого необходимо, чтобы водитель ознакомился с трассой. Допуск к старту и порядок очередности выхода на старт определяются по показанному на тренировке времени.
Руководящие органы в проведении гонок. За проведение соревнований отвечает организатор. Он решает вопросы относительно приема заявок и полностью ответствен за подготовку, организацию и проведение соревнований.
Судейская коллегия. Следит за ходом соревнований и выносит решения по протестам, которые подаются со стороны участников, представителей и судей.
Техническая комиссия. Все автомобили перед тренировкой или соревнованиями подлежат контролю, который проводится техкомиссией.
Закрытый парк и боксы. Подготовка к тренировке или гонке проводится в боксах. Промышленность, выпускающая оборудование, предоставляет в распоряжение гонщиков технические услуги для проведения гонок, которые облегчают соответствующий ремонт. В боксах во время проведения соревнований можно произвести небольшой ремонт, причем количество помощников ограничено. Последующая заправка горючим может производиться только в закрытом парке. Представители условными знаками сообщают гонщикам об отставании или преимуществе во времени и о занимаемом месте. Замена гонщика возможна, если он ранее был записан в заявке. В случае возникновения необходимости в замене второй гонщик обязан иметь такую же классификацию, как и первый гонщик.
Посторонняя помощь. Пользоваться такой помощью можно только в рамках действующих правил. Обычно посторонняя помощь запрещена. Принадлежность к национальности. Во время международных соревнований гонщики различаются благодаря разным цветам защитных шлемов и автомобилей. Гонщики ГЕРМАНИИ в мотоспорте носят белые шлемы с черной полоской и эмблемы ГЕРМАНИИ.
Цвет. Стартовые номера. В мотоспорте отдельные классы различаются по окраске корпуса машины и номера следующим образом:
В мотоциклетном спорте. Трехколесные мотоциклы и одиночные машины до 50 см3: белое основание, черные цифры; одиночные машины до 125 см3: черное основание, белые цифры; одиночные машины до 175 см3: красное основание, белые цифры; одиночные машины до 250 см3: зеленое основание, белые цифры; одиночные машины до 350 см3: синее основание, белые цифры; одиночные машины более 350 см3: желтое основание, черные цифры; одиночные машины до 125 см3: черное основание, белые цифры; одиночные машины до 250 см3: зеленое основание, белые цифры; одиночные машины,до 500 см3 и мотоциклы с коляской: желтое основание и черные цифры.
В езде по местности на мотоциклах: желтое основание, черные цифры. Национальные команды, которые соревнуются на приз, имеют на переднем знаке под стартовым номером букву Т, соревнующиеся на серебряный Кубок-букву V.
Сигнальные флаги. Сигналы во время проведения соревнований подаются при помощи флагов судьями, которые имеют на это право. Красный флаг: немедленно остановиться всем участникам!; желтый флаг: внимание! опасность!; взмахами желтым флагом: непосредственная опасность! быть готовым сделать остановку!; зеленый флаг: ранее показанная опасность миновала; голубой флаг, неподвижный : вас догоняет другой участник; желтый флаг с поперечной красной полосой: внимание! на трассе разлито масло! на трассе находится служебный автомобиль!; черный флаг в сочетании с белым номером: автомашина с указанным номером должна на последнем круге остановиться у бокса; флаг в черно-белую клетку: финиш. Награды. Для награждения за высокие результаты выделяются призы, а также медали или памятные жетоны. В случае «мертвых гонок» (две машины с одинаковыми результатами пришли на финиш) оба гонщика объявляются победителями. Далее места распределяются только начиная с 3-го. Протесты и взыскания. Протесты участников и замечания судей могут быть поданы в судейскую коллегию в период определенного промежутка времени в письменном виде. Решением судейской коллегии или национального союза могут быть наложены следующие взыскания: предупреждение, временное отстранение, дисквалификация или денежный штраф. Для обжалования вынесенных мер наказания возможна апелляция, решение по которой дает вышестоящая спортивная инстанция. Зачетные дисциплины. Если чемпионат проводится по многим заездам, то для участников засчитываются результаты, которые получены из формулы н/2—hi—х или н+1/2—х/н. Количество заявленных заездов-н, х-количество зачетных заездов. На основании действующих в данное время международных правил объявляются победители и занятые места на каждый заезд и подводятся результаты дня, которые затем переводятся в очки чемпионата. За первое место дается 15 очков, за второе-12, за третье-10 и т.д. Общая сумма очков, полученная за зачетные этапы (заезды), на чемпионате определяет победителя. При равном количестве очков место определяется на основании лучшего результата и повторном заезде (этапе). Чемпионаты мира и Европы. Чемпионаты мира проводятся по шоссейным гонкам (для мотоциклов и автомобилей), по гонкам на песчаных трассах, по спидвею, спидвею на льду и по мотокроссу. Чемпионаты Европы проводятся по шоссейным (кольцевым) гонкам (также для мотоциклов и автомобилей), гонкам на песчаных трассах, спидвею, по мотокроссу и триалу. Для проведения этих соревнований ежегодно ФИМ и ФИА устанавливают правила. Если чемпионаты проводятся по нескольким заездам, то в таких случаях оценивается определенное количество заездов, на которых отдельные гонщики показывали свои наилучшие результаты. За показанный результат в одном зачетном заезде даются следующие очки: за 1-е место-15 очков, за 2-е-12, за 3-е-10, за 4-е~8, за 5-е-6, за 6-е-5, за 7-е-4, за 8-е-3, за 9-е-2 и за 10-е-1. Наряду с личными чемпионатами мира и Европы для отдельных гонщиков существуют командные чемпионаты по видам спорта и чемпионаты мира в парных гонках, а также чемпионаты марок для мотоциклетной и автомобильной промышленности. Рекорды. Устанавливаются местные, национальные, международные и мировые рекорды на различных дистанциях и в установленных классах, в отдельных попытках, но не в соревнованиях с общим стартом.
Мировые рекорды для мотоциклов. Рекорды на короткие дистанции устанавливаются при старте с места на 1/4 мили, 1 км, 1 милю; при старте с хода на дистанции в 1 км и 1 милю. Рекорды на длинные дистанции при старте с места или старте с хода могут устанавливаться на 10, 100 и 1000 км, рекорды на время при старте с места или старте с хода могут устанавливаться в течение 1, 6 и 12 час.
Мировые и международные рекорды для автомобилей. Рекорды трасс устанавливаются при старте с хода на дистанциях 1 км и 1 миля, при старте с места на дистанциях: 10, 100, 500, 1000, 5000, 10000, 25000, 50000 и 100000 км или на дистанциях: 10, 100, 500, 1000, 5000, 10000, 25 000, 50000 и 100000 миль. Рекорды ускорения при старте с места существуют на дистанциях 1/4 мили, 0.5 и 1 км, рекорды времени при старте с места более 1, 6, 12 час. Все рекорды должны быть сообщены и утверждены.
Техника. В мотоспорте техника вождения отличается в зависимости от видов машин. Поэтому ее можно изложить только в общих чертах.
Техника вождения мотоцикла. Основной школой для всех видов вождения должно быть соревнование. В этом виде спорта овладевают вождением автомобиля при относительно низких скоростях. В общем предпочитается мягкая, непрерывная, щадящая машину техника вождения, которая развилась в единичных видах мотоспорта и стала смешанным способом вождения. Эта техника характеризуется стоянием на подножках на трудных участках и сидением при езде по обычной местности. Стояние на подножках имеет особое значение в мотокроссах, т.к. применяемая техника прыжка возможна только при таком способе. Шоссейные гонки, наоборот, требуют такой техники, при которой противодействующее ходу езды аэродинамическое сопротивление благодаря уменьшению площади лобового сопротивления было бы как можно меньше. Поэтому гонщик верхней частью плотно прижимается к баку. На виражах гонщик выпрямляется и крепко сжимает бак коленями. Гонщики международного класса предпочитают при быстрой езде такую технику вождения на виражах, при которой колени раздвинуты под прямым углом к внутренней линии виража.
При спидвее, гонках на песчаной и травяной трассе гонщики вытягивают на вираже вперед и вниз левую ногу, обутую в специальную защитную обувь (стальной башмак), и, касаясь земли, выравнивают раскачивающуюся машину. В спидвее на льду нога в соответствующей обуви скользит по поверхности льда. Хорошее взаимодействие основного водителя и второго бокового гонщика (колясочника) необходимо при соревнованиях на трехколесном мотоцикле (мотоцикл с коляской). Во время гонок по прямой колясочник лежит в коляске, на виражах он наклоняется вправо или, нагружая заднее колесо, влево (если коляска находится справа от машины), уравнивает центробежную силу. В различных случаях во время езды на виражах применяется также техника из автомобильных гонок. Техника автомобильных гонок. Гонщик сегодняшнего дня должен овладеть в качестве новой техники вождения на виражах приемами силового скольжения (Пауэрслайд) и приемами езды боком (Броад- сайд). Гонщик пытается по возможности выпрямить виражи дороги, этим он увеличивает радиус поворота.
Техника Пауэрслайд. Автомобиль с увеличенной скоростью направляется в поворот, так что задняя часть автомобиля под влиянием центробежной силы перемещается на внешнюю сторону трассы. Гонщик управляет машиной благодаря специальной подготовке и с большой скоростью проходит повороты.
Техника Броадсайд. На поворотах, которые быстро и безостановочно проходятся, гонщик заставляет ведущие колеса слегка скользить так, что автомобиль только немного соскальзывает в сторону и поэтому проходит повороты как бы в поперечном положении. Управляемые колеса не поворачиваются. Виды стартов. Различаются одиночный и групповой старт, старт с места и старт с хода. Самым распространенным видом старта является групповой старт с незаведенным двигателем. Решающим для построения в групповом старте является лучшее время, показанное во время обязательной тренировки (лучшее время означает самое благоприятное место на старте). При единичном старте во время гонок по горной местности и в заездах надежности обычно дают старт с заведенным мотором. В этом случае дается интервал в 1-2 мин. Отсчет времени при этом ведется с момента, когда подается стартовый сигнал. При старте с хода линия старта пересекается в движении. Отсчет времени при этом ведется с момента пересечения стартовой линии первым участником. При старте с выключенным мотором машины стоят немного под углом к направлению движения на одной стороне трассы, в то время как гонщик на другой стороне трассы ожидает сигнала старта для того, чтобы тотчас же бежать к автомобилю, запустить двигатель и стартовать.
Индианаполис-старт-это старт, при котором автомобили позади ведущего автомобиля проделывают так называемый «мертвый круг», при этом необходимо соблюдать место, полученное во время стартового построения.
Специальные способы производства и формы эксплуатации. Во многих странах предпринимаются меры для того, чтобы предотвратить «неорганизованные гонки» прежде всего среди молодых владельцев автомашин. Каждый автолюбитель может доказать свое умение и искусство вождения на соответствующих соревнованиях, в особенности во время Занятия спортом в свободное время и на отдыхе. Для дальнейшего технико-теоретического обучения организуются клубы. Для того чтобы занимающиеся мотоспортом соответствовали высоким духовным и физическим показателям, необходимо вести спортивный образ жизни, иметь стабильную или постоянно улучшающуюся спортивную форму. Общая физическая подготовка и дополнительная тренировка организуются и проводятся мотоклубами. Во время занятий спортом на отдыхе особенной популярностью пользуются следующие соревнования:
Звездные пробеги развиваются в общественное, спортивное мероприятие. Эти пробеги могут проводиться с условиями или без них (например, минимальное количество пройденных километров или определенное время). Фиксируется только время прибытия к цели.
Интересны также соревнования на ориентирование, поиск по картинкам, буквам и условным знакам. При поиске по картинкам водители получают в начале поездки одну или несколько картинок, на которых в большинстве случаев изображены достопримечательности местности. На пути к этим разыскиваемым объектам находятся контрольные пункты, которые либо подтверждают правильность находки, либо дают новые задания для поиска.
При поиске по буквам участники получают задание найти в установленное время слово или пароль во время поездки по местностям или городам, начальные буквы которых составляют искомое слово или пароль. Задание поиска по условным знакам состоит в том, чтобы определить один или несколько объектов и приехать к соответствующему объекту или к нескольким объектам. При таких соревнованиях нужно укладываться в определенный километраж.
Охота за лисами. При заездах «Охота на лис» стартует весь экипаж в качестве «лисы» с определенной временной форой. Он оставляет в любых местах своего следования пометки, о которых было заранее договорено, но которые могут и сбить с пути того, кто преследует, чтобы оттянуть погоню. Заезды на правильность вождения автомобиля с учетом правил общественного транспорта. При таких заездах поведение водителя в общественном уличном транспорте проверяется на основании правил и оценивается в очках. В большинстве случаев такие заезды проводятся совместно со службой дорожного движения.
Экономическое вождение. Это заезды на автомашинах серийного производства, во время которых водитель должен проделать определенный путь, после чего опорожненный перед этим бак заполняется и пломбируется. На финише водитель может установить, находится ли расход горючего в пределах технической границы, которая обязательна для используемого им типа автомашины.
Туристические поездки. Эти заезды в самой разнообразной форме организуются мотоклубами. Они способствуют тому, чтобы члены мотоклуба ближе знакомились с достопримечательностями своего края и расширяли свои знания.