Мудрость учения Патанджали
Рубрика: ТеорияПатанджали, возможно, был наставником йоги, хорошо разбиравшимся в ее философии и практике. Время его жизни неизвестно — некоторые источники свидетельствуют о том, что он жил в III—II веках до н. э., другие говорят о II веке. Приписываемые его перу «Сутры йоги» вбирают в себя всю мудрость учения. Основные идеи этого произведения не принадлежат ему самому, Патанджали просто объединил все знания йоги и пересказал их в форме кратких афоризмов. Главная его заслуга в том, что он систематизировал мудрость йоги, придав ей законченную форму. С этого момента йога перестает быть набором разрозненных и не всегда понятных рассуждений о духовности и становится признанной философской системой. Патанджали оказал большое влияние на развитие йоги — его система получила известность как классическая йога. Философские концепции сегодняшней йоги во многом отталкиваются от идей Патанджали о внутренней сущности человека, иллюзорности окружающего мира и перевоплощении. «Сутры йоги» — это небольшое произведение, насчитывающее 195 афоризмов, заключенных в четыре главы:
— о духовных целях йоги;
— о практических занятиях;
— о силах, появляющихся у человека благодаря занятиям йогой;
— о конечной цели — свободе духа и способности к перерождению.
Сами главы — сутры (это название можно перевести как «нити») построены таким образом, чтобы постоянно напоминать читателю о том или ином важном элементе учения, и это не просто дань традиции. Предполагалось, что эти афоризмы должны были заучиваться наизусть и произноситься наставником вслух.
«Сутры йоги», написанные Патанджали, в течение долгого времени толковались и обсуждались. В принципе, для того чтобы разгадать их скрытый смысл и точно знать, как воспользоваться этим знанием на практике, необходимо изучить их самих и их толкования. Вот примеры афоризмов Патанджали.
— Йога — это умение контролировать малейшие движения разума.
— Ложное знание — это знание, которое основано на неправильном представлении о сущности предмета.
— Отрешение от мира — это самосозидание; это свобода от любого влечения к тому, что можно увидеть или услышать.
В «Сутрах йоги» мы также находим девять уровней классической йоги — систему, которой опытные наставники пользуются до сих пор. Это разрешения и запреты (так называемые «яма» и «нияма»), позы (так называемые «асаны» — те, на которых основывается большинство практических занятий йогой), дыхательные упражнения и три степени духовной свободы:
— Пратьяхара (освобождение от чувств);
— Дхарана (концентрация);
— Дхьяна (медитация).
И, наконец, главная цель:
— полное освобождение духа, или состояние Самадхи.
Все они естественным образом взаимосвязаны, и занятия на одном из уровней выливаются в занятия на другом. Если вы в действительности серьезно собираетесь заниматься йогой, то в определенный момент вы почувствуете необходимость войти в состояние, сочетающее в себе одновременно черты всех этих уровней, хотя главная цель — освобождение духа — так и останется недоступной для вас, пока вы не посвятите себя йоге полностью. Патанджали жил в то время, когда многие философские школы пользовались небывалой популярностью. Его неоценимая заслуга состоит в том, что благодаря его работам учение йоги выжило и заняло то важное место в системе морально-этических взглядов человечества, которое занимает сейчас.