Нападающий удар в волейболе
Рубрика: Упражнения и игры для детейТехника нападающего удара состоит из исходного положения и ряда последовательных фаз: разбега, отталкивания от опоры, удара по мячу в прыжке и приземления (рис. 9 и 10).
В исходном положении туловище волейболиста находится в вертикальном положении, ноги почти прямые, руки опущены вниз, взгляд направлен на двигающийся мяч.
Фаза разбега делится на начало разбега, выполняемое в замедленном темпе и состоящее из шага левой или правой ногой; середину разбега — ускорение в 1—2 шага; напрыгивание с наибольшей скоростью.
В последний момент разбега — напрыгивание — левую (правую) ногу, незначительно согнутую в коленном суставе, волейболист ставит на пятку. Такая постановка стопы способствует стопорящему движению. Максимально увеличивая скорость разбега при напрыгивании, игрок сгибанием ног в тазобедренных суставах опускает центр тяжести вниз, при этом правая (левая) нога, согнутая в коленном суставе, подготавливается к выносу вперед для постановки рядом с левой. Руки для предстоящего махового движения вперед — вверх отводятся назад — вниз.
Фаза отталкивания от опоры начинается с маховых движений рук еще до активного разгибания ног, в момент приставления правой стопы к левой. При этом центр тяжести, в результате увеличения угла сгибания ног в коленных и тазобедренных суставах, продолжает опускаться вниз и оказывается вынесенным за опору.
Далее благодаря активному разгибанию ног и продолжающемуся движению рук центр тяжести перемещается вперед — вверх. Отталкивание от поверхности площадки завершается носками стоп.
В начале безопорной фазы туловище и ноги выпрямлены, левую руку после махового движения игрок останавливает, а правую, согнутую в локтевом суставе, продолжает отводить назад.
В дальнейшем игрок прогибает туловище в поясничной части, правое плечо и руку отводит назад — в сторону, левую, согнутую в локтевом суставе, отводит вниз, ноги сгибает в коленных суставах. В результате всех этих движений создаются необходимые условия для концентрации усилий в ударном движении. В результате энергичного сокращения больших мышечных групп груди и живота туловище волейболиста начинает сгибаться, правое плечо резко смещается вперед — вверх, а правая рука, разгибаясь в локтевом суставе, двигается навстречу мячу. Удар по мячу производится в наивысшей точке прыжка.
При ударе по мячу скорость сгибания кисти в лучезапястном суставе значительно превышает скорость разгибания предплечья в локтевом суставе, а также движение плеча вперед — вниз.
Захлестывающее движение руки в сочетании с разгибанием туловища и «навалом» правого плеча способствует значительному наращиванию силы в момент удара.
В заключительной фазе волейболист приземляется в 1 —1,5 м от места отталкивания на согнутые ноги, туловище несколько наклонено вперед, руки, согнутые в локтевых суставах, находятся на уровне пояса.
Обучение. При обучении нападающему удару в уроки включают упражнения, развивающие быстроту движений и прыгучесть, а также большое количество упражнений с доставанием различных предметов и ловлей мяча в прыжке.
Обучение технике нападающего удара проводят в такой последовательности: обучение удару без прыжка, разбегу и наскоку, удару в прыжке без сетки, нападающему удару через сетку нормальной высоты.
Обучение ударам без прыжка, разбегу и прыжку проводят одновременно.
При обучении «ударному» движению применяют те же упражнения, что и при верхней прямой подаче. Различие этих упражнений заключается в направлении удара: при подаче — вперед и вверх, при нападающем ударе вперед и вниз.
При обучении разбегу и прыжку не следует продолжительное время давать упражнения без мяча, так как в начале разбега игрок соизмеряет скорость своего передвижения с высотой и скоростью полета мяча.
При выполнении первых нападающих ударов через сетку учащиеся часто сосредоточивают внимание не на технике исполнения, а на том, чтобы посильнее ударить по мячу. Учителю необходимо делать конкретные замечания и облегчать условия выполнения нападающего удара учащимися, производя точные передачи на удар (передачи на удар может выполнять и ученик, хорошо владеющий передачей мяча).
Основные ошибки и методы их устранения. При выполнении «наскока» и прыжка учащиеся могут допускать следующие ошибки: ранний или запоздалый разбег и прыжок; «наскок» не приставным шагом, а высоким прыжком; стопорящая постановка ног с носков; взмах при прыжке одной ударяющей рукой; движение руками вперед — вверх в заключительный момент прыжка более быстрое, чем разгибание туловища.
Для устранения этих ошибок достаточно указаний учителя во время выполнения упражнений учащимися.