Нервная система влияет на разные стороны жизнедеятельности организма
Рубрика: ВсемНервная система оказывает влияние на самые разнообразные стороны жизнедеятельности организма. Положим, человек попадает в полутьму из полосы яркого света. В первое время он не видит. Глазу трудно сразу приспособиться. И вот оказывается, если предложить человеку напрячь свое внимание, сосредоточиться в этот момент на чем-то конкретном, он быстрее приспособится к изменению освещения. Точно так же любое напряжение внимания улучшает глазомер, ускоряет узнавание слабоосвещенных предметов.
Множество примеров неопровержимо свидетельствуют о том, что «игра нервов», смена настроений, эмоций не проходят бесследно для человека.
Юрий Власов, замечательный советский тяжелоатлет, говорил, что на соревновании, чтобы победить, поднять рекордный вес, он должен был ненавидеть своего соперника. Но тот же Власов постоянно показывал образцы истинно товарищеского отношения к спортсменам, щедро делился на тренировках своими «секретами». Сама же спортивная борьба требует азарта, повышенных эмоций.
В отдельных случаях тренерам приходится идти на обман, чтобы создать положительные эмоции у своих воспитанников и тем помочь им победить. Как-то на тренировке американский барьерист Аллен пробежал коронную дистанцию намного хуже своих возможностей. Было холодно, дорожка была подготовлена не особенно хорошо, и спортсмен порядком устал, так как последнее время напряженно готовился к ответственному состязанию. Нервная система, видимо, уже сдавала, и спортсмен, не оценив этих объективных причин неудачи, очень расстроился. Тренер подумал: «Напрасно я объявил ему истинное время». На второй попытке оп «улучшил» результат спортсмена и тем самым нейтрализовал пагубное воздействие разочарования.
Отдельные ученые даже пытаются утверждать, что эмоции, мол, не подвластны высшей нервной деятельности, что они сильнее, чем воля, интеллект человека, и зависят не от деятельности высшего отдела мозга — коры больших полушарий, а от более примитивных отделов. Чтобы яснее была несостоятельность подобных взглядов, можно сослаться хотя бы на убедительный эксперимент чикагского исследователя Ю. Массермана. Он вживлял небольшие электроды в гипоталамус кошки. Гипоталамус — это отдел нервной системы, который сторонники автономии эмоций считают их властелином. Через 8—10 дней, когда кошка оправилась от операции, эти электроды вызывали раздражения непосредственно гипоталамуса, не затрагивая других отделов нервной системы. И что же? Кошка обнаружила видимые признаки ярости: она шипела, выгибалась дугой, зрачки ее расширились, шерсть на шее стала дыбом. Но при всем том она мурлыкала, когда ее гладили; ела, когда кормили. Словом, при раздражении гипоталамуса электрическим током кошка не испытывала ни подлинного страха, ни гнева, были лишь внешние реакции ярости или страха без соответствующих эмоций.
Если той же кошке показывали рычащую собаку, то есть воздействовали на кору головного мозга, ибо там оценивается поступающая информация, то она сразу же переставала мурлыкать, есть. Вот тут страх был подлинной эмоцией, а не мнимой, когда кошка только казалась разъяренной.
Центральная нервная система надежно держит бразды правления организмом. Как же устроен этот верховный орган — нервная система? Очень сложно, рационально и надежно. Во-первых, у человека не одна, а три нервные системы: центральная, периферическая и вегетативная.
Обязанности между ними распределяются четко. Центральная нервная система, которая состоит из спинного и головного мозга, принимает информацию от внутренних органов и органов чувств. Здесь происходит анализ и осмысление всех сигналов, поступающих извне или изнутри. Здесь же рождаются приказы, определяющие деятельность организма и отчасти поведение человека.
Самая тонкая, ювелирная работа выпадает на долю коры головного мозга. Это — высший отдел центральной нервной системы, работает он чрезвычайно интенсивно. Кора весит в среднем 22 грамма, тогда как вес всего головного мозга составляет около 1500 граммов. Толщина коры только несколько миллиметров, но там сосредоточено почти 14 миллиардов нервных клеток. Все они снабжены отростками. Если вытянуть их в одну нить, она протянется от Земли до Луны.
Значение коры больших полушарий головного мозга переоценить невозможно. Одному исследователю пришлось в течение четырех лет наблюдать за несчастным ребенком, который родился со страшным уродством: у него отсутствовала кора головного мозга. Это существо имело глаза и уши, однако не видело и не слышало. Ребенок много кричал, двигал конечностями, но не мог сделать ни одного осмысленного движения, ничему не научился.
Ученые пробовали удалять у собак кору головного мозга. После этого животные лишались абсолютно всех жизненных навыков, пропадал даже такой основной для всякого живого существа навык, как умение добывать пищу. Вокруг собаки была еда, а она погибала от голода, не умея не то что добыть — просто взять пищу.
Помимо коры, в головном мозге различают пять отделов: передний, промежуточный, средний, мозжечок и продолговатый. У каждого из них — своя область управления. Продолговатый мозг заведует важнейшими жизненными функциями: дыханием, пищеварением, кровообращением. Средний мозг регулирует те движения, которые связаны с сигналами, идущими от органов чувств: от нашего зрения, слуха, обоняния, осязания. Если поврежден средний мозг, то человек, видя летящий в него камень, не может уклониться; не может отпрыгнуть в сторону, даже слыша предостерегающий крик.
Мозжечок координирует работу двигательного аппарата, обеспечивает координацию, согласованность сокращений мышц, движений суставов. Промежуточный мозг воспринимает вкусовые, обонятельные, осязательные, зрительные и слуховые раздражения, в его ведении находится также чувство боли. В переднем отделе мозга расположен центр нашего личного опыта и активных действий.
С тканями и органами центральная нервная система обменивается полномочными представителями. Так называемые чувствительные нервы передают информацию с периферии, а приказания центральной нервной системы разносят двигательные нервы. Это — периферическая нервная система, верный сподвижник центральной нервной системы.
Вегетативная нервная система отличается автономностью, она действует независимо от воли человека. Волокна вегетативной нервной системы связывают мышцы, сердце, кровеносные сосуды, органы пищеварения, железы внутренней секреции со спинным и головным мозгом. Именно вегетативная нервная система регулирует процессы обмена веществ, нашего роста, внешние проявления эмоций. Неожиданная радость — и человек глубже дышит, кожа у него краснеет, испугался — кожа бледнеет, покрывается испариной. Передачу сигналов, вызывающих подобные реакции, осуществляет вегетативная нервная система.
Человеческий организм поражает необыкновенной взаимосвязанностью, согласованностью всех его частей и функций. На каждое изменение внутренней или внешней среды он отвечает серией тонких приспособительных реакций. Главенствует в этом важнейшем деле нервная система. Причем у нее двойная связь: она направляет работу органов, но не «гнушается» выполнять и их задания. Например, железы внутренней секреции выделяют непосредственно в кровь сильные биологические стимуляторы — гормоны, которые способны активизировать или, наоборот, замедлять работу большинства внутренних органов. Омывая с током крови и нервные клетки, гормоны, несомненно, влияют на их деятельность. Возникает вопрос: так что же главнее? — железы внутренней секреции или нервная система? Ведь она подчиняется гормонам. Да, подчиняется, по только в первый, как бы инстинктивный, момент. И сразу же в ней начинается «мыслительная» деятельность: анализ новых сигналов и синтез новых распоряжений. И тут уже, железы внутренней секреции, будьте добры подчиняться, руководствоваться высшими соображениями. Причем приказы нервной системы действуют не короткий миг, а столько, сколько нужно организму.
Вот и ответ на вопрос, что главнее. Бразды правления — у центральной нервной системы. Природа позаботилась создать для центральной нервной системы надежные укрытия. Спинной мозг защищает гибкая броня позвонков, головной — крепкая скорлупа черепа. Это— от механических повреждений. Кроме того, существует специальный гематоэнцефалический, то есть кровемозговой, барьер — химическая защита мозга. Дело в том, что в организме все нежелательные, ядовитые вещества и опасные пришельцы попадают в кровь. Там развертывается с ними схватка, проводится дезинфекция и. ассенизация. Мозг, как потребитель крови, мог бы быть непосредственным участником этих баталий. Но организм, как мудрый стратег, вывел свой штаб из ближнего боя. На пути к мозгу кровь должна преодолеть гематоэнцефалический барьер, а он не пропускает, задерживает все чужеродное, не свойственное организму, опасное и вредное, что несет с собой кровь. Иногда этот барьер оказывается обузой для организма — когда нужно, например, доставить в мозг некоторые лекарства. Но это чрезвычайные обстоятельства.
В обычных же условиях центральная нервная система защищена от многих случайностей. Разумеется, эта оборона не неуязвима. Ранение, травма, проникновение ядов или микробов, вызывающих воспаление, разрастание опухоли могут привести к тяжелым органическим повреждениям центральной нервной системы, когда нарушается ее целостности. Однако в жизни значительно чаще нервная система страдает от мелких, но повторяющихся неприятностей, которые причиняет ей не кто иной, как сам человек.