Обучение плаванию дошкольников как часть всестороннего развития и полноценного физического воспитания детей
Рубрика: Работа с дошкольникамиОрганизация занятий в бассейне требует проведения своевременной работы с родителями: Им необходимо объяснить назначение данных занятий, рассказать о требованиях к детям. На общем и групповых родительских собраниях надо проводить консультации на темы: «О закаливании детей на Крайнем Севере», «Вода как средство закаливания», «Занятия плаванием в бассейне детского сада», «Что нужно для занятий в бассейне», «Врачебный контроль за купанием детей». Используется для этого и наглядная агитация: в родительских уголках помещаются статьи и фотографии о занятиях в бассейне, оформляются стенды под названием: «Нам весело!», «Купание — дело серьезное» и др.
Например, в тематическом стенде по физическому воспитанию мы много внимания уделили новому виду закаливания, фотоиллюстрации сопровождали выводами и показателями по снижению заболеваемости. Вскоре настороженность у родителей исчезла, они правильно оценили закаливающее значение плавания. Появились одобрительные отзывы, пожелания, например: «С радостью говорят дети: «Мы сегодня ходили в бассейн!» «Бассейн — это здоровье, развлечение, радость для детей».
Наблюдения и практика помогли нам сделать уже довольно определенные выводы и высоко оценить результаты занятий детей в плавательном бассейне. Во-первых, увеличилась общая выносливость детей, повысились их эмоциональный тонус и двигательная активность. Во-вторых, уменьшилось число случаев простудных заболеваний.
Как видим, в первое полугодие заболеваемость была высокой, дети только привыкали к новому виду закаливания. Во втором полугодии количество случаев заболевания ОРЗ резко сократилось (обычно наблюдается тенденция повышения заболеваний во втором полугодии).
Хотя перед детским садом не стояла цель обучения детей плаванию, тем не менее за год научились плавать 22, а держаться на воде 34-ребенка из 90 детей старших и подготовительных групп.
Количество детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, занимающихся плаванием в бассейнах дошкольных учреждений, увеличивается из года в год, поэтому намечено дальнейшее расширение строительства детских дошкольных и школьных учреждений с бассейнами.
Большую работу по обучению плаванию детей, посещающих подготовительные к школе группы, как уже было сказано, ведет коллектив городского плавательного бассейна. Организация массового обучения плаванию воспитанников дошкольных учреждений в «спутнике» плавательного бассейна началась 50 лет назад. Отделом детских дошкольных учреждений Норильского, горнометаллургического комбината при консультации сотрудников НИИ дошкольного воспитания АПН СССР были разработаны инструктивно-методические рекомендации о порядке посещения зимнего плавательного бассейна спортивного клуба «Заполярник» воспитанниками детских садов. Они были согласованы с дирекцией комбината, окружкомом профсоюза рабочих металлургической промышленности, городской санитарно-эпидемиологической службы. Согласованность действий лиц, несущих ответственность за организацию плавания детей, является одним из важнейших условий обеспечения регулярности занятий, их успешности и безопасности. Цель этой работы состоит в том, чтобы осуществлять массовое обучение плаванию детей старшего дошкольного возраста, содействовать их закаливанию и оздоровлению, способствовать отбору хорошо успевающих, наиболее подготовленных детей для занятий в специализированных группах плавания.
Организация обучения плаванию дошкольников в городском бассейне осуществляется методическим кабинетом отдела детских дошкольных учреждений, администрацией; преподавательским и медицинским персоналом бассейна, а также воспитателями детских садов. Заведующая назначает двух ответственных за организацию обучения в группе: воспитателя и методиста. Они сопровождают детей в бассейн, обеспечивают четкую организацию раздевания и одевания, выполнение гигиенических процедур, помогают тренеру поддерживать порядок на занятиях, ведут учет посещаемости бассейна каждым ребенком, следят за самочувствием детей и своевременно ставят в известность врача дошкольного учреждения о случаях недомогания, проводят работу с родителями.
Дети посещают бассейн по согласию родителей, посещение платное, В-стоимость абонемента входит оплата за проезд детей от школьного учреждения до бассейна и обратно в специальном автобусе.
До 1975 г. обучение плаванию проводилось пятью потоками: 1-й поток — октябрь — ноябрь, 2-й — декабрь — январь, 3-й — февраль — март, 4-й— апрель— май, 5-й — июнь — июль. Каждый поток охватывал 10 дошкольных учреждений, занятия проводились 3 раза в неделю. Позже норильские детские сады перешли на другой вариант организации плавания.
Теперь каждый месяц в бассейне занимаются 5 детских садов, занятия проходят ежедневно (б раз в неделю, 24 —в месяц). Ежемесячно происходит либо полная, либо частичная (1—2 группы остаются, 3—4 заменяются другими) смена групп. При таком графике обучения плаванию, как показывает опыт, дети легче адаптируются в воде, у них быстрее формируются навыки плавания.
От каждого дошкольного учреждения одновременно занимаются 2 учебные группы по 12 детей. Дни и часы занятий учебной группы в бассейне устанавливаются общим расписанием, которое утверждается дирекцией бассейна и методическим кабинетом.
Жизнь детей группы, проходящей курс обучению плаванию, организуется по особому режиму. В группах, занимающихся плаванием с 9 ч утра, не проводится утренняя гимнастика, а в группах, занимающихся плаванием с 15 ч, после дневного сна,— гимнастика после сна. Физкультурные занятия проводятся 1 раз в неделю. В зависимости от времени посещения бассейна меняется время других занятий.
В холодное время года дети, занимающиеся в первую половину дня, после бассейна на утреннюю прогулку не выходят. Дети, занимающиеся во второй половине дня, не выходят после бассейна на вечернюю прогулку.
Для групп, занимающихся в бассейне после обеда, дневной сон сдвигается на 15 мин. Водные закаливающие процедуры в день плавания не проводятся. Режим дня составляется с таким расчетом, чтобы прием пищи происходил не позднее чем за 40-30 мин до начала купания.
Одевание и раздевание детей в гардеробе, а затем в раздевалке происходит в строго установленном порядке. Четко отлажены все гигиенические процедуры до входа и по выходе из бассейна. Соблюдаются все требования к организации детского коллектива на занятиях. За занимающимися ведется тщательный врачебно-педагогический контроль.
Все это оговорено в специальных инструктивно-методических рекомендациях по организации обучения дошкольников плаванию в городском бассейне. В этом же документе разработано содержание и даны указания по методике обучения старших дошкольников основам техники плавания способом кроль на груди и кроль на спине. Вместе с тем в нем широко представлены конкретные упражнения, игры и развлечения, которые используются при первоначальном осваивании, адаптации детей в воде, овладении погружениями в воду, при выработке умения сохранять горизонтальное и другие положения тела, удерживаясь на поверхности, проплывая посильное расстояние.
Обучая плаванию, тренеры опираются на учет возрастных особенностей развития и физической подготовленности детей, на данные о состоянии их здоровья. Осуществляется индивидуальный подход с учетом способностей, склонностей и возрастных возможностей каждого ребенка.
Большое внимание уделяется воспитывающему воздействию занятий, повышению самостоятельности и активности детей. Преподаватели стремятся проводить занятия так, чтобы они были эмоционально насыщены и интересны детям, побуждали к осознанному желанию научиться плавать, мобилизовали их волевые усилия.
Все учебные группы из детских садов работают в бассейне по единому плану, ориентируясь на примерное распределение учебного материала по занятиям. На заключительном занятии (24-м), имеющем контрольный характер, детям предлагается проплыть бассейн 2 раза (более 20 м) кролем на груди, на спине или любым другим удобным для них способом.
За последние годы в обучении плаванию воспитанников подготовительных к школе групп дошкольных учреждений достигнуты определенные успехи, которые можно охарактеризовать следующими данными:
Таблица 8
Дальнейшее развитие массового обучения плаванию дошкольников необходимо. Оно является важной составной частью всестороннего развития и полноценного физического воспитания детей. В комплексе с другими средствами физической культуры регулярные занятия плаванием способствуют адаптации детей к суровым условиям Заполярья и улучшению состояния их здоровья.