ОБЩИЕ ОСНОВЫ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Рубрика: При заболеваниях нервной системыВ клинической картине у больных с различными заболеваниями и травмами нервной системы чаще всего преобладает нарушение функции движения. Опыт и наблюдения показывают, что относительное или полное восстановление двигательной функции в наилучшей степени достигается лишь при осуществлении упражнения нервно-мышечного аппарата.
Современные теоретические позиции о положительном влиянии процесса упражнения и тренировки на ускорение восстановительного процесса уже не являются дискутабельными.
Лечебная физическая культура как метод восстановительной терапии при различных заболеваниях и травмах нашла полное признание в клинике нервных болезней. Этот вид лечения способствует предупреждению двигательных расстройств, восстановлению нарушенной патологическим процессом функции движения, а также оздоровлению и укреплению всего организма больного.
Под лечебной физической культурой понимают использование физических упражнений и естественных факторов природы в сочетании с режимом и в комплексе с другими терапевтическими мероприятиями для более быстрого и полноценного восстановления здоровья, трудоспособности и предупреждения последствий патологического процесса.
Лечебная физическая культура является лечебным Методом и применяется в соответствии с медицинскими показаниями.
На отдельных этапах всего курса терапии она оказывает на больного разнообразное влияние:
а) способствует сохранению органов и систем в деятельном состоянии и предупреждению осложнений, вызываемых длительным покоем;
б) воздействует на «локально» протекающие болезненные процессы, что влечет за собой ускорение ликвидации их анатомических и функциональных проявлений;
в) способствует сохранению, восстановлению или созданию новых условий для функциональной адаптации всего организма больного к физическим нагрузкам.
Наиболее характерной чертой лечебной физической культуры является использование такого действующего на организм больного фактора, как физические упражнения. Под последними понимают движения, специально организованные и применяемые в качестве раздражителя с целью оздоровления и укрепления организма больного. Такие физические упражнения способствуют восстановлению не только физических, но и психических сил больного. Комплекс физических упражнений включает больного в активное участие в лечебном процессе в противоположность другим лечебным методам: обычно больной пассивен, и лечебные процедуры выполняет медицинский персонал. Особенностью метода лечебной физической культуры является также ее естественно-биологическое содержание, так как она использует в лечебных целях одну из основных функций, присущих всякому живому организму, — функцию движения. Последняя представляет собой биологический раздражитель, стимулирующий процессы роста, развития и формирования организма.
Лечебная физическая культура — метод не специфической терапии, а физические упражнения служат неспецифическим раздражителем. Нейро-гуморальная регуляция функций всегда обусловливает общую реакцию организма при физических упражнениях, в связи с чем лечебную физическую культуру следует рассматривать как метод общей активной терапии больного человека.
Лечебная физическая культура является также методом функциональной терапии. Физические упражнения, стимулируя функциональную деятельность всех основных систем организма, в итоге приводят к развитию функциональной адаптации больного. Но одновременно необходимо помнить о единстве функционального и морфологического и не ограничивать терапевтическую роль лечебной физической культуры, рамками функциональных влияний.
Лечебную физическую культуру, особенно в неврологической клинике, следует рассматривать как метод патогенетической терапии. Физические упражнения, влияя на реактивность больного, изменяют как общую реакцию, так и местное ее проявление. При этом в общую реакцию организма вовлекаются обычно те физиологические механизмы, которые участвовали в патологическом процессе, особенно если учесть, что у большинства больных, лечащихся в неврологических стационарах, имеются двигательные расстройства.
Особенностью метода лечебной физической культуры является использование принципа упражняемости. В связи с этим важное значение приобретает для больных тренировка физическими упражнениями. Тренировку больного человека рассматривают как процесс систематического применения физических упражнений с целью общего оздоровления организма, улучшения функций того или другого органа, нарушенных болезненным процессом, развития, образования и закрепления моторных навыков и волевых качеств. Тренированность больного человека с общебиологической точки зрения расценивается как частный случай его функциональной приспособляемости, в которой громадную роль играет мышечная деятельность при систематическом выполнении различных физических упражнений. Для получения терапевтического эффекта при дозированной тренировке больных физическими упражнениями необходимо соблюдать следующие общие правила:
1. системность воздействия физических упражнений с определенным подбором упражнений и их последовательности применения;
2. регулярность воздействия (от одного до нескольких раз в день), особенно при травмах и заболеваниях, сопровождающихся нарушением функции движения;
3. длительность применения физических упражнений на протяжении лечебного курса в связи с необходимостью развития функций того или другого органа, нарушенных патологическим процессом;
4. нарастание дозы (раздражителя) физического упражнения как на протяжении отдельной процедуры, так и лечебного курса; поэтому дозировка применяемых движений характеризуется постепенным увеличением физической нагрузки;
5. индивидуализация физических упражнений в зависимости от особенностей заболевания.
В связи с этим следует различать тренировку общую и специальную. Общая тренировка, включающая общеукрепляющие упражнения, преследует цель развития общей функциональной адаптации организма к физическим нагрузкам, способствующим восстановлению трудоспособности больного. Для специальной тренировки используют такие упражнения, которые непосредственно воздействуют на область поражения и способствуют восстановлению функций, нарушенных в связи с заболеванием: например, упражнения для паретичной конечности, упражнения в равновесии при вестибулярных заболеваниях с нарушением устойчивости статики и динамики и др