Организационно-методичесние указания для подвижных игр на уроках физической культуры
Рубрика: Родителям и детямПодвижные игры на уроках физической культуры используют для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. Их включают во все части урока. В подготовительной части предпочтение отдают таким играм, которые развивают скорость и способствуют мобилизации внимания учащихся. Основная часть урока включает игры, состоящие из нескольких элементов.
Игры могут выполнять роль подводящих упражнений, помогающих закреплению того или иного двигательного навыка, совершенствованию или развитию двигательных качеств. В заключительной части урока для снижения мышечного напряжения и нормализации процессов возбуждения и торможения используют спокойные и малоподвижные игры.
Дети, отнесенные врачом к основной группе, могут участвовать во всех подвижных играх согласно их воз расту и подготовленности. Детей, включенных в специальную группу, ограничивают в движениях, несмотря на их желание быть активными участниками игр. Их используют в ролях, не требующих большой подвижности, или сокращают их пребывание в игре. Не задевая самолюбия, таких детей привлекают в качестве помощников судей, счетчиков очков и т. д. В то же время необходимо помнить, что эти дети особенно нуждаются в движении, и поэтому надо вовлекать их в посильные подвижные игры.
Готовясь к уроку, важно уметь правильно подобрать игру. При этом учитель исходит из конкретных условий, учитывает задачу, разрешению которой должна способствовать намечаемая игра. Если игра проводится на местности, учитель заранее хорошо знакомится с местностью и обозначает условные границы для игры.
Подготавливая место и инвентарь, он проводит раз- метку площадки до начала игры. Это важно в тех случаях, когда разметка требует много времени, как например в играх, переходных к спортивным. Если же разметка площадки не сложна, ее можно произвести одновременно с объяснением содержания игры.
Линии границ для игр намечают на расстоянии неближе3 мот забора, стены или предмета, о которые дети могут ушибиться. Это особенно важно в играх с перебежками.
Прежде чем приступить к объяснению игры, участников расставляют в исходное положение для проведения, игры с таким расчетом, чтобы во время объяснения учитель хорошо видел всех детей и чтобы они хорошо видели учителя.
Рассказ должен быть кратким, логичным и последовательным. Придерживаются следующего плана: 1) название игры; 2) роль играющих и место размещения; 3) ход игры; 4) результат игры; 5) правила игры.
Для лучшего усвоения игры рассказ сопровождают показом некоторых наиболее важных игровых моментов.
Многие игры носят командный характер. Правильно распределить участников по двум или нескольким командам — задача несложная, но очень важная. Игра становится неинтересной, если одна команда сильнее.
Существует несколько способов разделения на команды:
а) по расчету номеров, т. е. когда одинаковые номера составляют одну команду;
б) по назначению нескольких капитанов (по числу команд), которые по очереди выбирают себе игроков;
в) по назначению учителя;
г) по договоренности самих играющих.
Для подсчета очков, учета результатов игры, раздачи; инвентаря учитель назначает себе помощников.
Задачей учителя является определение дозировки нагрузки, которая возрастает от эмоционального состояния играющих, связанного с соревнованием, с преодолением препятствий. Чтобы снизить нагрузку, делают кратковременные перерывы в игре, которые используют для разбора ошибок, подсчета очков, уточнения правил, назначения новых помощников.
После проведения игры учитель объявляет результаты и дает оценку отдельным игрокам, указав на допущенные ошибки.
Особое внимание обращают на поведение игроков с ослабленным состоянием здоровья, с пониженным физическим развитием. К таким детям относятся более внимательно и вместе с тем стремятся, чтобы каждый из них чувствовал себя равным членом играющего коллектива.
Таким образом, предварительно продуманная и педагогически правильно проведенная подготовка к игре способствует лучшему ее проведению.
Чтобы эффективно использовать подвижные игры на уроках по физической культуре для всестороннего физического воспитания школьников, их планируют на весь учебный год с учетом задач, стоящих перед классом в каждой четверти учебного года.
При планировании учебного материала руководствуются перечнем игр согласно программе по физической культуре. Учитель может изменить и дополнить этот перечень, исходя из условий работы школы, подготовленности учащихся, наличия инвентаря, оборудования, помещения для занятий, природных и климатических условий.
В планировании как по четвертям, так и поурочно предусматривают последовательность прохождения игрового материала и его повторение.
Педагогический анализ игр
№ п/п |
Название |
Основной вид движений |
Развивающиеся и совершенствующиеся навыки и качества |
Вид спорта |
Место игры на уроке |
1 |
Сильные и ловкие |
Метание мяча в дви |
Сила, ловкость, быстрота ре |
Основная часть |
|
жущиеся цели. Сопротивление |
акции и действий, меткость |
Баскетбол |
|||
2 |
Эстафета с эле |
Ходьба (бег) по уз |
Равновесие, согласованность |
Гимнастика |
|
ментами равно |
кой опоре |
действий в коллективе |
» |
||
весия |
|||||
3 |
Охрана перебежек |
Метание мяча в цель. |
Меткость. Быстрота действий |
Баскетбол |
» |
Перебежки |
|||||
4 |
Эстафета с веде |
Бег с ведением мяча |
Навык ведения мяча и броска | ||
нием мяча и |
в корзину |
» |
» |
||
броском в кор |
|||||
зину |
|||||
5 |
Сильный бросок |
Толкание набивного |
Сила, настойчивость, коллекти |
Легкая атле |
» |
мяча |
визм |
тика |
|||
6 |
Эстафета с бегом |
Прыжки в высоту и |
Навык прыжка, глазомер, ко | ||
и прыжками в |
длину |
ординация движений, согла |
» |
» |
|
высоту и длину |
сованность действий | ||||
через полосу |
|||||
препятствий 1 |
№ п/п |
Название |
Основной вид движений |
Развивающиеся и совершенствующиеся навыки и качества |
Вид спорта |
Место игры на уроке |
7 |
Залетный мяч |
Ловля и передача мяча разными способами. Перебежки |
Внимание, наблюдательность. Меткость. Навыки передачи, ловли и перехвата мяча |
Баскетбол |
Основная часть |
8 |
Мяч в центр |
Быстрые передачи мяча | Внимание, наблюдательность, навыки ловли и передачи мяча. Перехват мяча |
» |
» |
9 |
Борьба за мяч |
Быстрые передачи мяча разными способами, бег | Навык ловли и передачи мяча. Сообразительность, быстрота движений, чувство товарищества |
» |
» |
10 |
Пассовка волейболистов | Волейбольные передачи на месте |
Навык волейбольной передачи, согласованность действий |
Волейбол |
Заключительная часть |
11 |
Ловкая подача |
Ловля и перехват мяча | Навык ловли, передачи и перехвата мяча. Внимание. Быстрота реакции. Согласованность |
Баскетбол |
Основная часть |