Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Организация двигательного режима детей второго года жизни

Рубрика: Упражнения и игры для детей

В поисках методов увеличения двигательной активности деток в условиях Севера нами была пересмотрена работа по фи­зическому воспитанию в группе второго года жизни. Прежде всего пересмотрено (подбор и расстановка) оборудование в группе. Несмотря на то что помещение группы светлое, доволь­но просторное, с отдельной спальной комнатой, условия для двигательной активности детей были ограничены: мало места для движений, недостаточно пособий, стимулирующих детей к движению, имеющаяся мебель использовалась порой нерацио­нально: в группе стулья ставили полукругом, а столы оставляли посередине, что, безусловно, загромождало помещение.

Чтобы высвободить больше места для движений и размеще­ния пособий, убрали из группы часть мебели, например высокий шкаф для игрушек заменили подвесной полкой. Стали расстав­лять столы и стулья в разных местах, т. е. не только улучшили условия для движений, но и создали благоприятную обстановку для спокойных дидактических игр. Вместо манежа, который со­вершенно не использовался из-за отсутствия детей соответст­вующего возраста, мы поставили в группе горку. Это позволило активизировать движения детей, игры их стали разнообразней.

Для увеличения возможности детей поупражняться в движе­ниях вносим в группу самые разнообразные, но безопасные для самостоятельного использования пособия: корзину с мячами, бревно, доску для упражнения в равновесии, ящик, устойчивую скамейку, табурет, лесенку-стремянку и лесенку для перешаги­вания, устойчивые дуги для подлезания и т. п. Одновременно вносим в группу по 2—4 пособия. Стараемся размещать обору­дование таким образом, чтобы его расположение способствова­ло двигательной активности детей. Так, полку для игрушек мы повесили на 10—15 см выше, а на пол возле полки поставили устойчивую табуретку высотой 10—15 см, и дети, прежде чем взять игрушку, должны были подняться на табурет, а взяв иг­рушку, спуститься с него.

Игрушки и пособия распределяем в группе с таким расчетом, чтобы они наталкивали ребенка на игру. Возле санок, тележек, машин, колясок, ящичков для катания располагаем соответст­вующего размера животных, кукол, кубики. Рядом с куклами, кукольным бельем, посудой, мебелью также ставим 2—3 маши­ны, тележки, чтобы и здесь ребенок мог при желании покатать кукол. На горку (бревно) или рядом ставим время от времени любимые детьми игрушки (мишку с ярким бантом, озвученную матрешку, крупного зайца или кошку, любимую куклу и т. п.). Ребенок, желая их взять, должен подняться на горку или пере­лезть через бревно.

Но мере того как интерес к внесенным пособиям у детей ос­лабевает, заменяем их другими или используем их в новом соче­тании. Например, чтобы увеличить интерес к горке, время от Времени ставим близко от нее, на расстоянии 70—80 см, бревно, .1 за бревном рассыпаем кольца или ставим тележку с кирпичиками. В этом случае дети с удовольствием принимают предло­жение воспитателя подняться на горку, спуститься с нее, затем Перелезть через бревно, собрать кольца и нанизать их на палоч­ку, которую держит воспитатель, или на устойчивый стержень. Вначале все эти действия воспитатель показывает сам, затем дети выполняют их по своему почину.

При размещении физкультурных пособий и игрушек по груп­пе’ необходимо учитывать требования программы по физическо­му воспитанию и, конечно, особенности физического и нервно-психического развития детей своей группы. Не менее важно учи­тывать это при осуществлении непосредственного руководства ^питательной деятельностью на фоне самостоятельных игр. Нужно уметь видеть, чем заняты все дети в каждый момент, чтобы использовать минуты незанятости ребенка для активиза­ции его движений, в случае необходимости переключить на дру­гую деятельность, не нарушая его игрового замысла.

С этой целью мы используем разнообразные игровые прие­мы. Например, малоподвижная девочка долго играет с куклой: заворачивает ее, держит на руках, рассматривает, разворачивает, снова пытается завернуть и т. п. Воспитатель берет коляс­ку, подходит к девочке и говорит: «Твоя кукла, наверное, хочет в коляске покататься». Девочка оживляется, делает попытку встать, затем нерешительно останавливается. Тогда воспитатель наклоняется к кукле и спрашивает у нее, хочет ли она покатать­ся в коляске. Та, конечно, очень хочет. Воспитатель помогает усадить куклу в коляску, и ребенок с явным удовольствием ка­тает ее по группе.

Или, например, если воспитатель считает, что ребенок до­вольно долго играет сидя, он обращает внимание на то, что на горке сидит котик и ждет его; если видит, что ребенок устал от движений, предлагает ему утешить упавшую куклу или покор­мить собачку: она громко лает — есть просит и т. п. ,

С удовольствием принимают дети и такие предложения: по­казать мишке или кукле, собачке или петушку, как надо ходить по наклонной доске, залезать на горку или ящик. При этом вос­питатель добавляет: «Ты, Вова, уже умеешь ходить по доске, а мишка еще не научился. Покажи ему, как это надо делать. На­учи его». Или, наоборот, предлагает делать то, что делают мишка или собачка.

При этом обязателен контроль —как ребенок выполняет движение. При необходимости нужно показать, как делать его пра­вильно, не нарушая игрового замысла малыша. Делает это воспи­татель примерно так. Обращаясь к ребенку, говорит: «Юра, я тоже хочу показать мишке, как надо перешагивать через палоч­ки. Давай вместе его учить! Сначала я ему покажу, потом ты». Во время выполнения ребенком упражнения воспитатель нена­вязчиво координирует его действия: «Смотри, мишка, как Вова идет, он па палочки не наступает, ножки высоко поднимает».

Иногда используем и такой прием, как произношение риф­мованного текста, сопровождаемое ритмическим движением. Это очень радует детей, создает у них хорошее настроение. Стоит только одному ребенку начать выполнять движения под ритми­ческую речь воспитателя, как тут же присоединяются другие.

Очень любят дети второго года жизни двигаться под ритмич­ный говорок таких текстов;

Маленькие ножки Деток созвали,

Идут по дорожке: Прыгать стали.

Топ-топ-топ, С кочки на кочку

Топ-топ-топ. Скачем на носочках.

Маленькие ножки Скок-поскок,

Идут по дорожке, Веселей, дружок!

Раз, два, три, Прыг-скок,

Раз, два, три, Прыг-скок.

Раз, два, три, не упади! Не на пятку,

Ходим, гуляем, На носок!
Деток созываем.

Эти игры стараемся проводить эмоционально, особенно вы­деляем интонацией, более замедленным темпом речи, повторе­нием таких слов, которые нравятся детям, и они могут их легко запомнить и произносить: «топ-топ», «скок-поскок», «прыг-скок».

Подвижная игра — прекрасное средство поддержания у де­тей бодрого, радостного состояния. Вместе с тем это хорошее средство обучения и совершенствования таких двигательных умений и навыков, как ходьба и бег в разных направлениях, ходьба на носочках, прыжки на месте, приседание на корточки и т. п.

В физическом воспитании детей раннего возраста в условиях Заполярья подвижная игра приобретает особое значение. Здесь крайне ограничена возможность развития основных движений на прогулке. Ведь даже летом наши дети довольно редко гуля­ют в облегченной одежде. Поэтому мы увеличили количество подвижных игр в сравнении с программой. Так, программой предусмотрено с детьми второго года жизни проводить подвиж­ную игру 2—3 раза в неделю. Мы проводим по две игры еже­дневно.

В ненастные дни, когда детей с полутора до двух лет на про­гулку не выводят, подвижная игра проводится утром после то­го, как со всеми детьми проведено занятие и с одной из подгрупп —физические упражнения. Игра является как бы заклю­чительной частью комплекса упражнений.

В прогулочные дни весной, летом и осенью с детьми старше полутора лет игра проводится на участке, так же как и ком­плекс упражнений. В комплексе упражнений отсутствуют такие, которые на улице провести нельзя, например ходьба по ребри­стой доске, проползание в обруч на четвереньках, упражнения из положения лежа и т. п. Чтобы компенсировать их отсутствие, включаем эти упражнения в подвижные игры во второй поло­шите дня. Например, в игре «Мишка по лесу гулял» мишка па­дает на спину и двигает ногами, как будто едет на велосипеде. Или сразу после сна, прежде чем обливать ребенку ноги (зака­ливающее мероприятие), предлагаем ему пройти 2—3 раза по ребристой доске.

С детьми до полутора лет подвижная игра проводится минут через 40 после обеда, т. е. после того, как проведены занятие и комплекс гимнастических упражнений. Здесь, так же как и с детьми старше полутора лет, она является заключительной ча­стью комплекса, и к пей привлекаются все дети группы.

Проведение подвижной игры ежедневно дает возможность не только чаще упражнять детей в основных движениях, что очень важно для образования двигательных навыков и умений, но и поддерживать у них в течение всего дня хорошее настроение. А чтобы игра веселила ребенка, мы тщательно продумываем ее методику, осуществляем индивидуальную работу с детьми в ходе ее проведения.

Так, при проведении игры «Прибежали в уголок» мы исполь­зуем то разноцветные флажки, то одноцветные из ярких ленто­чек, а иногда даем красные праздничные флажки. Вместо них порой используем в игре и цветы, вводим в игру элемент пря­тания. Например, воспитатель говорит: «Прибежали в уголок, выше подняли цветок. Кто выше всех поднял свой цветочек? Оля высоко подняла. Саша… Спрятался цветочек (прячет цветок за спину), нет его! И у Тани нет, и у Наташеньки. Куда же он дел­ся?» Показывает цветок с эмоциональным возгласом: «Вот он! Ой, как много цветов стало!» Затем воспитатель перебегает на другую половину группы, и игра повторяется. Детям нравится эта игра, особенно они радуются, когда мы даем им новые флаж­ки или цветы.

Поддержание у детей положительного отношения к выпол­нению движений особенно необходимо при проведении гимна­стических упражнений. Очень важно обеспечить во время заня­тий личный контакт воспитателя с ребенком, так как ребенок чувствует себя при этом уверенней, а похвала, поощрение под­держивают у него хорошее настроение. Кроме того, так легче обучить ребенка правильно выполнять упражнения. Такой кон­такт возможен при условии проведения упражнений небольши­ми подгруппами.

Детей до полутора лет мы разделили на подгруппы, по 3 ре­бенка в каждой, и занимались с каждой подгруппой через день после первого сна, через 30 мин после обеда, т. е. во время сна детей старше полутора лет. Детей старше полутора лет разде­лили на две подгруппы, по 9 в каждой. С каждой подгруппой также занимаемся 3 раза в неделю. Но так как одновременно проводить комплекс с 9 детьми трудно, мы занимаемся с ними в течение дня два раза. Начинаем проводить его после дневного сна до полдника. (После полдника проводить гимнастику неудобно: идут родители за детьми и постоянно отвлекают вос­питателя.) Детей ни в коем случае не будим, занимаемся только с проснувшимися. Поэтому каждый раз их может быть раз­ное количество (3—4—5); тех, с кем комплекс проведен, отме­чаем в специальной тетради. С остальными занимаемся на сле­дующий день утром после занятия. А после сна до полдника начинаем проводить комплекс с 9 детьми другой подгруппы. Поэтому гимнастику воспитатель проводит иногда в два и даже в три приема. Одно условие при этом непременно: упражнения должны быть закончены не позднее чем за 10—15 мин до начала полдника. Дети, с которыми занимались в последнюю очередь, должны сесть за стол несколько позже.

При обучении особое внимание уделяем правильному выпол­нению упражнения, стараясь по возможности добиться, чтобы ребенок обязательно его закончил. Например, при наклоне в сторону из положения сидя на скамье ребенку предлагают до­стать кубик, лежащий у пятки ноги, поднять его и снова поло­жить на место, т. е. ближе к пятке. Как правило, детям дается это с трудом. Они кладут кубик впереди ноги и поэтому вместо наклонов в стороны делают наклоны вперед. В этом случае вос­питатель предлагает ребенку посмотреть, где у него пяточки, показывает свои. Кладет к своим пяткам кубики и предлагает ребенку сделать то же. И так до тех пор, пока он не усвоит правильное выполнение упражнения.

Занятия даже с небольшими группами занимают много вре­мени, поэтому мы ищем одновременно пути их сокращения. На­пример, при упражнении в различных видах ходьбы, для укреп­ления мышц бедра и голени и профилактики плоскостопия, а также для упражнения в равновесии предлагаем ребенку вна­чале пройти по ребристой доске, затем подняться на ящик (вы­сота 15 см), спуститься с него, пройти по наклонной доске (ши­рина 25—27 см), спуститься с нее, после чего даем возможность ребенку поупражняться в перешагивании через ряд препятствий и т. д. Последовательное выполнение заданий позволяет сокра­тить длительность занятия, обеспечивает достаточную его плот­ность и нагрузку на организм ребенка, а персоналу облегчает его Подготовку и проведение.

Помимо самостоятельных и подвижных игр и специальных занятий, для развития опорно-двигатедьного аппарата и активизации двигательной деятельности мы стремимся использовать и бытовые процессы.

Если своевременно обучать ребенка доступным в его возрас­те бытовым движениям, связанным с самообслуживанием, то он в течение дня может неоднократно упражняться в их совер­шенствовании. Мы стараемся создать для детей такие условия, чтобы они могли проявить максимум самостоятельности. Напри­мер, чтобы дети старше 1 года 8 месяцев могли поупражняться з умении снимать полотенце и пытаться его повесить, полотен­ца повесили на уровне роста детей. При сборах на прогулку де­тям старше полутора лет предлагаем самостоятельно снять ту­фельки, подойти к шкафчику и взять носки, рейтузы и попы­таться надеть их. Это требует от персонала терпения, выдержки, умения вовремя помочь ребенку.

Привлекаем детей и к подготовке занятий: они самостоятель­но приносят легкие палочки, мячи, обручи, веревочку для пере­шагивания и т. п. Это не только способствует воспитанию навы­ка самообслуживания, по и создает у детей положительный на­строй па занятие.

Все эти мероприятия дают ощутимые результаты. Дети на­учились уверенно ходить по ограниченной плоскости, овладели умением бросать мяч левой и правой рукой в горизонтальную цель, толкать большой мяч двумя руками. Они легко взбирают­ся по лесенке, по скату, держась за поручни, перелезают через бревно. Стали более подвижны, самостоятельны, жизнера­достны.

Двигательная активность на фоне положительных эмоций в сочетании с закаливающими мероприятиями благотворно сказа­лась на снижении заболеваемости детей.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.