Организация двигательного режима детей второго года жизни
Рубрика: Упражнения и игры для детейВ поисках методов увеличения двигательной активности деток в условиях Севера нами была пересмотрена работа по физическому воспитанию в группе второго года жизни. Прежде всего пересмотрено (подбор и расстановка) оборудование в группе. Несмотря на то что помещение группы светлое, довольно просторное, с отдельной спальной комнатой, условия для двигательной активности детей были ограничены: мало места для движений, недостаточно пособий, стимулирующих детей к движению, имеющаяся мебель использовалась порой нерационально: в группе стулья ставили полукругом, а столы оставляли посередине, что, безусловно, загромождало помещение.
Чтобы высвободить больше места для движений и размещения пособий, убрали из группы часть мебели, например высокий шкаф для игрушек заменили подвесной полкой. Стали расставлять столы и стулья в разных местах, т. е. не только улучшили условия для движений, но и создали благоприятную обстановку для спокойных дидактических игр. Вместо манежа, который совершенно не использовался из-за отсутствия детей соответствующего возраста, мы поставили в группе горку. Это позволило активизировать движения детей, игры их стали разнообразней.
Для увеличения возможности детей поупражняться в движениях вносим в группу самые разнообразные, но безопасные для самостоятельного использования пособия: корзину с мячами, бревно, доску для упражнения в равновесии, ящик, устойчивую скамейку, табурет, лесенку-стремянку и лесенку для перешагивания, устойчивые дуги для подлезания и т. п. Одновременно вносим в группу по 2—4 пособия. Стараемся размещать оборудование таким образом, чтобы его расположение способствовало двигательной активности детей. Так, полку для игрушек мы повесили на 10—15 см выше, а на пол возле полки поставили устойчивую табуретку высотой 10—15 см, и дети, прежде чем взять игрушку, должны были подняться на табурет, а взяв игрушку, спуститься с него.
Игрушки и пособия распределяем в группе с таким расчетом, чтобы они наталкивали ребенка на игру. Возле санок, тележек, машин, колясок, ящичков для катания располагаем соответствующего размера животных, кукол, кубики. Рядом с куклами, кукольным бельем, посудой, мебелью также ставим 2—3 машины, тележки, чтобы и здесь ребенок мог при желании покатать кукол. На горку (бревно) или рядом ставим время от времени любимые детьми игрушки (мишку с ярким бантом, озвученную матрешку, крупного зайца или кошку, любимую куклу и т. п.). Ребенок, желая их взять, должен подняться на горку или перелезть через бревно.
Но мере того как интерес к внесенным пособиям у детей ослабевает, заменяем их другими или используем их в новом сочетании. Например, чтобы увеличить интерес к горке, время от Времени ставим близко от нее, на расстоянии 70—80 см, бревно, .1 за бревном рассыпаем кольца или ставим тележку с кирпичиками. В этом случае дети с удовольствием принимают предложение воспитателя подняться на горку, спуститься с нее, затем Перелезть через бревно, собрать кольца и нанизать их на палочку, которую держит воспитатель, или на устойчивый стержень. Вначале все эти действия воспитатель показывает сам, затем дети выполняют их по своему почину.
При размещении физкультурных пособий и игрушек по группе’ необходимо учитывать требования программы по физическому воспитанию и, конечно, особенности физического и нервно-психического развития детей своей группы. Не менее важно учитывать это при осуществлении непосредственного руководства ^питательной деятельностью на фоне самостоятельных игр. Нужно уметь видеть, чем заняты все дети в каждый момент, чтобы использовать минуты незанятости ребенка для активизации его движений, в случае необходимости переключить на другую деятельность, не нарушая его игрового замысла.
С этой целью мы используем разнообразные игровые приемы. Например, малоподвижная девочка долго играет с куклой: заворачивает ее, держит на руках, рассматривает, разворачивает, снова пытается завернуть и т. п. Воспитатель берет коляску, подходит к девочке и говорит: «Твоя кукла, наверное, хочет в коляске покататься». Девочка оживляется, делает попытку встать, затем нерешительно останавливается. Тогда воспитатель наклоняется к кукле и спрашивает у нее, хочет ли она покататься в коляске. Та, конечно, очень хочет. Воспитатель помогает усадить куклу в коляску, и ребенок с явным удовольствием катает ее по группе.
Или, например, если воспитатель считает, что ребенок довольно долго играет сидя, он обращает внимание на то, что на горке сидит котик и ждет его; если видит, что ребенок устал от движений, предлагает ему утешить упавшую куклу или покормить собачку: она громко лает — есть просит и т. п. ,
С удовольствием принимают дети и такие предложения: показать мишке или кукле, собачке или петушку, как надо ходить по наклонной доске, залезать на горку или ящик. При этом воспитатель добавляет: «Ты, Вова, уже умеешь ходить по доске, а мишка еще не научился. Покажи ему, как это надо делать. Научи его». Или, наоборот, предлагает делать то, что делают мишка или собачка.
При этом обязателен контроль —как ребенок выполняет движение. При необходимости нужно показать, как делать его правильно, не нарушая игрового замысла малыша. Делает это воспитатель примерно так. Обращаясь к ребенку, говорит: «Юра, я тоже хочу показать мишке, как надо перешагивать через палочки. Давай вместе его учить! Сначала я ему покажу, потом ты». Во время выполнения ребенком упражнения воспитатель ненавязчиво координирует его действия: «Смотри, мишка, как Вова идет, он па палочки не наступает, ножки высоко поднимает».
Иногда используем и такой прием, как произношение рифмованного текста, сопровождаемое ритмическим движением. Это очень радует детей, создает у них хорошее настроение. Стоит только одному ребенку начать выполнять движения под ритмическую речь воспитателя, как тут же присоединяются другие.
Очень любят дети второго года жизни двигаться под ритмичный говорок таких текстов;
Маленькие ножки Деток созвали,
Идут по дорожке: Прыгать стали.
Топ-топ-топ, С кочки на кочку
Топ-топ-топ. Скачем на носочках.
Маленькие ножки Скок-поскок,
Идут по дорожке, Веселей, дружок!
Раз, два, три, Прыг-скок,
Раз, два, три, Прыг-скок.
Раз, два, три, не упади! Не на пятку,
Ходим, гуляем, На носок!
Деток созываем.
Эти игры стараемся проводить эмоционально, особенно выделяем интонацией, более замедленным темпом речи, повторением таких слов, которые нравятся детям, и они могут их легко запомнить и произносить: «топ-топ», «скок-поскок», «прыг-скок».
Подвижная игра — прекрасное средство поддержания у детей бодрого, радостного состояния. Вместе с тем это хорошее средство обучения и совершенствования таких двигательных умений и навыков, как ходьба и бег в разных направлениях, ходьба на носочках, прыжки на месте, приседание на корточки и т. п.
В физическом воспитании детей раннего возраста в условиях Заполярья подвижная игра приобретает особое значение. Здесь крайне ограничена возможность развития основных движений на прогулке. Ведь даже летом наши дети довольно редко гуляют в облегченной одежде. Поэтому мы увеличили количество подвижных игр в сравнении с программой. Так, программой предусмотрено с детьми второго года жизни проводить подвижную игру 2—3 раза в неделю. Мы проводим по две игры ежедневно.
В ненастные дни, когда детей с полутора до двух лет на прогулку не выводят, подвижная игра проводится утром после того, как со всеми детьми проведено занятие и с одной из подгрупп —физические упражнения. Игра является как бы заключительной частью комплекса упражнений.
В прогулочные дни весной, летом и осенью с детьми старше полутора лет игра проводится на участке, так же как и комплекс упражнений. В комплексе упражнений отсутствуют такие, которые на улице провести нельзя, например ходьба по ребристой доске, проползание в обруч на четвереньках, упражнения из положения лежа и т. п. Чтобы компенсировать их отсутствие, включаем эти упражнения в подвижные игры во второй полошите дня. Например, в игре «Мишка по лесу гулял» мишка падает на спину и двигает ногами, как будто едет на велосипеде. Или сразу после сна, прежде чем обливать ребенку ноги (закаливающее мероприятие), предлагаем ему пройти 2—3 раза по ребристой доске.
С детьми до полутора лет подвижная игра проводится минут через 40 после обеда, т. е. после того, как проведены занятие и комплекс гимнастических упражнений. Здесь, так же как и с детьми старше полутора лет, она является заключительной частью комплекса, и к пей привлекаются все дети группы.
Проведение подвижной игры ежедневно дает возможность не только чаще упражнять детей в основных движениях, что очень важно для образования двигательных навыков и умений, но и поддерживать у них в течение всего дня хорошее настроение. А чтобы игра веселила ребенка, мы тщательно продумываем ее методику, осуществляем индивидуальную работу с детьми в ходе ее проведения.
Так, при проведении игры «Прибежали в уголок» мы используем то разноцветные флажки, то одноцветные из ярких ленточек, а иногда даем красные праздничные флажки. Вместо них порой используем в игре и цветы, вводим в игру элемент прятания. Например, воспитатель говорит: «Прибежали в уголок, выше подняли цветок. Кто выше всех поднял свой цветочек? Оля высоко подняла. Саша… Спрятался цветочек (прячет цветок за спину), нет его! И у Тани нет, и у Наташеньки. Куда же он делся?» Показывает цветок с эмоциональным возгласом: «Вот он! Ой, как много цветов стало!» Затем воспитатель перебегает на другую половину группы, и игра повторяется. Детям нравится эта игра, особенно они радуются, когда мы даем им новые флажки или цветы.
Поддержание у детей положительного отношения к выполнению движений особенно необходимо при проведении гимнастических упражнений. Очень важно обеспечить во время занятий личный контакт воспитателя с ребенком, так как ребенок чувствует себя при этом уверенней, а похвала, поощрение поддерживают у него хорошее настроение. Кроме того, так легче обучить ребенка правильно выполнять упражнения. Такой контакт возможен при условии проведения упражнений небольшими подгруппами.
Детей до полутора лет мы разделили на подгруппы, по 3 ребенка в каждой, и занимались с каждой подгруппой через день после первого сна, через 30 мин после обеда, т. е. во время сна детей старше полутора лет. Детей старше полутора лет разделили на две подгруппы, по 9 в каждой. С каждой подгруппой также занимаемся 3 раза в неделю. Но так как одновременно проводить комплекс с 9 детьми трудно, мы занимаемся с ними в течение дня два раза. Начинаем проводить его после дневного сна до полдника. (После полдника проводить гимнастику неудобно: идут родители за детьми и постоянно отвлекают воспитателя.) Детей ни в коем случае не будим, занимаемся только с проснувшимися. Поэтому каждый раз их может быть разное количество (3—4—5); тех, с кем комплекс проведен, отмечаем в специальной тетради. С остальными занимаемся на следующий день утром после занятия. А после сна до полдника начинаем проводить комплекс с 9 детьми другой подгруппы. Поэтому гимнастику воспитатель проводит иногда в два и даже в три приема. Одно условие при этом непременно: упражнения должны быть закончены не позднее чем за 10—15 мин до начала полдника. Дети, с которыми занимались в последнюю очередь, должны сесть за стол несколько позже.
При обучении особое внимание уделяем правильному выполнению упражнения, стараясь по возможности добиться, чтобы ребенок обязательно его закончил. Например, при наклоне в сторону из положения сидя на скамье ребенку предлагают достать кубик, лежащий у пятки ноги, поднять его и снова положить на место, т. е. ближе к пятке. Как правило, детям дается это с трудом. Они кладут кубик впереди ноги и поэтому вместо наклонов в стороны делают наклоны вперед. В этом случае воспитатель предлагает ребенку посмотреть, где у него пяточки, показывает свои. Кладет к своим пяткам кубики и предлагает ребенку сделать то же. И так до тех пор, пока он не усвоит правильное выполнение упражнения.
Занятия даже с небольшими группами занимают много времени, поэтому мы ищем одновременно пути их сокращения. Например, при упражнении в различных видах ходьбы, для укрепления мышц бедра и голени и профилактики плоскостопия, а также для упражнения в равновесии предлагаем ребенку вначале пройти по ребристой доске, затем подняться на ящик (высота 15 см), спуститься с него, пройти по наклонной доске (ширина 25—27 см), спуститься с нее, после чего даем возможность ребенку поупражняться в перешагивании через ряд препятствий и т. д. Последовательное выполнение заданий позволяет сократить длительность занятия, обеспечивает достаточную его плотность и нагрузку на организм ребенка, а персоналу облегчает его Подготовку и проведение.
Помимо самостоятельных и подвижных игр и специальных занятий, для развития опорно-двигатедьного аппарата и активизации двигательной деятельности мы стремимся использовать и бытовые процессы.
Если своевременно обучать ребенка доступным в его возрасте бытовым движениям, связанным с самообслуживанием, то он в течение дня может неоднократно упражняться в их совершенствовании. Мы стараемся создать для детей такие условия, чтобы они могли проявить максимум самостоятельности. Например, чтобы дети старше 1 года 8 месяцев могли поупражняться з умении снимать полотенце и пытаться его повесить, полотенца повесили на уровне роста детей. При сборах на прогулку детям старше полутора лет предлагаем самостоятельно снять туфельки, подойти к шкафчику и взять носки, рейтузы и попытаться надеть их. Это требует от персонала терпения, выдержки, умения вовремя помочь ребенку.
Привлекаем детей и к подготовке занятий: они самостоятельно приносят легкие палочки, мячи, обручи, веревочку для перешагивания и т. п. Это не только способствует воспитанию навыка самообслуживания, по и создает у детей положительный настрой па занятие.
Все эти мероприятия дают ощутимые результаты. Дети научились уверенно ходить по ограниченной плоскости, овладели умением бросать мяч левой и правой рукой в горизонтальную цель, толкать большой мяч двумя руками. Они легко взбираются по лесенке, по скату, держась за поручни, перелезают через бревно. Стали более подвижны, самостоятельны, жизнерадостны.
Двигательная активность на фоне положительных эмоций в сочетании с закаливающими мероприятиями благотворно сказалась на снижении заболеваемости детей.