Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Основные движения и игры детей

Рубрика: Родителям и детям

Основными движениями называются ходьба, бег, прыжки, передавание и перебрасывание предметов, метание, поднимание и переноска груза, лазание и перелезание через препятствия, передвижение по узкой опоре, сохраняя равновесие, простейшие приемы защиты и нападения и другие. Короче говоря, основные движения — это все те двигательные действия, которые человек производит не только со специальной целью своего физического развития, но и в труде, военной деятельности и быту.

На протяжении многих тысячелетий эти движения, возникшие в труде, сопутствующие труду, были и остались до нашего времени основой человеческой двигательной деятельности. Их влияние сказывалось на формах и развитии человеческого организма в течение всего существования человеческого общества и сказывается теперь на развитии организма каждого человека в течение его жизни. Вот почему, если ребенок не упражняется в основных движениях, то он неминуемо отстает в своем физическом развитии.

Дети овладевают большинством основных движений в дошкольном возрасте и младшем школьном (7—11 лет). Эти движения развиваются и совершенствуются у ребенка во время взаимодействия с внешней средой и в результате обучения, осуществляемого родителями и школой.

Внешняя среда, т. е. обстановка, включая в нее пособия и игрушки, которыми пользуется ребенок, может содействовать, а может и препятствовать развитию его основных движений. Если, например, ребенок не имеет достаточно места, где бы можно было побегать, то он не овладеет в должной мере этим основным движением; не имея мяча, не приобретет навыков бросания и ловли, метания и т. д. Поэтому создание обстановки, которая побуждала бы ребенка овладевать всеми основными движениями, соответствующими его возрасту, является первой заботой как родителей, так и детского сада, школы.

Но ограничиться организацией обстановки нельзя. Надо учить ребенка правильно выполнять основные движения. Без обучения, предоставленный самому себе, он после бесконечных ‘бесплодных попыток случайно находит более или менее удовлетворительные способы выполнения движений. Если мать или отец будут ежедневно заниматься с ребенком 20—30 минут, поучат его основным движениям, то он, упражняясь самостоятельно, не будет делать столько ошибок и быстрее приобретет целесообразные навыки, лучше разовьется физически.

Обучая ребенка основным движениям в семье, надо помнить, что в связи с возрастом изменяются объем, характер и способы выполнения упражнений. Не овладев простым движением, ребенок не может научиться выполнять более сложное. Например, до тех пор, пока у малыша 3—4 лет не развилась ловкость, необходимая при перекладывании, перестановке и передаче из рук в руки небольших предметов (кубиков, городошных чурок и т. п.), он не сумеет ловить катящийся по земле, а тем более подбрасываемый мяч. Поэтому, обучая ребенка основным

движениям, надо предлагать ему посильные задания и переходить к более сложным лишь после того, как он усвоит простые.

Общее представление о степени сложности основных движений в зависимости от возраста ребенка родители получат, ознакомившись с упражнениями и играми детей различных возрастных групп, описанными в этой книге.

Следующее условие успешности обучения детей основным движениям — ясность и конкретность заданий. Ребенок должен понимать, как ему проделать упражнение, а для этого необходимы краткие разъяснения родителей. Но одних разъяснений мало. Надо так организовать обстановку, чтобы ребенку было легче правильно выполнить требуемое. Например, обучая ребенка не расставлять слишком широко ноги в стороны во время ходьбы, полезно предложить ему поупражняться в ходьбе по узким «тропинкам», начерченным на земле палочкой. Стараясь не переступить линии, ограничивающие «тропинку», он будет шагать прямо, не расставляя ноги в стороны. Чем младше возраст ребенка, тем большее значение в обучении основным движениям приобретают такие предметно оформленные задания.

Успешное обучение невозможно, если ребенок не заинтересован в задании и действует неактивно. Интерес и активность у ребенка пробуждаются в том случае, если выполняемое действие имеет доступную его силам трудность. Такие доступные и совершенно конкретные трудности всегда заключены в правильно подобранных, предметно оформленных заданиях. Надо не переступить через линии, ограничивающие «тропинку», не уронить мешочек с песком, неся его на голове, спрыгнуть с невысокой скамейки в начерченный на земле кружок и устоять в нем, — выполняя любое из таких заданий, ребенок действует активно, стремится преодолеть их трудности.

Такие упражнения пробуждают к действию безусловный «исследовательский» рефлекс совершенно так же, как вид новых предметов. «Сумею ли я?» — возникает у ребенка мысль, когда, например, мать предлагает ему пробежать по начерченным на земле кружочкам, как по камешкам в ручье. И он мобилизует все свои силы, чтобы выполнить задание, проделывает упражнение активно и старательно.

Научными исследованиями установлено, что у детей, особенно младшего дошкольного возраста, резко улучшается качество движений и увеличивается практический результат упражнения, если они выполняют предметно оформленные задания. Например, в одном детском саду ребятам трех-четырех лет предложили прыгнуть в длину с места. Дети выполнили задание без интереса и старания. Девочка Лиля, четырех лет, находившаяся в этой группе, прыгая, даже не вынула руку из карманчика, а палец другой руки держала во рту. Результат ее прыжка оказался равен всего лишь 38 сантиметрам. Тогда задание было изменено. На земле начертили коридорчик шириной

40 сантиметров и предложили детям перепрыгнуть через него. Теперь та же Лиля, изготавливаясь к прыжку, отвела руки назад, полуприсела, а отталкиваясь от земли, взмахнула руками вперед. Все ее движения стали более точными, согласованными, а результат прыжка значительно увеличился.

Предметно оформленные задания большей трудности вызывают интерес и активность и у детей постарше. Ребята старшего дошкольного и младшего школьного возрастов в своих играх размечают квадраты на земле и, прыгая на одной ноге, подталкивают камешек из одного квадрата в другой, бегают, катя обруч, прыгают через кружащуюся скакалку и т. п.

Любое основное движение может быть хорошо усвоено ребенком и окажет достаточное влияние на его физическое развитие только в том случае, если оно систематически, изо дня в день, повторяется. Но если в упражнение не вносят никаких изменений, то оно рано или поздно утрачивает интерес и ребенок выполняет его без прежнего увлечения. Поэтому надо изменять условия задания, как только замечается снижение активности ребенка. Но не следует спешить. Если мать предлагает ребенку все время новые упражнения, то он ничему не научится.

Дети не одинаковы. Одни подвижны, активны, смелы, другие, напротив, двигаются и играют недостаточно, предпочитают спокойные занятия, рассматривание картинок, рисование, лепку и т. п. Чрезмерно подвижных детей надо ограничивать в движениях, отводить на подвижные игры определенные часы.

Особой заботы требуют малоподвижные дети. Их надо всячески побуждать к занятиям основными движениями и подвижными играми, укреплять в них уверенность в своих физических силах, приучать к самостоятельности.

Родители нередко чрезмерно опекают ребенка, не дают ему возможности проявить свою инициативу. В одной семье, например, отец, вернувшись с работы, не давал трехлетнему сыну возможности побегать. Он все время ходил за ребенком по квартире, наклонившись и растопырив руки, чтобы поддержать малыша, если тот упадет. Отец успокаивался лишь тогда, когда удавалось усадить мальчика и занять его рассказом или какой-либо малоподвижной игрой. В результате всю вторую половину дня, когда отец был дома, ребенок был вынужден сидеть неподвижно. И вот однажды, когда отец вернулся со службы, мальчик юркнул в дверь и побежал по коридору. Отец, конечно, последовал за ним. Сын остановился и сердито сказал: «Не ходи за мной, я не упаду». Отец хотел взять его за руку, но мальчик, крикнув: «Не смей!» — побежал от него и, открыв дверь, спрятался у соседей.

Ребенок обычно не переносит чрезмерной опеки. Он всему хочет научиться сам. Его не остановят легкие ушибы, получаемые при падениях, которые, кстати сказать, неизбежны. Не надо ограничивать каждый шаг ребенка. Это поведет к тому, что он не только отстанет в своем физическом развитии, но и вырастет изнеженным, утратит веру в свои силы, окажется не способным к борьбе с трудностями. В разумных пределах следует поощрять ребенка даже в таких действиях, которые связаны с риском падения, конечно, предупреждая при этом возможность сильного ушиба. Нужно воспитывать в ребенке смелость. Вот один из примеров такого воспитания.

Мальчик семи лет на прогулке с родителями в парке захотел пройти по бревну для упражнения в равновесии, расположенному на значительной высоте (120 см). Отец разрешил ему это сделать. Но когда ребенок взобрался на бревно и стал во весь рост, то ему стало страшно. Он растерянно сказал:

—        Папа, я лучше слезу.

—        Решил пройти, так пройди, — ответил отец, — не бойся: будешь падать, я тебя подхвачу.

Мальчик пошел по бревну, а отец — по земле рядом с сыном. Было видно, что ребенку страшно. У него дрожали руки и ноги, лицо покраснело. Когда сын дошел до конца бревна и хотел слезть, отец сказал:

—        Не думал я, что ты такой трусишка. Дрожал, как заяц.

Мальчик улыбнулся и ответил:

—        Это я с непривычки. Давай, пройду еще раз.

И второй раз он шел по бревну более уверенно и смело.

Чем шире объем разнообразных двигательных навыков у ребенка, тем быстрее растет его уверенность в своих силах. Окружающий мир открывается перед ним не как нечто враждебное, изобилующее неприятными неожиданностями и непреодолимыми силами, а как мир вещей и явлений, покорных его человеческой воле.

Занятия основными движениями, проводимые в семье, всегда следует сочетать с подвижными играми. В три-четыре года ребенок больше играет с матерью, с одним-двумя сверстниками и один, возясь со своими игрушками. Если ребенок общителен, то уже в этом возрасте полезно втягивать его в коллективные игры с другими детьми. В возрасте пяти-шести лет индивидуальные и групповые игры занимают примерно равное место в занятиях детей. Начиная с семи лет, все большее и большее значение получают коллективные игры.

Родители должны руководить играми своих детей, особенно когда ребенок впервые становится участником коллективной игровой деятельности. Если мать или отец один-два раза в неделю будут руководить играми небольшой группы ребят во дворе, то от этого получит пользу в первую очередь их собственный ребенок. Надо приучить ребят точно соблюдать правила игры, объединить их в дружный коллектив, научить новым играм и упражнениям, которыми они будут в остальные дни заниматься самостоятельно в установленное родителями время.

Дети с пользой для здоровья могут упражняться и играть с довольно значительным физическим напряжением в течение 15—20 минут в возрасте трех-четырех лет,

20—30 минут — в пять-шесть лет, 25—35 минут — в семь-восемь лет, около 45 минут — в девять-двенадцать лет и до 1 часа — в тривадцать-четырнадцать лет. В течение указанного времени надо провести две-три игры с краткими перерывами для отдыха.

Надо следить, чтобы дети не занимались подвижными играми, основными движениями и дающим большую нагрузку физическим трудом (например, перекапывание земли) непосредственно перед едой и сразу после нее. За полчаса до обеда и ужина не должны иметь места физические упражнения. После легкой еды ими можно заниматься через 30 минут, после обеда — через 1 —1,5 часа.

Родители должны хорошо знать состояние здоровья своего ребенка и устанавливать режим его занятий физическими упражнениями и играми, по возможности советуясь с врачом. Почаще надо приглядываться к ребенку, когда он бегает, прыгает и проделывает другие сильно действующие на организм движения. Побледнение лица, утрата точности движений, одышка — вот признаки утомления. При появлении их надо дать ребенку отдохнуть — лучше всего спокойно походить в течение 1—2 минут; затем он может сесть и заняться каким-либо неутомительным делом.


Услуга создания приложений для iphone - источник.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.