Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Основные правила йоги

Рубрика: Теория

В какой-то степени йога определяет образ жизни тех, кто ею занимается. «Десять заповедей» йоги — это один из первых моральных кодексов. Он дает нам несколько предписаний, с которыми мы, наверное, и так уже знакомы, а также несколько новых для нас норм.

Правила и нормы поведения, усвоенные нами в годы учения в школе, редко пополняются после того, как мы покидаем ее. Самодисциплина, умение себя вести, серьезный настрой ума в наш век всеобщей свободы могут показаться старыми как мир нор­мами поведения. Однако, как доказывают ис­следования, дети чувствуют себя счастливее, когда им предписывают некоторые правила поведения. Нам, взрослым людям, тоже невредно иметь какие-либо установки в жизни; этим объясняется то, что многие люди чувствуют себя уютнее, живя в соответствии с какими-либо религиозными принципами.

Предлагаемый йогой моральный кодекс не направ­лен на то, чтобы заставить нас почувствовать себя виноватыми. Его нормы просты и доступны для по­нимания и, если следовать им на практике, могут привести к нужным результатам, йога предла­гает нам еще раз критически оценить, как мы жи­вем. Дело здесь не только в том, чтобы делать в жизни одни «правильные вещи». Этической основой йоги являются некие вселенские законы, которым мы должны следовать в своей жизни; в этом слу­чае наша жизнь не будет строиться на иллюзиях. Че­рез призму этого кодекса мы сможем взглянуть на все наши настроения, состояние ума и сердца, на наши действия и понять, что они образуют одно целое.

Моральные предписания йоги называются Яма. Главнейшим из них является принцип ненасилия, на санскрите — Ахимса. Этот принцип подразумевает не только полный отказ от физического насилия, но также и от мыслей и слов, способных кому-то причинить боль, отказаться от чего уже гораздо сложнее. Потребуется большая выдержка для того, чтобы устоять перед искушением посплетничать о чьих-то ошибках и просчетах. Уловить недоброжелательные мысли по отношению к другим людям еще слож­нее — попробуйте припомнить, скольких водителей вы беззвучно проклинали, когда сами управляли ав­томобилем. То, что слова могут причинить кому-то незаслуженную боль, еще можно понять, но неужели и мысли обладают такой же способностью, как сло­ва? Мысль сама по себе — это импульс, одно из про­явлений жизненной силы. В некоторых случаях она так же действенна, как и высказанное вслух слово, она имеет определенный силовой потенциал. Посмот­рите, что произойдет, если вы будете стараться ду­мать об окружающих только хорошо, проявлять к ним уважение. Даже в обычных повседневных усло­виях — ожидание своей очереди в магазине, транс­порта в часы пик — понаблюдайте, какую реакцию будет вызывать у окружающих ваш доброжелатель­ный образ мыслей.

Следующая норма — это Саттья, или честность. В нашем мире существуют, как правило, не одна, а не­сколько правд. Задайтесь вопросом: часто ли вы го­ворите себе правду? Можете ли вы жить в соответ­ствии с тем, во что вы верите? Скрываете ли вы свои эмоции от окружающих?

Правило третье: вы не должны красть (на санск­рите — Астейя). Имеется в виду не столько обыч­ная кража вещей у других людей, сколько ситуация, в которой вы понапрасну отнимаете у кого-то вре­мя. Может быть, вы также злоупотребляете чьим-то вниманием, щедростью?

В-четвертых: вы должны быть целомудренны (на санскрите — Брахмакарья). Толковать это можно как угодно. Для тех, кто придерживается наиболее строгих правил, это означает полный отказ от секса, даже от помыслов о нем. Однако в таком либераль­ном учении, как Тантра, те половые отношения, кото­рые ведут к просветлению духа, все же остаются в рамках понятия «целомудрие». Остановимся на следу­ющем — секс не должен быть для нас средством удовлетворения наших примитивных чувственных по­требностей.

Последнее правило — это отказ от коварных за­вистливых помыслов, Апариграха. Смотрите ли вы с завистью на новую машину вашего соседа? Завиду­ете ли вы удачной карьере своих друзей? Объясняе­те ли вы своей неудачливостью появление на небе грозовой тучи как раз в тот момент, когда вы соби­раетесь на загородный пикник? Если так, то ваша позиция, которую можно сформулировать как «все несчастья сыплются мне на голову: это не­честно» ни к чему не приведет. Подобный образ мыслей восстанавливает вас против вас самих, а за­одно и против всех окружающих, но если вы огля­нетесь вокруг, стараясь быть объективным, то ока­жется, что все, кому вы завидовали, не всегда счаст­ливее вас.

Требование выполнения всех этих правил может показаться странным, потому что они пытаются рег­ламентировать ваши естественные реакции. Но толь­ TOC \o «1-5» \h \z ко научившись выполнять эти примитивные правила, можно впоследствии вообще избавиться от негативных проявлений вашей личности.

Следующие пять правил называются Ниями. Они больше связаны с особенностями внутреннего мира           человека, чем с его отношениями с окружающим миром. Первое правило — это Шаука, или чистота. Оно предписывает человеку содержать себя в чистоте как внутренней (с помощью специальных упражнений, так и наружной (это правила обычной гигиены — регулярное мытье и пользование чистой одеждой). Чистота также должна заключаться и в сердце; это можно представить себе самыми раз­личными способами: все, от доброты и участия до щедрости и терпимости к ближним включается в это понятие.

Второе правило — это отказ от потребительского отношения к жизни — Самтоша. В нашем современ­ном обществе, ориентированном на потребление, очень сложно развить в себе способность доволь­ствоваться тем, что у тебя есть. Сможете ли вы пойти против течения, отказаться от больших удобств ради меньших? Сможете ли вы пересчитать вещи, действи­тельно нужные вам в вашей жизни, и построить ее дальнейший ход на чувстве собственного удовлетворе­ния и спокойствия, а не на том азарте и радости, кото­рые у вас вызывает новоприобретенная вещь?

Третье правило, Тапас, касается аскетизма, просто­ты и строгости вашей жизни. Оно означает отказ от всех тех элементов вашего образа жизни, которые могут отвлекать вас от высшей цели. Направлять себя прямо к ней, не размениваясь на мелочи, всегда бывает непросто. Как часто мы теряем свои силы, проводя время в завистливых размышлениях или предаваясь лени?

Стремление к знаниям, Сватхъяйя — это четвер­тое правило. Оно объединяет в себе тягу к по­знанию самого себя и к познанию окружающего мира.

Последним правилом является преданность выс­шему разуму — Имвара — Пранитхана. Можете ли вы похвастаться правильностью и широтой взгля­дов на вашу жизнь и ее значение для мира? Можете ли вы отказаться от желания получить ответы на все вопросы немедленно и довериться выбранному пути? Верите ли вы в то, что кто-то или что-то забо­тится о вас, и в то, что ваша жизнь действительно имеет смысл? Доверие к окружающему миру — это первый принцип йоги. Если мы в какой-то момент доверимся ему и будем знать, что мы делаем Всё, что можем, и что мы являемся всего лишь частью какой- то грандиозной, стройной системы, то на нас снизой­дет спокойствие и умиротворение.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.