Основные правила йоги
Рубрика: ТеорияВ какой-то степени йога определяет образ жизни тех, кто ею занимается. «Десять заповедей» йоги — это один из первых моральных кодексов. Он дает нам несколько предписаний, с которыми мы, наверное, и так уже знакомы, а также несколько новых для нас норм.
Правила и нормы поведения, усвоенные нами в годы учения в школе, редко пополняются после того, как мы покидаем ее. Самодисциплина, умение себя вести, серьезный настрой ума в наш век всеобщей свободы могут показаться старыми как мир нормами поведения. Однако, как доказывают исследования, дети чувствуют себя счастливее, когда им предписывают некоторые правила поведения. Нам, взрослым людям, тоже невредно иметь какие-либо установки в жизни; этим объясняется то, что многие люди чувствуют себя уютнее, живя в соответствии с какими-либо религиозными принципами.
Предлагаемый йогой моральный кодекс не направлен на то, чтобы заставить нас почувствовать себя виноватыми. Его нормы просты и доступны для понимания и, если следовать им на практике, могут привести к нужным результатам, йога предлагает нам еще раз критически оценить, как мы живем. Дело здесь не только в том, чтобы делать в жизни одни «правильные вещи». Этической основой йоги являются некие вселенские законы, которым мы должны следовать в своей жизни; в этом случае наша жизнь не будет строиться на иллюзиях. Через призму этого кодекса мы сможем взглянуть на все наши настроения, состояние ума и сердца, на наши действия и понять, что они образуют одно целое.
Моральные предписания йоги называются Яма. Главнейшим из них является принцип ненасилия, на санскрите — Ахимса. Этот принцип подразумевает не только полный отказ от физического насилия, но также и от мыслей и слов, способных кому-то причинить боль, отказаться от чего уже гораздо сложнее. Потребуется большая выдержка для того, чтобы устоять перед искушением посплетничать о чьих-то ошибках и просчетах. Уловить недоброжелательные мысли по отношению к другим людям еще сложнее — попробуйте припомнить, скольких водителей вы беззвучно проклинали, когда сами управляли автомобилем. То, что слова могут причинить кому-то незаслуженную боль, еще можно понять, но неужели и мысли обладают такой же способностью, как слова? Мысль сама по себе — это импульс, одно из проявлений жизненной силы. В некоторых случаях она так же действенна, как и высказанное вслух слово, она имеет определенный силовой потенциал. Посмотрите, что произойдет, если вы будете стараться думать об окружающих только хорошо, проявлять к ним уважение. Даже в обычных повседневных условиях — ожидание своей очереди в магазине, транспорта в часы пик — понаблюдайте, какую реакцию будет вызывать у окружающих ваш доброжелательный образ мыслей.
Следующая норма — это Саттья, или честность. В нашем мире существуют, как правило, не одна, а несколько правд. Задайтесь вопросом: часто ли вы говорите себе правду? Можете ли вы жить в соответствии с тем, во что вы верите? Скрываете ли вы свои эмоции от окружающих?
Правило третье: вы не должны красть (на санскрите — Астейя). Имеется в виду не столько обычная кража вещей у других людей, сколько ситуация, в которой вы понапрасну отнимаете у кого-то время. Может быть, вы также злоупотребляете чьим-то вниманием, щедростью?
В-четвертых: вы должны быть целомудренны (на санскрите — Брахмакарья). Толковать это можно как угодно. Для тех, кто придерживается наиболее строгих правил, это означает полный отказ от секса, даже от помыслов о нем. Однако в таком либеральном учении, как Тантра, те половые отношения, которые ведут к просветлению духа, все же остаются в рамках понятия «целомудрие». Остановимся на следующем — секс не должен быть для нас средством удовлетворения наших примитивных чувственных потребностей.
Последнее правило — это отказ от коварных завистливых помыслов, Апариграха. Смотрите ли вы с завистью на новую машину вашего соседа? Завидуете ли вы удачной карьере своих друзей? Объясняете ли вы своей неудачливостью появление на небе грозовой тучи как раз в тот момент, когда вы собираетесь на загородный пикник? Если так, то ваша позиция, которую можно сформулировать как «все несчастья сыплются мне на голову: это нечестно» ни к чему не приведет. Подобный образ мыслей восстанавливает вас против вас самих, а заодно и против всех окружающих, но если вы оглянетесь вокруг, стараясь быть объективным, то окажется, что все, кому вы завидовали, не всегда счастливее вас.
Требование выполнения всех этих правил может показаться странным, потому что они пытаются регламентировать ваши естественные реакции. Но толь TOC \o «1-5» \h \z ко научившись выполнять эти примитивные правила, можно впоследствии вообще избавиться от негативных проявлений вашей личности.
Следующие пять правил называются Ниями. Они больше связаны с особенностями внутреннего мира человека, чем с его отношениями с окружающим миром. Первое правило — это Шаука, или чистота. Оно предписывает человеку содержать себя в чистоте как внутренней (с помощью специальных упражнений, так и наружной (это правила обычной гигиены — регулярное мытье и пользование чистой одеждой). Чистота также должна заключаться и в сердце; это можно представить себе самыми различными способами: все, от доброты и участия до щедрости и терпимости к ближним включается в это понятие.
Второе правило — это отказ от потребительского отношения к жизни — Самтоша. В нашем современном обществе, ориентированном на потребление, очень сложно развить в себе способность довольствоваться тем, что у тебя есть. Сможете ли вы пойти против течения, отказаться от больших удобств ради меньших? Сможете ли вы пересчитать вещи, действительно нужные вам в вашей жизни, и построить ее дальнейший ход на чувстве собственного удовлетворения и спокойствия, а не на том азарте и радости, которые у вас вызывает новоприобретенная вещь?
Третье правило, Тапас, касается аскетизма, простоты и строгости вашей жизни. Оно означает отказ от всех тех элементов вашего образа жизни, которые могут отвлекать вас от высшей цели. Направлять себя прямо к ней, не размениваясь на мелочи, всегда бывает непросто. Как часто мы теряем свои силы, проводя время в завистливых размышлениях или предаваясь лени?
Стремление к знаниям, Сватхъяйя — это четвертое правило. Оно объединяет в себе тягу к познанию самого себя и к познанию окружающего мира.
Последним правилом является преданность высшему разуму — Имвара — Пранитхана. Можете ли вы похвастаться правильностью и широтой взглядов на вашу жизнь и ее значение для мира? Можете ли вы отказаться от желания получить ответы на все вопросы немедленно и довериться выбранному пути? Верите ли вы в то, что кто-то или что-то заботится о вас, и в то, что ваша жизнь действительно имеет смысл? Доверие к окружающему миру — это первый принцип йоги. Если мы в какой-то момент доверимся ему и будем знать, что мы делаем Всё, что можем, и что мы являемся всего лишь частью какой- то грандиозной, стройной системы, то на нас снизойдет спокойствие и умиротворение.