Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ГИМНАСТИКОЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ

Рубрика: Родителям и детям

Основные принципы построения занятий гимнастикой в раннем детском возрасте подчинены двум задачам. Одна из них связана непосредственно с закаливанием ребенка, служит развитию двигательных навыков, расширению адаптивных возможностей; вторая — с необходимостью упражнять, трени­ровать те функции, которые понадобятся в будущем. В преды­дущих главах обращалось внимание на то, что дети сами, без специальных воздействий, с 3 мес жизни начинают «учиться» ходить, бегать. Лежа на спине, они осуществляют движение «кручение педалей» — в будущем это — элементы бега и ходь­бы. Во внутриутробном периоде возникают и начинают «упражняться» сосательные движения, дыхание, которые тре­нируются для того, чтобы выжить сразу после рождения [Анохин П. К., 1975].

В этой связи задача физического воспитания детей раннего возраста состоит в том, чтобы не только развивать, упражнять необходимые в будущем функции, но и целенаправленно конт­ролировать спонтанно осуществляющиеся формы движений. При этом имеется в виду то, что у детей начиная с периода новорожденности представлено достаточно большое количест­во спонтанных движений типа вздрагиваний. Эти движения не являются проявлением целенаправленной активности. И при чрезмерной частоте движений, когда малыш устает от собст­венных двигательных реакций (возникает плач), его следует перевернуть со спины на живот. При этом существенно сни­жается количество спонтанных реакций. После непродолжи­тельного отдыха его вновь можно перевернуть на спину.

Второй метод уменьшения частоты естественных движе­ний— придание ребенку вертикальной позы. Для этого его берут на руки. И, наконец, третий метод состоит в том, что малышу дают соску-пустышку — обобщенные двигательные реакции прекращаются, как только он начинает ее сосать. Сосательные движения приводят к торможению движений конечностей. Наши исследования показали, что по мере увели­чения электромиографической активности в мышцах увеличи­вается и амплитуда сосательных движений.

Помимо приведенных методов ограничения частоты движе­ний, существует еще один способ — рациональное одевание младенца. Перед сном дети первых месяцев жизни особенно устают от собственных движений [Празников В. П., 1980]. Нетугое пеленание ног или всего ребенка на время сна может ограничить, затормозить двигательную активность. При этом ребенок быстро успокаивается. Наши исследования показали, что при нетугом пеленании сохраняются движения как ног, так и рук, но они не приводят к утомлению, а во время сна — к пробуждению.

В целях стимуляции движений используется правильная организация бодрствования — свободная для движений одежда, игрушки, разработанные методы гимнастических упражнений.

С полугодовалого возраста, когда дети начинают само­стоятельно переворачиваться со спины на бок (с 4 мес), со спи­ны на живот (с 5 мес), с живота на спину (с 6 мес), необходи­мо предоставлять им возможность свободно передвигаться. Для этого детей помещают в манеж, где они могут свободно ползать, переворачиваться, играть с игрушками, подтягивать­ся за поручни.

После б—7 мес дети начинают самостоятельно садиться, ложиться и вставать. Подтягиваясь за поручни манежа и упи­раясь о них, дети могут вставать, а затем, держась за поручни, передвигаться по манежу. Поручни не должны быть по высоте выше груди ребенка. Только при этом условии ребенок может без существенных затруднений использовать данную опору в передвижении и самообучении ходьбе.

Начиная с 8—10 мес ребенка подготавливают к ходьбе. Локомоторный акт — реакцию опоры и перенос ноги — ребе­нок может осуществлять лишь к 9—10 мес, освоив позу опоры.

Предшествует шагательному движению ползание. Этот пе­риод важен для ребенка, поскольку во время ползания отраба­тывается координация, которая будет использована и во время ходьбы; укрепляются мышцы, обеспечивающие сохранение вертикальной позы. Во время ползания увеличивается легоч­ная вентиляция. В целом, движения, в том числе ползание, совершенствуют нервно-психическое развитие.

Как показали исследования, при переходе от передвижения на четырех конечностях к прямохождению ребенок первое время использует руки не только для опоры с целью не поте­рять равновесие, но и для того, чтобы опираться об опору по­очередно то левой, то правой рукой. При переходе от локомо- ций на четырех конечностях к прямохождению малыш перво­начально использует опору на четыре конечности, но уже в вертикальной позе.

Обучение детей ходьбе имеет свои методические особенно­сти. Они связаны с тем, что у детей должна быть опора на обе руки, так как они поочередно отталкиваются каждой рукой. Когда взрослые обучают детей ходить, они должны подстав­лять им руки. В этом случае ребенок поочередно опирается на них то правой, то левой рукой, т. е. происходит «ползание в вертикальной позе». Вот почему не следует при обучении ходь­бе руки ребенка поднимать вверх (это наиболее типичная ошибка взрослых).

Технические средства, которыми пользуются для обучения ходьбе, должны быть сконструированы с учетом особенностей ребенка. Наилучшим в этом отношении средством является манеж с невысокими бортами, о которые дети могут опираться. Можно использовать различные каталки — ребенок держится руками за каталку и передвигается вперед. В частности, нами разработана конструкция прогулочной коляски с двумя поруч­нями. Верхний — для матери, которая катит коляску и придер­живает ее, нижний поручень — для ребенка, который держит­ся за нее и сам обучается ходьбе. Такая конструкция учиты­вает естественные физиологические особенности ребенка при переходе от движения ползания к прямохождению. Помимо этого, данная конструкция позволяет существенно уменьшить травматизм при обучении ребенка ходьбе. При потере равно­весия и падении малыш, держась за поручень, сам поднимает­ся и продолжает ходьбу. Ребенок получает удовольствие от * того, что «сам» катит коляску.

Нельзя рекомендовать обучать ребенка ходьбе с помощью поддерживающих ремней, «хомутков», которые надевают ре­бенку как пояс. Малыш все время теряет равновесие и валится в сторону или вперед. Взрослый, поддерживающий ремень, постоянно должен корригировать позу, возвращая ребенка в вертикальное положение. В использовании данного техниче­ского средства отсутствует элемент самообучения, основанный на физиологических особенностях преобразования локомоций из передвижения на четырех конечностях в прямохождение.

Физические упражнения для детей первого и второго года жизни должны проводиться таким образом, чтобы чередовать движения с паузами — во избежание переутомления.

Ниже будут приведены методы специального развития ске­летной мускулатуры у детей раннего и дошкольного возраста.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.