Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Основные принципы применения средств лечебной физкультуры у больных детей

Рубрика: Основы лечебной физической культуры

Лечебное и воспитательное воздействие адекватных возрасту и ха­рактеру заболевания средств лечебной физкультуры возможно лишь при соблюдении ряда дидактических принципов, выработанных тео­рией и практикой физического воспитания и лечебной физкультуры.

Ведущим из этих принципов является принцип систематичности. Он заключается в непрерывности, планомерности использования любых средств лечебной физкультуры во всех возможных формах и в течение лечебного курса и обеспечивается регулярностью прово­димых занятий. Благодаря этому физиологические сдвиги, происходя­щие в организме ребенка под влиянием физических упражнений, а так­же компенсаторные приспособительные реакции закрепляются. Пере­рывы в занятиях лечебной физкультурой приводят к утрате, ослабле­нию условнорефлекторных связей, изменяют течение приспособи­тельных реакций, которые при отсутствии подкрепления также прекращаются. Систематическое, ежедневное проведение в закреплен­ное режимом больничного учреждения время утренней гимнастики, специальных занятий, выполнение движений и других элементов лечеб­ной физкультуры, в том числе и самостоятельных индивидуальных на­значений, не только способствует успешному решению лечебных за­дач, но и играет большую воспитательную роль, приучая ребят к организованности и соблюдению режима. Итак, систематичность проведения всех форм лечебной физкультуры необходима для полно­ценного лечения больных ребят, ибо только непрерывное воздействие на всех этапах лечения обеспечивает положительную динамику морфо­логических и функциональных сдвигов в организме ребенка.

Принцип от простого к сложному подразумевает постепенное по­вышение требований, предъявляемых к детскому организму. Это ка­сается как конкретных лечебных, так и воспитательных задач. Напри­мер, при восстановлении двигательного навыка ходьбы у больного детским церебральным параличом сначала добиваются более простого результата— уменьшения спастичности. Как только это удается, пере­ходят к решению задачи нормализации мышечного тонуса конечно­стей, применяя приемы стимуляции мышц, пассивные гимнастические упражнения. Лишь после этого постепенно приступают к освоению элементарных движений в суставе, построению цепей движения и, на­конец, к освоению двигательного навыка в целом. Иными словами, принцип от простого к сложному применительно к задачам лечебной физкультуры представляет собою принцип постепенности решения ле­чебных задач.

Принцип постепенного повышения требований важен для обеспече­ния адаптации организма ребенка к повышающейся нагрузке и реше­ния воспитательных задач. С этой целью в содержание занятий и дру­гих форм лечебной физкультуры периодически включаются более сложные виды упражнений и увеличиваются объем и интенсивность физической нагрузки. Положительная динамика функциональных пока­зателей и морфологических сдвигов, вызываемых средствами лечебной физкультуры, находится в определенной зависимости от количества мышечной работы. Постепенное приспособление к одному и тому же объему нагрузок, к одним и тем же упражнениям приводит к снижению интенсивности процессов, в том числе и восстановительного ха­рактера. Привычная по содержанию и интенсивности нагрузка пере­стает быть фактором, вызывающим положительные изменения в организме больного. Повышение требований до уровня, адекватного возросшим возможностям организма, увеличивает положительный эф­фект средств лечебной физкультуры. Осуществление этого принципа требует от врача и инструктора учета характера ответных реакций ор­ганизма, использования данных функциональной диагностики. Следует помнить то обстоятельство, что адаптация у различных ребят проте­кает с разной скоростью; следовательно, повышение нагрузок и изме­нение характера упражнений должны происходить с соблюдением еще одного важного принципа — индивидуального подхода к каждому ребен­ку. Такая индивидуализация учитывает особенности развития больно­го, степень отставания или опережения физиологических возрастных показателей двигательных умений, особенности течения заболевания, наличие или отсутствие осложнений, сопутствующих заболеваний и синдромов и т. д. Индивидуальный подход отражается и в постанов­ке задач, и в подборе способов их решения, и в методике применения средств лечебной физкультуры в различных формах. При построении курса лечебной физкультуры принцип индивидуального подхода осу­ществляется в двух взаимосвязанных направлениях — лечебном и во­спитательном. Лечебная индивидуализация нацелена на подбор средств, адекватных особенностям заболевания и индивидуальным особенностям реакции на них ребенка. Воспитательная индивидуализа­ция заключается в тонком учете развития двигательных навыков и ка­честв, а также психологических особенностей ребенка с тем, чтобы в содержание занятий и других форм лечебной физкультуры в необхо­димой последовательности включались упражнения, способствующие освоению возрастных двигательных навыков и достижению определен­ного уровня развития физических качеств.

Принцип доступности. Все средства лечебной физкультуры, ис­пользуемые в лечении данного ребенка или группы больных ребят, должны быть доступны как по своей структуре, так и по уровню физи­ческой нагрузки. Эта доступность определяется соответствием физиче­ских упражнений, подвижных игр, упражнений спортивного вида уров­ню психомоторного развития, состоянию здоровья, предшествующему двигательному опыту, физической подготовленности и состоянию дви­гательного аппарата. Этот принцип предусматривает и доступность методики, способов проведения, форм лечебной физкультуры. Напри­мер, прием показа упражнений или их объяснение недоступны для ребят раннего возраста.

Принцип учета возрастного развития движений. В детской Лечебной физической культуре (ЛФК) подбор средств связан с возрастными особенностя­ми двигательной сферы. Так, в первые месяцы жизни ребенка благо­даря наличию безусловных врожденных двигательных реакций приме­няются специфические для раннего возраста рефлекторные упражне­ния. По мере исчезновения безусловных рефлексов вводятся пас­сивные гимнастические упражнения, роль которых с возникновением произвольных движений уменьшается. В дальнейшем подбор физических упражнений и других средств лечебной физкультуры определяется степенью развития как основных движений (ходьбы, бега, прыжков, метания, лазания), так и двигательных навыков.

Сочетание общего и специального воздействия. Этот принцип осо­бенно важен в детском возрасте, так как общеразвивающие физические упражнения, подбираемые в соответствии с возрастными способностя­ми ребенка и регламентированным режимом двигательной активно­сти, дают возможность поддержать оптимальный уровень работы фи­зиологических систем. Общефизиологический эффект таких упражнений обеспечивает в первую очередь стимулирующее действие лечебной физкультуры. На фоне развивающейся сонастроенности функцио­нальных систем легче и успешнее решаются частные задачи лечебной физкультуры с помощью специально подобранных упражнений. Опыт показывает, что изолированное применение специальных упражнений и приемов массажа для достижения конкретной цели, например, увели­чения подвижности в суставе, менее эффективно, чем использование тех же средств в сочетании с общеразвивающими. У ребят осуществле­ние этого принципа важно также и потому, что недостаток двигатель­ной активности, гиподинамия в условиях госпитализации, в непривыч­ной для детского организма среде могут привести к извращению развития из-за несоответствия условий окружающей среды требова­ниям возрастной физиологии.

Принцип чередования, или рассеянной мышечной нагрузки, важен для предупреждения утомления у ребят и снижения эффекта физиче­ских упражнений. Он предусматривает такое сочетание средств лечеб­ной физкультуры, чтобы работа мышц, осуществляющих движение или позную реакцию, сменялась работой других мышц, оставляя воз­можность для восстановительных процессов.

Концентрация нескольких упражнений для одних и тех же мышц или мышечных групп допустима лишь при выработке их силовой выносливости под строгим контролем за общей реакцией больного ребенка.

Принцип сознательности и активности. Для усиления действия средств лечебной физкультуры, повышения психотерапевтического эф­фекта, а также для решения лечебно-воспитательных задач необходи­мо сознательное, активное участие ребенка в занятиях. Понимание за­дач и возможностей физкультуры в объеме, соответствующем психофизиологическим особенностям больного, способствует повыше­нию эмоционального уровня, дисциплинирует ребят, активизирует их. Научная разработка принципа сознательности в физическом воспи­тании принадлежит П. Ф. Лесгафту. Он считал необходимой подготов­ку ребенка ко всякой деятельности с тем, чтобы приучить его к само­стоятельности. Сознательное отношение ребят к Лечебной физической культуре (ЛФК) обусловливает у них интерес к занятиям, позволяет отвлечься от неже­лательного сосредоточения на мыслях о заболевании, придает всем ле­чебным мероприятиям оптимистическое звучание. Особое значение принцип сознательности и активности имеет для развития двига­тельных навыков и улучшения качества движений. Поддержание актив­ного и сознательного отношения больного ребенка к упражнениям и играм требует доброжелательного, внимательного подхода инструк­тора и врача к попыткам самостоятельных действий и поощрения их успешного осуществления.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.