Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Подвижные игры в двигательной деятельности детей

Рубрика: Упражнения и игры для детей

Подвижные игры являются важнейшим средством повыше­ния двигательной активности детей. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, вызывает у них яркие эмо­циональные переживания.

Для того чтобы выяснить состояние двигательной активно­сти детей и в зависимости от этого наметить мероприятия по улучшению работы, мы проанализировали двигательный режим подготовительной группы. При этом выяснили, правильно ли проводятся подвижные игры, как часто они повторяются, какое место занимают в режиме дня. За основу были взяты наблюде­ния за режимом при проведении прогулок в тундре, на участке и в дождливую погоду, т. е. в помещении.

В тундре, в естественных природных условиях, двигательная активность детей резко повышается (в нашем случае на 42%) по сравнению с играми в группе в дождливый день1. Игры на природе проводятся на большом пространстве, с использованием разнообразного природного материала: кустов, поваленных де­ревьев, естественных углублений и возвышений, поэтому прохо­дят с большим эмоциональным подъемом. Окружающие условия позволяют закреплять различные виды движений: бег, лазанье, метание, прыжки. Роль воспитателя при этом сводится к объяс­нению правил новых игр и контролю за выполнением правил знакомых игр. Дети сами придумывают образные названия иг­рам— «Олени и волки», «Песцы и зайцы», «Оленьи упряжки», импровизируют свои забавы.

1 При определении объема двигательной активности в данном случае бы­ли приняты за основу показатели по шагомеру, т. е. количество шагов, со­вершаемых детьми в том или ином виде игр и движений,

Двигательная активность детей в условиях участка была меньше, но тоже значительно превышала двигательную актив­ность (на 21%) в условиях группы. Ограниченность территории участка, неустойчивость внимания из-за наличия разнообразных атрибутов снижают интерес детей к подвижным играм и их ак­тивность. В этих условиях необходимо постоянное непосредствен­ное участие воспитателя в играх, поддержание интереса путем внесения изменений в правила игры, рациональное использова­ние атрибутов.

В группе дети предпочитали спокойные игры в игровых угол­ках, и двигательная активность их значительно снижалась.

С целью усиления двигательного режима детей в помещении были осуществлены такие мероприятия:

а)           количество подвижных игр, проводимых в течение дня, увеличено, они включены в содержание утренней гимнастики и гимнастики после сна;

б)           предусмотрено проведение подвижных игр до завтрака;

в)           введены подвижные игры в занятия по родному языку, счету, изобразительной деятельности, где это приемлемо;

г)           максимально использован зал для проведения подвижных игр в непрогулочные дни;

д)           большое внимание уделено разучиванию подвижных игр, оснащению их атрибутами с целью повышения у детей интереса к ним; подбор подвижных игр произведен с учетом предшеству­ющей и последующей деятельности детей.

Так, на утренней гимнастике проводились бодрые и эмоцио­нальные игры с бегом; «Олени и водки», «Перелет птиц», «У мед­ведя во бору», «Мы веселые ребята», «Хитрая лиса». Эти игры просты по содержанию, правила их легко усваиваются детьми.

Перед занятиями по родному языку, счету проводились игры средней подвижности: «Затейники», «Караси и щуки», «Кого назвали, тот и ловит», «Куропатка и цыплята», «Море волнует­ся». Перед музыкальным и физкультурным занятиями проводи­лись игры малой подвижности: «Передай мяч», «Летает, не ле­тает», «Заморозь руки», «Где позвонили?». На музыкальных и физкультурных занятиях — игры большой подвижности: «Два Мороза», «Олени и волки», «Игра с бубном», «Займи место», «Петрушки», «Третий лишний», «Дружно — вместе». На музы­кальных занятиях использовались также подвижные игры с му­зыкальным Сопровождением.

На занятиях по математике проводили игры: «Впереди-сзади»—для ориентировки в пространстве; «Кто пятый?», «Встань третьим», «Переселение в новый дом» — для закрепле­ния знаний о порядковых и количественных числительных, усвое­ния понятий о равенстве множеств и т. д.

После беседы о Норильске проводились игры: «Цветные ав­томобили», «Самолеты», «Кто ловкий?». После чтения произве­дения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» проводились игры: «Зайцы и волк», «Песцы и зайцы»; после чтения рассказа «Аку­ла» Л. Н. Толстого — игра «Моряки и акула»; после рассматри­вания картины «На Крайнем Севере»—игры: «Оленьи упряж­ки», «Ловля оленей»; после рассматривания картины «Куры»— игры: «Лиса и куропатки», «Наседка и цыплята» и т. п.

На дневной и вечерней прогулках в играх «Пожарные на уче­нье», «Ловля обезьян» дети упражнялись в лазанье, используя забор, горку, лестницы, бум. В играх «Олени и волк», «Песцы и зайцы», «Лягушки и цапля», «Медведи и зайцы», «Удочка» уп­ражнялись в подпрыгивании, перепрыгивании через предметы (пенечки, скамеечки, бум, «крокодил»), впрыгивании и выпры­гивании (шины, обручи, скакалки). В играх «Дружно — вместе», «Кто дальше?», «Кто самый ловкий?» использовалось метание мяча, снежков, мешочков, бросание камешков, шишек. В играх «Куропатка к цыплята», «Лиса и лисята» дети подлезали под скамейки, дуги, обручи, шины, бум.

Постепенно усложнялись правила проводимых игр. Например, в первоначальном варианте игры «Хитрая лиса» дети убега­ли от лисы в разных направлениях, затем им предлагали убегать в определенном направлении («Побежим в правую сторону», «Только вперед») с целью развития умения ориентироваться в пространстве. В игру «Затейники» внесли элемент из игры «За­прещенное движение», что требовало от детей более вниматель­ного отношения к игре.

С изменением правил подвижных игр усложнялись двигатель­ные задания. Если в первоначальном варианте игры «Оленьи упряжки», на участке дети бегали по ровной поверхности, то затем им предлагалось обегать озера — обручи, шины, перепрыгивать через кочки — кубы, пенечки, бревна.

В результате изменений, внесенных в организацию и методи­ку подвижных игр, в подготовительной группе была повышена двигательная активность детей. В дни прогулок она увеличилась примерно на 6%, в непрогулочные дни — на 3°/о- В течение дня в среднем она составляла около 18 тыс. шагов.

Б проведении подвижных игр большую роль играет органи­зующая деятельность воспитателя, его контроль за характером игр, их распределением в режиме дня и т. д. Участие взрослых в подвижных играх оказывает положительное влияние на формиро­вание двигательных навыков у детей. В таких видах основных движений, как метание, прыжки в высоту, дети показывают луч­шие результаты на участке, чем в помещении. А поскольку из-за климатических условий отработка технических навыков метания и прыжков у детей особенно затруднена, необходимо больше внимания уделять закреплению этих навыков в подвижных играх.

Закреплению навыков метания способствуют игры: «Кого назвали, тот и ловит», «Ловишка с мячом», «Передай — не уро­ни», «Чье звено быстрее передаст мяч», «Охотник и песцы», «Охотник и олени», «Дружно — вместе». В этих играх исполь­зуются мешочки, мячи, городки, лапта, кольцебросы, кегли, ка­мешки, снег.

Для закрепления навыков в прыжках проводились игры: «Перелет птиц», «Олени и волк», «Волк во рву» и т. д. В них применялись следующие пособия: шины, лестницы, бум, стуль­чики, скамейки, ямы для прыжков, кубы, скакалки.

Подвижные игры имеют большое значение и в воспитатель­ном отношении: коллектив детей становится более дружным, вы­рабатываются волевые качества при выполнении правил, форми­руются навыки самостоятельности, развиваются четкость, лов­кость, находчивость. Постепенно дети становятся способными самостоятельно организовать игру. Появляются любимые игры, часто повторяемые: «Два Мороза», «Хитрая лиса», «Совушка», «Прятки», «Круг, кружочек», «Море волнуется». Дети сами пред­лагают воспитателю поиграть в ту или иную игру или же разу­чить новую, сами усложняют правила игры.

В играх дети лучше узнают друг друга, ведущими стараются выбрать более авторитетных (ловких, честно играющих), вовлекают застенчивых. Они следят за соблюдением правил игры, по­рицают нарушивших правила, отказываются играть с зазнайка­ми, забияками.

При проведении подвижных игр воспитатели должны уделять большое внимание индивидуальной работе:: поддерживать ини­циативу неактивных, застенчивых детей, одобрять их. При рас­пределении ролей воспитателям надо тактично высказывать свое отношение к назначению ведущих, выражая справедливую во­лю детского коллектива, помогать выявить возможности каж­дого ребенка, сдерживать наиболее резкие оценки.

Заботясь о повышении общей двигательной активности, надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в по­вседневную жизнь детей, повышалась их инициатива, самостоя­тельность в выборе и проведении игр, возрастал интерес детей к подвижным играм и соблюдению правил игр.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.