Подвижные игры в двигательной деятельности детей
Рубрика: Упражнения и игры для детейПодвижные игры являются важнейшим средством повышения двигательной активности детей. Эта форма деятельности наиболее близка и понятна детям, вызывает у них яркие эмоциональные переживания.
Для того чтобы выяснить состояние двигательной активности детей и в зависимости от этого наметить мероприятия по улучшению работы, мы проанализировали двигательный режим подготовительной группы. При этом выяснили, правильно ли проводятся подвижные игры, как часто они повторяются, какое место занимают в режиме дня. За основу были взяты наблюдения за режимом при проведении прогулок в тундре, на участке и в дождливую погоду, т. е. в помещении.
В тундре, в естественных природных условиях, двигательная активность детей резко повышается (в нашем случае на 42%) по сравнению с играми в группе в дождливый день1. Игры на природе проводятся на большом пространстве, с использованием разнообразного природного материала: кустов, поваленных деревьев, естественных углублений и возвышений, поэтому проходят с большим эмоциональным подъемом. Окружающие условия позволяют закреплять различные виды движений: бег, лазанье, метание, прыжки. Роль воспитателя при этом сводится к объяснению правил новых игр и контролю за выполнением правил знакомых игр. Дети сами придумывают образные названия играм— «Олени и волки», «Песцы и зайцы», «Оленьи упряжки», импровизируют свои забавы.
1 При определении объема двигательной активности в данном случае были приняты за основу показатели по шагомеру, т. е. количество шагов, совершаемых детьми в том или ином виде игр и движений,
Двигательная активность детей в условиях участка была меньше, но тоже значительно превышала двигательную активность (на 21%) в условиях группы. Ограниченность территории участка, неустойчивость внимания из-за наличия разнообразных атрибутов снижают интерес детей к подвижным играм и их активность. В этих условиях необходимо постоянное непосредственное участие воспитателя в играх, поддержание интереса путем внесения изменений в правила игры, рациональное использование атрибутов.
В группе дети предпочитали спокойные игры в игровых уголках, и двигательная активность их значительно снижалась.
С целью усиления двигательного режима детей в помещении были осуществлены такие мероприятия:
а) количество подвижных игр, проводимых в течение дня, увеличено, они включены в содержание утренней гимнастики и гимнастики после сна;
б) предусмотрено проведение подвижных игр до завтрака;
в) введены подвижные игры в занятия по родному языку, счету, изобразительной деятельности, где это приемлемо;
г) максимально использован зал для проведения подвижных игр в непрогулочные дни;
д) большое внимание уделено разучиванию подвижных игр, оснащению их атрибутами с целью повышения у детей интереса к ним; подбор подвижных игр произведен с учетом предшествующей и последующей деятельности детей.
Так, на утренней гимнастике проводились бодрые и эмоциональные игры с бегом; «Олени и водки», «Перелет птиц», «У медведя во бору», «Мы веселые ребята», «Хитрая лиса». Эти игры просты по содержанию, правила их легко усваиваются детьми.
Перед занятиями по родному языку, счету проводились игры средней подвижности: «Затейники», «Караси и щуки», «Кого назвали, тот и ловит», «Куропатка и цыплята», «Море волнуется». Перед музыкальным и физкультурным занятиями проводились игры малой подвижности: «Передай мяч», «Летает, не летает», «Заморозь руки», «Где позвонили?». На музыкальных и физкультурных занятиях — игры большой подвижности: «Два Мороза», «Олени и волки», «Игра с бубном», «Займи место», «Петрушки», «Третий лишний», «Дружно — вместе». На музыкальных занятиях использовались также подвижные игры с музыкальным Сопровождением.
На занятиях по математике проводили игры: «Впереди-сзади»—для ориентировки в пространстве; «Кто пятый?», «Встань третьим», «Переселение в новый дом» — для закрепления знаний о порядковых и количественных числительных, усвоения понятий о равенстве множеств и т. д.
После беседы о Норильске проводились игры: «Цветные автомобили», «Самолеты», «Кто ловкий?». После чтения произведения Н. А. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» проводились игры: «Зайцы и волк», «Песцы и зайцы»; после чтения рассказа «Акула» Л. Н. Толстого — игра «Моряки и акула»; после рассматривания картины «На Крайнем Севере»—игры: «Оленьи упряжки», «Ловля оленей»; после рассматривания картины «Куры»— игры: «Лиса и куропатки», «Наседка и цыплята» и т. п.
На дневной и вечерней прогулках в играх «Пожарные на ученье», «Ловля обезьян» дети упражнялись в лазанье, используя забор, горку, лестницы, бум. В играх «Олени и волк», «Песцы и зайцы», «Лягушки и цапля», «Медведи и зайцы», «Удочка» упражнялись в подпрыгивании, перепрыгивании через предметы (пенечки, скамеечки, бум, «крокодил»), впрыгивании и выпрыгивании (шины, обручи, скакалки). В играх «Дружно — вместе», «Кто дальше?», «Кто самый ловкий?» использовалось метание мяча, снежков, мешочков, бросание камешков, шишек. В играх «Куропатка к цыплята», «Лиса и лисята» дети подлезали под скамейки, дуги, обручи, шины, бум.
Постепенно усложнялись правила проводимых игр. Например, в первоначальном варианте игры «Хитрая лиса» дети убегали от лисы в разных направлениях, затем им предлагали убегать в определенном направлении («Побежим в правую сторону», «Только вперед») с целью развития умения ориентироваться в пространстве. В игру «Затейники» внесли элемент из игры «Запрещенное движение», что требовало от детей более внимательного отношения к игре.
С изменением правил подвижных игр усложнялись двигательные задания. Если в первоначальном варианте игры «Оленьи упряжки», на участке дети бегали по ровной поверхности, то затем им предлагалось обегать озера — обручи, шины, перепрыгивать через кочки — кубы, пенечки, бревна.
В результате изменений, внесенных в организацию и методику подвижных игр, в подготовительной группе была повышена двигательная активность детей. В дни прогулок она увеличилась примерно на 6%, в непрогулочные дни — на 3°/о- В течение дня в среднем она составляла около 18 тыс. шагов.
Б проведении подвижных игр большую роль играет организующая деятельность воспитателя, его контроль за характером игр, их распределением в режиме дня и т. д. Участие взрослых в подвижных играх оказывает положительное влияние на формирование двигательных навыков у детей. В таких видах основных движений, как метание, прыжки в высоту, дети показывают лучшие результаты на участке, чем в помещении. А поскольку из-за климатических условий отработка технических навыков метания и прыжков у детей особенно затруднена, необходимо больше внимания уделять закреплению этих навыков в подвижных играх.
Закреплению навыков метания способствуют игры: «Кого назвали, тот и ловит», «Ловишка с мячом», «Передай — не урони», «Чье звено быстрее передаст мяч», «Охотник и песцы», «Охотник и олени», «Дружно — вместе». В этих играх используются мешочки, мячи, городки, лапта, кольцебросы, кегли, камешки, снег.
Для закрепления навыков в прыжках проводились игры: «Перелет птиц», «Олени и волк», «Волк во рву» и т. д. В них применялись следующие пособия: шины, лестницы, бум, стульчики, скамейки, ямы для прыжков, кубы, скакалки.
Подвижные игры имеют большое значение и в воспитательном отношении: коллектив детей становится более дружным, вырабатываются волевые качества при выполнении правил, формируются навыки самостоятельности, развиваются четкость, ловкость, находчивость. Постепенно дети становятся способными самостоятельно организовать игру. Появляются любимые игры, часто повторяемые: «Два Мороза», «Хитрая лиса», «Совушка», «Прятки», «Круг, кружочек», «Море волнуется». Дети сами предлагают воспитателю поиграть в ту или иную игру или же разучить новую, сами усложняют правила игры.
В играх дети лучше узнают друг друга, ведущими стараются выбрать более авторитетных (ловких, честно играющих), вовлекают застенчивых. Они следят за соблюдением правил игры, порицают нарушивших правила, отказываются играть с зазнайками, забияками.
При проведении подвижных игр воспитатели должны уделять большое внимание индивидуальной работе:: поддерживать инициативу неактивных, застенчивых детей, одобрять их. При распределении ролей воспитателям надо тактично высказывать свое отношение к назначению ведущих, выражая справедливую волю детского коллектива, помогать выявить возможности каждого ребенка, сдерживать наиболее резкие оценки.
Заботясь о повышении общей двигательной активности, надо стремиться к тому, чтобы подвижная игра прочно вошла в повседневную жизнь детей, повышалась их инициатива, самостоятельность в выборе и проведении игр, возрастал интерес детей к подвижным играм и соблюдению правил игр.