Подвижные игры как средство ЛФК
Рубрика: Методики и упражнения лечебной физкультурыКак средство лечебной физической культуры занимают особое место как в физическом воспитании ребенка, так и в лечении, обеспечивая комплексное воздействие на его организм и высокую эмоциональность. Игра — специфический вид детской деятельности, а подвижная игра является сознательной детской деятельностью, направленной на достижение поставленной цели, причем способ ее достижения играет подчиненную роль. Содержание подвижных игр составляют разнообразные виды движений: бег, прыжки, метания, лазание и т. д. Структуру подвижной игры и взаимодействие играющих определяют и регулируют правила игры. Особенности подвижной игры по сравнению с другими средствами лечебной физкультуры определяются их эмоциональной насыщенностью, многообразием моментов веселой неожиданности, способствующих положительному эмоциональному настрою. На положительном эмоциональном фоне значительно увеличиваются функциональные резервные возможности организма, обеспечивая оптимальные условия для сонастроенности различных систем и их тренировки. Двигательная деятельность ребенка в игре вовлекает в работу разнообразные мышцы, способствуя рассеянной мышечной нагрузке и предупреждая утомление. Использование подвижных игр в Лечебной физической культуре (ЛФК) предъявляет к их подбору определенные требования: возможности регулирования физической нагрузки, управления физиологическими сдвигами, связанными с эмоциональной окраской игровой деятельности, развития двигательных навыков и качеств, а также решения определенных лечебных задач. Физическая нагрузка во время подвижной игры определяется особенностями самой игры и ролью ребенка в ней. По уровню общей физической нагрузки все подвижные игры можно условно разделить на три группы.
Игры малой подвижности (игры на месте, проводимые в исходных положениях сидя, полулежа, лежа, реже стоя). Сюжет таких игр прост, движения элементарны и хорошо знакомы всем участникам игры. Выполнение ролей проводится в спокойной обстановке. Для ребят раннего и дошкольного возраста ролевые подвижные игры с малой нагрузкой могут заменяться имитационными физическими упражнениями с небольшим числом повторений. Примером игр малой подвижности с физической нагрузкой ниже средней могут быть у ребят раннего возраста потешки типа «сорока-ворона кашу варила, гостей угощала…» или «мальчик с пальчик», в дошкольном возрасте — элементы школы мяча, имитационные игровые упражнения, в школьном возрасте игра с мячом, игра «съедобное-несъедобное» и т. п.
Игры средней подвижности применяются как самостоятельно во время бодрствования, так и в составе занятий лечебной физкультуры, обычно в конце основной его части. Двигательная деятельность в этих играх проявляется движениями туловища, конечностей, бросками, лазанием, ходьбой; прыжки ограничиваются, бег не используется. К таким играм относится «защита крепости», «хитрая лиса», «наседка и цыплята» и т. д. Общая физическая нагрузка в играх средней подвижности увеличивается до средней интенсивности. В раннем возрасте примером игр средней подвижности могут быть игры типа «догоню- догоню», в школьном возрасте — «зоопарк». При этой игре мальчики и девочки изображают соответствующими движениями роль избранного ими животного, а водящий старается угадать, кого именно, переходя от «клетки» к «клетке». У ребят старшего возраста при восстановлении адаптации к нагрузке в качестве игр со средней подвижностью могут использоваться и такие, в которые включаются короткие перебежки, например «займи свой дом», «третий лишний».
Игры большой подвижности сопровождаются физической нагрузкой средней и выше средней интенсивности. Они широко используются на общем двигательном режиме больниц и в санаториях, а также в составе занятий лечебной физкультурой в поликлиниках. К ним относятся широко известные ребятам «пятнашки», или «салки», «кошки- мышки», «лапта», «чижик», «горелки», «казаки-разбойники» и др.
Эмоции, возникающие у ребят во время подвижных игр, зависят не только от подбора игры, обстановки, в которой она проводится, но и от роли, выполняемой ребенком, и успеха в ее реализации. Поэтому распределение ролей должно соответствовать принципу доступности, соответствия возможностям больного ребенка. Разнообразие подвижных игр, широкая возможность их варьирования создают прекрасные условия для целенаправленного формирования и тренировки двигательных навыков и качеств, а также для решения частных, специальных лечебных задач. Например, при необходимости увеличения подвижности позвоночника используется вариант игры в «пятнашки» «висячие пятнашки», когда нельзя осаливать ребенка, находящегося в положении чистого или смешанного виса на гимнастической стенке, или игра в «футбол», при которой все игроки и вратарь находятся на четвереньках.
Все подвижные игры подразделяются и по другим признакам (кроме приблизительного объема физической нагрузки). Так, целесообразно их деление по признаку преобладающего основного движения — ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания [Кильпио Н. Н., Осо- кина Т. И., 1973]. По содержанию и организации двигательной деятельности игры разделяются на подвижные с правилами (сюжетные и несюжетные) и со спортивными элементами (баскетбол, волейбол, городки, настольный теннис и т. д.). Сюжетные подвижные игры связаны с условным изображением знакомых для ребенка образов и действий: часики, автомобили, кошки и мышки, воробьи, охотник и лиса и т. п., прогулка в лесу, переход через болото, стирка белья. Несюжетные подвижные игры содержат двигательное задание; их цель: быстрее перестроиться, догнать одного из играющих, собрать мячи, передать эстафету. К несюжетным играм относятся и игры-забавы, потешки для ребят раннего возраста, например «коза рогатая», «догоню- догоню». Элементы спортивных игр используются в Лечебной физической культуре (ЛФК) на поликлиническом и санаторном этапах реабилитации, предъявляя значительные требования к организму играющих, они предоставляют широкие возможности для восстановления адаптации к возрастающей физической нагрузке и тренировки двигательных навыков. Нагрузка в этих играх выше среднего уровня, а ограничение длительности игр, введение дополнительных правил, изменение размеров площадки применяются для исключения максимальных, предельных физических и эмоциональных нагрузок.
Более детальная группировка подвижных игр по уровню психологической нагрузки предложена В. Л. Страковской [Страковская В. Л.,1978]. Игры 1-й группы (по этой классификации) характеризуются незначительной нагрузкой и назначаются, как правило, в период постельного и полупостельного режимов. Например, игра для ребят дошкольного возраста под названием «филин».
По команде «День!» мальчики и девочки, сидящие полукругом, медленно поворачивают головы вправо и влево. По команде «Ночь!» «взмахивают крыльями», т. е. поднимают через стороны вверх руки, а опуская их вниз, произносят звуки, напоминающие ухание филина: «у-у-ххх».
Для ребят младшего и среднего школьного возраста к играм с минимальной нагрузкой относятся «серсо», «бильбоке» и им подобные, а также несложные по сюжету игры на месте. Приводим описание одной из них.
«Колечко». Мальчики и девочки сидят кружком, держа в вытянутых руках веревку, продетую в маленькое колечко, свободно прячущееся в зажатом кулаке ребенка. Концы веревки связаны. Играющие передвигают кисти рук по веревке, стараясь незаметно для водящего передать колечко, скользящее по веревке, из рук в руки. Водящий, который стоит или сидит в центре круга, должен заметить, кто из играющих в данный момент держит кольцо в руке, и успеть накрыть эту руку своей. Ребенок, у которого найдено колечко, становится водящим.
Игры 2-й группы объединяют различные по характеру подвижные игры с умеренной психофизической нагрузкой. Они могут проводиться малогрупповым и групповым способом и включаться в различные формы лечебной физкультуры в тех случаях, когда задачами лечения предусматривается общая физическая нагрузка ниже средней интенсивности. Примером таких игр может служить игра под названием «Машины и пешеходы», играя в которую мальчики и девочки делятся на две команды. Одна из них — «пешеходы» — идет по сигналу водящего — «милиционера» — через перекресток, другая команда — «машины» — в это время стоит. Как только сигнал «милиционера» меняется, «пешеходы» должны остановиться, а «машины» двигаться. К 3-й группе игр относятся подвижные игры с нагрузкой тонизирующего характера. Они назначаются преимущественно в периоде выздоровления или остаточных явлений, когда в соответствии с лечебными целями требуется нагрузка средней интенсивности. В тех случаях, когда она должна быть выше средней интенсивности либо субмаксимального характера подбираются игры 4-й группы — тренирующие.
Включение подвижных игр в содержание занятий и в другие формы лечебной физкультуры предъявляет определенные требования к врачу и инструктору в их подборе и соблюдении некоторых методических приемов. К ним относится соответствие характера игры возрасту ребят. Так, в раннем и дошкольном возрасте не применяется деление на команды и группы, основное значение приобретает подражание определенным действиям или образам, правила должны быть простыми, порядок и очередность действий — ясными для играющих. В старшем возрасте сложность игр возрастает, ролевой, сюжетный рисунок имеет меньшее значение, правила постепенно усложняются, большей становится роль личной инициативы ребенка. К методическим особенностям относится подбор игр в соответствии с лечебными, лечебно-педагогическими и воспитательными задачами, обязательное владение всеми играющими детьми тем двигательным навыком, который определяет успешное выполнение игрового задания. При подготовке ребят к игре необходимы четкое объяснение правил, распределение ролей, а при проведении игры-контроль за их соблюдением и последующее поощрение ребят, выполнивших требования и успешно справившихся с заданием. Если подвижная игра проводится вне специального занятия лечебной физкультурой, то соблюдаются общие требования к подготовке и выведению организма из состояния повышенной деятельности. Перед игрой средней и большой подвижности выполняется небольшой комплекс физических упражнений, обычно содержащий упражнение в основном движении, используемом в подвижной игре (бег, прыжок, лазание, метание), а после окончания игры включаются ходьба с постепенным замедлением, упражнения на координацию движений либо проводится игра на внимание.
https://prodcon.ru/razmetka-parkovok.html разметка парковки.