Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Почему физические упражнения полезны для нервной системы?

Рубрика: Всем

Почему физические упражнения полезны для нервной системы?Само собой разу­меется, что каждому человеку хотелось бы обладать безупречной нервной системой — такой, чтобы она, как исправная электронная счетно-решаю­щая машина, всегда находила единственно верный ответ на поставленные задачи, чтобы не медлила и не суетилась, не заставляла «лезть в воду, не спросивши броду» или «махать кулаками после драки».

Как «обзавестись» такой умной и падежной нервной системой? Как приручить свои нервы? Один из способов — заниматься физической культурой.

«Я неоднократно убеждался в том, что когда я, будучи сильно раздражен во время своих опытов, переключаюсь на физическую работу, то быстро успокаиваюсь», — гово­рил о себе великий физиолог И. П. Павлов.

На первый взгляд кажется, что между физкультурой и состоянием нервной системы нет прямой связи, потому что физическая культура —- это нагрузка на мышцы, их трени­ровка, а нервная деятельность — это работа головного моз­га. До поры до времени, до решительного часа человек иногда и не подозревает о скрытых возможностях своего организма и нервной системы, которые сформировались под воздействием регулярных занятий физическими уп­ражнениями, тренировок, но в момент испытания они рас­крываются со всей полнотой.

В холодный ноябрьский день самолет, который пилоти­ровал капитан И. Куницын, вышел из строя. Летчик вы­нужден был катапультироваться. Парашют опустил его в море, в ледяную осеннюю воду Балтики. 68 часов продол­жалось единоборство человека со стихией, отчаянием, холодом. И победил человек, его воля, физическая закален­ность.

Это было испытание прежде всего для нервной системы. Очень часто потерпевшие кораблекрушение люди, даже умеющие хорошо плавать, гибнут, не могут продержаться на воде не потому, что иссякли физические силы, а пото­му, что не могут противостоять обуявшему их ужасу, отчаянию, безнадежности. Этот нервный шок парализует силы, расслабляет мускулы, и человек уже не может бо­роться за жизнь, гибнет. Нервная система И. Куницына выдержала суровую проверку и выстояла. Немалое значе­ние имели регулярные спортивные занятия летчика в те­чение ряда лет. У него был спортивный разряд по плава­нию и в беге на 3 и 5 тысяч метров.

Почему же физические упражнения оказываются полез­ными и для нервной системы? Что усваивает она в про­цессе спортивных тренировок? Чему обучается во время занятий физкультурой?

Наш организм — единое целое всех органов и систем, их общую деятельность направляет и координирует нерв­ная система. Что бы ни происходило с организмом, это не проходит бесследно для нервной системы, в большей или меньшей степени отражается па ее состоянии.

Ясно, что всякая резкая активизация, вовлекающая в свою орбиту все органы нашего тела, заставляет считаться с собой и нервную систему. Эти повышенные требования, объявление в организме всеобщей мобилизации заставляет и нервную систему, в особенности же ее разделы, которые заведуют внутренними органами, работать более распоря­дительно, четко. Такая тренировка укрепляет нервную си­стему, развивает ее возможности. Физическая культура, спорт хороши тем, что они постоянно, систематически ста­вят перед организмом трудные задачи и приучают его спра­вляться с ними.

Канадский ученый Селье обратил внимание на то, что различные по своему характеру и происхождению отрица­тельные воздействия на организм: неблагоприятные пси­хологические ситуации, травмы, проникновение микробов и т. п.— вызывают в организме защитную реакцию, в кото­рой участвуют главным образом нервная система ж железы внутренней секреции. Селье назвал такую общую защит­ную реакцию «состоянием напряжения», или стрессом.

Стресс — это максимальное напряжение всех функций организма, состояние, когда все его силы мобилизуются на борьбу с опасностью, чтобы восстановить нарушенное рав­новесие. Благодаря стрессу организм легче справляется с тем тяжелым и неприятным, что на пего обрушивается.

Конечно, компенсаторные возможности организма не безграничны. Если причина, обусловившая стресс, очень сильна или действует продолжительное время, организм истощается.

Это наблюдается, в частности, при перетренировке спортсмена, вызванной тем, что нагрузки намного превос­ходят его силы. То же самое может случиться с новичком в спортивных занятиях, если он захочет сразу, с маху, по­бить рекорд, если неподготовленный юноша побежит с предельной скоростью 1000 метров или «рванет» непосиль­ный вес. В таких случаях в организме могут наступить серьезные нарушения.

Но всякий стресс с благополучным исходом оставляет после себя некоторую устойчивость к будущим испытани­ям. Накопленный организмом опыт мобилизации всех за­щитных сил не пропадает, он помогает преодолевать новые препятствия.

Участие в соревнованиях, когда все силы напряжены до предела, необходимость справляться с большими трени­ровочными нагрузками — все это не один раз на спортив­ную жизнь рекордсмена заставляет его организм объявлять всеобщую мобилизацию. Но именно поэтому спортсмены оказываются лучше подготовленными к преодолению мно­гих трудностей.

Вспомним суровые дни Великой Отечественной войны. Среди героев, совершивших подвиги выносливости, стойко­сти и бесстрашия, очень много людей, крепко друживших со спортом и прославивших свои имена на стадионах, рин­гах, на снежной лыжне и велотреках. Тысячи трудных километров прошел по тылам врага партизанский отряд «Славный», ядро которого составляли спортсмены. В боях с фашистскими захватчиками отличился полк, в котором воевали известные советские спортсмены: Г. Знаменский, Н. Королев, М. Майлахс, Н. Худолеев, А. Якушев и дру­гие. Примером храбрости служил для товарищей Анато­лий Капчинский — боец партизанского отряда Героя Со­ветского Союза Д. Медведева, действовавшего под Ровно. Героическими подвигами отмечен боевой путь многократ­ного чемпиона СССР по академической гребле А. Долгу­шина, семикратного чемпиона страны по классической борьбе Г. Пыльнова, известных боксеров Н. Штейна и Л. Темуряна, отличной лыжницы Л. Кулаковой и многих, многих других представителей советского спорта.

Спорт научил: их свершать невозможное. Одни в боевых операциях непосредственно использовали свои спортивные навыки, как, например, снайпер Людмила Павлюченко или лыжница-партизанка Любовь Кулакова, другие черпали своем спортивном довоенном прошлом великие физиче­ские и нравственные силы.

Партизанский разведчик Леонид Митропольский сумел выполнить жизненно важное для отряда задание — устано­вить связь отдаленной группы со штабом. Для этого он должен был преодолеть 60 километров открытой местно­сти, за которой вели наблюдение немцы. Только один по­мощник был у Митропольского — короткая летняя ночь. Под ее прикрытием он за шесть с лишним часов прошел эти 60 километров. А Митропольский не был бегуном, не участвовал в соревнованиях по спортивной ходьбе. До вой­ны он успешно занимался метанием диска, толканием яд­ра, его организм привык «развивать большие мощности», ему не страшны были сверхнагрузки.

Ветераны спортивной науки, вспоминают, как в трудные месяцы военной зимы к коллективу института физической культуры обратились с просьбой поработать на оборонном заводе, где не хватало рабочих рук. Препода­ватели и студенты стали к металлообрабатывающим стан­кам и, к немалому удивлению заводских специалистов, до­вольно быстро освоили новую работу, начав выполнять и перевыполнять производственные задания. Опять-таки по­мог спорт. Хотя у этих новых рабочих были разные спор­тивные специальности и разная степень физической под­готовленности, но у всех главная распорядительница ор­ганизма ~ нервная система — благодаря спорту освоила науку экономного и быстрого управления теми процессами, которые необходимы для любой работы.

Преимущества занятий спортом для правильных реак­ций организма проявляются и в том, что спорт как бы про­водит для нервной системы «командирские сборы». Из­вестно, что затраты мышечной энергии требуют много са­хара, и план его поступления * в кровь перевыполняет печень. При умственной работе, характеризующейся боль­шим нервным напряжением, печень тоже работает усилен­но, но мышцам-то в этих случаях избыток сахара не ну­жен, и он остается в крови. Так, у режиссеров студии теле­видения количество сахара возрастает в 1,6 раза против нормы, у диспетчеров метро — в 1,4 раза, а у аэродромных диспетчеров в часы пик анализ крови был, как у больных сахарным диабетом.

Длительная работа, требующая напряжения внимания и быстрых, ответственных решений, вызывает учащение пульса, повышение кровяного давления, изменения в со­стоянии внутренних органов. Для спортсмена, все это — де­ло привычное, а у человека, который ие испытывал напря­женной мышечной деятельности и не тренировал тем са­мым механизмы автоматической саморегуляции своего ор­ганизма, подобные сдвиги могут привести к гипертониче­ской болезни, диабету, язвенной болезни желудка и две­надцатиперстной кишки, нарушению обмена веществ.

Заслуженный деятель науки РСФСР профессор И. М. Саркизов-Серазини утверждал: «Я должен констати­ровать тот неоспоримый факт, что среди спортсменов толь­ко в редких случаях можно встретить больных гипертони­ческой болезнью, тяжелой формой атеросклероза».

Совершенно очевидно, что спортивная деятельность приучает нервную систему более оперативно регулировать диспропорции в работе внутренних органов.

Мозг связан с мышцами очень большим числом нервов. Как известно, от всех органов чувств идут в центральную нервную систему специальные нервы, несущие первичную информацию. Мышцы наряду со своими прямыми обязан­ностями — обеспечивать разнообразные движения тела и отдельных его частей — выполняют также роль органа чувств, сигнализируя с помощью специальных мельчайших приборов о положении тела в пространстве и обо всех дру­гих изменениях в двигательном аппарате. И. М. Сеченов выделил особое — мышечное — чувство. Оно имеет в мозгу мощное представительство: количество чувствующих нервов, идущих в мозг от мышц, не уступает количеству нервов, идущих в мозг от всех остальных органов чувств вместе взятых,

Двигательные нервы, идущие к мышцам, — те, которые передают приказы нервной системы, составляют подавля­ющее большинство всех центробежных, то есть идущих к периферии нервов, так что возможности воздействовать на работу мозга у мышц богатейшие.

Значительная часть коры больших полушарий голов­ного мозга занята двигательной областью. Это — мозговой конец двигательного анализатора. Причем интересно, что чем более сложные, дифференцированные движения производит та или иная группа мышц, тем больше ее предста­вительство в мозгу. Область, ведающая движениями туло­вища, значительно меньше, чем область, управляющая дви­жениями рук. Самое обширное представительство — у кистей.

Наиболее ценное, что могут делать мышцы для нервной системы, — это своей активностью заряжать энергией нервные центры.

Мы уже говорили, что усталость лучше всего снимает­ся работой, но иной по характеру, чем вызвавшая утомле­ние. Если вы устали от чтения, переключитесь на письмо. Чертили—сосредоточьтесь на обдумывании работы. А как быть, если «вообще устала голова», если к концу дня вы переутомились от умственной работы в целом, а не от од­ной какой-либо ее разновидности? Если вы ушли с работы, а мысли не отпускают, не дают вам отдохнуть, заняться другим делом? Вот тут-то и надо включить в работу совсем другие нервные центры — заведующие движениями, и их возбуждение наведет тормозной процесс на утомленные клетки. Во время этой передышки они восстановят свою энергию. Наблюдения, проведенные сотрудниками Инсти­тута физического воспитания и школьной гигиены Акаде­мии педагогических наук РСФСР, свидетельствуют, что после уроков труда и физической культуры умственная ра­ботоспособность учащихся возрастает примерно на 10— 15 процентов. Основной источник этого резерва — пере­ключение внимания, отдых уставших нервных центров. Но бывает, что усталость еще не наступила, об отдыхе думать рано, а все-таки именно в этот момент оказывается полез­ной активность мышц. Допустим, мысль бьется над труд­ной задачей, уже приближается к решению, и тут к этому успешному возбуждению нервных центров «подключает­ся» активность других участков коры, представляющих в мозгу мышцы. Если это второе возбуждение не чрезмерно, а мыслительный процесс уже набрал известную силу и способен главенствовать в коре головного мозга, то обе зоны активности начинают работать содружественно. На­пряженная нервная деятельность выигрывает от этого, она как бы получает подкрепление. Разумеется, такой ме­ханизм «питания» высших нервных центров действует безотказно, если соблюдается чувство меры. На стадионе, принимая старт или осваивая тонкости какого-либо упраж­нения, отбрасываешь все другие мысли, но, выполняя без напряжения, автоматически, хорошо известное движение, иногда помогаешь мысли взбираться вверх. Именно благо­даря такому физиологическому механизму «зарядки на ходу» очень многим людям хорошо думается во время про­гулок.

«Мышечные движения имеют огромное значение для деятельности мозга», — утверждал И. М. Сеченов, отец рус­ской физиологии. Его капитальный труд «Рефлексы голов­ного мозга» — краеугольный камень современного учения высшей нервной деятельности.

Физическая выносливость способствует неутомимости в умственном труде при длительном непрерывном напря­жении нервной системы. Очень полезным оказывается от­работанное благодаря тренировкам умение нервной систе­мы координировать процессы возбуждения и торможения в головном мозгу, чтобы у нервных центров не было просто­ев и всеобщих авралов, умение правильно планировать объем работы внутренних органов, особенно систем крово­обращения и дыхания, в зависимости от интенсивности нагрузки.

Человек, утомляющийся от малейшего физического на­пряжения и, главное, пе умеющий преодолевать первое чувство усталости, обычно не справляется и с нервным на­пряжением. Ему требуются частые передышки, в трудных условиях он не в состоянии выстоять.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.