Почему физические упражнения полезны для нервной системы?
Рубрика: ВсемСамо собой разумеется, что каждому человеку хотелось бы обладать безупречной нервной системой — такой, чтобы она, как исправная электронная счетно-решающая машина, всегда находила единственно верный ответ на поставленные задачи, чтобы не медлила и не суетилась, не заставляла «лезть в воду, не спросивши броду» или «махать кулаками после драки».
Как «обзавестись» такой умной и падежной нервной системой? Как приручить свои нервы? Один из способов — заниматься физической культурой.
«Я неоднократно убеждался в том, что когда я, будучи сильно раздражен во время своих опытов, переключаюсь на физическую работу, то быстро успокаиваюсь», — говорил о себе великий физиолог И. П. Павлов.
На первый взгляд кажется, что между физкультурой и состоянием нервной системы нет прямой связи, потому что физическая культура —- это нагрузка на мышцы, их тренировка, а нервная деятельность — это работа головного мозга. До поры до времени, до решительного часа человек иногда и не подозревает о скрытых возможностях своего организма и нервной системы, которые сформировались под воздействием регулярных занятий физическими упражнениями, тренировок, но в момент испытания они раскрываются со всей полнотой.
В холодный ноябрьский день самолет, который пилотировал капитан И. Куницын, вышел из строя. Летчик вынужден был катапультироваться. Парашют опустил его в море, в ледяную осеннюю воду Балтики. 68 часов продолжалось единоборство человека со стихией, отчаянием, холодом. И победил человек, его воля, физическая закаленность.
Это было испытание прежде всего для нервной системы. Очень часто потерпевшие кораблекрушение люди, даже умеющие хорошо плавать, гибнут, не могут продержаться на воде не потому, что иссякли физические силы, а потому, что не могут противостоять обуявшему их ужасу, отчаянию, безнадежности. Этот нервный шок парализует силы, расслабляет мускулы, и человек уже не может бороться за жизнь, гибнет. Нервная система И. Куницына выдержала суровую проверку и выстояла. Немалое значение имели регулярные спортивные занятия летчика в течение ряда лет. У него был спортивный разряд по плаванию и в беге на 3 и 5 тысяч метров.
Почему же физические упражнения оказываются полезными и для нервной системы? Что усваивает она в процессе спортивных тренировок? Чему обучается во время занятий физкультурой?
Наш организм — единое целое всех органов и систем, их общую деятельность направляет и координирует нервная система. Что бы ни происходило с организмом, это не проходит бесследно для нервной системы, в большей или меньшей степени отражается па ее состоянии.
Ясно, что всякая резкая активизация, вовлекающая в свою орбиту все органы нашего тела, заставляет считаться с собой и нервную систему. Эти повышенные требования, объявление в организме всеобщей мобилизации заставляет и нервную систему, в особенности же ее разделы, которые заведуют внутренними органами, работать более распорядительно, четко. Такая тренировка укрепляет нервную систему, развивает ее возможности. Физическая культура, спорт хороши тем, что они постоянно, систематически ставят перед организмом трудные задачи и приучают его справляться с ними.
Канадский ученый Селье обратил внимание на то, что различные по своему характеру и происхождению отрицательные воздействия на организм: неблагоприятные психологические ситуации, травмы, проникновение микробов и т. п.— вызывают в организме защитную реакцию, в которой участвуют главным образом нервная система ж железы внутренней секреции. Селье назвал такую общую защитную реакцию «состоянием напряжения», или стрессом.
Стресс — это максимальное напряжение всех функций организма, состояние, когда все его силы мобилизуются на борьбу с опасностью, чтобы восстановить нарушенное равновесие. Благодаря стрессу организм легче справляется с тем тяжелым и неприятным, что на пего обрушивается.
Конечно, компенсаторные возможности организма не безграничны. Если причина, обусловившая стресс, очень сильна или действует продолжительное время, организм истощается.
Это наблюдается, в частности, при перетренировке спортсмена, вызванной тем, что нагрузки намного превосходят его силы. То же самое может случиться с новичком в спортивных занятиях, если он захочет сразу, с маху, побить рекорд, если неподготовленный юноша побежит с предельной скоростью 1000 метров или «рванет» непосильный вес. В таких случаях в организме могут наступить серьезные нарушения.
Но всякий стресс с благополучным исходом оставляет после себя некоторую устойчивость к будущим испытаниям. Накопленный организмом опыт мобилизации всех защитных сил не пропадает, он помогает преодолевать новые препятствия.
Участие в соревнованиях, когда все силы напряжены до предела, необходимость справляться с большими тренировочными нагрузками — все это не один раз на спортивную жизнь рекордсмена заставляет его организм объявлять всеобщую мобилизацию. Но именно поэтому спортсмены оказываются лучше подготовленными к преодолению многих трудностей.
Вспомним суровые дни Великой Отечественной войны. Среди героев, совершивших подвиги выносливости, стойкости и бесстрашия, очень много людей, крепко друживших со спортом и прославивших свои имена на стадионах, рингах, на снежной лыжне и велотреках. Тысячи трудных километров прошел по тылам врага партизанский отряд «Славный», ядро которого составляли спортсмены. В боях с фашистскими захватчиками отличился полк, в котором воевали известные советские спортсмены: Г. Знаменский, Н. Королев, М. Майлахс, Н. Худолеев, А. Якушев и другие. Примером храбрости служил для товарищей Анатолий Капчинский — боец партизанского отряда Героя Советского Союза Д. Медведева, действовавшего под Ровно. Героическими подвигами отмечен боевой путь многократного чемпиона СССР по академической гребле А. Долгушина, семикратного чемпиона страны по классической борьбе Г. Пыльнова, известных боксеров Н. Штейна и Л. Темуряна, отличной лыжницы Л. Кулаковой и многих, многих других представителей советского спорта.
Спорт научил: их свершать невозможное. Одни в боевых операциях непосредственно использовали свои спортивные навыки, как, например, снайпер Людмила Павлюченко или лыжница-партизанка Любовь Кулакова, другие черпали своем спортивном довоенном прошлом великие физические и нравственные силы.
Партизанский разведчик Леонид Митропольский сумел выполнить жизненно важное для отряда задание — установить связь отдаленной группы со штабом. Для этого он должен был преодолеть 60 километров открытой местности, за которой вели наблюдение немцы. Только один помощник был у Митропольского — короткая летняя ночь. Под ее прикрытием он за шесть с лишним часов прошел эти 60 километров. А Митропольский не был бегуном, не участвовал в соревнованиях по спортивной ходьбе. До войны он успешно занимался метанием диска, толканием ядра, его организм привык «развивать большие мощности», ему не страшны были сверхнагрузки.
Ветераны спортивной науки, вспоминают, как в трудные месяцы военной зимы к коллективу института физической культуры обратились с просьбой поработать на оборонном заводе, где не хватало рабочих рук. Преподаватели и студенты стали к металлообрабатывающим станкам и, к немалому удивлению заводских специалистов, довольно быстро освоили новую работу, начав выполнять и перевыполнять производственные задания. Опять-таки помог спорт. Хотя у этих новых рабочих были разные спортивные специальности и разная степень физической подготовленности, но у всех главная распорядительница организма ~ нервная система — благодаря спорту освоила науку экономного и быстрого управления теми процессами, которые необходимы для любой работы.
Преимущества занятий спортом для правильных реакций организма проявляются и в том, что спорт как бы проводит для нервной системы «командирские сборы». Известно, что затраты мышечной энергии требуют много сахара, и план его поступления * в кровь перевыполняет печень. При умственной работе, характеризующейся большим нервным напряжением, печень тоже работает усиленно, но мышцам-то в этих случаях избыток сахара не нужен, и он остается в крови. Так, у режиссеров студии телевидения количество сахара возрастает в 1,6 раза против нормы, у диспетчеров метро — в 1,4 раза, а у аэродромных диспетчеров в часы пик анализ крови был, как у больных сахарным диабетом.
Длительная работа, требующая напряжения внимания и быстрых, ответственных решений, вызывает учащение пульса, повышение кровяного давления, изменения в состоянии внутренних органов. Для спортсмена, все это — дело привычное, а у человека, который ие испытывал напряженной мышечной деятельности и не тренировал тем самым механизмы автоматической саморегуляции своего организма, подобные сдвиги могут привести к гипертонической болезни, диабету, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, нарушению обмена веществ.
Заслуженный деятель науки РСФСР профессор И. М. Саркизов-Серазини утверждал: «Я должен констатировать тот неоспоримый факт, что среди спортсменов только в редких случаях можно встретить больных гипертонической болезнью, тяжелой формой атеросклероза».
Совершенно очевидно, что спортивная деятельность приучает нервную систему более оперативно регулировать диспропорции в работе внутренних органов.
Мозг связан с мышцами очень большим числом нервов. Как известно, от всех органов чувств идут в центральную нервную систему специальные нервы, несущие первичную информацию. Мышцы наряду со своими прямыми обязанностями — обеспечивать разнообразные движения тела и отдельных его частей — выполняют также роль органа чувств, сигнализируя с помощью специальных мельчайших приборов о положении тела в пространстве и обо всех других изменениях в двигательном аппарате. И. М. Сеченов выделил особое — мышечное — чувство. Оно имеет в мозгу мощное представительство: количество чувствующих нервов, идущих в мозг от мышц, не уступает количеству нервов, идущих в мозг от всех остальных органов чувств вместе взятых,
Двигательные нервы, идущие к мышцам, — те, которые передают приказы нервной системы, составляют подавляющее большинство всех центробежных, то есть идущих к периферии нервов, так что возможности воздействовать на работу мозга у мышц богатейшие.
Значительная часть коры больших полушарий головного мозга занята двигательной областью. Это — мозговой конец двигательного анализатора. Причем интересно, что чем более сложные, дифференцированные движения производит та или иная группа мышц, тем больше ее представительство в мозгу. Область, ведающая движениями туловища, значительно меньше, чем область, управляющая движениями рук. Самое обширное представительство — у кистей.
Наиболее ценное, что могут делать мышцы для нервной системы, — это своей активностью заряжать энергией нервные центры.
Мы уже говорили, что усталость лучше всего снимается работой, но иной по характеру, чем вызвавшая утомление. Если вы устали от чтения, переключитесь на письмо. Чертили—сосредоточьтесь на обдумывании работы. А как быть, если «вообще устала голова», если к концу дня вы переутомились от умственной работы в целом, а не от одной какой-либо ее разновидности? Если вы ушли с работы, а мысли не отпускают, не дают вам отдохнуть, заняться другим делом? Вот тут-то и надо включить в работу совсем другие нервные центры — заведующие движениями, и их возбуждение наведет тормозной процесс на утомленные клетки. Во время этой передышки они восстановят свою энергию. Наблюдения, проведенные сотрудниками Института физического воспитания и школьной гигиены Академии педагогических наук РСФСР, свидетельствуют, что после уроков труда и физической культуры умственная работоспособность учащихся возрастает примерно на 10— 15 процентов. Основной источник этого резерва — переключение внимания, отдых уставших нервных центров. Но бывает, что усталость еще не наступила, об отдыхе думать рано, а все-таки именно в этот момент оказывается полезной активность мышц. Допустим, мысль бьется над трудной задачей, уже приближается к решению, и тут к этому успешному возбуждению нервных центров «подключается» активность других участков коры, представляющих в мозгу мышцы. Если это второе возбуждение не чрезмерно, а мыслительный процесс уже набрал известную силу и способен главенствовать в коре головного мозга, то обе зоны активности начинают работать содружественно. Напряженная нервная деятельность выигрывает от этого, она как бы получает подкрепление. Разумеется, такой механизм «питания» высших нервных центров действует безотказно, если соблюдается чувство меры. На стадионе, принимая старт или осваивая тонкости какого-либо упражнения, отбрасываешь все другие мысли, но, выполняя без напряжения, автоматически, хорошо известное движение, иногда помогаешь мысли взбираться вверх. Именно благодаря такому физиологическому механизму «зарядки на ходу» очень многим людям хорошо думается во время прогулок.
«Мышечные движения имеют огромное значение для деятельности мозга», — утверждал И. М. Сеченов, отец русской физиологии. Его капитальный труд «Рефлексы головного мозга» — краеугольный камень современного учения высшей нервной деятельности.
Физическая выносливость способствует неутомимости в умственном труде при длительном непрерывном напряжении нервной системы. Очень полезным оказывается отработанное благодаря тренировкам умение нервной системы координировать процессы возбуждения и торможения в головном мозгу, чтобы у нервных центров не было простоев и всеобщих авралов, умение правильно планировать объем работы внутренних органов, особенно систем кровообращения и дыхания, в зависимости от интенсивности нагрузки.
Человек, утомляющийся от малейшего физического напряжения и, главное, пе умеющий преодолевать первое чувство усталости, обычно не справляется и с нервным напряжением. Ему требуются частые передышки, в трудных условиях он не в состоянии выстоять.