Правители и брахманы – обладатели трансцендентальных сил
Рубрика: ТеорияУже ведическое общество прибегало к особым обрядам для достижения духовного преображений. Однако, начиная с VIII века до н. э., с созданием одного из главнейших для йоги текстов — «Упанишад», возник гораздо более таинственный, мистический культ. Создатели «Упанишад» образовывали целое «общество посвященных», — в него входили как представители знати, так и люди, которые вели отшельнический образ жизни. Новым в их воззрения было то, что они представляли себе жизнь материи духа так, как этого не делал до них никто. В первую очередь они занимались поисками некой «духовной истины» (в чем-то схожей с нашей нынешней идеей самореализации личности), а не поисками предмета религиозного поклонения. Несмотря на то что техника «освобождения духа» и медитация все еще широко применялись, теперь они использовались для достижения контакта с неизменной, глубинной сущностью личности, а не с внешней сверхъестественно силой.
«Упанишады» сами по себе состоят более чем и двухсот мистических текстов. Самые первые из них были написаны в VIII веке до н. э., с течением времени к ним присоединялись более поздние сочинения. «Упанишады» содержат сведения, которые ране держались в секрете, передаваясь из уст в уста, о опытного наставника — преданному ученику. Секреты достижения духовного просвещения не играют главной роли в самых древних из «Упанишад». Напротив, в них больше говорится о природе Вселенной, включающей мужское и женское начала, о переселении душ, о бессмертии души, о необходимости отречения от смертной плоти и об отделении от бренного материального мира. Также они рассказывают о сверхъестественном откровении, о силе духа и о низменных человеческих удовольствиях, которыми надо пожертвовать во имя достижения наивысшей духовной гармонии. Только в более поздних текстах появляется конкретное руководство к действию.
«Упанишады» заключают в себе то, что принято называть философской системой Веданта. Само слово «веданта» означает «конец вед» — уход в прошлое ведической эпохи.