Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Преемственность в работе детского сада и школы

Рубрика: Работа с дошкольниками

Одним из условий успешной подготовки к школе является фи­зическая готовность ребенка к обучению, которая складывается из физического развития, определенного уровня сформированности двигательных и учебных навыков, хороших функциональ­ных возможностей и состояния центральной нервной системы ребенка.

В вопросах преемственности в физическом воспитании в дет­ском саду и школе как в теории, так и на практике пока остает­ся много нерешенного.

Усилия школы и детского сада в физическом воспитании де­тей направлены на выполнение единой цели. Но в школе физи­ческое воспитание претерпевает значительную перестройку по сравнению с детским садом как по содержанию, методике, так и по организационным формам.

Наблюдения показывают, что не все поступившие из детского сада в школу дети легко приспосабливаются к новой обстановке. Существенную трудность для первоклассников представляют 45-минутные уроки, требующие длительного внимания. Особен­но трудно ребенку сохранять неподвижность в течение урока.

Анализ двигательного режима в детском саду и школе показывает, что в школе двигательная нагрузка уменьшается в 1,5— 2 раза. Если в подготовительной группе детского сада она состав­ляет 18—22 тыс. шагов, то в школе сводится до 10—13 тыс. ша­гов в течение дня (измерения шагомером «Заря» проводились в зимнее время в ноябре — декабре, с 8 до 17 ч). Первоклассни­кам явно недостает эффективных физических нагрузок, смены умственного труда физическим (активной двигательной деятель­ностью, упражнениями, подвижными играми и т. п.).

Причины резкого снижения двигательной активности школь­ников, особенно в первую половину дня, когда они находятся в школе, на наш взгляд, кроются не только в том, что учебная дея­тельность требует длительных статических поз. В начальных классах школ города физическое воспитание не всегда, к сожа­лению, проводится на том уровне, который взят за основу в дет­ских садах и необходим в условиях Крайнего Севера для нор­мального физического развития детей.

Время на осуществление разнообразных видов занятий физи­ческой культурой и на подвижные игры в программах детских садов и школ примерно одинаково.

В программе 1 класса предусмотрено в неделю 2 урока физкультуры — 90 мм, гимнастика до уроков — 60 мин, физкультур­ные минутки, игры и физические упражнения на переменах — 120 мин. Всего за педелю должно получиться 270 мин организованных физкультурных мероприятий. В программе дет­ского сада в подготовительной к школе группе в неделю пред­усмотрено 320 мин физкультурных мероприятий.

Однако фактически в школе не всегда проводятся 2 урока физкультуры в неделю (часть их заменяют математикой, чтени­ем, выходом в кино, в театры). Не заняла должного места в ре­жиме дня и ежедневная гимнастика перед уроками. Только за счет этого дети теряют за неделю 60—80 мин физической трени­ровки, а в течение учебного года — больше половины времени, отведенного программой на уроки физкультуры (48—50 ч). По­движные игры на переменах и физкультминутки в I классе но­сят эпизодический характер. В итоге в практике первоклассники имеют в неделю физкультурных мероприятий почти в 2 раза меньше положенных по программе.

Решая задачу повышения двигательной активности детей, воспитатели уделяют внимание повышению плотности органи­зованных мероприятий, в частности гимнастики и .физкультур­ных занятий. Плотность занятий в детских садах в среднем от 65 до 75%. Плотность же уроков физической культуры в клас­се школы оказалась значительно ниже — 30—40%. Недостаточ­но продумана методика уроков — учителя мало показывают и объясняют детям задания, не уделяют серьезного внимания обу­чению основным движениям, отработке навыков движений, не добиваются качественного выполнения упражнений.

Но особенно снижается качество работы из-за отсутствия спе­циального помещения для уроков физкультуры. Нередко уроки физк5’льтуры в школе проводятся в холодном, необорудованном коридоре, не имеющем надлежащих гигиенических условий. На уроках недостаточно используются пособия для общеразвивающих упражнений: гимнастические палки, обручи, мячи и т. д., отсутствуют мишени для метания, стойки для прыжков, маты.

Отсутствие должных условий для проведения уроков физ­культуры, низкая плотность уроков, недостаточное внимание к качеству выполнения движений, невысокая двигательная актив­ность в течение дня сказываются на физической подготовленно­сти детей. Анализ данных, полученных при проверке уровня раз­вития основных движений школьников I класса в конце учебно­го года, показал, что, например, у мальчиков при небольшом общем росте результатов в основных движениях за год про­изошло снижение результатов в беге и метании по сравнению с началом учебного года. Та же картина наблюдалась у девочек. Ниже стали у детей показатели гибкости, у девочек уменьши­лась становая сила. Эти результаты говорят о том, что школа недостаточно активно использует и совершенствует приобретен­ные детьми в дошкольном возрасте двигательные навыки.

Для достижения преемственности в работе детского сада и школы необходимо совершенствовать систему физического вос­питания в I классе школы, при осуществлении ее учитывать осо­бенности физического воспитания детей в условиях Крайнего Севера.

За последние годы в этом отношении было сделано немало. Доработано программное содержание физического воспитания в школе, подготовлены домашние задания, традиционными ста­ли спортивные соревнования («Веселые старты», «Подвижные игры», «День бегуна», «День прыгуна»).

Опыт показывает, что высокий уровень физической подготов­ленности детей в дошкольный период при условии качественной работы по физическому воспитанию ив школе обеспечивает улуч­шение всех показателей развития основных движений и поддер­жание хорошей работоспособности у детей в начальных классах школы.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.