Преемственность в работе детского сада и школы
Рубрика: Работа с дошкольникамиОдним из условий успешной подготовки к школе является физическая готовность ребенка к обучению, которая складывается из физического развития, определенного уровня сформированности двигательных и учебных навыков, хороших функциональных возможностей и состояния центральной нервной системы ребенка.
В вопросах преемственности в физическом воспитании в детском саду и школе как в теории, так и на практике пока остается много нерешенного.
Усилия школы и детского сада в физическом воспитании детей направлены на выполнение единой цели. Но в школе физическое воспитание претерпевает значительную перестройку по сравнению с детским садом как по содержанию, методике, так и по организационным формам.
Наблюдения показывают, что не все поступившие из детского сада в школу дети легко приспосабливаются к новой обстановке. Существенную трудность для первоклассников представляют 45-минутные уроки, требующие длительного внимания. Особенно трудно ребенку сохранять неподвижность в течение урока.
Анализ двигательного режима в детском саду и школе показывает, что в школе двигательная нагрузка уменьшается в 1,5— 2 раза. Если в подготовительной группе детского сада она составляет 18—22 тыс. шагов, то в школе сводится до 10—13 тыс. шагов в течение дня (измерения шагомером «Заря» проводились в зимнее время в ноябре — декабре, с 8 до 17 ч). Первоклассникам явно недостает эффективных физических нагрузок, смены умственного труда физическим (активной двигательной деятельностью, упражнениями, подвижными играми и т. п.).
Причины резкого снижения двигательной активности школьников, особенно в первую половину дня, когда они находятся в школе, на наш взгляд, кроются не только в том, что учебная деятельность требует длительных статических поз. В начальных классах школ города физическое воспитание не всегда, к сожалению, проводится на том уровне, который взят за основу в детских садах и необходим в условиях Крайнего Севера для нормального физического развития детей.
Время на осуществление разнообразных видов занятий физической культурой и на подвижные игры в программах детских садов и школ примерно одинаково.
В программе 1 класса предусмотрено в неделю 2 урока физкультуры — 90 мм, гимнастика до уроков — 60 мин, физкультурные минутки, игры и физические упражнения на переменах — 120 мин. Всего за педелю должно получиться 270 мин организованных физкультурных мероприятий. В программе детского сада в подготовительной к школе группе в неделю предусмотрено 320 мин физкультурных мероприятий.
Однако фактически в школе не всегда проводятся 2 урока физкультуры в неделю (часть их заменяют математикой, чтением, выходом в кино, в театры). Не заняла должного места в режиме дня и ежедневная гимнастика перед уроками. Только за счет этого дети теряют за неделю 60—80 мин физической тренировки, а в течение учебного года — больше половины времени, отведенного программой на уроки физкультуры (48—50 ч). Подвижные игры на переменах и физкультминутки в I классе носят эпизодический характер. В итоге в практике первоклассники имеют в неделю физкультурных мероприятий почти в 2 раза меньше положенных по программе.
Решая задачу повышения двигательной активности детей, воспитатели уделяют внимание повышению плотности организованных мероприятий, в частности гимнастики и .физкультурных занятий. Плотность занятий в детских садах в среднем от 65 до 75%. Плотность же уроков физической культуры в классе школы оказалась значительно ниже — 30—40%. Недостаточно продумана методика уроков — учителя мало показывают и объясняют детям задания, не уделяют серьезного внимания обучению основным движениям, отработке навыков движений, не добиваются качественного выполнения упражнений.
Но особенно снижается качество работы из-за отсутствия специального помещения для уроков физкультуры. Нередко уроки физк5’льтуры в школе проводятся в холодном, необорудованном коридоре, не имеющем надлежащих гигиенических условий. На уроках недостаточно используются пособия для общеразвивающих упражнений: гимнастические палки, обручи, мячи и т. д., отсутствуют мишени для метания, стойки для прыжков, маты.
Отсутствие должных условий для проведения уроков физкультуры, низкая плотность уроков, недостаточное внимание к качеству выполнения движений, невысокая двигательная активность в течение дня сказываются на физической подготовленности детей. Анализ данных, полученных при проверке уровня развития основных движений школьников I класса в конце учебного года, показал, что, например, у мальчиков при небольшом общем росте результатов в основных движениях за год произошло снижение результатов в беге и метании по сравнению с началом учебного года. Та же картина наблюдалась у девочек. Ниже стали у детей показатели гибкости, у девочек уменьшилась становая сила. Эти результаты говорят о том, что школа недостаточно активно использует и совершенствует приобретенные детьми в дошкольном возрасте двигательные навыки.
Для достижения преемственности в работе детского сада и школы необходимо совершенствовать систему физического воспитания в I классе школы, при осуществлении ее учитывать особенности физического воспитания детей в условиях Крайнего Севера.
За последние годы в этом отношении было сделано немало. Доработано программное содержание физического воспитания в школе, подготовлены домашние задания, традиционными стали спортивные соревнования («Веселые старты», «Подвижные игры», «День бегуна», «День прыгуна»).
Опыт показывает, что высокий уровень физической подготовленности детей в дошкольный период при условии качественной работы по физическому воспитанию ив школе обеспечивает улучшение всех показателей развития основных движений и поддержание хорошей работоспособности у детей в начальных классах школы.