Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Проведение водных закаливающих процедур

Рубрика: Родителям и детям

В условиях Заполярья—с длительной зимой и очень низкой температурой воздуха, частыми ветрами, коротким и иногда дождливым и холодным летом, недостатком солнечного облучения в период длинной полярной ночи — закаливание всех детей, и особенно раннего и дошкольного возраста, приобретает особое значение.

Задача закаливания— сделать организм ребенка стойким и выносливым, способным к сопротивлению воздействиям неблаго­приятных условий окружающей среды, снизить таким образом число простудных заболеваний. При проведении закаливающих мероприятий решаются не только оздоровительные, но и воспи­тательные задачи: у детей повышается активность, закрепляются положительные культурно-гигиенические навыки, увеличивается быстрота реакций. Закаленный ребенок делается крепче, у него повышается выносливость к физическим и умственным на­грузкам.

Лучшим средством сделать организм невосприимчивым к низ­ким температурам, предохранить его от последствий охлажде­ния является закаливание водой.

В детских садах и яслях Норильска было введено обливание и обтирание детей водой с постепенным снижением ее температуры от +36 до + 18°С. По мере обучения персонала эти проце­дуры стали осуществлять во всех детских учреждениях города. Анализируя работу по закаливанию детей, мы убедились в том, что наряду с положительными достижениями имеются и отрицательные моменты в организации и проведении водных процедур с постепенным снижением температуры воды. Для то­го чтобы обливание давало положительный эффект, надо по ме­ре необходимости проводить его дифференцированно. Ребенка, приходящего после болезни или отъезда, нужно обливать или об­тирать водой с температурой выше на 2—4° той, которой об­ливали его до заболевания до это осложняло работу персонала. Наблюдалось и формальное отношение к проведению водных процедур: иногда после болезни ребенку обливали ноги водой той же температуры, что и основной массе детей, а это чревато простудой. Практика подсказала, что в северных условиях за­каливание методом, предусматривающим постепенное снижение температуры воды, не всегда приемлемо.

По предложению врача Н. П. Горбачевой » было введено об­ливание ног водой контрастных температур (от +36°, +34° до +200, +18°). Этот вид закаливания в наших условиях оказал­ся более простым, но не менее эффективным.

Воздействие воды контрастной температуры положительно влияет на действие сосудов вследствие их попеременного сжатия и расширения. При этом способе закаливания детей, пришедших учреждение в любое время года, можно подключать к закаливающим процедурам со всеми наравне.

Облегчается и работа персонала, так как нет необходимости иметь в группе во время обливания воду нескольких температур. Неоднократно обсуждался и вопрос о времени проведения вод­ных процедур. Вначале обливание ног детям проводили перед дневным сном. После введения обливания йог водой контрастной температуры зимой начали проводить эту процедуру после днев­ного сна, а в летнее время—перед дневным сном, сочетая закаливание с гигиеническим мытьем ног.

Мы проводим эту процедуру следующим образом; медицин­ская сестра или воспитатель группы наливает воду в два чайника: в один —воду температуры + 36°, -4-34°, во второй +18°, +20°. Няня помогает детям раздеться, и они в трусах и май­ках, обутые в туфли на босую ногу, идут в туалетную комнату. Обливание проводится в поддонах или в тазах. На дно под­дона или таза кладут деревянную решетку. Ребенок садится на стульчик, и взрослый обливает ему ноги от пальцев до верхней трети голени, сначала теплой водой, затем холодной, потом сно­ва; теплой. Затем ребенок пересаживается на другой стульчик, и няня растирает ему ноги индивидуальным полотен­цем до легкого покраснения кожи. После этого ребенок с по­мощью няни обувает туфли, направляется в спальню и ложится в кроватку.

Обливание водой контрастных температур со всей группой Детей занимает в среднем 20—25 мин.

Детям в возрасте от 5 лет и старше проводим влажные обти­рания до пояса после утренней гимнастики или гимнастики пос­ле дневного сна.

Для этого воспитатель группы готовит рукавички из фланеле­вой ткани по числу детей, таз для воды, водный термометр и ин­дивидуальные полотенца для вытирания тела. После окончания занятий гимнастикой воспитатель наливает в таз воду темпера­турой +34°, смачивает рукавички, отжимает так, чтобы с них не текла вода, и раздает детям, которые стоят вокруг таза друг за другом. Получив рукавичку, каждый надевает ее на левую руку, обтирает правую руку (от кисти к плечу), затем переодевает ру­кавичку на правую руку и обтирает левую руку, грудь и верхнюю часть живота, снимает рукавичку и кладет ее на свое левое плечо. Сзади стоящий ребенок надевает рукавичку впереди стоящего и обтирает ему спину. Затем дети кладут рукавички в таз, берут свои полотенца, развешанные на спинках стульчиков, и растира­ют последовательно спину, грудь, руки до легкого покраснения. Длительность этой процедуры 2—3 мин.

После обтирания рукавицы кладут в другой таз и кипятят. Периодически 1—2 раза в неделю их замачивают в 2%-ном раст­воре хлорамина на 15 мин и хорошо прополаскивают в чистой воде. В ряде дошкольных учреждений проводится обтирание детей младшего дошкольного возраста. В группах детей 2—3 лет обтирание проводят трое взрослых: воспитатель, няня и мед­сестра.

Очень важен при проведении закаливания тесный контакт воспитателя детского учреждения с семьей ребенка, индивиду­альная работа с родителями.

Поиски наиболее эффективных средств закаливания в до­школьных учреждениях Норильска осуществляются постоянно. Они продолжаются и в настоящее время. Так, в 1978 г. врачом детских яслей-сада № 22 Н. Д. Вершининой был предложен новый вариант водной закаливающей процедуры — проводить в течение всего года обливание детей определенной температуры под душем. (Этот метод закаливания в некоторых детских садах использовался раньше только в летний период.) В данном до­школьном учреждении делается все возможное для оздоровления детского организма, профилактики простудных и других забо­леваний: проводится углубленная работа по физическому воспи­танию, широко и разнообразно используется просторная площадь веранды (детский сад построен по новому проекту, с прогулоч­ной верандой площадью 720 кв. м на третьем этаже), осуществ­ляются различные формы закаливания, продуманно организуют­ся прогулки и т. д.

Внедрение закаливания с применением душа было решено проводить поэтапно.

На первом этапе:

а)         разработали совместно с врачом, старшими медсестрами и администрацией инструкцию для воспитателей по обливанию детей под душем;

б)         провели теоретический семинар, на котором разносторонне были рассмотрены вопросы организации обливания новым ме­тодом и пути его совершенствования;

в)         под руководством врача провели практическое обучение младшего обслуживающего персонала;

г)         рекомендовали коллективу для изучения методическую, литературу по закаливанию водными процедурами;

д)         составили график обливания;

е)         подготовили комнатные и водные термометры; обеспечили необходимые условия.

На втором этапе была проделана следующая работа:

а)         провели групповые родительские собрания, на которых ознакомили родителей с методикой обливания детей в условиях детского сада;

б)         разработали памятку для родителей по организации и ме­тодике обливания детей в домашних условиях;

в)         провели консультации, беседы, выступали с сообщениями через радиоузел детского сада;

г)         провели для родителей открытый показ обливания детей в группах;

д) выпустили фотостенд, методический бюллетень. На третьем этапе под строгим контролем врача, адми­нистрации, старших медсестер, методиста был проведен от­крытый просмотр обливания в подготовительной к школе группе.

Только после этого стали внедрять в практику новый метод закаливания под систематическим контролем заведующей, ме­тодиста, старшей медсестры и врача.

Несмотря на контроль и энтузиазм большинства сотрудни­ков, предложенная методика не всегда соблюдалась. Поэтому на профсоюзном собрании еще раз были оговорены выработан­ные положения о закаливания, о функциях врача, заведующей детским садом, старшей медсестры, методиста, воспитателей, нянь и, конечно, родителей. Врач и заведующая систематически ставили вопрос о рациональном использовании рабочего време­ни воспитателей и групповых нянь, строго следили за соблюде­нием индивидуального подхода к каждому ребенку, особенно после заболеваний.

В настоящее время сложился определенный опыт проведения закаливания путем обливания под душем. Эту водную процедуру дети принимают после вечерней гимнастики. Воспитатель пред­лагает первой подгруппе из 3—4 ребят снять физкультурную форму, взять полотенце и пройти в душевую для обливания. Ос­тальные дети остаются с групповой няней. В душевой дети раз­деваются, вешают полотенце, становятся на деревянную решетку в поддоне. Воспитатель в белом халате, резиновой обуви обли­вает детям сначала спину, затем грудь, йоги, руки. Голова и лицо остаются сухими. Каждый ребенок стоит под душем 30— 40 с, распылитель воды находится на расстоянии 25—30 см вы­ше головы. После обливания воспитатель немедленно обтирает и слегка растирает тело ребенка. Затем дети сами растирают тело до легкого покраснения, одеваются и выходят в группу, а в душ заходит следующая подгруппа.

Воспитатель постоянно следит за температурой воды инди­видуально для каждого ребенка, учитывая состояние здоровья и равномерность подачи из крана горячей и холодной воды. Температура воды вначале -j-36°, через 5 дней снижается на Г, постепенно доводится до -J-260. После болезни ребенок не поль­зуется душем в течение 2 недель и более, а потом, когда он снова приступает к обливанию, температура воды дается для него на 2—3° выше, чем до болезни. Отдельных детей иногда после про­пусков приходится обливать водой начальной температу­ры (-4-36°).

Полотенца меняются два раза в неделю, температура воздуха в помещении при обливании Поддерживается не ниже +20°. Во. время проведения процедур не должно быть сквозняков.

При сравнении частоты простудной заболеваемости с октября 1978 по октябрь 1979 г. с показателями предыдущего года было выявлено снижение ее с 202 случаев до 157. Это позволяет считать, что обливание детей под душем является эффективным средством закаливания и может быть рекомендовано в других дошкольных учреждениях.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.