Проведение водных закаливающих процедур
Рубрика: Родителям и детямВ условиях Заполярья—с длительной зимой и очень низкой температурой воздуха, частыми ветрами, коротким и иногда дождливым и холодным летом, недостатком солнечного облучения в период длинной полярной ночи — закаливание всех детей, и особенно раннего и дошкольного возраста, приобретает особое значение.
Задача закаливания— сделать организм ребенка стойким и выносливым, способным к сопротивлению воздействиям неблагоприятных условий окружающей среды, снизить таким образом число простудных заболеваний. При проведении закаливающих мероприятий решаются не только оздоровительные, но и воспитательные задачи: у детей повышается активность, закрепляются положительные культурно-гигиенические навыки, увеличивается быстрота реакций. Закаленный ребенок делается крепче, у него повышается выносливость к физическим и умственным нагрузкам.
Лучшим средством сделать организм невосприимчивым к низким температурам, предохранить его от последствий охлаждения является закаливание водой.
В детских садах и яслях Норильска было введено обливание и обтирание детей водой с постепенным снижением ее температуры от +36 до + 18°С. По мере обучения персонала эти процедуры стали осуществлять во всех детских учреждениях города. Анализируя работу по закаливанию детей, мы убедились в том, что наряду с положительными достижениями имеются и отрицательные моменты в организации и проведении водных процедур с постепенным снижением температуры воды. Для того чтобы обливание давало положительный эффект, надо по мере необходимости проводить его дифференцированно. Ребенка, приходящего после болезни или отъезда, нужно обливать или обтирать водой с температурой выше на 2—4° той, которой обливали его до заболевания до это осложняло работу персонала. Наблюдалось и формальное отношение к проведению водных процедур: иногда после болезни ребенку обливали ноги водой той же температуры, что и основной массе детей, а это чревато простудой. Практика подсказала, что в северных условиях закаливание методом, предусматривающим постепенное снижение температуры воды, не всегда приемлемо.
По предложению врача Н. П. Горбачевой » было введено обливание ног водой контрастных температур (от +36°, +34° до +200, +18°). Этот вид закаливания в наших условиях оказался более простым, но не менее эффективным.
Воздействие воды контрастной температуры положительно влияет на действие сосудов вследствие их попеременного сжатия и расширения. При этом способе закаливания детей, пришедших учреждение в любое время года, можно подключать к закаливающим процедурам со всеми наравне.
Облегчается и работа персонала, так как нет необходимости иметь в группе во время обливания воду нескольких температур. Неоднократно обсуждался и вопрос о времени проведения водных процедур. Вначале обливание ног детям проводили перед дневным сном. После введения обливания йог водой контрастной температуры зимой начали проводить эту процедуру после дневного сна, а в летнее время—перед дневным сном, сочетая закаливание с гигиеническим мытьем ног.
Мы проводим эту процедуру следующим образом; медицинская сестра или воспитатель группы наливает воду в два чайника: в один —воду температуры + 36°, -4-34°, во второй +18°, +20°. Няня помогает детям раздеться, и они в трусах и майках, обутые в туфли на босую ногу, идут в туалетную комнату. Обливание проводится в поддонах или в тазах. На дно поддона или таза кладут деревянную решетку. Ребенок садится на стульчик, и взрослый обливает ему ноги от пальцев до верхней трети голени, сначала теплой водой, затем холодной, потом снова; теплой. Затем ребенок пересаживается на другой стульчик, и няня растирает ему ноги индивидуальным полотенцем до легкого покраснения кожи. После этого ребенок с помощью няни обувает туфли, направляется в спальню и ложится в кроватку.
Обливание водой контрастных температур со всей группой Детей занимает в среднем 20—25 мин.
Детям в возрасте от 5 лет и старше проводим влажные обтирания до пояса после утренней гимнастики или гимнастики после дневного сна.
Для этого воспитатель группы готовит рукавички из фланелевой ткани по числу детей, таз для воды, водный термометр и индивидуальные полотенца для вытирания тела. После окончания занятий гимнастикой воспитатель наливает в таз воду температурой +34°, смачивает рукавички, отжимает так, чтобы с них не текла вода, и раздает детям, которые стоят вокруг таза друг за другом. Получив рукавичку, каждый надевает ее на левую руку, обтирает правую руку (от кисти к плечу), затем переодевает рукавичку на правую руку и обтирает левую руку, грудь и верхнюю часть живота, снимает рукавичку и кладет ее на свое левое плечо. Сзади стоящий ребенок надевает рукавичку впереди стоящего и обтирает ему спину. Затем дети кладут рукавички в таз, берут свои полотенца, развешанные на спинках стульчиков, и растирают последовательно спину, грудь, руки до легкого покраснения. Длительность этой процедуры 2—3 мин.
После обтирания рукавицы кладут в другой таз и кипятят. Периодически 1—2 раза в неделю их замачивают в 2%-ном растворе хлорамина на 15 мин и хорошо прополаскивают в чистой воде. В ряде дошкольных учреждений проводится обтирание детей младшего дошкольного возраста. В группах детей 2—3 лет обтирание проводят трое взрослых: воспитатель, няня и медсестра.
Очень важен при проведении закаливания тесный контакт воспитателя детского учреждения с семьей ребенка, индивидуальная работа с родителями.
Поиски наиболее эффективных средств закаливания в дошкольных учреждениях Норильска осуществляются постоянно. Они продолжаются и в настоящее время. Так, в 1978 г. врачом детских яслей-сада № 22 Н. Д. Вершининой был предложен новый вариант водной закаливающей процедуры — проводить в течение всего года обливание детей определенной температуры под душем. (Этот метод закаливания в некоторых детских садах использовался раньше только в летний период.) В данном дошкольном учреждении делается все возможное для оздоровления детского организма, профилактики простудных и других заболеваний: проводится углубленная работа по физическому воспитанию, широко и разнообразно используется просторная площадь веранды (детский сад построен по новому проекту, с прогулочной верандой площадью 720 кв. м на третьем этаже), осуществляются различные формы закаливания, продуманно организуются прогулки и т. д.
Внедрение закаливания с применением душа было решено проводить поэтапно.
На первом этапе:
а) разработали совместно с врачом, старшими медсестрами и администрацией инструкцию для воспитателей по обливанию детей под душем;
б) провели теоретический семинар, на котором разносторонне были рассмотрены вопросы организации обливания новым методом и пути его совершенствования;
в) под руководством врача провели практическое обучение младшего обслуживающего персонала;
г) рекомендовали коллективу для изучения методическую, литературу по закаливанию водными процедурами;
д) составили график обливания;
е) подготовили комнатные и водные термометры; обеспечили необходимые условия.
На втором этапе была проделана следующая работа:
а) провели групповые родительские собрания, на которых ознакомили родителей с методикой обливания детей в условиях детского сада;
б) разработали памятку для родителей по организации и методике обливания детей в домашних условиях;
в) провели консультации, беседы, выступали с сообщениями через радиоузел детского сада;
г) провели для родителей открытый показ обливания детей в группах;
д) выпустили фотостенд, методический бюллетень. На третьем этапе под строгим контролем врача, администрации, старших медсестер, методиста был проведен открытый просмотр обливания в подготовительной к школе группе.
Только после этого стали внедрять в практику новый метод закаливания под систематическим контролем заведующей, методиста, старшей медсестры и врача.
Несмотря на контроль и энтузиазм большинства сотрудников, предложенная методика не всегда соблюдалась. Поэтому на профсоюзном собрании еще раз были оговорены выработанные положения о закаливания, о функциях врача, заведующей детским садом, старшей медсестры, методиста, воспитателей, нянь и, конечно, родителей. Врач и заведующая систематически ставили вопрос о рациональном использовании рабочего времени воспитателей и групповых нянь, строго следили за соблюдением индивидуального подхода к каждому ребенку, особенно после заболеваний.
В настоящее время сложился определенный опыт проведения закаливания путем обливания под душем. Эту водную процедуру дети принимают после вечерней гимнастики. Воспитатель предлагает первой подгруппе из 3—4 ребят снять физкультурную форму, взять полотенце и пройти в душевую для обливания. Остальные дети остаются с групповой няней. В душевой дети раздеваются, вешают полотенце, становятся на деревянную решетку в поддоне. Воспитатель в белом халате, резиновой обуви обливает детям сначала спину, затем грудь, йоги, руки. Голова и лицо остаются сухими. Каждый ребенок стоит под душем 30— 40 с, распылитель воды находится на расстоянии 25—30 см выше головы. После обливания воспитатель немедленно обтирает и слегка растирает тело ребенка. Затем дети сами растирают тело до легкого покраснения, одеваются и выходят в группу, а в душ заходит следующая подгруппа.
Воспитатель постоянно следит за температурой воды индивидуально для каждого ребенка, учитывая состояние здоровья и равномерность подачи из крана горячей и холодной воды. Температура воды вначале -j-36°, через 5 дней снижается на Г, постепенно доводится до -J-260. После болезни ребенок не пользуется душем в течение 2 недель и более, а потом, когда он снова приступает к обливанию, температура воды дается для него на 2—3° выше, чем до болезни. Отдельных детей иногда после пропусков приходится обливать водой начальной температуры (-4-36°).
Полотенца меняются два раза в неделю, температура воздуха в помещении при обливании Поддерживается не ниже +20°. Во. время проведения процедур не должно быть сквозняков.
При сравнении частоты простудной заболеваемости с октября 1978 по октябрь 1979 г. с показателями предыдущего года было выявлено снижение ее с 202 случаев до 157. Это позволяет считать, что обливание детей под душем является эффективным средством закаливания и может быть рекомендовано в других дошкольных учреждениях.