Пропаганда знаний о физическом воспитании дошкольников
Рубрика: Работа с дошкольникамиЗадача дошкольных учреждений — вырастить здоровых, крепких, физически развитых детей — может быть успешно осуществлена лишь в том случае, если детский сад будет работать в тесном контакте с семьей. Очень важно знакомить родителей с принципами физического воспитания и закаливания детей, разъяснять необходимость проведения этой работы. Регулярность воздействия— одно из основных правил физического воспитания. Все усилия будут Напрасными, если ребенок пять дней в неделю в детском саду будет заниматься физической культурой и закаливанием, а по субботам и воскресеньям отдыхать от них. И прежде всего это отрицательно сказывается на формировании должного отношения у детей к занятиям физической культурой.
С оздоровительным и воспитательным значением систематически выполняемых упражнений и игр родителей знакомят во время групповых и индивидуальных бесед, консультаций, на родительских собраниях.
Для того чтобы определить, каковы условия для занятий физической культурой дома, были составлены анкеты для родителей. Они содержали примерно такие вопросы: «Занимаетесь ли вы дома со своим ребенком физкультурой? В какие дни, в какое время? Какова длительность занятий? Какое физкультурное оборудование и инвентарь есть у вас дома? Как вы его храните? Какие подвижные игры для детей вы знаете? Сколько? Какие физические упражнения вы предпочитаете?»
Ответы родителей на вопросы анкеты показали, что в одних семьях ребят приобщают к физической культуре и дома имеется необходимое оборудование, в других родители хорошо осведомлены о выдающихся спортивных достижениях, читают много литературы, но с детьми спортом не занимаются, в третьих вовсе отрицают значение занятий физической культурой и спортом в воспитании детей, ссылаясь на то, что ребята еще малы и слабы. Во многих семьях детей 4—5 лет учат читать, но в то же время предполагают, что физически ребенок будет развиваться сам собой.
На основе анализа полученных сведений был составлен план углубленной работы с родителями по физическому воспитанию детей. Педагоги стали часто бывать у них дома, помогали организовывать подвижные игры, занятия, проводить спортивные упражнения, закаливающие процедуры, наблюдали, как это делают сами родители.
В каждой семье рекомендуется иметь оборудованный спортивный уголок или, как у нас его в шутку называют, «домашний стадион», с самым простейшим оборудованием (мячи, скакалки, обручи, скамейки, гимнастические палки, кубики и многое другое) , а также лыжи, санки, коньки.
Возникает вопрос, как и где хранить оборудование. Можно, например, сделать на большом щите крючки, закрепить на них коробки или сетки и в них аккуратно складывать физкультурные пособия. Можно оборудовать качели, подвесить канат, перекладину. А тем, кому позволяют квартирные условия, рекомендуется установить гимнастическую стенку и к ней прицепные наклонные доски.
Оборудование и пособия в комнате следует размещать .таким образом, чтобы, во-первых, дети самостоятельно и быстро сумели достать их и поставить на место; во-вторых, оборудование не должно загромождать полезную площадь комнаты, хранение пособий наиболее рационально на специальных щитах, закрепленных в нише, коридоре; в-третьих, закрепление пособий должно быть крепким, надежным, обеспечивающим безопасность детей. Для каждого физкультурного пособия должно быть свое определенное место.
Родители должны понять, что создание условий для упражнений и подвижных игр детей дома — существенно важная сторона организации регулярных занятий физической культурой. На родительских собраниях целесообразно обсудить следующие вопросы: гимнастика в раннем возрасте, закаливание детского организма, спорт и семья, влияние подвижных игр на физическое развитие детей и др. Воспитатели, методист, заведующая, врач выступают с докладами о значении развития движений у детей. Весьма полезны обсуждения и выступления родителей об опыте физического воспитания детей.
Большие затруднения возникают у родителей в подборе гимнастических упражнений для занятий с детьми разного возраста, их дозировке, музыкальном сопровождении. Очень часто они задают вопрос о том, можно ли проводить с детьми утреннюю гимнастику для взрослых, которая передается по радио и телевидению. Упражнения, предназначенные для взрослых, а также количество их повторений в большинстве случаев трудны и утомительны для детей, ибо не соответствуют их возрастным возможностям.
Чтобы оказать помощь родителям, методисты разработали комплексы утренней гимнастики для детей «для субботнего и воскресного дней. Родителям следует объяснять значение темпа музыкального сопровождения, рекомендовать использовать простые, образные, интересные детям упражнения.
Часто родители недооценивают значение подвижных игр, являющихся насущной потребностью здорового ребенка. С помощью интересных игр можно приучить
детей больше находиться на воздухе, развивать основные виды движений (рис. 29). Анализ анкетных данных позволил выяснить, что родители знают очень мало детских игр и не проявляют к Ним должного интереса. Необходимо поэтому проведение практических семинаров с показом игр. На таких семинарах родителей следует знакомить с разными по характеру подвижными играми, развлечениями, которые можно провести индивидуально со своим ребенком или с группой детей на площадке, во дворе.
Для передачи родителям теоретических знаний и привития им практических навыков по проведению массажа, гимнастики, программных подвижных игр, упражнений в основных видах движений в детских учреждениях организуются лектории, школы.
Действенным средством пропаганды физического воспитания является использование радиоузла в детском саду. Во время утреннего приема и ухода детей домой для родителей можно проводить передачи, консультации, подготовленные заведующей, методистом, врачом, старшей сестрой, воспитателями.
В дни открытых дверей родителям предоставляется возможность познакомиться с системой физического воспитания малышей в детском саду как практически, так и теоретически. Кроме открытых просмотров занятий, организуются беседы, консультации на такие темы: профилактика плоскостопия, сколиоза, воспитание нравственных, волевых качеств у детей на занятиях физической культурой и т. д. Большую роль играют при этом наглядность, отражение текущего опыта. Красочность, отсутствие стандарта в подборе материалов, при подготовке стендов, их систематическая смена помогают воспитателям успешно решить задачу пропаганды педагогических знаний.
Используются с этой целью папки-передвижки. В них хранятся специально подобранные журнальные и газетные статьи, иллюстрации, небольшие брошюры по вопросам физического воспитания детей. Темы материалов папок-передвижек могут быть самые разнообразные: «Оборудование домашнего стадиона», «Применение спортивного инвентаря и его влияние на физическое развитие ребенка», «Использование выходных дней для активного отдыха детей» и т. д. В течение года папки постоянно пополняются новыми материалами.
Итоговыми в совместной работе детского сада и родителей по физическому воспитанию детей являются ежегодные родительские конференции. На одной из таких конференций, проходившей под девизом «Движение — это жизнь», широко прозвучал опыт работы по повышению двигательной активности детей в детском саду и в семье. В качестве наглядного материала использовались таблицы со сравнительными данными обследования детей по выполнению основных видов движений. Родители могли наглядно убедиться, что повышение двигательного режима детей в семье способствовало улучшению показателей их физической подготовки. Разговор на конференции получился взаимным, родители рассказывали об оформлении спортивных уголков в доме, приобретении инвентаря, делились опытом проведения утренней гимнастики. Тренер по плаванию познакомил родителей с методикой обучения детей плаванию, рассказал об успехах подготовительной группы. В свою очередь родители в своих выступлениях отметили, что посещение бассейна положительно сказалось на здоровье детей, повысился их жизненный тонус, улучшился сон, аппетит.
Большое внимание уделяется пропаганде вопросов физического воспитания на шефствующих предприятиях. Ежегодно каждый детский сад проводит на шефствующем предприятии 1—2 занятия по темам физического воспитания в виде лекций, конференций, дискуссий, практического показа и т. д.
Для пропаганды знаний о физическом воспитании используются и средства массовой информации: городская газета «Заполярная правда», радио, телевидение. В 1975 г. на страницах городской газеты были организованы «Университет для родителей» и «Университет для воспитателей». В статьях, помещенных под этой рубрикой, рассматривались средства, формы и методы физического воспитания в условиях семьи и детского сада.
Норильское телевидение ежемесячно организует специальную передачу, в которой принимают участие воспитатели, врачи, методисты, заведующие детских садов. Они выступают с рекомендациями и наглядным показом проведения гимнастики, подвижных и спортивных игр, корригирующих упражнений, по организации физкультурного досуга детей дома, спортивных соревнований на дворовых площадках, с беседами о методике проведения закаливания. В содержание этих передач включаются и беседы о питании, рациональном режиме дня ребенка.
После состоявшихся в 1975 г. Педагогических чтений по теме «Детский сад, семья, общественность», проводившихся с широким привлечением родительской аудитории, значительно активизировалась вся работа по пропаганде педагогических знаний. Дошкольной секцией педагогического общества и методическим кабинетом дошкольного отдела был организован во Дворце культуры комбината городской воскресный лекторий для родителей. В 1976—1977 гг. его занятия строились по темам «Все начинается с детства» и «Спорт открывает двери». На этих занятиях родители слушали доклады, выступления педагогов и членов родительского актива; в программу занятий включается просмотр фильмов, тематических выставок, демонстрация комплексов утренней гимнастики для детей разного возраста, различных упражнений и пр. Положительные отзывы родителей о работе лектория убеждают в эффективности использования этой формы педагогической пропаганды.
В 1979 г. на материале опыта работы детских садов № 53, 56, 57 был подготовлен методический бюллетень «Движение — это жизнь», одобренный затем методическим кабинетом ИУУ Красноярска. Бюллетень был распространен по всем дошкольным учреждениям Норильска.
Популяризируя физическую культуру среди населения, дошкольные работники постоянно подчеркивают, что летнее время года особенно благоприятно для физического развития детей. Возможности непродолжительного северного лета детские сады стараются максимально использовать для укрепления здоровья детей, для упражнения их в основных видах движения. Летом для воспитанников детских садов на участках дошкольных учреждений проводятся разнообразные спортивные праздники («Смелые и ловкие», «Мы растем здоровыми», «Встреча с Карлсоном», «Умелые пожарники», «Будем спортом заниматься»). Родители принимают активное участие в их проведении. Они проводят игры-эстафеты, судят, руководят игрой в городки, украшают участки, вместе с ребятами участвуют в соревнованиях. Физкультурный праздник для ребят, воспитателей и родителей— это проверка навыков, спортивной закалки, нравственно-волевого развития детей. В праздник «Малые олимпийские игры», например, ребята боролись за «большие золотые медали», которые они получали за четкое выполнение упражнений, смекалку, смелость, решительность,- за взаимопомощь, дисциплинированность.
Проводимая дошкольными учреждениями работа по пропаганде и распространению педагогических знаний дает определенные положительные результаты. Однако все проделанное — это лишь начало большой серьезной работы, которую необходимо с каждым годом совершенствовать, вовлекая все большее и большее количество семей в планомерный процесс физического воспитания детей. Согласованная совместная работа детского сада, семьи, шефствующих предприятий позволит осуществить одну из серьезнейших задач — воспитать здоровое, смелое, выносливое поколение юных северян.