Противостояние идей Патанджали и «Упанишад»
Рубрика: ТеорияПатанджали удалось сформулировать главные принципы йоги, основу для которых он брал из различных близких к йоге школ. На этих принципах он построил простую и эффективную систему. Но о йоге рассуждал не он один, и в те времена его идеи были слишком радикальны для признанной к тому времени философской системы Веданта, о которой мы уже упоминали в связи с «Упанишадами». Патанджали продвигался в направлении построения дуалистической системы, предполагавшей борьбу между двумя силами — силами самой личности (скорее ее глубинной сути, чем личности в нашем понимании) и силами окружающего мира, от которых человек должен в конечном итоге освободиться.
Вместе с тем в «Упанишадах» мир рассматривается как система, в которой все находится в состоянии изначального единства. «Упанишады» йоги, появившиеся после работ Патанджали, продолжают концентрировать свое внимание на состоянии сверхъестественного просветления духа, главным образом опираясь на такие силы воздействия на человеческий разум, как звук и свет. Они также уделяют много внимания энергетике организма, силы которого могут быть использованы как источник энергии при том условии, что пользующийся этим способом точно соблюдает правила контроля за работой мысли и дыханием.
«Упанишады» йоги — предвестники того, что впоследствии стало называться Кундалини-йога. Эта система используется в основном ее ревностными приверженцами, но может быть применена как способ исцеления и восстановления физических и умственных способностей. Многие из поздних «Упанишад» йоги специально посвящены методикам извлечения «жизненной силы» из нашего организма и «поднятия» этой силы к голове, вследствие чего возможно достижение состояния просветления духа. В этом смысле Упанишады йоги стали неотъемлемой частью сегодняшней системы йоги (хотя чаще всего они берутся на вооружение последователями ее эзотерических разновидностей). Сейчас, когда наш интерес сосредоточен на возможностях человеческого организма и способах управления этими возможностями, система йоги представляется нам более доступной, чем рассуждения о менее конкретных силах природы.