Профессионально-прикладная физическая подготовка
Рубрика: Физкультура в обществеОсновное назначение ППФП — воспитание физических и психических качеств, формирование двигательных умений и навыков, профессионально важных для конкретного вида труда. Такая специальная физическая подготовка способствует лучшему освоению профессии, повышает эффективность последующей трудовой деятельности, снижает производственный травматизм. Значение ППФП в системе профессионально-технического образования постоянно возрастает, особенно в подготовке квалифицированных рабочих для промышленности, строительства, транспорта и сельского хозяйства.
Новые формы труда с применением средств механизации и автоматизации предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе, органам чувств. Для надежного и эффективного управления сложной современной техникой необходимы хорошо развитые многие качества: быстрота восприятия обстановки и переработки за короткий промежуток времени полученной информации, быстрота переключаемость внимания и реакции, высокая точность движений, а также способность длительно сохранять работоспособность в условиях малой подвижности и др.
В отдельных видах деятельности на организм работающего оказывают неблагоприятные воздействия внешние условия труда (неудобная рабочая поза, перегревание в горячих цехах предприятий, вибрация, низкая температура при работах на открытом воздухе, влияние высоты на строительных объектах и пр.).
Есть немало профессий, где для успешного выполнения рабочих операций нужна значительная сила, выносливость, ловкость, владение прикладными двигательными навыками (горняки, металлисты- станочники, строители-монтажники и др.).
Ввиду специфичности требований профессий физическая готовность учащихся — выпускников ПТУ к будущей трудовой деятельности может быть обеспечена при условии обязательного прохождения как общей, так и специальной — профессионально-прикладной — физической подготовки. В процессе такой подготовки возможно: направленно совершенствовать профессионально важные физические к психические качества (волевые, внимание, быстроту восприятия и реакции, точность оценки пространственных и временных величин и др.);
формировать прикладные двигательные умения и навыки, главным образом необходимые в связи с особыми внешними условиями труда (например, для рабочих строителей — в лазании по лестницам, способам передвижения по узкой опоре, прыжках в глубину);
повышать устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям производственной и внешней среды (к воздействию высоты, укачиванию, высокой температуры и др.).
При обучении некоторым профессиям (операторов пультов управления, водителей строительных и сельскохозяйственных машин, машиниста башенного крана, машинистки и др.) важно уменьшить двигательную асимметрию рук, т. е. обеспечить более равномерное их развитие. Такая задача решается средствами ППФП, направленными на совершенствование координации движений неведущей (как правило, левой) руки (например — различными гимнастическими упражнениями с мячом и другими предметами для левой руки).
Параллельно с решением практических задач на занятиях по ППФП учащимся также сообщается определенный круг знаний по этому разделу.
На организм человека каждый вид профессиональной деятельности оказывает свое особое влияние. Это выражается в преимущественном воздействии на определенные функциональные системы. В результате такого избирательного воздействия происходит совершенствование важных для данного вида труда качеств. Но естественный процесс адаптации (приспособления) организма к труду — весьма длительный (наиболее интенсивно протекает в период от 1 до 5 лет).
Физические упражнения \ как фактор адаптации, имеют значительные преимущества в сравнении с трудовыми движениями. С помощью их может быть обеспечен больший эффект: за более короткий срок и лучше развиты нужные качества и прикладные навыки. Это доказано многими научными экспериментами.
При физических упражнениях применяют нагрузки, превышающие те, которые характерны для профессиональной деятельности. А подбор средств и методов физического воспитания практически не ограничен, что позволяет регулировать нагрузки с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей учащихся.
По результатам выполнения профессионально-прикладных упражнений возможно также с достаточной точностью судить о состоянии профессиональных способностей.
Занятия физическими упражнениями с профессиональной направленностью обеспечивают активную адаптацию организма человека к труду (и что особенно важно,— к сложным его видам). Это существенно ускоряет профессиональное обучение, создает предпосылки для высокой и устойчивой работоспособности.
Большое значение для совершенствования физических, психических качеств имеют занятия теми видами спорта, которые являются
2) Основным средством ППФП являются физические упражнения, соответствующие специфическим требованиям профессии. Кроме того, используются естественные силы природы и гигиенические факторы.
прикладными для данного вида труда. Например, все виды спортивных игр хорошо развивают скорость и точность двигательной реакции, быстроту зрительного различения, мышечную чувствительность, т. е. качества, необходимые для рабочих многих профессий.
Занятия такими видами спорта, как бег на длинные дистанции, спортивные игры, лыжный и конькобежный спорт, помогают приобрести устойчивость организма к перегреванию тем, кто будет трудиться в горячих цехах предприятий. Упражнения в перечисленных видах спорта сопровождаются значительным теплообразованием в организме человека, что и повышает его устойчивость к высокой температуре.
Профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся ПТУ проводится в разных формах. Основной формой является урок физического воспитания. Кроме того, используются спортивно-прикладные соревнования, специализированная физическая зарядка (включающая упражнения гигиенического и профессионально-прикладного характера продолжительностью до 20—30 мин ежедневно), самостоятельные занятия профессионально-прикладными упражнениями по заданию преподавателя.
Важную составную часть физического воспитания в ПТУ составляют занятия в секциях, спортивные и физкультурные мероприятия, организуемые с учетом профиля училища.
В системе научной организации труда (НОТ) работников ряда профессий профессионально-прикладная физическая подготовка является ее неотъемлемым средством. Установлено, что не всегда труд в полной мере способствует развитию профессионально значимых качеств и прикладных двигательных навыков. Поэтому при этих условиях для повышения и поддержания специальной физической подготовленности работающих и одновременно в оздоровительных целях необходимы систематические занятия по данному виду физической подготовки.
Особенно это важно для профессий, связанных с напряженной в психическом отношении деятельностью и в то же время с ограниченной двигательной активностью (операторы, водители локомотивов на железнодорожном транспорте, работники водного транспорта (плавсостав) II др.).
Вопросы для проверки и закрепления знаний
1. Раскройте связь трудовой деятельности и физической культуры. 2. Что такое производственная физическая культура? 3. Укажите виды производственной физической культуры и их назначение. 4. Раскройте факторы, которые необходимо учитывать при подборе форм и содержания производственной физической культуры. 5. Назовите формы производственной гимнастики и дайте их краткую характеристику. 6. Раскройте содержание типовой схемы физкультурной паузы (для каждой из четырех групп профессий). 7. Укажите особенности физкультурных минут общего и локального воздействия. 8. В каких формах и где решаются задачи послерабочего восстановления? 9. Как осуществляется профилактика влияния неблагоприятных факторов труда? 10. Укажите характерную особенность профессионально-прикладной физической подготовки, ее основные задачи. 11. Почему посредством физических упражнений возможно обеспечить более высокий уровень развития профессионально важных качеств, чем это имеет место в процессе труда? 12. Укажите формы занятий по профессионально-прикладной физической подготовке в ПТУ.