Режим дня. Что он дает детям для укрепления здоровья?
Рубрика: Родителям и детямДля укрепления здоровья, нормального духовного и физического развития ребенка, установления необходимого ритма жизненных отправлений его организма важное значение имеет правильно организованный режим дня. Под режимом понимают определенный распорядок жизни: целесообразное чередование деятельности и отдыха, приема пищи и сна с учетом возраста и состояния здоровья ребенка, особенностей быта семьи и домашних условий.
Приводим примерные режимы дня для учеников младших классов, которые посещают школу в первую и вторую смену (табл. 4 и 5).
Соблюдение правильного режима дня — это регулярное питание, полноценный сон, достаточный для возобновления сил отдых, посильный труд, выполнение правильной и общественной гигиены, занятия физической культурой и спортом.
Если вы приучите ребенка ежедневно в одни и те же часы вставать, выполнять гимнастику, выходить в школу, делать уроки, гулять на улице и т. д., то этот определенный порядок его действий будет откладываться в клетках коры головного мозга в виде целой согласованной системы условных рефлексов, которую академик И. П. Павлов назвал динамическим стереотипом. Стереотипы — это наши привычки. Правильный режим—очень полезный для человека стереотип. Он облегчает, ускоряет, экономит работу нервных клеток мозга, охраняет их от быстрого истощения.
Возникновению установившейся привычки — стереотипа, в том числе привычки к режиму, предшествует длительная, трудная, очень напряженная тренировочная работа нервных клеток. Вот почему в период привыкания к режиму детям необходима помощь взрослых, их постоянная требовательность, систематический контроль и забота.
Как только правильный ритм жизни закрепится в коре больших полушарий в виде определенных рефлексов — пасованных процессов возбуждения и торможения, для ток начинается наиболее легкая форма работы — подражание установленного стереотипа. В поведении ребенка проявляется в как будто автоматическом выполнении действий, без лишнего нервного напряжения. Таким образом, режим помогает ребенку предохранить нервную систему от переутомления, воспитывает сильную волю и дисциплинирует.
Повышенное нервное возбуждение плохо сказывается физическом состоянии, отрицательно действует на успеваемость в школе, является причиной неорганизованности и проступков. Взрослые ошибаются, говоря о нервных детях, что они родились капризными и ничего с этим поделаешь. Нервным и капризным ребенок не рождает — а становится под влиянием разных нежелательных условий быта и неправильного воспитания. Создайте ребенку здоровые домашние условия, устраните ошибки в воспитании, и вы увидите, как через некоторое время поведение улучшится, уменьшится раздражительность, вместо гримас неудовольствия, обиды, досады вы все чаще будете видеть на его лице улыбку. Нередко повышенная возбудимость является следствием физической слабости в результате перенесенных заболеваний (рахит, туберкулез, ревматизм, наличие глистов г. д.). После полного выздоровления его поведение приходит к норме.
Таким образом, забота о физическом развитии, правильный режим жизни, обеспечение достаточного сна и нормального питания — залог физического и нравственного здоровья. Не следует впадать в крайность, разнежить детей. Не оберегайте их от трудностей, определенных неудобств домашнего быта. Обязательно создайте ребенку условия для двигательной деятельности, умственных игр. На укрепление нервной системы благотворно влияет посильный труд по самообслуживанию и помощь взрослым. Нередко причиной возбудимости бывает излишняя суровость родителей или ненужная мелочная опека и навязчивая нежность.
Неправильное чередование разных видов деятельности, сокращение длительности ночного сна и отдыха на свежем воздухе приводят к быстрому истощению нервной системы, вследствие чего работоспособность снижается. В школе во время занятий можно наблюдать, как трудно некоторым детям сосредоточить внимание на объяснении учителя и ответах учеников. Кажется, что ребенок заболел: он жалуется на головную боль, слабость, желание спать. Медицинский осмотр говорит о том, что никаких отклонений в состоянии здоровья этого ученика не наблюдается. А через некоторое время выясняется, что он не придерживался режима дня: у него нет определенного времени для выполнения домашних заданий, он мало бывает на свежем воздухе, спать ложится поздно. Такие ежедневные нарушения режима отрицательно влияют на нервную систему и весь организм школьника. Хороший отдых, а затем выполнение распорядка дня избавят ребенка от головной боли и постоянного утомления, он опять станет внимательным, повысится его успеваемость.
Основным видом деятельности младших школьников являются учебные занятия, продолжающиеся 5—7 ч в сутки. Из них на выполнение домашних заданий ученик 1-го класса тратит 1 ч, 2-го— 1 —1,5 ч, а 3-го— 1,5—2 ч.
Не разрешайте готовить уроки в позднее время: во второй половине дня снижаются физиологические функции и работоспособность организма. Также нецелесообразно делать это сразу же приходя из школы.
Дети после 3—4-часового сидения за партой утомляются и поэтому выполняют домашние задания долго и некачественно. Родители часто принуждают ученика переписывать, переделывать упражнения, чем еще в большей степени способствуют снижению его работоспособности.
Выдающийся русский педагог К. Д. Ушинский подчеркивал, что ребенок, подолгу сидящий за выполнением домашних заданий, снижает успеваемость, у него слабеют память и внимание. Он мало бывает на свежем воздухе, мало двигается, систематически недосыпает. Поэтому нет ничего удивительного, что в конце учебного года у него наблюдается переутомление, общая слабость, сонливость или, наоборот, легкая возбудимость, головные боли.
Предупредить эти нарушения можно, строго придерживаясь определенных гигиенических требований: выполнять домашние задания в одно и то же время, через каждые 30—35 мин делать перерывы на 5—10 мин для физкультминут и физкультпауз.
Приготовление домашних заданий — серьезный труд для ребенка. Об этом надо помнить родителям и уважать его. В комнате, где занимаются, нельзя громко разговаривать, включать радио, курить. Рабочее место школьника должно быть удобным и постоянным, хорошо освещенным, свет должен падать с левой стороны. При искусственном освещении настольная лампа мощностью не менее 60 Вт также должна находиться слева (абажур желательно иметь зеленого цвета). Сидеть надо ровно, не сутулясь, не наклоняясь вперед, не опуская голову. Глаза меньше устают, если стол будет иметь наклонную поверхность (10—15°). Для этого можно использовать сделанную самостоятельно специальную подставку.
Отдых на свежем воздухе является важным фактором оздоровления ребенка. Если организм поглощает мало кислорода, процессы обмена происходят медленно, что отрицательно сказывается на его работе и развитии. После занятий необходимо побегать и поиграть на свежем воздухе не меньше 1,5—2 ч, что благотворно сказывается на функциональном состоянии нервной системы, повышении умственной деятельности.
Большую ошибку допускают те родители, которые заставляют детей сразу же после прихода из школы учить
уроки или лишают их отдыха на свежем воздухе за плохую оценку либо другие проступки.
Обязательно предусматривайте для учеников 1—2-х классов дневной сон длительностью 1 —1,5 ч в комнате с открытой форточкой. Это хорошо восстанавливает работоспособность. Особенно дневной сон полезен ослабленным детям, перенесшим ревматизм или страдающим хроническим тонзиллитом, отстающим в физическом развитии, с повышенной возбудимостью.
Свободное время ребенок использует на свое усмотрение, на дела, наиболее интересующие его: занятия в спортивных кружках, чтение художественной литературы, рисование, конструирование и т. д.
Занятия играми, физическими упражнениями всесторонне развивают детей, готовят их к выполнению посильных трудовых движений. Ученики, систематически занимающиеся различными физическими упражнениями в школе и дома, легче усваивают трудовые навыки, у них вырабатывается правильная осанка, координация движений. Физический труд, в свою очередь, влияет на развитие умений и навыков, способствует нормальному развитию всех систем и органов ребенка. Сначала дети выполняют несложную работу по самообслуживанию. Они должны осмыслить значение порученного им дела, выполнить его своевременно.
Дети, которые с малых лет не привыкли к работе, часто не знают, что делать в свободное время, чем заняться. У них появляется вредная привычка бесцельно проводить время, смотреть, как работают или играют другие дети. Отсюда склонность к бездеятельности и лени. Не допускайте этого! В противном случае вы вырастите ребенка, малоприспособленного к самостоятельной жизни. Помогите ему добрым советом и личным примером своевременно овладеть основами игровых и трудовых навыков. Если вы предлагаете сыну или дочери какую-нибудь работу по хозяйству, сначала покажите и расскажите, как лучше выполнить, ибо, не имея достаточных навыков, ребенок быстро утомляется, выполняя даже несложное поручение, он будет нервничать и не сможет вовремя справиться с делом.
Приучайте его экономно расходовать силы, сохранять определенный ритм в работе и обязательно проверяйте выполнение. Не забудьте похвалить за хорошо выполненную работу.
Важное место в режиме дня занимает правильное питание. Чтобы восстановить энергетические затраты, ребенку на каждый килограмм массы тела необходимо больше энергии, чем взрослому человеку. Всем известен образ жизни младшего школьника. Он развивается, растет, расходует много энергии, которую необходимо восстановить достаточным по объему и калориям питанием. Так, на 1 кг массы ребенку 7—8 лет надо больших калорий (ккал) 9—10 лет—70 ккал. Для младших школьников наиболее рационально дующее распределение суточной калорийности пищи: завтрак — 25%, обед — 30—35%, полдник или второй завтрак в школе—15—20%, ужин — 25%. Врачи, рекомендуя разнообразить пищу ребенка, имеют в виду не только то, что одни и те же блюда приедаются; речь идет также о разнообразии веществ, необходимых для нормального роста и физического разнообразия: белков, жиров, углеводов, минеральных солей, витаминов.
Иногда ребенок жалуется на отсутствие аппетита, прежде всего надо выяснить причину его отсутствия, большинстве случаев это происходит в результате установленного режима питания. В перерывах между приемом пищи нельзя кормить ребенка, это нарушает периодичность выделения пищеварительных соков и портит его аппетит, вследствие чего ухудшается процесс пищеварения. Причиной плохого аппетита может быть также переедание. Некоторые родители закармливают детей сладостями, жирными блюдами, пренебрежительно относятся к такому простому питанию, как творог, тертая морковь, редька, лук, не признают блюд из овощей. Иногда дети плохо едят от повышенного внимания к ним со стороны окружающих, от долгих упрашиваний, неуместных поощрений или, наоборот, угроз. В некоторых случаях плохой аппетит может быть от глистов или заболеваний, например дистрофии, малокровия. Как правило, плохой аппетит наблюдается у детей, которые мало бывают на свежем воздухе.
При достаточной настойчивости родителям не трудно установить причину потери аппетита и устранить ее. Пробуждению здорового аппетита способствует также вкусно приготовленная и умело поданная пища.
Продукты, богатые белками, повышают возбудимость нервной системы, поэтому их дают детям в первой половине дня, в период их наиболее активной деятельности. Употребление перед сном пищи, содержащей много белков, препятствует быстрому наступлению глубокого сна, неблагоприятно отражается на пищеварении, поскольку в этом случае необходимо большое количество пищеварительных соков, а во время сна, как известно, все процессы в организме замедляются. Ужинать нужно не менее чем за 1,5—2 ч до сна. Как правило, ужин состоит из легких овощных и молочных блюд.
Не приучайте ребенка к чрезмерно изысканным блюдам. Это разнеживает аппетит и пищеварение и в значительной степени снижает способность организма приспосабливаться к различным условиям питания. Некоторые родители считают, что полнота — непременный признак здоровья. Они пытаются дать ребенку как можно больше пищи, содержащей большое количество белков, жиров и углеводов, перекармливают его и тем самым наносят ущерб здоровью. Помните, что чрезмерное питание так же вредно для здоровья, как и недоедание.
Ожирение, или полнота,— это болезненное состояние, возникающее при нарушении нормальной деятельности желез внутренней секреции. Оно связано с недостаточным ислением продуктов обмена в тканях и задержкой их организме. У детей школьного возраста часто наблюдается чрезмерное отложение жира. Причиной этого может быть не только неправильное питание, но и наследственная склонность и, главным образом, недостаточность двигательного режима.
Обильное отложение жира наблюдается у детей, которые почти все время находятся дома, редко принимают участие в подвижных играх со сверстниками. Ребенок, имеющий лишнюю массу, как правило, быстро утомляется, малоподвижен, что в свою очередь усиливает процесс отложения жира. У него могут развиваться отклонения психике. Он становится замкнутым, стремится быть уединении.
От ожирения можно избавиться, если строго придерживаться назначений врача, правильной диеты и двигательного режима. Необходимо уменьшить в рационе количество хлеба, картофеля, масла, ограничить употребление соленой пищи. Чтобы обеспечить нормальный обмен веществ, расход энергии должен превышать ее поступление организм. Один из эффективнейших способов борьбы ожирением — занятия гимнастикой. Значительное внимание в режиме дня ребенка уделяйте сну, который необходим организму для полного отдыха еле напряженной деятельности. Во время сна нервные клетки восстанавливают свою способность воспринимать различные влияния внешней среды и адекватно реагировать на них.
Нормальным временем сна ребенка 7 лет следует считать 12—11,5 ч, 8—9 лет — 11 — 10,5 ч, 10 лет—10,5— ч в зависимости от состояния его здоровья и физического развития. Дети с туберкулезной интоксикацией, дефектами сердечно-сосудистой системы, повышенной нервной возбудимостью нуждаются в более продолжительном сне. Чем младше школьник, тем интенсивнее происходят рост и развитие, тем длительнее должен быть его сон.
Большая продолжительность сна не характеризует его гигиенической полноценности. Лишь только глубокий сон даст полное восстановление нервной энергии. В течение первого часа глубина его быстро нарастает и держится до утра. Перед пробуждением сон становится чутким. Таким образом при постоянном соблюдении режима сна он будет всегда достаточно глубоким. Неглубокий сон не дает полного отдыха. Если ребенок не выспится, он становится вялым, плохо воспринимает объяснения учителя, делает ошибки во время счета и письма. Такие дети становятся легко возбудимыми, невнимательными, часто отвлекаются, у них появляется неточность в движениях.
Чтобы сон был глубоким, ложатся спать и встают в одно и то же время. При строгом соблюдении этого порядка приближение времени сна уже является раздражителем для создания сонного состояния.
Если установленные для засыпания ребенка часы нарушаются, он долго не может уснуть, а утром его трудно разбудить.
Важно, чтобы перед сном дети проводили время в занятиях, успокаивающих нервную систему: спокойных играх, вышивании, чтении художественной литературы и т. д. Шумные игры, рассказы страшных историй возбуждают нервную систему, мешают быстрому засыпанию и крепкому сну.
Очень полезно школьникам перед сном спокойно погулять 20—30 мин, проветрить комнату и провести вечерний туалет, вымыть лицо, руки, ноги. Это благотворно воздействует на нервную систему и способствует быстрому наступлению сна.
Во время засыпания и сна не должно быть никаких раздражителей: яркого освещения, громких разговоров, выключите радио, телевизор. Если их невозможно устранить, то необходимо свести до минимума. Температура воздуха в комнате, где спит ребенок, должна быть в пределах 16—18°. Резкое ее колебание может привести к неспокойному сну.
Самым полезным для ребенка является сон на свежем воздухе (на веранде, при открытых форточках). Спать надо в отдельной, просторной, чистой, не очень мягкой, но и не жесткой постели. Слишком мягкая постель приучает к изнеживанию, затрудняет дыхание. Одеяло должно быть легким. На время сна надевают отдельное белье.
После пробуждения не позволяйте ребенку долгое время находиться в постели. Это приучает его к изнеженности, лени и разным вредным привычкам.