Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Религия и философия — ссоставляющие классической йоги

Рубрика: Теория

Йога тесно связана с классической индийской фи­лософией, представляющей собой высокоразвитую си­стему, идеи которой подчас трудны для понимания; также йога составляет неотъемлемую часть индий­ской религиозной мысли со всеми ее направлениями и сектантскими движениями. Согласно индийской тра­диции, философия может объяснить некоторые осо­бенности устройства мироздания. Также она может подробно растолковать роль человека в этой системе мироздания и то, как человеку следует реализовать свое предназначение. Таким образом, классическая индийская философия представляет со­бой не просто набор идей, а еще и практические пред­писания, согласно которым человек должен строить свою жизнь. Грани между йогой, философией и рели­гией часто размыты и неразличимы. Несмотря на то что имеющие авторитет наставники утверждают, что йога — не религия, она все же является частью обра­за жизни, тесно переплетенного с религиозностью.

Существует шесть основных разновидностей ин­дийской философской мысли. Все они пережили подъем в VI-V веках до н. э., как раз в то время, когда развивались такие важные для мировой культу­ры цивилизации, как древнегреческая и древнееврей­ская. Индийская философская мысль продолжала развиваться и преобразовываться в течение многих веков. Все ее школы взаимосвязаны и могут рас­сматриваться как взгляд на мироздание под разными углами зрения. Все они так или иначе стремятся све­сти в единое целое духовность личности с духовнос­тью мироздания.

Наиболее близкой к йоге философской школой является школа Самхья. До Патанджали Самхья со­ставляла с йогой одно целое. Их идеи были сходны­ми, но разными были методы познания. Самхья была в первую очередь направлена на самосовершенство­вание духа, она представляла собой процесс по­следовательного отрешения от повседневности для того, чтобы, в конечном итоге, достичь познания ис­тинной реальности. Йога же главным образом сосре­дотачивалась на процессе медитации. Объединяет обе эти школы изначальная вера в то, что мироздание и духовно, и материально. Материальный мир так­ же подразделяется на несколько уровней; оба эти мира — духовный и материальный — связаны меж­ду собой различными жизненными силами — актив­ными или пассивными — которые называются Гуна­ми. Эта установка противоречит традиционной веди­ческой философии, придерживающейся идеи неразделимости мира.

Направление Веданта, напротив, утверждает, что Вселенная есть в каждом из ее элементов и нам не нужно выходить из одного состояния сознания для того, чтобы достичь другого. Вместо этого мы просто должны понять, что их на самом деле ничто не разделяет. Метод осознания этого факта — по­стоянное воспитание в себе религиозного сознания. На самом деле все индийские философские школы настолько терпимо относятся друг к другу, что Ве­данта часто преподается как часть йоги, в которой, однако, допускается отступление от традиционной двойственности мира в пользу концепции изначаль­ного единства. Основателем философии Веданты был наставник по имени Исанкара, живший в VIII веке.

Другими крупными философскими школами были Миманса, чье внимание было сосредоточено на мора­ли, этике и основных принципах устройства мира, Вайшешика, которая учит способам достижения сво­боды духа при помощи глубокого проникновения в суть таких явлений, как время и пространство, и Ньяя — школа, согласно которой можно достичь со­стояния просветления путем тренировки разума — логических размышлений.

Таким образом, йога — это мистическая религи­озно-философская система Индии. Как же она соот­носится с требованиями сегодняшнего дня? Трудно сказать, восприняли ли бы нашу современную интер­претацию идей йоги ее древнеиндийские родоначаль­ники. Но, несмотря на то, что наша связь с этими идеями может и не быть строгой в историческом смысле, они по-прежнему могут вдохновлять нас и помогать нам постигать мир. По крайней мере, мы обладаем четкими взглядами на понятие вселенской духовности и руководством к самопознанию и пре­образованию нашего образа жизни.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.