Самолетный спорт
Рубрика: Виды спортаПеред началом обучения каждый, кто хочет стать легчиком-спортсменом, должен пройти специальную медицинскую комиссию, которая дает заключение о допуске к полетам. К летчикам-спортсме- нам предъявляются более высокие требования, чем к планеристам. Летчик-спортсмен должен обладать обширными знаниями в области теории двигателей, устройства самолетов, самолетовождения, аэродинамики, метеорологии, навигации и связи. Занятия самолетным спортом осуществляются преимущественно в аэроклубах, которые проводят соревнования и чемпионаты по самолетному спорту, посылают летчиков для участия в международных соревнованиях и в чемпионатах мира по высшему пилотажу, проводимых каждые два года. Историческое развитие. Гонки на самолетах, которые проводились до первой мировой войны, нельзя считать самолетным спортом, ибо их участники выступали ради большого денежного вознаграждения или в целях рекламы. Развитие самолетного спорта в капиталистических странах началось после первой мировой войны. Во многих странах бывшим военным летчикам за низкую цену продавали самолеты, оставшиеся после войны. Но этот дорогостоящий спорт был недоступен представителям рабочего класса. В СССР до 30-х гг. основное внимание уделялось развитию планеризма, а развитие самолетного спорта в связи с тяжелым экономическим положением страны отошло на второй план, Но с созданием необходимых предпосылок в СССР началось бурное развитие самолетного спорта.
Материальное обеспечение. Спортивные самолеты изготовляются из дерева, легкого металла и искусственных материалов. На спортивных самолетах устанавливаются моторы с поршневым двигателем, реже-турбинные или турбовинтовые двигатели. Управление самолетом осуществляется так же, как и управление планером, т.е. с помощью педалей и рычагов. На некоторых самолетах рычаги управления заменены рулями управления. Скорость полета регулируется дроссельным рычагом.
В спортивной авиации используются одноместные и двухместные самолеты наземного базирования. Для авиапутешествий используются многоместные самолеты и самолеты-амфибии.
По классификации ФАИ, спортивные самолеты относятся к классу С. Спортивные самолеты с моторами входят в низшую группу легких самолетов. Правила и дисциплины соревнований. Соревнования по самолетному спорту проводятся по следующим дисциплинам: полет с посадкой в заранее намеченном пункте, во время которого оценивается максимальное приближение к посадочному Т; полет по кругу или по звездам, во время которого ставятся задачи по навигации и оценивается время полета, точность курса и приземления; фигуры высшего пилотажа, к которым относятся два обязательных комплекса и обязательная программа. Оценивается коэффициент трудности отдельных фигур, общая комбинация, гармоничность, соблюдение установленных сроков и пространства для полета. Система допуска к полетам. После сдачи теоретических экзаменов и прохождения специальной подготовки и тренировки летчикам-спортсменам выдается удостоверение на право управления спортивным самолетом того класса, на котором он проходил обучение. Для получения права управления спортивными самолетами других классов летчик обязан сдать экзамены и пройти курс практических занятий на каждом другом классе самолетов. К дополнительным экзаменам относятся : связь с помощью радиотелефона, слепой и ночной полет, фигуры высшего пилотажа, буксировка планеров, высадка парашютистов.
Высший пилотаж
Выполнение фигур высшего пилотажа укрепляет уверенность летчика в собственных силах. Летчик, владеющий фигурами высшего пилотажа, найдет выход из любой сложившейся ситуации. Каждый летчик-спортсмен должен владеть простейшими фигурами пилотажа на том типе самолета, право на управление которым он имеет. Исполнение фигур высшего пилотажа оценивается на соревнованиях по самолетному спорту. Высший пилотаж является также средством проверки технических данных самолета.
Разница в исполнении фигур высшего пилотажа на планере и на самолете состоит в том, что летчик может увеличить скорость полета за счет работы мотора, а планерист для исполнения всех фигур набирает скорость в пикирующем полете. Планеристы не могут исполнять лишь некоторые фигуры высшего пилотажа.
Правила проведения соревнований. Каждые два года ФАИ проводит чемпионаты мира по высшему пилотажу, в которых могут принимать участие пилоты из стран-членов ФАИ. Во Франции проводится открытый чемпионат по высшему пилотажу — мемориал Бьянкотто. Национальные аэроклубы организуют соревнования по высшему пилотажу внутри страны. В программу соревнований входят известные и неизвестные, обязательные и произвольные фигуры. Программа известных обязательных фигур сообщается пилоту заранее. О неизвестных обязательных фигурах пилот узнает незадолго перед стартом, и, таким образом, он не имеет возможности для их тренировки. Программу произвольных фигур пилот должен представить судейской коллегии сначала в графическом изображении. Фигуры оцениваются по каталогу ФАИ. Судьи выносят оценки в зависимости от коэффициента трудности фигуры, гармоничности исполнения всего комплекса, соблюдения сроков полета и пространства.
Техника. Различают простейший пилотаж и высший пилотаж.
Простейший пилотаж. К простейшему пилотажу относятся: сваливание на крыло, скольжение, штопор, петли, переворот иммельман, бочки, перевернутый полет, взмывание и спад.
Летчики применяют скольжение в основном при посадке в заранее намеченном пункте, при этом обостряется угол планирования и самолет опускается быстрее. Штопор — движение самолета, направленное отвесно к земле по спиралеобразной траектории. Петля-движение самолета по замкнутой кривой в вертикальной плоскости. Переворот иммельман-переворот вокруг продольной оси на 180° в перевернутое положение относительно горизонта с последующим переходом в пикирование и выводом из пикирования в направлении, обратном направлению ввода в фигуру. Бочка-медленное вращение вокруг продольной оси на 360°. Если вращение выполнено на 180°, то это перевернутый полет.
Высший пилотаж. К фигурам высшего пилотажа относятся: колокол, штопор на спине, вращающийся круг, петля вперед и др., а также варианты и комбинации этих фигур.