Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Санный спорт

Рубрика: Виды спорта

Сани являются соревновательным видом спорта и включены в программу зимних олимпийских игр. Народное катание на санях является средством ак­тивного отдыха.

На специально разработанных спортивных санях спортсмен должен преодолеть с максимальной ско­ростью встроенную в лед санную трассу с определенным количеством виражей. Занятия санным спортом способствуют становлению характера, раз­витию силы воли, реакции, умения концентриро­вать внимание, смелости, решительности, готовно­сти помочь другому, целеустремленности. Историческое развитие. Еще в давние времена люди использовали гладкую поверхность снега для пере­возки тяжелых грузов и для собственного быстрого передвижения. На использование саней в этих целях ссылаются уже хроники XV в. в Скандинавии. Ро­диной спортивных саней можно считать альпийские страны. В 1883 г. на трассе Давос-Клостер в Швей­царских Альпах состоялись первые «саночные гон­ки», в которых участвовали саночники из 8 стран.

В начале XX в. санный спорт получил широкое распространение в Австрии и Германии. В 1911 г. был создан Международный клуб саночников.

После первой мировой войны спортивное обору­дование постоянно совершенствовалось. Арматура из стальных полозьев и спортивные сооружения, оснащенные по последнему слову техники, позволи­ли увеличить скорость спуска; сани превратились в соревновательный вид спорта.

Международная федерация санного спорта (ФИЛ) была создана в 1957 г. В настоящее время в нее входят около 30 национальных федераций; ГЕРМАНИИ является членом-учредителем. ФИЛ проводит ежегодно чемпионаты мира (с 1955 г.) и Европы (1914 г. и с 1928 г.). С 1964 г. санный спорт входит в программу зимних олимпийских игр. Материальное обеспечение. Санные трассы. Суще­ствуют искусственные и естественные санные трассы. Искусственные трассы-трассы с искус­ственно надстроенными виражами из бетонных, ка­менных или деревянных креплений. При температу­ре ниже нуля они укрепляются талым снегом или ледовым покрытием. Искусственная ледяная санная трасса в Оберхофе оборудована холодильными агрегатами и гарантирует проведение соревнований даже при неблагоприятных погодных условиях. На искусственных санных трассах проводятся междуна­родные соревнования. В соответствии с Междуна­родным уставом санного спорта предусмотрено на­личие по меньшей мере 1 левого виража, 1 правого виража, 1 поворота трассы под острым углом, 1 виража в виде S, 1 лабиринта и 1 прямой. Трасса должна показывать перепад высот от 9 до 11% максимально. Длина трассы для одноместных саней (мужчины) составляет 1000 м, для одно­местных саней (женщины) и двухместных са­ней-700 м. (Длина трассы вверх больше не ограни­чена.) Основание трассы в ширину должно состав­лять от 1,40 м до 1,60 м. С линии старта сани должны начать спуск без чьей-либо помощи. Уклон трассы должен быть таким значительным, что по­зволяет пройти ее в положении сидя. Современные искусственные санные трассы снабжены электрон­ной хронометражной установкой, которая обеспе­чивает фиксирование промежуточного времени. При проведении вечерних заездов обязательно ис­пользуется освещение. Естественные трассы легко сооружаются для состязаний народно-спортивного характера. На них нет специально сооруженных ви­ражей. На них проводятся соревнования только на­ционального уровня.

Известные санные трассы, на которых проводят­ся международные соревнования, находятся в ГЕРМАНИИ: Шписсбергская санная трасса во Фридрихроде (дли­на 1430 м, перепад высот 10%), Вадебергская трасса в Оберхофе (длина 1876 м, перепад высот 9%), Лин- денбергская трасса в Ильменау (длина 1500 м, пере­пад высот 11,8%), Гранцландская трасса в Обербе- ренбурге (длина 1000 м, перепад высот 11%), Фих- тельбергская трасса в Обервизентале (длина 1062 м, перепад высот 11%) и искусственная санная трасса в Оберхофе (длина 1033 м, перепад высот 9,2%). В других странах: Крыницкая трасса в Крынице Здрой, Польша (длина 1500 м, перепад высот 11%), Кульстатбергетская трасса в Хаммарстранде, Шве­ция (длина 1250 м, перепад высот 10%), Путцен- вальдская трасса в Имсте, Австрия (длина 1040 м перепад высот 11,9%), искусственная олимпийская санная трасса в Иглсе, Австрия (длина 1220 м, перепад высот 8,5%), олимпийская трасса в Виллар- де-Лан, Франция (длина 1020 м, перепад высот 11%), искусственная санная трасса в Кёнигсзее, ФРГ (длина 1300 м, перепад высот 16%), Боксвиз- ская трасса в Ханенкле, ФРГ (длина 1370 м, пере­пад высот 11%), Винтербергская трасса, ФРГ (дли­на 1100 м, перепад высот 9,5%). Все перечис­ленные выше трассы, за исключением трасс Ваде- бергской, Линденбергской и Гренцландской, имеют осветительные установки для проведения заездов в вечернее и ночное время.

Санный спорт

Спортивные сани. Со времени возникновения спор­тивных саней постоянно предпринимаются попытки для увеличения безопасности и повышения скоро­сти спуска путем дальнейшего их совершенствова­ния. К числу наиболее популярных саней прежних лет относятся деревянные сани «Давос» и стальные сани «Леобенер». В первых-специально огорожен­ное место для одного спортсмена гарантировало устойчивость (стабильность). Они были изобретены на рубеже нашего века и не являлись явно выра­женными спортивными санями. Их можно встре­тить в достаточном количестве и сейчас. Сани «Леобенер» — металлические сани из гнутых стальных труб. В 1930-х гг. они использовались в качестве спортивных саней. Эта модель саней встречается сейчас весьма редко и для спортивных состязаний считается непригодной. Пятикратный чемпион Европы М. Титце сконструировал сани для спортивных соревнований, которые получили название «сани Титце». С этого времени началось производство современных моделей саней, скон­струированных специально для спортивных состя­заний. Позже наиболее распространенные модели- это названные именами изобретателей спортивные сани «Гассера» и «Вайснихта». Мировой уровень определяют сконструированные в Нидервизе спортивные сани «Олимпияблиц», которые выдер­жали испытание на многих международных сорев­нованиях. Эта модель экспортируется во многие страны.

Конструкционные и ходовые качества спортивных саней отвечают в настоящее время высоким требо­ваниям состязаний. Они характеризуются плоской аэродинамической конструкцией и имеют сверх­твердые и наклонно расположенные стальные по­лозья. Вставленные в деревянные полозья стальные кронштейны устанавливаются в подвижном поло­жении в резиновые манжеты для того, чтобы сде­лать сани гибкими, лучше управляемыми без каса­ния земли. Поперечная упряжка (ремень) не прикре­пляется. Полозья скользят только по внутреннему ребру и имеют в зависимости от состояния трассы и состояния радиусов виражей в направлении дви­жения небольшой изгиб. Спереди и сзади они при­подняты кверху. Этот полозный выступ (сдвиг) можно переставлять в полозьях с помощью стальных болтов. Точная установка следа (расстоя­ние между обоими полозьями) и хорошо подгото­вленные опорные поверхности стальных полозьев гарантируют хорошее скольжение и точность сле­да. На стальных кронштейнах и на переднем высту­пе полозьев в проушины установлены поперечины. Сиденье, сплетенное из ремней, гарантирует уверен­ное положение саночника на санях.

Одежда. В снаряжение саночника входят: за­щитный шлем, гоночные очки, гоночный костюм, защитный пояс, наколенники и налокотники. По регламенту соревнований защитный шлем обязате­лен. Все остальные предметы снаряжения можно рекомендовать в целях безопасности. Гоночный костюм должен плотно прилегать к туловищу спортсмена и не пропускать воздух. Необходимы также специальные очки с широким обзором. Правила. Все национальные соревнования прово­дятся по регламенту национальных федераций, но могут проводиться также в соответствии с между­народными правилами. Олимпийские состязания, чемпионаты мира, Европы, а также чемпионаты Европы среди юниоров, Кубок наций и тради­ционные гонки ФИЛ проводятся по междуна­родным правилам.

Размер саней и инструкции. Спортивные сани дол­жны быть двухполозными. Вес одноместных саней не должен превышать 22 кг, двухместных са­ней-24 кг. Прикрепление груза к саням разрешает­ся до установленного максимального веса. Макси­мальная ширина колеи составляет 45 см. Не разрешается прилаживание к саням различного ро­да устройств для управления и торможения. Не разрешаются маскировочные покрытия на спор­тивных санях, которые скрывали бы отдельные ча­сти тела или все тело саночника со всех точек обо­зрения. Разрешена обшивка (облицовка) саней под сиденьем. Она не может быть шире саней и не дол­жна выдаваться вперед, дальше концов полозьев, и назад, через плечи саночника. На двухместных са­нях это требование распространяется на саночника, сидящего за рулевым. Запрещено смазывание по­лозьев и обработка их другими химическими сред­ствами. Температура полозьев на старте любого соревнования не должна превышать разницы в +5°С с окружающей температурой. С февраля 1975 г. разрешена сбалансировка веса для легко­весных саночников (женщины меньше 85 кг, муж­чины менытте 95 кг). Этот дополнительный груз ограничен максимально до 10 кг у мужчин и до 8 кг у женщин, но он может составить только 50% действительного недовеса (например, недовес спортсмена с весом 85 кг до свыше указанной гра­ницы-95 кг-составляет 10 кг. Дополнительный груз в таком случае может равняться 5 кг). Допол­нительный груз в форме свинцового ремня подве­шивается к телу как балласт.

Дисциплины. На национальных и международных соревнованиях предусмотрены старты на одно­местных санях (для мужчин и женщин) и на двух­местных санях (только для мужчин). Состязания на одноместных санях состоят из 4 заездов, на двух­местных санях-из двух заездов. Оценивается каждый из этих заездов. Время, показанное в ка­ждом заезде, суммируется. Победителем становит­ся тот, у кого в итоге самое лучшее время. Жен­щины и мужчины на двухместных санях стартуют по укороченной трассе. На олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы в соревнованиях ФИЛ возраст участников должен составлять полные 16 лет. На чемпионатах мира и Европы допускаются от страны 4 одноместных экипажа (мужчины), 2 одноместных экипажа (женщины) и 2 двух­местных экипажа; на олимпийских играх-3 одно­местных экипажа (мужчины), 3 одноместных экипа­жа (женщины) и 2 двухместных экипажа.

Техника. Способ движения значительно усовершен­ствовался в последние годы в связи с развитием и усовершенствованием спортивных саней. Способ движения включает старт, положение тела саночни­ка, технику управления санями и колею.

Старт имеет большое значение для начального ускорения. Он происходит посредством выведения саней за стартовые ручки на наклонную поверх­ность. После этого тотчас же спортсмен принимает нужное положение.

Положение спортсмена на санях типично для совре­менного санного спорта. Оно развилось из ранее принятого на международных состязаниях седа верхом. Это положение (на спине) в настоящее вре­мя является общепризнанным. Его преимущество состоит в том, что посредством более благо­приятных аэродинамических условий допускается более ускоренное время спуска. Спортсмен сидит непосредственно за передним кронштейном, и его лопатки (при образцовом положении) должны ле­жать на обоих задних концах поперечин. Г олова не­много приподнята вперед для лучшего обозрения. Высококвалифицированные саночники мчатся по трассе, как правило, без обозрения. Ноги вытянуты, и носки ног указывают направление движе­ния. Они находятся по обеим сторонам выступов полозьев в несколько расслабленном состоянии. Одной рукой спортсмен держит ремень, в то время как другой рукой он держится за кронштейн или станину.

Техника управления.

Старая техника управления санями не применяется на международных соревнованиях в настоящее вре­мя. При тяговом управлении по льду за санями скользит трехметровая штанга для управления. Та­кое управление не разрешается на международных соревнованиях, но оно еще используется в Норве­гии. При ножном управлении нога, находящаяся на стороне виража, ставится на лед и все тело переме­щается внутрь.

Ручное управление было раньше очень распростра­нено. Спортсмен носил специальные кожаные пер­чатки и рукой, находившейся на стороне виража, касался льда. Легкого давления на лед достаточно, чтобы изменить направление движения саней. Современная техника управления характеризуется тем, что ни ноги, ни руки не касаются поверхности льда. В основу этой техники положено движение всего тела спортсмена, причем для маневрирования используются различные движения рук, ног и дру­гих частей тела. С помощью оттягивания ремня вправо или влево (в зависимости от желаемого на­правления) передний выступ движется назад-вверх, что вызывает перемещение опоры в заднюю часть полозьев. Одновременно другая нога прижимает внутрь выступ другого полоза. Опорная поверх­ность этого полоза соединяется в передней части с ледовой поверхностью. При прохождении вира­жей выступ этого полоза сцепляется дополнительно со встроенным сходом колес и влияет на враща­тельный момент и эффективность схода. Дополни­тельно с перемещением массы тела на полоз, нахо­дящийся на стороне виража, сани меняют напра­вление движения.

Саночники ГЕРМАНИИ представили впервые на Олим­пийских играх 1976 г. в Инсбруке усовершенство­ванную технику управления санями. Руки вытянуты вдоль тела спортсмена, причем управление осу­ществляется лишь давлением ноги, находящейся снаружи от виража, и перемещением массы тела. Колея. Под колеей понимается линия, по которой пытается следовать спортсмен с момента старта че­рез виражи до финиша. С помощью колеи можно найти по возможности короткий путь от старта до финиша.

С другой стороны, возникшее при управлении трение не может превзойти величину достигнутой экономии времени. Оптимальная колея гарантирует быстрое время заезда.

Подготовка и тренировка. Достигнутые в санном спорте скорости свыше 100 км/час требуют от спортсмена всесторонней физической подготовки, а также специальной подготовки. Основная подго­товка базируется на отобранных элементах фунда­ментальных видов спорта. Специальная подготовка проводится в летнее время на роликовых санях и в зимнее время-на спортивных санях. Специальные виды деятельности и формы использо­вания. Катание на санях является средством развле­чения и отдыха для миллионов трудящихся, и пре­жде всего для детей и подростков. Оно формирует ценные черты характера и волевые качества и со­действует укреплению здоровья. Обычные на­родные санки и склон имеются повсюду. На шоссе и автострадах катание на санях запрещено. Безо­пасность и дисциплина являются важнейшими ус­ловиями в катании на санях. Допускается только такая скорость, которой в состоянии овладеть сам саночник. Торможение осуществляется посредством постановки обеих ног (пяток) на лед. Санная трас­са, предназначенная для спортивных саней, не мо­жет использоваться для катания на народных са­нях. Что касается положения тела и техники управления народными санями, то следует исполь­зовать те же указания, что и по технике управле­ния спортивными санями (старая техника управле­ния).

Бобслей-скоростной спуск на управляемых санях по специально оборудованной трассе. В бобслее все направлено на то, чтобы команда после мощного разгона сумела преодолеть бобслейную трассу за кратчайшее время. Международные соревнования проводятся на двухместном и четырехместном бобе.

Бобслей требует смелости, решительности и дру­гих ценных физических и психических качеств. На­ряду со всесторонне подготовленной командой и ее техническим мастерством большое значение имеет усовершенствованный в техническом отношении боб.

Историческое развитие. В начале 80-х гг. XIX в. ан­гличане соединили в Санкт-Морице двое саней. Их пример оказался заразительным, и вскоре уже про­водились состязания. Так возник самостоятельный вид зимнего спорта-бобслей. В конце XIX в. швей­царец Ф. Файерабенд изобрел популярный в тече­ние десятилетий стальной боб. Зимой 1903 г. в Санкт-Морице (Швейцария) была открыта первая бобслейная трасса. В Энгельберге и Понтресине также были сооружены бобслейные трассы. Между­народная федерация бобслея и санного спорта (ФИБТ) была основана в 1923 г. В настоящее время в нее входят более 20 национальных федераций. ФИБТ проводит с 1924 г. (теперь ежегодно) чем­пионаты мира и с недавнего времени (также еже­годно) чемпионаты Европы. В 1924 г. бобслей стал олимпийским видом спорта.

Материальное обеспечение. Бобслейные трассы.

В принципе бобслейная трасса соответствует санным трассам. Она представляет собой ледяной желоб, имеет надстроенные виражи и на обеих сто­ронах трассы надстроенные борта шириной в 1,40 м. Самые популярные трассы имеют длину от 1400 до 1600 м и перепад высот от 9 до 10%. Бобс­лейные трассы имеют, однако, виражи с большим радиусом закругления, чем санные трассы. Все со­временные искусственные трассы используются как для соревнований саночников, так и соревнований бобслеистов.

Боб. Распространенное в настоящее время обозна­чение «боб» является сокращенной формой от ан­глийского слова «бобслей». Шасси боба между передней и задней рамами вертикально движутся посредством кардана в продольной оси. Тем самым бобслейные сани лучше входят на виражи, дости­гают больших скоростей и легче управляемы. Пере­дняя пара полозьев управляется посредством кана­та или колесного управления. Оба вида управления имеют преимущества и недостатки. На твердых трассах предпочтение отдается канатному управле­нию; там, где предполагается наличие дыр и мяг­ких трасс, используется колесное управление. Все 2 полоза в отдельности подвешиваются к стержням (осям), которые привинчены к стальной раме. Не­ровности трассы преодолеваются таким образом легче, и сани легко входят в виражи. К раме кре­пится бот, в котором размещаются члены экипажа. К нему крепятся подножки, ручки для держания, бугель для отталкивания, капот и тормоз. Капот может быть любой конструкции. Допускаются только ручные тормоза. Следующие технические данные являются обязательными в соответствии с регламентом: двухместный боб: длина 270 см, ширина колеи 67 см, вес 175 кг, ширина полозьев (минимальная) 8 мм, радиус полозьев 4 мм, допу­стимая нагрузка 200 кг, допустимый общий вес (боб и команда) 375 кг. Четырехместный боб: дли­на 380 см, ширина колеи 67 см, вес 230 кг, ширина полозьев минимальная 12 мм, радиус полозьев 4 мм, допустимая нагрузка 400 кг, допустимый об­щий вес 630 кг.

Бобслей-двойка. Размеры.

Санный спорт

Одежда. Все бобслеисты должны носить защитные шлемы. Рекомендуется плотно прилегающая оде­жда и прочные ботинки. В целях безопасности раз­решен защитный пояс.

Правила. Победителем соревнований становится тот экипаж, который показал самое лучшее время во всех заездах (общее время). Если позволяют по­годные условия, то проводится 4 заезда. На чем­пионатах мира и на олимпийских играх каждая страна может заявить на тренировки по 3 двух­местных экипажа и 3 четырехместных. В соревнова­ниях участвуют по два экипажа в каждом виде. Трасса имеет протяженность 1200 м. Перепад вы­сот составляет от 8 до 15%. Ширина трассы дол­жна составлять не менее 1,40 м. Боковые сторо­ны должны иметь высоту по крайней мере 0,5 м.

Техника. В процессе всего заезда решающим является старт. Существуют различные виды стар­та: на четырехместном бобе самым распростра­ненным является старт четверкой. Все члены экипа­жа толкают боб и, толкая, бегут с ускорением рядом до тех пор, пока он не приобретет хорошую начальную скорость. Только тогда спортсмены по­очередно запрыгивают в машину. При менее рас­пространенном старте тройкой рулевой остается с самого начала сидеть на месте. На двухместном бобе используется обычно двойной старт, который требует еще большей ловкости и сноровки. Уже по старту можно определить, что быстрая, мощная и сыгранная до мелочей, хорошо тренированная ко­манда имеет шансы на успех, т.к. даже самые не­значительные ошибки несут с собой потерю драго­ценных долей секунд. Если все члены экипажа чувствуют себя уверенно в санях, то от рулевого и от слаженности всего экипажа зависит высокое конечное время. Искусство прохождения виражей заключается в правильной оценке скорости. Если боб входит в вираж слишком высоко и с низкой скоростью, то где-то в середине он скатывается вниз и теряет скорость. Если же боб на очень высо­кой скорости входит в вираж слишком поздно, то в конце виража он взмывает вверх, часто вырывает­ся из виража или силой приводится в нормальное положение, что снова влечет за собой потерю вре­мени; кроме того, боб начинает буксовать. Таким образом, рулевой должен сохранять спокойствие и правильно оценивать скорость езды. В этом слу­чае команда должна быть хорошо подготовленной и сыгранной. Очень часто боб проходит виражи со скоростью 100-120 км/час. Такие скорости требуют от каждого члена экипажа осмотрительности и хладнокровия. С точки зрения аэродинамики все члены экипажа должны стремиться к нужному по­ложению во время заезда и равномерно ритмично­му перемещению тяжести тела.

Санный спорт

Скелетон. Историческое развитие. Под скелетоном понимают езду на санях в положении лежа на жи­воте. Этот вид спорта был распространен еще сре­ди канадских индейцев. В 1884 г. были сконструи­рованы специальные низкие гоночные сани, и в 1885 г. сооружена трасса, известная во всем мире как трасса «Креста» в Санкт-Морице. В противопо­ложность канадским трассам она не короткая и прямая, а извилистая, изобилующая виражами и встроенная в сам ландшафт. Каждый год трасса реконструируется. Ее длина-1575 м, перепад вы­сот-135 м. Это позволяет развить местами ско­рость от 100 до 130 км/час. Трасса «Креста» еже­годно готовится и объезжается в 3 отрезка. Это делается для того, чтобы спортсмены могли постепенно и основательно привыкать к тренировкам. Материальное обеспечение. Вначале для скелетона использовали деревянные сани. Но очень скоро они перестали удовлетворять требованиям, и с 1887 г. стали использоваться низкие гоночные сани с замк­нутыми стальными полозьями. Отсюда и название «скелетон», что в переводе с английского означает «скелет», «остов». Масса саней со свинцовым отя­гощением составляет 50 кг, ширина колеи-38 см.

Снаряжение спортсмена состоит из обшитых ме­таллом перчаток, налокотников и защитного шле­ма. К ботинкам привинчены скребки, с помощью которых можно уменьшать скорость и управлять санями.

Техника. Искусство вождения состоит в том, чтобы умело вести сани посредством правильного переме­щения массы тела. Это требует большой интуиции и тренировки. Удержание саней в правильном на­правлении облегчается тем, что последние 15 см полозьев вогнуты, это препятствует проскальзыва­нию.


Как хорошо, что можно посмотреть перечень оффшорных зон и ознакомиться с особенностями страны.

Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.