Советы лыжнику. Тренировка и ещё раз тренировка!
Рубрика: ВсемИногда мне как доктору «ФиС» приходят такие письма: «Вчера мы сдавали нормативы по лыжам и еле-еле добрались до финиша. А сегодня у меня и моих подруг ноги и руки как чужие, поднять мы их не можем, настроение плохое… Что с нами происходит?»
Врачу тут и гадать не надо. Картина ясная и, к сожалению, не такая уж редкая… Совсем недавно я видел, например, как состязались на лыжах ученики одной школы. Девочки бежали два, мальчики три километра. Со старта все рванули быстро, вскоре скисли. Скользить не могут, бегут и загребают лыжами. На лицах малиновые пятна. Дыхание свистящее. Пульс? Попробовал я сосчитать у одного мальчонки — сбился! Такой он частый. А тут еще сквозь облака пробилось мартовское солнце, снег подтаял, начал налипать комками к лыжам. Лыжи не скользят.
Пять человек едва добрели до финиша. Двадцать три сошли!
— Сколько же раз вы тренировались перед состязаниями? — спросил я у ребят.
— Раза два, — ответили одни.
— Ни разу, — ответили другие.
«Ни разу» — и на старт! Да как же так? «Два раза» — это тоже очень мало, почти что ничего.
И надо ли удивляться, что чуть не у всех ребят из этой школы на следующий день руки и ноги были словно чужие.
А между тем всего в километре от этой школы — заснеженный лес, где можно проложить лыжню и потренироваться, да и перед самой школой большая территория, обнесенная оградкой: бегай, разучивай лыжные ходы, готовься, набирайся сил!
Смысл состязаний или сдачи нормативов с точки зрения врача не в том, чтобы их скорее сдать. Сдал кое-как, забыл — в этом проку мало. Смысл — в хорошей подготовке к сдаче. Смысл в регулярной тренировке. Смысл в том, чтобы полюбить лыжи, увлечься ими!
Так с чего же начать всем, кто до этого спортом почти не занимался, мало двигался, нетренирован?
Начните с малого. С утренней зарядки. Самая распространенная ошибка новичков-подростков (да и многих взрослых), которую мы постоянно наблюдаем: день, два, три, четыре позанимаются и бросят — скучно, трудно, заболели мышцы… А зарядку нужно делать ежедневно. Пусть самую коротенькую, маленькую, но без пропусков — тогда и будет смысл. И пока ребята не втянутся, пока не войдет она у них в привычку, не станет потребностью и радостью, — будет трудно. Знайте! И эти месяц, два, три надо потерпеть. Как? Чем себе помочь?
Советую повесить рядом с постелью подростка лист бумаги и каждый день (только для себя, по-честному) отмечать: сделали зарядку — плюс, не сделали — минус.
В конце месяца подсчитайте вместе с дочерью или сыном, сколько плюсов и сколько минусов. И замените лист на новый, но первый сохраните. Через каждый месяц сравнивайте между собой листы. На них слабости и возрастающая самодисциплинированность будут видны как на ладони.
Ну а какой минимум движений и как их надо делать на зарядке?
Проснувшись, когда разбудили перед школой, сразу не вставайте, а потянитесь сладко (будто хотите стать длиннее) обеими руками, затем пятками ног (ступни взяв на себя). Вспомните, домашние животные (кошки и собаки), просыпаясь, тоже сладко тянутся, зевают. Это не случайно. Потягивание пробуждает, повышает тонус ваших мышц.
Встав с постели, повращайте руками в плечевых суставах в быстром темпе в одну сторону, в другую раз по 20—30. Понаклоняйте туловище вперед, назад, вправо, влево раз по 10—20. Поприседайте (10—20 раз). Попрыгайте на носках или через скакалку (50—100 раз). Напомню мальчикам: боксеры через веревочку прыгают лучше самых ловких девочек!
Одним словом, старайтесь на зарядке хоть понемножку задать работу всем своим мышцам и суставам, сердцу, сосудам, легким, дыхательным путям.
Есть такое выражение: «атрофия от бездействия». Сломал человек ногу, пролежал неподвижно несколько месяцев в постели, не шевелил ногой, и мышцы на ней почти исчезли, остались кожа да кости. А начал человек ходить, упражняться… И — диво! Мышечные волокна увеличились, налились силой, родились и новые мышечные клетки.
Нечто похожее происходит и с мышцами (да и со всеми другими органами) человека, даже молодого, потерявшего тренированность из-за малоподвижного образа жизни и снова вернувшегося к нормальному двигательному режиму.
Даже кровь наша (а не только мышцы, сосуды, сердце, легкие) поддается тренировке. В спокойном состоянии у человека (и у ребят, когда они сидят за партой или готовят уроки дома) только 60—70 процентов крови трудится, находится в движении, остальная «отсиживается» в резерве — печени, селезенке, других органах и в работе не участвует. А побежал человек или попрыгал на носках — резервная кровь вышла в кровяное русло: переносит кислород, продукты обмена.
Если человек тренируется достаточно и регулярно, резервная кровь активизируется, увеличивается; если редко, слабо — резерв уменьшается, отмирает. Человек становится менее приспособленным, менее выносливым, быстрее устает, хуже переносит холод, тяжелее болеет, негармонично развивается.
Вдох и выдох на зарядке выполняйте через нос. Дыхание через нос рефлекторно улучшает кровообращение мозга после сна. Кто дышит на зарядке через нос, тот лучше соображает на уроках!
Но одной зарядки для нормального развития, здоровья, безусловно, мало. Ходите в будни каждый день пешком — километр, два, три. Утром, вечером — когда удобно; сначала медленно, потом все быстрее и быстрее. Далее чередуйте ходьбу с бегом. Недельки через две переходите на сплошной бег. А в выходные дни зимой — на лыжи.
Тренироваться можно на лыжах и в одиночку, но веселее в группе. Договоритесь, соберитесь вместе. Проложите круг-лыжню метров 300—400 где-нибудь на опушке леса или на школьном дворе. И походите по нему без палок, потом с палками, потом опять без палок.
Что дает ходьба без палок? Она научит вас скользить то на одной, то на другой лыже. Она поможет разучить толчок ногой (правой, левой), что тоже очень важно. Она разовьет в вас чувство равновесия, без которого хорошим лыжником не станешь.
На этом круге в медленном и среднем темпе потренируйтесь недельку или две и проложите круг другой, побольше (800—1000 метров) и немножко посложнее — с едва изменчивым рельефом, простыми поворотами. Теперь ваша задача — сначала освоить этот круг в среднем, а потом и более быстром темпе.
Найдите и пологую открытую горку, утрамбуйте ее лыжами и покатайтесь в основной стойке: лыжи на ширине плеч, правая или левая нога на полступни впереди, колени слегка согнуты, мягко пружинят, руки чуть-чуть разведены в стороны, палки кольцами обращены назад.
Запомните: палки вперед никогда не выставляйте, это опасно; с незнакомой горки сразу сверху напрямую не спускайтесь, осваивайте горку снизу, после каждого спуска забираясь немножечко повыше.
Когда основной стойкой овладеете, покатайтесь в средней, она вам тоже пригодится: ноги и лыжи в той же позе, что и в основной стойке, а туловище наклонено (горизонтально), палки подобраны под мышки. Эта стойка более обтекаемая, быстрая, но менее устойчивая.
Итак, в будни — гимнастика и бег, а в выходные дни зимой — лыжи! Примерно такой план на каждую неделю я рекомендую. И если вы будете его придерживаться, тогда и лыжная дистанция на состязаниях или при сдаче нормативов вам не покажется тяжелой, длинной. Тогда вы ее преодолеете без затруднения. Тогда и на следующий день у вас будет не разбитость, а радость, приятная усталость в мышцах!
В. Преображенский