Текущий санитарный надзор
Рубрика: Формы работыСанитарное состояние мест, где проводят занятия физкультурой и спортом,— важное условие для получения оздоровительного эффекта. Выполнение физических упражнений в антисанитарных условиях, например в грязном, пыльном, душном помещении, может принести только вред. В ряде случаев проведение занятий без учета метеорологических факторов (дождь, метель и т. д.) может не только нанести вред здоровью спортсменов, но даже быть опасным для жизни.
Надзор за выполнением действующих санитарных правил содержания мест для занятий физкультурой и спортом возложен на Всесоюзную государственную санитарную инспекцию и ее органы на местах. Врачи, ответственные за осуществление врачебного контроля, должны установить контакт с санитарно-эпидемиологическими станциями и при необходимости прибегать к их помощи.
Санитарно-гигиенический контроль в физическом воспитании является неотъемлемой частью работы каждого санитарного врача.
Согласно действующему санитарному законодательству, все сооружения и места организационных занятий по физкультуре и спорту подлежат систематическому текущему санитарному контролю медицинских работников врачебно-физкультурных диспансеров или здравпунктов, обслуживающих данную спортивную базу, и санитарно-эпидемиологической станции, на территории обслуживания которых они находятся.
Строительство, а также проекты нового строительства, реконструкции существующих, капитальный ремонт физкультурных и спортивных сооружений должны быть согласованы с местными органами Государственного санитарного надзора. Приемку сооружений в эксплуатацию следует проводить в зимнее и летнее время представителями органов Государственного санитарного надзора совместно с работниками врачебно-физкультурных диспансеров.
Все организации, учреждения и предприятия, в ведении которых находятся спортивные сооружения (спортивные базы), обязаны иметь разрешение органов Государственного санитарного надзора на их эксплуатацию.
Спортивные базы должны иметь санитарный журнал для записей замечаний и предложений органов Государственного санитарного надзора. На видном месте вывешивают правила внутреннего распорядка, согласованные с работниками врачебно-физкультурного диспансера и Государственным санитарным инспектором.
На спортивных базах организуют санитарные посты по оказанию первой медицинской помощи, обеспеченные необходимыми медикаментами и перевязочными материалами. Во время работы спортивных баз устанавливают дежурство медицинского персонала. Местонахождение пункта обозначают четкими указателями (объявления, таблички и др.).
Места для зрителей и вспомогательные помещения для них (гардероб, уборные, буфет и пр.) должны быть обособлены от мест занятий физкультурников.
В помещении спортивных баз, кроме помещений для занятий спортом, ставят плевательницы и урны для окурков. Курение на спортивных площадках, в спортивных залах, бассейнах для плавания, на катках и т. д. запрещено.
Каждая спортивная база должна быть обеспечена питьевой водой из фонтанчиков или сосудов с запирающимися крышками и чистыми стаканами. Воду в сосудах меняют ежедневно. Для мытья стаканов устанавливают шприцы.
Спортивное оборудование и инвентарь должны соответствовать техническим условиям на их изготовление и не иметь повреждений (зазубрин, надломов и пр.), которые могут вызвать травмы у занимающихся.
Все отапливаемые помещения снабжают пристенными термометрами; они должны иметь фрамуги и форточки для проветривания.
Уборку всех помещений спортивных баз производят ежедневно; утром — до занятий, в течение дня — по мере загрязнения помещения, в перерыве между занятиями и после них. Помещения убирают пылесосами или влажным способом; спортивный инвентарь (кольца, брусья и др.) 2—3 раза в день протирают сухой тряпкой.
Генеральную уборку помещения (мытье полов горячей водой, протирка окон, дверей, панелей и др.) производят не реже одного раза в неделю. Для уборки спортивных помещений выделяют специальный уборочный инвентарь.
Санитарные приборы (унитазы, умывальные раковины, урны, плевательницы) моют при ежедневной уборке и дезинфицируют.
Обслуживающий персонал спортивной базы обязательно проходит медицинские осмотры (при поступлении на работу и в дальнейшем периодически один раз в год).
Весь обслуживающий персонал, работающий на спортивных базах, должен пройти курс занятий по санитарному минимуму со сдачей зачета.
Ответственность за выполнение санитарных правил по содержанию мест занятий по физкультуре и спорту возлагается на администрацию спортивной базы.
Обследование мест занятий физкультурой и спортом
Санитарное обследование мест для занятий физкультурой и спортом проводит санитарный Доктор или врач, осуществляющий врачебный контроль.
Рекомендована следующая примерная схема обследований:
1) характер физкультурного сооружения (стадион, площадка, гимнастический зал и т. п.);
2) расположение (окружающая обстановка), площадь, кубатура; их соответствие количеству обслуживаемых спортсменов;
3) состояние помещения (санитарное состояние, состояние оборудования, инвентаря, пол, грунт, температура, освещение, отопление и т. д.);
4) способ уборки (влажный, сухой, вентиляция, регулярность поливки площадки);
5) подсобные помещения (раздевальни, кладовые, уборные), их размеры, содержание, соответствие количеству обслуживаемых;
6) снабжение водой (умывальники, душевые, питьевая вода);
7) организация первой помощи (наличие медицинского пункта, санитарного поста, аптечки и ответственных лиц за пользование ею);
8) наличие санитарного журнала и выполнение указаний врача при предшествующих посещениях.
Свои замечания Доктор заносит в санитарный журнал, дает указания руководителю спортивной базы, преподавателю, местному врачу, намечает сроки выполнения.
При наличии серьезных санитарных нарушений через местную санитарно-эпидемиологическую станцию или врачебно-физкультурный диспансер направляют акт обследования с указанием мер устранения замеченных санитарных нарушений и сроков их исполнения. При невыполнении администрацией спортивного сооружения указаний санитарного врача виновных следует привлекать к ответственности в соответствии с правами, предоставленными органам санитарного надзора.