УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ НОСОВОГО ДЫХАНИЯ
Рубрика: При заболеваниях дыхательного аппарата- Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4—5 раз) через каждую половину носа.
- Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь — вдох, опустить руки вниз — выдох. Выполнять медленно до 5 раз.
- Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую до 5—6 раз через каждую половину носа.
- Стоя ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10 (рот закрыт), затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5—6 раз).
- Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м» (медленно до 8 раз).
- При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на 2 счета — вдох, на 3—4—5—6 — выдох; на 2 счета — вдох, на 3—4—5—6—7 — выдох (2—3 мин).
Дыхательные упражнения при нарушении голоса нужно чередовать с голосовыми. Ребенок может повторять текст за взрослым. Совместное чтение стихотворного текста помогает развитию голоса ребенка.
Приводим тексты, специально подобранные для этой цели:
- Я жук, я жук!
Я тут живу,
Жужжу, жужжу,
Гляжу, лежу.
Я не тужу,
Всю жизнь жужжу: ж-ж-ж-ж.
- Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Вот и чайник за кофейником бежит,
Тараторит, тараторит, дребезжит.
Утюги бегут покрякивают,
Через лужи, через лужи перескакивают.
- Дубовый столб стоит столбом,
В него баран уперся лбом.
Хотя не жаль барану лба,
Но лбом не сбить ему столба.
Если после операции в глотке (удаления нёбных миндалин, аденоидов, опухоли и т. д.) у ребенка появилась открытая гнусавость, то для тренировки подвижности мягкого нёба, которое считается голосообразующим центром, рекомендуется читать вслух стихи, где имеются определенные звуковые сочетания. Для примера приведем такие стихи. В стихотворении о кукушке ребенок может произносить лишь окончание строфы — «ку-ку».
Кукушка
Кукушки голос заунывный Под стать неяркому деньку, Простосердечный и отзывный,
С утра до вечера:
«Ку-ку!»
То близко, то далеко где-то Гуляет но всему леску,
И тихо расцветает лето Под это милое
«Ку-ку!»
Чуть пахнет перегретой смолкой… Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под елкой И слушаю
«Ку-ку, ку-ку!»
Е. Благинина
Песенка жука
Я веселый Майский жук.
Знаю все Сады вокруг,
Над лужайками кружу, А зовут меня Жу-жу.
Жу-жу?
Потому что я Жужжу.
А. Берсенев
Еж и чиж
Есть иголки у ежа Клюв и крылья у чижа. Молока дадим ежу, Крошки вкусные чижу.
А. Максаков
Жук
- Жук, жук, пожужжи, Где ты прячешься, скажи?
- Жу, жу, жу, жу,
Я иа дереве сижу.
- Жук, жук, покажись! Надо мною покружись!
- Жу, жу, жу, жу,
Я летаю и жужжу.
Н. Френкель
Еж
- Был бы, еж,
Ты хорош.
Только в руки Не возьмешь.
- Не хорош?
Ну и что ж.
Без иголок
Я не еж.
Л. Корчагина
Важно использовать игровые ситуации, меняя силу звучания, высоту голоса, что предупреждает его утомляемость при длительных упражнениях.
Тексты подбирают исходя из интересов, развития, увлечений ребенка, с учетом отработки определенных звуков и их произношения.
Читают текст то медленно, то быстро, то нараспев, меняя интонации построчно. Во всех случаях учитывают возраст и общее развитие ребенка.