Упражнения и игры для детей 5—6 лет
Рубрика: Упражнения и игры для детейВ пять-шесть лет ребенок уже хорошо ходит, бегает, может прыгать, отталкиваясь одной ногой, умеет скакать через кружащуюся веревочку, легко ловит и бросает мяч среднего размера.
Очень важно проводить с детьми этого возраста упражнения в ходьбе с мешочком на голове, способствующие улучшению осанки ребенка. Бег, прыжки, бросание и ловля мяча — наиболее нужные упражнения для ребят. Очень важно научить ребенка ловко ходить и бегать среди стоящих и лежащих на пути предметов, не задевая ни одного из них. Такие упражнения приучают ребенка сосредоточивать свое внимание на окружающей обстановке и ловко двигаться в тесноте, что в дальнейшем предохранит его от ушибов. Многие ребята по рассеянности ушибаются во время игр то об угол стола, то о садовую скамейку. Таких случаев не будет, если родители организуют упражнения, приучающие ребенка ориентироваться среди предметов.
Упражнения и игры вдвоем-втроем
Ходьба. 1. Ходьба с мешочком (вес 600 г) на голове.
Ходьба по «шпалам», т. е. по начерченным на земле поперечным линиям. Расстояние между линиями сначала 40—50 см, в дальнейшем 50—60 см. Это упражнение приучает ребенка ходить широким шагом.
Ходьба по «снегу». Ребенок идет по воображаемому снегу, высоко поднимая колени.
Ходьба на «лыжах». Ребенок идет, изображая лыжника, сильно сгибая в колене выдвигаемую вперед ногу и переваливаясь с боку на бок (рис. 25).
Ходьба по доскам, скамейкам, бревнам и т. п., сохраняя равновесие.
Бесшумная ходьба. Ребенок старается, бесшумно ступая на носки, приблизиться к матери и коснуться ее рукой. Мать сидит спиной к ребенку, и если услышит шаги, то быстро поворачивается. Тогда ребенок должен остановиться и сделать три шага назад. Затем он снова начинает подкрадываться к матери, игра повторяется 6—8 раз.
Один или несколько ребят идут по комнате, изображая таежных охотников. В лесной сибирской тайге перед человеком на каждом шагу возникают препятствия. Он то наклоняется, чтобы не ушибиться о нависший сук, то бочком протискивается между смолистыми стволами рядом растущих сосен, то прыгает с кочки на кочку, то проползает под поваленным бурей деревом. Комната изображает тайгу, мебель передвинута, на полу разложены различные предметы, в разных направлениях протянуты веревки. Мать следит за движениями своих сибирских следопытов. Они должны пройти через все препятствия. Кто дотронется хотя бы до одного из них, тот остается на месте, пока к
Бег. 1. Бег по прямой узкой, в 20—30 см, «тропинке» длиной 20—25 м. На расстоянии 5—8 м от конца тропинки
установлен флажок. Ребенок смотрит на него во время бега, стараясь в то же время не переступить через линии, ограничивающие тропинки. Смотреть под ноги разрешается только при одной-двух первых попытках (рис. 27).
2. Бег с легким деревянным обручем большого размера (80 см в диаметре) и короткой (40 см) легкой палочкой, которой ребенок подталкивает обруч но время бега. Когда ребенок научится катать обруч, надо усложнять задания: прокатить обруч по узкой «тропинке», по кругу, прокатить по наклонно установленной дощечке и т. п.
3. Бег через веревочки. На высоте 15 см и на расстоянии 80—100 см одна от другой натянуть 3—5 веревочек. Ребенок с разбега преодолевает эту «полосу препятствий», ускоряя бег и выше поднимая колени. Надо объяснить ему, что во время быстрого бега по ровному месту следует также высоко поднимать колено выносимой вперед ноги, как и при пробегании через полосу из веревочек: скорость бега от этого увеличивается. Веревочки подвешиваются (а не привязываются) на воткнутых в землю колышках (рис. 28).
Бег по кружкам. На расстоянии 80—100 см один от другого на земле, по прямой линии, чертят 5—8 кружков. Ребенок пробует с разбега пробежать по этим кружкам, не переступая через их границы. Это упражнение приучает ставить ногу во время бега сначала на носок.
Бег вперегонки вдвоем-вчетвером на 18—25 м.
Рис. 28
Прыжки. 1. Прыжки с возвышения (20—30 см) в начерченный на земле кружок: мягко полуприсесть и устоять в кружке.
2. На земле чертят круг диаметром 1 м и проводят через его центр две перпендикулярные черты. Ребенок становится в центр круга на одну из этих линий. Задача: подпрыгнуть на месте и, повернувшись в воздухе на 90°, стать ногами на вторую поперечную черту. То же. но делать поворот на 180°, на 270° и, наконец, на 360°. Прыжок считается удачным, если ноги стали точно на черту и прыгун устоял на месте. Надо прыгать, поворачиваясь как влево, так и вправо (рис. 29).
3. С небольшого разбега в 5—7 м перепрыгнуть через веревочку, протянутую на высоте 30—40 см. Отталкиваться одной ногой, приземляться — на обе ноги. Место
Рис. 29
приземления надо взрыхлить и следить за тем, чтобы ребенок мягко полуприседал, опускаясь на ноги. Упражнение можно усложнить: ребенок, прыгая через веревочку, хлопает в ладоши, делает поворот.
4. Длинная скакалка (3 м). Двое ребят кружат скакалку. Остальные по очереди пробегают, не останавливаясь, под скакалкой. Пробегать надо в тот момент, когда скакалка начинает подниматься вверх по направлению от приближающегося ребенка.
Скакалку кружить в противоположном направлении. Теперь через нее надо перепрыгнуть в тот момент, когда она, опускаясь на землю, идет навстречу ребенку. После прыжка ребенок, не задерживаясь, бежит дальше.
Вбежать под кружащуюся скакалку и сделать
4—8 прыжков, выбежать. Вбегать и выбегать надо не наискось, а по прямому направлению. Полезно обозначить чертами коридор, по которому должны вбегать дети под скакалку.
5. Короткая скакалка. Ребенок в этом возрасте учится сначала бегу с короткой скакалкой, вращая ее из-за спины через голову и перепрыгивая через нее на каждый второй шаг (рис. 30). Затем можно научить ребенка прыгать через скакалку на месте, пропуская ее на каждый второй прыжок под соединенными ногами.
Упражнения с мячом (среднего размера). 1. Подбросить мяч двумя руками вверх и, не сходя с места, поймать его. Ловя мяч, надо протянуть к нему навстречу руки и в тот момент, когда мяч коснется пальцев, мягко согнуть руки в локтях и слегка присесть. Усложнение: пока мяч летит в воздухе, хлопнуть в ладоши перед собой или за спиной, или по коленям, или повернуться кругом и поймать мяч.
Ударяя ладонями мяч о землю, вести его перед собой. То же, но вести мяч одной правой или левой рукой.
Ударять мяч о стенку и ловить его обеими руками. При этом можно бросать мяч: двумя руками снизу, двумя руками из-за головы; то же, но бросая одной рукой.