Упражнения художественной гимнастики без предмета
Рубрика: Гимнастические упражненияХодьба, бег, танцевальные шаги широко используются в занятиях художественной гимнастикой для совершенствования физических качеств, развития музыкальности, чувства ритма, эмоционального воздействия на занимающихся.
Вначале изучают простейшие виды ходьбы, затем аналогичные виды бега. Значительно облегчают овладение тем или иным танцевальным шагом подводящие упражнения, их используют в начале обучения.
Мягкий шаг выполняют перекатом е носка на всю ступню, незначительно сгибая ногу в коленном суставе. Мягкий бег выполняется так же, как и шаг, но с минимальными колебаниями по вертикали.
Ходьба на носках, в полу приседе и приседе выполняется на сгибе пястнофаланговых суставов, спина прямая, пятки высоко подняты над полом.
Легкий бег исполняется на носках.
Высокий шаг выполняют с подниманием бедра вперед, голень вертикальна, носок оттянут. Движение свободным сильным взмахом бедра и рук в направлении, противоположном одноименной ноге. При хорошей координации движений занимающиеся исполняют высокий шаг с последующим подъемом на носок. Высокий бег представляет собой непрерывные, последовательные прыжки с одной ноги на другую со сгибанием свободной ноги вперед.
Острый шаг — шаг левой, согнуть правую вперед, касаясь пола около левого носка. Характер движения отрывистый, четкий, продвижение вперед небольшое. Упражнение развивает подвижность в голеностопном суставе. Острый бег представляет собой непрерывные прыжки с одной ноги на другую с небольшим продвижением вперед и выпрямлением толчковой ноги в фазе полета, маховая нога сгибается вперед.
Перекатный шаг начинается скольжением левого носка вперед и одновременным подъемом на носок правой ноги. Следующая фаза движения — перенос тяжести тела на левую ногу перекатом с носка на всю стопу в небольшой полуприсед. Затем движение выполняют с другой ноги. Характер движения слитный, плавный, спокойный. Перекатный шаг — подготовительное упражнение к вальсовому шагу. Для освоения перекатного шага нужно сначала овладеть мягким шагом. Перекатный бег выполняется эластичными толчками вперед с небольшими колебательными движениями по вертикали.
Широкий шаг — поочередные выпады (левой, правой).
Широкий бег выполняется энергичным толчком вверх, сгибая маховую ногу вперед, с небольшим наклоном туловища вперед.
Скрестный шаг всторону — с полуповоротом направо выпад левой ногой вперед, правую назад на носок, с полуповоротом налево шагом правой в сторону, стойка на носках ноги врозь, с полуповоротом налево выпад левой назад, правую вперед на носок, с полуповоротом направо шагом правой в сторону стойка на носках ноги врозь.
Приставной шаг — вперед, в сторону, назад. И. п.— III позиция, правая впереди, руки на пояс. 1 — скользящий шаг правой, левую назад на носок. 2 — приставить левую к правой в и. п. Аналогично приставной шаг выполняется в сторону и назад. Приставной шаг является подводящим упражнением к шагу галопа и польки.
Переменный шаг — вперед, в сторону, назад. И. п.— III позиция, правая впереди, руки на пояс. 1 — приставной шаг правой вперед. 2 — шаг правой, левую назад на носок. 3 — приставной шаг левой вперед. 4 — шаг левой, правую назад на носок. Переменный шаг назад в сторону изучается по той же схеме. Переменный шаг — подводящее упражнение к шагу польки.
Шаг галопа — вперед, в сторону, назад. И. п.— III позиция, правая впереди, руки на пояс. «И» — небольшой полуприсед на левой, правую вперед-книзу; 1 — шагом правой прыжок, выпрямившись вверх. Аналогично выполняется шаг галопа в сторону и назад.
Шаг польки — вперед, назад, в сторону. И. п.— III позиция, правая впереди, руки на пояс. «И» — небольшой подскок на левой, правую вперед-книзу. 1 — шаг галопа с правой. «И» — 2 — шаг правой, небольшой подскок на ней, левую вперед-книзу. 3 — шаг галопа с левой. 4 — шаг левой, небольшой подскок на ней, правую вперед-книзу. Шаг польки назад в сторону изучается по той же схеме.
Основной шаг русской пляски — вперед, назад. И. п.— III позиция, правая впереди, руки на пояс. 1 — шаг правой. «И» — шаг левой. 2 — шагом правой полуприсед на ней, левую вперед- книзу, поворот головы налево. 3 — шаг левой. «И» — шаг правой. 4 — шагом левой, полуприсед на ней, правую вперед-книзу, поворот головы направо. Аналогично изучается основной шаг русской пляски назад.
Скрестный шаг в сторону — «припадание». И. п.— III позиция, правая впереди, руки на пояс. «И» — стойка на левом носке, правую в сторону-книзу. 1 — шагом правой в сторону, полуприсед на ней, левую согнуть назад, касаясь носком опорной ноги, небольшой наклон туловища вправо, поворот головы направо.
Шаг вальса — вперед, назад, в сторону. И. п.— III позиция, правая впереди, стойка на носках, руки на пояс. «И» — стойка на носке левой, правую вперед-книзу. 1—шагом правой полуприсед на ней, левую вперед-книзу, поворот головы налево. 2 — шаг левой на носок. 3 — шаг правой на носок. На следующий такт выполняется шаг вальса вперед с другой ноги. Аналогично изучается шаг вальса назад.
Шаг вальса в сторону. И. п.— III позиция, правая впереди, руки на пояс. «И» — стойка на носке левой, правую в сторону- книзу. 1 — шаг правой в сторону, полуприсед, на ней, левую согнуть назад, касаясь носком опорной ноги, небольшой наклон туловища и поворот головы направо. 2 — стойка на носке левой скрестно за правой, правую вперед-книзу. 3 — приставить правую к левой в и. п., на следующий такт шаг вальса выполняется влево.
Шаг вальса в сторону с поворотом на 360° исполняется на два музыкальных такта в 3/4.
Первый такт — И. п.— III позиция, правая впереди, руки на пояс. «И» — стойка на носке левой, правую в сторону-книзу. 1 — с поворотом направо шаг правой, полуприсед на ней, левую вперед- книзу. 2 — с поворотом направо шаг левой в сторону в стойку на носке, правую в сторону-книзу. 3 — приставить правую к левой в стойку на носках; второй такт — «И» — стойка на носке правой, левую в сторону-книзу. 1 — шаг левой в сторону, полуприсед на ней. 2 — с поворотом направо, шаг правой назад на носок. 3 — с поворотом направо, приставить левую к правой в стойку на носках.
Пружинные движения.
Пружинные движения — особая форма силовых упражнений, выполняются ногами, руками и всем телом. Они развивают силу и эластичность мышц, помогают выполнять движение мягко и слитно, способствуют овладению сильным толчком и мягким приземлением.
Техника пружинных движений заключается в равномерном и одновременном сгибании и разгибании частей тела в суставе или суставах. Равномерное непрерывное протекание движения достигается перемещением центра тяжести тела как вниз, так и вверх, без остановки в крайних положениях. Изучение начинается с самых простых форм — пружинных движений ногами. Затем следуют пружинные переносы тяжести тела с ноги на ногу на месте и с продвижением. Для лучшего освоения техники пружинных движений полезно разучивать их у опоры и выполнять в медленном темпе.
Пружинные движения руками выполняются с действительным преодолением сопротивления рук партнерши, тяжести своего тела с опорой на гимнастическую стенку, скамейку.
Разновидности упражнения: пружинная ходьба; пружинный бег; целостные пружинные движения в стойке на носках, носке одной ноги; в сочетании с поворотом скрестно на 180°, 360° в приседе.
Упражнение в расслаблении.
В зависимости от количества мышц, охваченных расслаблением, при выполнении упражнений различают расслабление полное (туловища) и частичное (мышц шеи, рук, ног).
Сокращение мышц, которые в данный момент при выполнении определенного упражнения должны быть расслаблены, ведет к скованности, угловатости движений и излишней затрате энергии. Для приобретения умений и навыков произвольно расслаблять мышцы нужна специальная подготовка. Упражнения в чередовании сокращения и расслабления мышц улучшают координацию движений, мышечную чувствительность, способность быстрее осваивать технику спортивных движений.
Упражнения на расслабление стимулируют процессы восстановления, поэтому их следует применять после значительных напряжений. Необходимо также выполнять их между упражнениями силовыми и на растягивание, чтобы избежать травмы и добиться большего эффекта в увеличивании амплитуды движений.
Учиться расслаблять мышцы начинают с упражнений для всего тела (лучше всего в положении лежа, где не нужны мышечные усилия для сохранения равновесия). Затем осваивают упражнения на расслабление для рук, туловища, ног в исходных положениях, не требующих значительных усилий (сидя на полу, гимнастической скамейке и т. д.). После этого можно перейти к более сложным упражнениям.
Разновидности упражнения: раскачивание расслабленной части тела при помощи однократных и многократных пружинных движений туловищем или ногами.
Волны а взмахи.
Волны и взмахи — специфические элементы, придающие движениям слитность, мягкость, плавность, законченность. Они выполняются руками, туловищем и всем телом (рис. 27). Основное требование к технике волн и взмахов — последовательное участие различных звеньев тела в движении.
Рис. 27. Волна туловищем
Волна рукой начинается в плечевом суставе, затем плавно переходит в локтевой сустав и к пальцам. При этом внимание надо сосредоточить на последовательном разгибании и сгибании в суставах. Осваивают волну вначале одной, потом другой, а затем обеими руками.
Разновидности упражнения: из различных исходных положений, одновременно, последовательно, в сочетании с движением телом, танцевальными шагами, поворотами.
Для исполнения волны туловищем надо обладать подвижностью суставов во всех отделах позвоночника и особенно в грудном. Техника волны туловищем по структуре движения очень близка целостной волне.
Целостная волна выполняется в передне-заднем или боковом направлениях. При этом основное внимание обращается на выведение тазового пояса и грудной части позвоночника последовательно вперед или в сторону. Волна заканчивается выпрямлением шейного отдела позвоночника и суставов ног. Изучать целостную волну рекомендуется после освоения волны туловищем, стоя на всей ступне, в стойке на носках лицом и боком к опоре. После этого целостная волна исполняется без опоры.
Разновидности упражнения: целостная волна на шаге вперед, в сторону; целостная волна в равновесие, поворот.
Взмах — наиболее сложное движение, выполняется волнообразно всем телом снизу вверх. Характер взмаха зависит от начального толчка: чем резче толчок, тем быстрее протекает взмах, и чем он сильнее, тем больше амплитуда.
Разновидности упражнения: целостный взмах на шаге вперед, в сторону; целостный взмах, переходящий в открытый прыжок; целостный взмах в присед.
Равновесие
Равновесие — это устойчивое положение тела при различных статических или динамических упражнениях. Сохранение устойчивости при выполнении упражнений художественной гимнастики — одно из важнейших требований к технике исполнения движений. Устойчивость тела зависит от того, в каком направлении совершаются движения конечностями. При несимметричных движениях от вертикальной плоскости смещается линия общего центра тяжести тела к краю опоры и ухудшаются условия сохранения равновесия. Поэтому все звенья тела должны перемещаться точно по траекториям, обеспечивающим наиболее выгодное положение общего центра тяжести тела над площадью опоры. Степень устойчивости определяется по углу устойчивости (углу между линией, соединяющей общий центр тяжести тела с краем площади опоры). Способность к сохранению равновесия зависит от уровня развития физических качеств: ловкости, гибкости, статической выносливости. Изучение начинают с простейших элементов — стойки на носках, чередования ходьбы и легкого бега с остановками в стойке на носках с различным положением рук, хореографических упражнений у опоры и без опоры. Затем целесообразно выполнить перечисленные упражнения с закрытыми глазами.
Рис. 28. Вертикальное равновесие Рис. 29. Переднее равновесие
В художественной гимнастике принято различать следующие виды равновесий:
вертикальное — стоя на одной, другая вперед, в сторону или назад, руки в различных положениях (рис. 28);
переднее — стоя на одной, другая назад, наклон вперед, руки в стороны (рис. 29);
заднее — стоя на одной, другую вперед, с максимальным наклоном туловища назад, руки в стороны (рис. 30);
боковое — стоя на одной, другую в сторону, с максимальным наклоном туловища в противоположную сторону, руки вверх (рис. 31).
Разновидности упражнения: основные виды равновесий, выполняемых с разбега, с прыжка, после поворотов, танцевальных шагов. Трудность их исполнения заключается в преодолении действия инерции.
Рис. 30. Заднее равновесие Рис. 31. Боковое равновесие
Повороты.
Повороты относятся к упражнениям в динамическом равновесии, выполняемым на носках, носке одной ноги, с продвижением и на месте, с различным положением туловища, свободной ноги, рук. Технической основой поворотов является создание момента вращения с сохранением устойчивости тела. При этом движения совершаются вокруг вертикальной оси как всем телом, так и его отдельными звеньями; причем точки, относящиеся к оси вращения, остаются неподвижными, а все остальные точки описывают окружности.
Сохранение устойчивости тела на уменьшенной опоре во время вращательных движений зависит от умения держать туловище в вертикальном положении, располагая общий центр тяжести тела над площадью опоры. Сохранению устойчивости тела способствуют своевременный поворот головы и фиксация взгляда на каком-либо ориентире, находящемся на уровне глаз, а также правильное положение плечевой оси, которая должна проходить параллельно носку опорной ноги.
Существует два способа выполнения поворотов: толчком от опоры и толчком от опоры со свободным полетом.
При изучении поворотов последовательно осваивают подводящие упражнения — упражнения в равновесии и на устойчивость тела в том положении, в котором будет совершаться поворот. Простейшие повороты на 90, 180, 360° сначала выполняют у опоры (повороты приставлением, переступанием, скрестные повороты). Сложные повороты на 540, 720° изучают вначале у опоры на 90, 180° из позиций 1,11, IV, V, а потом выполняют без опоры.
Отличная техника поворотов характеризуется строгой точностью движений по пространственным и временным заданным параметрам, а также по мышечным усилиям.
Распространенные ошибки: смещение относительно передне-задней (вперед, назад) и горизонтальной (влево, вправо) осей, подскоки на опорной ноге, недоворот стопы, плеч, балансировка руками, туловищем, свободной ногой.
Разновидности упражнения: повороты, исполняемые в сочетании с бегом, танцевальными шагами наклонами, равновесиями, прыжками, волнами, взмахами, полуакробатическими элементами.
Прыжки.
Прыжки делятся на две группы: толчком одной и двумя ногами; выполняются с места и с разбега (рис. 32).
В технике прыжков различают четыре фазы: разбег, отталкивание, полет, приземление. Подготовка к отталкиванию — разбег выполняется на носках. Бег на носках позволяет быстрее развить скорость, используя рессорное свойство стопы. Для разбега применяют танцевальные шаги: галопа, польки, вальса и т. д.
Рис. 32. Прыжки: а — шагом, 6 — кольцом
Распространенные ошибки: неопределенное положение рук при разбеге, постановка ног на всю стопу, бег на полусогнутых ногах, развертывание стоп сильно наружу, излишнее напряжение мышц туловища.
В фазе отталкивания выпрямление толчковой ноги (ног) отделяет тело от места опоры. Этому также способствуют движения свободных конечностей (рук, маховой ноги). Толчок должен быть энергичным, коротким и акцентированным. Толчки разделяют на стопорящие (когда общий центр тяжести тела до конца активного отталкивания не достигает опорной вертикали, увеличивая поступательное движение тела вверх); нестопорящие (когда общий центр тяжести тела в начале отталкивания находится за опорной вертикалью, увеличивая горизонтально-поступательное движение тела).
Фаза полета длится с момента отрыва от опоры до момента приземления; характеризуется высотой и продолжительностью лёта, которые зависят от угла вылета, силы толчка, скорости вылета. В фазе полета принимается и фиксируется форма прыжка.
Приземление осуществляется перекатом с носка на всю стопу в мягкий, эластичный полуприсед. В момент приземления скорость движения общего центра тяжести снижается за счет сгибания в тазобедренном, коленном и голеностопном суставах при нарастании напряжения мышц. При выполнении серии прыжков фаза приземления служит одновремено и подготовительной фазой для следующего прыжка.
Прыжки требуют хорошей физической подготовленности: развития силы, быстроты, гибкости, выносливости, прыгучести и координации движений. По форме самые простые — прыжки на двух ногах
Рис. 33. Упражнения со скакалкой:
а) круг скакалкой, сложенной вдвое, б — прыжок шагом, вращая скакалку вперед
на месте и с продвижением; прыжки с ноги на ногу. Более сложные — прыжки на одной ноге. Прыжки изучают вначале раздельно с остановки для более основательного освоения отдельных фаз. Затем переходят к слитному выполнению двух-трех прыжков. В качестве подводящих упражнений при обучении прыжкам используют приседы и полуприседы, пружинные движения ногами у опоры и без опоры.
Рис. 34. Отбив мяча сбоку Рис. 35. Перекат по руке Рис. 36.
Разновидности упражнений: прыжки в сочетании с равновесиями, наклонами, полуакробатическими элементами, со скакалкой.