Упражнения художественной гимнастики с предметами
Рубрика: Гимнастические упражненияУпражнения с предметами (скакалкой, мячом, обручем, лентой) характерны для занятий художественной гимнастикой. Они способствуют развитию координации движений, ловкости, прыгучести, выносливости, быстроты и точности реакции, воздействуют на мышечную чувствительность рук.
По технике исполнения упражнения с предметами классифицируются на группы:
а) с о скакалкой: махи и круги сложенной вдвое, вчетверо, свободным концом; переводы из одной плоскости в другую; прыжки с вращением вперед, назад, скрестно петлей, в сторону; броски и ловля (рис. 33);
б) с мячом: махи и круги; спирали, восьмерки, выкруты; отбивы, перекаты, броски и ловля (рис. 34—36);
в) с обруче м: махи и круги, вращения, перекаты, броски и ловля (рис. 37—40);
г) с лентой: махи и круги, змейки, спирали, восьмерки, броски и ловля (рис. 41—44).
Рис. 37-44.
В технике владения предметами можно выделить общие закономерности.
Техника махов, кругов, переводов, спиралей, восьмерок, змеек, выкрутов, вращений, отбивов зависит от скорости и амплитуды движений. Элементы в быстром темпе и с небольшой амплитудой занимающиеся выполняют движениями рук в лучезапястном суставе при слегка согнутом локтевом суставе. Более сложные движения требуют включения локтевого и плечевого суставов.
Техника перекатов зависит от правильности принятия исходного положения с предметом, а также от точного направления, которое создается пальцами руки при разгибании кисти. Перекаты должны быть плавными, без толчков и колебаний по вертикали. Перекаты, выполняемые по какой-либо части тела, требуют от занимающихся умения активно сопровождать предметы.
Техника бросков и ловли имеет подготовительную, основную и завершающую фазы.
Подготовительная фаза осуществляется за счет предварительных махов и кругов со сгибанием руки в лучезапястном и локтевом суставах. Основная фаза осуществляется разгибанием руки во всех суставах при активном участии кисти и пальцев. Направление полета предмета зависит от конечного положения кисти и пальцев, высота — от силы броска.
Завершающая фаза броска связана с ловлей предмета. При ловле занимающиеся должны ощущать силу тяжести падающего предмета и уметь плавно не напряженной рукой гасить ее, т. е. добиваться слитной амортизации падения предмета при помощи вращательных или маховых движений для перехода к последующему элементу.
Изучение упражнений с предметами начинается с ознакомления со способами держания, являющимися исходными или конечными при выполнении любого элемента или соединения с предметом.
Для гармонического развития тела занимающихся следует все изучаемые элементы и соединения с предметом исполнять как правой, так и левой руками в сочетании с различными элементами без предмета .
Распространенные ошибки: неправильный хват, жесткая ловля или прижимание предмета к телу, подпрыгивание при перекатах, нарушение ритма, темпа, амплитуды, плоскости, задержка предмета.
Разновидности упражнения: усложнять отдельные движения путем ускорения темпа, сочетания различных скоростей, выполнения элементов с двумя предметами, изменение массы и фактуры предметов.
Вопросы для повторения и закрепления знаний
- Каковы задачи гимнастики как раздела учебной программы для ПТУ? 2. На какие виды и разновидности принято делить гимнастику? 3. Укажите гимнастические упражнения, входящие в комплекс ГТО? 4. Дайте характеристику гигиенической гимнастики. 5. Дайте характеристику основной гимнастики. 6. Укажите назначение строевых упражнений. 7. Дайте краткую характеристику общеразвивающих упражнений. 8. Укажите правила составления комплекса упражнений утренней гимнастики.
- Какие акробатические упражнения предусмотрены учебной программой для ПТУ?
Какими прыжками должны овладеть учащиеся из раздела гимнастики? 11. Какое значение имеют страховка и помощь при выполнении упражнений на гимнастических снарядах, прыжков? 12. Объясните значение хореографической подготовки для учащихся ПТУ. 13. Какие группы движений художественной гимнастики включаются в упражнения без предмета? 14. Какие предметы применяются при выполнении упражнений художественной гимнастики на уроках физического воспитания?