Устройства мироздания согласно философии йоги. Пуруша, Атман, Брахман, Ишвара, Пракрити, Гуны
Рубрика: ТеорияСогласно учению йоги, мироздание представляет собой сложную иерархическую структуру, состоящую из многих компонентов. Некоторые из них будут перечислены ниже.
Пуруша (или Пуруса)
Понятие «Пуруша» часто переводят как «личность», но это не та личность (с маленькой буквы), из черт которой состоит индивидуум. Пуруша — это личность «с большой буквы», ничем не ограниченная форма бытия, принадлежащая всей Вселенной. Ее можно описывать многими словами, такими как «вселенская мудрость», «чистое сознание», «душа», «дух», «бесконечная энергия», «знание» и, наконец, «абсолют». Это — то состояние, которого пытается достичь всякий, кто занимается йогой — состояние истинной духовной самореализации.
Во многих философских системах, о которых было упомянуто выше, это состояние личности рассматривается как нечто оторванное от повседневного мира. Сам Патанджали затруднялся в определении этого понятия, потому что, в самом деле, довольно сложно объяснить процесс перехода личности из обычного состояния в состояние Пуруша. Однако как личность, находящаяся в стадии Пуруша, так и весь окружающий мир имеют одну незыблемую составляющую: вселенский разум, играющий роль связывающей их силы.
В прочих школах йоги Пуруша рассматривается как часть человеческого бытия и личностного опыта. Эти школы ставят своей главной целью устранение всевозможных ограничений и стирание границ между личностью и миром для того, чтобы стало возможным познание внутреннего мира человека и окружающего его мира как единого целого. В более поздней традиции понятие «Пуруша» стало связываться со вселенским началом — деятельной ипостасью сознания.
Понятие «Пуруша» можно истолковать как «изначальную вселенскую материю», чистую энергию, существовавшую до создания мира. Все остальное — лишь производные этой чистой энергии, оставленной на волю случая и, таким образом, подверженные А «разложению». Возможность связи с этой первоначальной чистотой составляет основу духовной философии йоги.
Атман
Некоторые школы разделяют высшую Личность на несколько ипостасей. Их общее название — Атман; это понятие более гибко и более применимо к человеческой личности, чем Пуруша. Эти ипостаси имеют больше общего с человеческим сознанием и в полном смысле слова отвечают за него.
Атман также можно описать как психологическое состояние человека, что делает это понятие более доступным для осознания. Однако в некоторых философских школах Атман является синонимом Пуруша. Вступая в контакт с Атманом, заключенным в нашей собственной личности, мы можем открыть себе дорогу к изначальному и общему состоянию мира Пуруша, включающему в себя все частные проявления.
Брахман
Понятие «Брахман» аналогично понятию «Атман», однако между ними все же есть некоторая разница. Брахман — это состояние божественного озарения, наивысшего сознания. Опять-таки, это понятие очень тесно соотносится с понятием «Пуруша», хотя Брахман представляет собой более определенную «высшую личность», во многом сходную с европейским представлением о Боге. Эта «высшая личность» определяет все состояния и законы мира вещей.
И все же понятие «Брахман» не следует представлять себе как фигуру создателя, наблюдающую за своим творением. Брахман способен присутствовать в материальном мире, не являясь, однако, его частью; при этом он не обязательно оторван от него. Так же как и Атман, Брахман легче поддается осознанию, нежели такое всеобщее и потому неопределенное понятие, как «Пуруша». Мы можем представить себе «высшую личность» как вне, так и внутри нас самих.
Ишвара
Согласно классической индийской философии Ишвара — это, строго говоря, одно из названий «Творца» (то есть Брахман). Ишвара может создавать, наблюдать свое творение, а затем разрушать его. Это понятие наиболее близко к нашему представлению о Боге, а само слово можно перевести как «повелитель». Как и понятие «Бог», Ишвара является предметом поклонения.
Также Ишвара характеризуется как одна из составных частей бесконечности. Патанджали представлял себе Ишвара разновидностью Пуруша, единственным в своем роде состоянием вечности, подвластным воздействиям извне.
Пракрити
Пракрити отражает мир таким, каким мы его видим. Можно толковать это понятие как «природу», «сущность», «творение», «самовыражение» и т.д. Его также представляют как воплощение женского начала (это представление особенно характерно для Тантра). Несмотря на то что это понятие принято отождествлять с бренным материальным миром, Пракрити также вечно и не подвластно разрушению, как и его противоположность Пуруша. Как же это следует понимать? Дело в том, что в основе обоих понятий лежит одна и та же изначальная чистота Вселенной, но Пракрити имеет одну особенность — способность подталкивать мир к переменам.
Понятие перемен является одним из основных в индуистском учении о смерти и перерождении. Пока мы живем, мы находимся в активной форме существования — Пракрити. Умирая, мы возвращаемся в его пассивную форму, которая существует вечно. Наша задача заключается в том, чтобы, находясь в стадии жизни, получить представление о том, что такое вечность, даже если для этого от нас потребуется умение вступать в контакт со сверхъестественной формой сознания. Будучи сами по себе частью природы, мы оторваны от когда-то породившего нас источника жизни. Если воспользоваться в качестве примера уже известной нам древнеиндийской притчей о трех слепых и слоне, нас можно сравнить с какой-либо частью слоновьего тела — хвостом, ушами или хоботом; но мы должны отдавать себе отчет в том, что являемся частью некоего целого.
В зависимости от того, как представлять себе соотношение между Пракрити и Пуруша (видеть в них одно целое или две противоположности), можно подходить к классической индийской философии с позиций дуализма или, наоборот, монизма. Согласно учению йоги, мы должны выйти за пределы материального мира Пракрити для того, чтобы достичь единства с Вечностью.
Гуны
Гуны — это три основные движущие силы мира Пракрити. Их можно описать как «материю», «причину», «свойство», «энергию», «составные части», «элементы» — на наше усмотрение. Когда Пракрити находится в состоянии покоя, Гуны компенсируют друг друга. Когда Пракрити переходит в активное состояние, Гуны сталкиваются между собой, и каждая старается взять верх над остальными.
Каким бы словом мы ни определяли Гуны, они, так или иначе, находят свое отражение в реальном мире. Гуна под названием Раджас активна, подвижна, энергична и побудительна. Гуна под названием Тамас пассивна, замкнута, ей свойственны стойкость и способность к сопротивлению. Саттва — это Гуна изначального разума. Таков, если можно так выразиться, продольный срез системы Гун, которые, находясь в состоянии равновесия друг с другом, обеспечивают порядок и мир. Эта система придает мирозданию чистоту и свет. Наиболее благоприятной, однако, считается ситуация, в которой преобладает влияние Саттва.
Гуны находятся в постоянном и взаимосвязанном движении. Они характерны для любого предмета или явления, начиная от человеческого поведения и заканчивая чувствами, которые у нас вызывают музыка, цвет, растения и пища. Можно повнимательнее взглянуть на окружающий мир и убедиться в том, что Гуны активно заявляют о своем существовании даже в нашей повседневной жизни. Например, дети, как правило, руководимы Гуной Раджас, но влияние на них Гуны Тамас может преобладать в том случае, если они больны или чем-либо расстроены. Мы сами также можем переходить из-под влияния одной Гуны под влияние другой в течение одного дня.
Мы будем развивать наше духовное зрение, внимательно отмечая и характеризуя с точки зрения теории Гун, наши состояния во все моменты нашей жизни (при этом не осуждая и не оценивая то или иное проявление, а стараясь быть как можно более объективным). Такоё спокойное наблюдение уже само по себе усилит нашу способность концентрироваться, то есть позволять Гуне Саттва преобладать в нас. Свойство именно этой Гуны в том, что она, как мы уже говорили, является связующим звеном между Пракрити и Пуруша, так что чем более явно она будет преобладать в нашей жизни, тем большую возможность контакта со вселенским разумом мы получим.