Учите детей играть!
Рубрика: Родителям и детямВ разных концах страны — на севере и юге, в шумных городах и тихих деревеньках — можно сделать одинаково грустное «открытие»: наши дети разучились играть и поражены всеобщей «игровой безграмотностью».
Мы спрашивали: «Что такое лапта?» — и в ответ слышали, что это нечто вроде скалки, которой раскатывают тесто… Или что это такая запасная часть… для лошади… чтобы в телегу запрягать. Не только дети, но и взрослые путали рюхи с рюшами, а чехарду с мясным блюдом куырдак…
Что же происходит? Почему стали забываться веселые подвижные игры — салки, прятки, чиж, городки? Однозначного ответа, наверно, не существует. Но «игровая проблема» волнует сегодня многих. Вот, например, наблюдения известного артиста кино Вахтанга Кикабидзе: «Я рассказываю об игре в казаки-разбойники своему сыну, а он меня не понимает. Это как пятиборье, говорю я ему: надо бегать, лазать по деревьям и крышам, прыгать в высоту, плавать… В казаках-разбойниках в первую очередь ловили тех, кто был неловок и малоподвижен. И тех, кого ловили, немножечко лупили. Забыть эту игру не могу, в ней все мое детство…»
Нет, нельзя допустить, чтобы замечательные игры забылись, затерялись. Учите детей играть! И учитесь вместе с ними! Ведь игры не просто детская забава, но, как сказал известный советский педагог В. А. Сухомлинский, и животворный источник мышления, благородных чувств и стремлений.
Итак, выходите играть во двор!
СОВЕТЫ НОВИЧКАМ
Многие игры требуют разделения на команды. Лучше всего разделиться «по сговору». Играющие, сговариваясь между собой, берут названия (птиц, растений, животных, городов, рек и т. д.) и, разобравшись по парам, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий. Выбирать партнера в пару желательно своего роста и веса.
Тогда разделившиеся команды будут примерно равными.
Чтобы определить, кому начинать игру или водить, можно конаться. Для этого берут палку или веревку, и один из тех, кто конается, захватывает конец, другой берется рядом, третий опять рядом и т. д. Чья рука захватит противоположный конец, тому водить или начинать игру.
Чтобы обойтись в игре без споров и раздоров, бросают жребий. Один из играющих, например, зажимает в кулаке камешек. Другой угадывает, в какой он руке. Угадал — его правда, спору конец.
Играя, полностью подчиняйся требованиям капитана; действуй в интересах команды, а не в своих личных.
Не мешай другим и не допускай никакой грубости. Старайся управлять своим поведением, веди себя дисциплинированно, четко, организованно.
Чтобы играть не надоедало — предлагайте и вносите в игры новые правила, знайте различные варианты игр.
Начиная игру, предварительно обсудите весь ее ход. Заранее спланированная игра помогает оценить свои силы, развивает чувство взаимопомощи.
Подготавливая место для игры, нужно проверить все вокруг, чтобы ничто не мешало участникам и не могло нанести им травм.
Играйте честно, дружно, соблюдая установленные правила.
Помните о законе всех игр: один — за всех, и все — за одного. Ставьте интересы команды выше своих.
Не горячитесь, проявляйте больше выдумки и смекалки.
Никогда не сердитесь, если в игре вас нечаянно толкнули или наступили на ногу.
Играйте смело, с инициативой, согласуя действия с товарищами.
Приведем несколько игр, которые сами по себе, возможно, и не особенно увлекут вас, но станут хорошей разминкой перед какой-либо другой игрой. Они прекрасно взбадривают, развивают силу, прыгучесть, улучшают координацию движений.
В. Володченко В. Юмашев