Физическая культура – залог здоровья. Развитие движений
Рубрика: Родителям и детямЗабота об обеспечении достаточного количества движений ребенка должна начинаться в семье с периода новорожденное. Пеленание малыша во время бодрствования является большой ошибкой. В первые месяцы жизни его можно запеленать при укладывании спать, так как хаотические движения руками и ногами, свойственные этому возрастному периоду, мешают малышу заснуть.
Особенностью развития движений у ребенка является то, что движения формируются с помощью взрослого, который создает необходимые для этого условия. Первое координированное движение, которым овладевает малыш на втором месяце жизни,— это удерживание головы. Однако, для того чтобы это Движение своевременно сформировалось, взрослый должен, во-первых, брать ребенка на руки, придавая ему на короткое время вертикальное положение, а во-вторых, класть его на несколько минут на живот. В этом положении здоровый ребенок обязательно делает попытки поднять голову. Вслед за умением держать голову формируется (также с помощью взрослого) хватательное движение кисти. Когда ребенок не спит, руки и ноги должны быть свободны. В таком положении он сначала наталкивается на подвешенные над ним игрушки, затем начинает рассматривать свои пальчики, захватывает ими игрушку. На третьем месяце надо обязательно вкладывать игрушку в руку ребенка.
Важное достижение малыша в первом полугодии — поворот со спины на живот (к 5 месяцам) и с живота на спину (к 6 месяцам). Для того чтобы эти движения могли быть освоены ребенком, надо, чтобы его бодрствование проходило в основном в манеже или в кроватке без подушки и с жесткой подстилкой, т. е. чтобы были условия для овладения этими движениями.
К 7—8 месяцам ребенок должен научиться ползать. Для этого необходимо иметь большую площадь, лучше всего огородить на полу место, застелив его легко моющимся ковриком или одеялом. Чтобы побудить ребенка ползать, надо поместить примерно в 60—70 см от него яркую игрушку, лучше звучащую, типа неваляшки. В первое время можно помочь малышу, подставляя ему под стопы ладонь и слегка подталкивая его вперед. При правильном обучении ребенок довольно быстро начинает ползать. Некоторые родители не придают должного значения навыку ползания, считая, что сроки овладения ходьбой с ним не связаны. Действительно, начало ходьбы не зависит от ползания. Наоборот, дети, которые хорошо ползают, могут начать ходить на 1—2 недели позже. Но навык ползания важен для развития организма тем, что он стимулирует общую двигательную активность и развитие мышц плечевого пояса (что улучшает легочную вентиляцию и предупреждает в последующем нарушение, осанки), при этом усиливается кровоснабжение органов и тканей; кроме того, расширяются познавательные возможности ребенка, что очень важно для его умственного развития.
К концу года-ребенок овладевает навыком ходьбы; для этого нужны площадь, где он может передвигаться, игрушки, которые можно было бы катать и двигать.
И после года ребенку необходимо много двигаться. Установлено, что двухлетние дети 70% времени бодрствования активно двигаются, а трехлетние — не менее 60%. Родителей следует об этом информировать.