Физические нагрузки (физкультура) вызывают улучшение жизнедеятельности организма человека
Рубрика: ВсемТочные биохимические исследования последних лет показали, что многократно повторяющиеся интенсивные, но не чрезмерные физические нагрузки вызывают улучшение всех показателей жизнедеятельности организма. Не составляют исключения и биохимические показатели самой центральной нервной системы. Речь идет об уровне в мозгу фосфорных соединений, несущих в себе богатый запас энергии. Чем больше этих соединений, тем дольше нервные клетки не будут истощаться.
В опытах па животных выяснилось, что «экспериментальная тренировка» их увеличивала буферные свойства ткани головного мозга, то есть ее способность отстоять свои фосфорные соединения от расходования, и увеличивала потенциальные возможности окислительного процесса. Ведь энергия освобождается в результате окисления, а физически тренированный мозг научается больше «выжимать» из этого процесса. В результате при любой последующей мышечной деятельности у подопытных, предварительно «тренированных» животных содержание в головном мозгу богатых энергией фосфорных соединений более длительное время удерживается на нормальном уровне.
Любое физическое упражнение связано с концентрацией возбуждения и торможения в четко фиксированных участках коры головного мозга. И чем тренированнее человек, тем меньше участки коры работают при выполнении движения. На этом основан автоматизм.
Исследования биотоков работающих мышц показало, что вначале, когда человек только осваивает движение, в котором участвуют эти мышцы, период их активности — сокращения — чрезмерно затягивается, захватывает и период расслабления, отнимая время от отдыха. А потом нервные центры приучаются работать более оперативно, прекращают сокращение мышц в нужный момент и ни мгновением позже. Процессы возбуждения и торможения становятся подвижнее, реакции ускоряются. Это очень важный навык, он позволяет выкраивать время для отдыха, не прекращая деятельности.
И опять-таки необходимо подчеркнуть, что раз освоенное нервная система переносит и на другие виды своей деятельности. Вот пример. Спринтеры бегают на короткие дистанции, где нужна не столько выносливость, сколько молниеносность реакций, чтобы не упустить ни одного мгновения на старте и в считанные секунды бега собрать все возможности организма и вложить их в победу. Иное дело стайеры — бегуны на длинные дистанции. Им тоже нужны хорошие реакции, но все-таки в этом виде бега успех решает не точность старта, а выносливость, уравновешенность реакций, способность нервной системы долго поддерживать работоспособность на высоком уровне.
Таковы особенности этих спортивных специальностей. И оказывается, что тренировка в этих видах спорта накладывает отпечаток на подвижность нервных процессов вообще. Спринтерам и стайерам предлагали одинаковые задачи. На листке бумаги — наборы буквенных сочетаний. Среди них нужно подчеркнуть букву «С» и буквенную группу «СХКВ», а «ИС», «СКХВ» не подчеркивать. Время ограничено — 5 минут. У кого лучше шло дело? У спринтеров. По всем показателям они успели больше. Спринтеры зачеркивали «С» 193 раза, а стайеры—142, спринтеры оставили, как и требовалось, незачеркнутой группу «ИС» 29 раз, а стайеры — только 20. «СХКВ» спринтеры подчеркнули 48 раз, а похожую на нее «СКХВ» оставили без внимания 30 раз, а стайеры — соответственно только 25 и 20. Зато там, где требуется устойчивость внимания, а не быстрое переключение, там бегуны на длинные дистанции «обгоняют» скоростников.
Занятия физической культурой очень тесно связаны с деятельностью всех анализаторов, всех органов чувств организма. Особенно же важны зрение, мышечно-суставная и кожная чувствительность. И эти показатели качества деятельности нервной системы поддаются тренировке: опускается нижний порог ощущений, увеличивается степень различения. Например, баскетболист, тренирующийся в метании мяча б цель, становится зорче, метче.
Человек, который дружит со спортом, лучше соразмеряет усилия разных групп мышц,» чем тот, кто никогда не тренировался, не овладел даже простейшими спортивными квалификациями. А мастер далеко ушел в этом искусстве движений от новичка. У лыжников-мастеров, занявших в различных соревнованиях (прыжки, слалом и бег на дистанции 20 и 50 километров) первые десять мест, мышечно-суставная чувствительность оказалась в 1,5—2 раза выше чем у новичков, занявших в этих соревнованиях последние десять мест. Определялось ото с помощью специального прибора в градусах, показывающих величину отклонения амплитуды проверочного движения от заданной. Подобные же результаты были получены при исследовании соразмерности движений и у представителей других видов спорта: штангистов, легкоатлетов, фехтовальщиков и т. п. Конечно, острота мышечно-суставных ощущений сама по себе не страхует человека от нервных срывов, но это — полезное качество, не лишнее в жизни каждого. Никому ведь не хочется быть мешковатым, нескладным. Ощущение власти над своим телом дает человеку чувство уверенности, радость бытия. А нет ничего благотворнее для нервной системы, чем великолепное настроение.
Овладение секретами спортивного мастерства или навыками простых физических упражнений, таких, как катание на коньках и лыжах, комплекс гигиенической гимнастики, плавание, гребля, волейбол, баскетбол, бадминтон, лапта, городки и десятки других игр и упражнений, всегда сопряжено с перестройкой нервных процессов.
Вы первый раз вышли на лед. Держитесь за стул-салазки или за руку счастливчика, умеющего хорошо кататься. От мышц стопы и голени тревожным потоком идут, импульсы, один обгоняет другой, и каждый сигнализирует о бедствии. Трудно, ох как трудно поддерживать равновесие в этом положении, когда площадь опоры превратилась в узкую подоску! Из мозга с такой же быстротой мчатся распоряжения. Все ваше внимание сосредоточено на их выполнении, все силы — чтоб только не упасть. Вы даже не замечаете, что судорожно сжимаете рукой вторую, верхнюю точку опоры.
В следующий раз стало чуточку легче. Вы уже осмелились оторвать взгляд от коварной глади льда, легче стало спинке стула или руке вашего спутника. Вы стоите почти уверенно и даже подумываете о том, что нужно отработать толчок. Носком, оказывается, и впрямь неудобно отталкиваться. А к концу часа выясняется, что ноги не так устали. Мышцы стали работать более толково, потому что нервная система дает им меньше приказаний. Начали образовываться условные рефлексы, необходимые для умения кататься на коньках.
С каждым выходом на лед вы приобретаете все больше уверенности в своих движениях и действительно совершенствуете их. Вначале вы широко размахивали руками и очень слабо действовали ногами. А потом вы заставили себя «расковать» ноги, а руки прижали к туловищу. Иногда даже коротко рубите рукой воздух — почти как настоящий конькобежец.
Правда, до свободного красивого скольжения еще очень далеко, но при некоторой настойчивости этот путь будет пройден.
Способность выучиться кататься на коньках, освоить что-то новое, изменить прежние навыки, способность человека к безграничному совершенствованию существует только потому, что нервная система обладает пластичностью и может постоянно перестраивать свои процессы, формировать новые условные связи, а старые ликвидировать и изменять.
Физкультура и спорт неизмеримо обостряют эту способность, потому что в процессе занятий и тренировок человек все время совершенствует свои навыки, осваивает новые упражнения или отрабатывает детали технических приемов. И значение всего этого нового, что он осваивает, выходит далеко за рамки улучшения данного движения.
Гимнастика мышц с большим правом может называться гимнастикой нервной системы. Не случайно комплексы гигиенической и производственной гимнастики обновляются обычно каждые две недели. Это делается для того, чтобы не осталась без работы нервная система, чтобы она получала новые задания. Овладение новым упражнением в гигиенической гимнастике не самоцель, а лишь средство тренировки мобильности нервной системы.
Мировая спортивная практика окончательно отказалась от односторонней, сугубо специализированной тренировки, хотя, казалось, именно такой, бьющий в одну точку, метод способен быстрее привести к росту достижений. Нервная система заставила и здесь уважать свой приоритет.
Профессор Н. Г. Озолин вспоминает, как в дни его спортивной юности, когда теория совершенствования в спорте не была столь развита и аргументирована, как сегодня, пытались вырастить рекордсмена из пятнадцатилетнего мальчика. Тогда рекорд страны в беге на 100 метров был 10,7 секунды, и долго никто не мог его превзойти. И вот появился талантливый подросток, который пробежал стометровку за 11,3 секунды. На него обратили внимание, пригласили на систематические тренировки. Но, к сожалению, эта звезда так и не сверкнула на спортивном небосклоне. Оказалось, что тренер в программу занятий включал только бег на короткие дистанции. «Чтобы быстро бегать, надо бегать» — вот его формула подготовки спринтера. И это большая ошибка.
Теперь никто не повторяет подобных заблуждений. Штангиста можно увидеть и на гимнастическом снаряде и на беговой дорожке, а конькобежец «не брезгует» гирями и лодочным веслом. В планах тренировочных занятий любого мастера спорта — футболиста или баскетболиста, стрелка или метателя диска, мотогонщика или боксера — всюду отведены часы на кроссы, гимнастику, плавание, лыжи и другие виды спорта. Только разносторонность занятий может привести человека к физическому совершенству.
Многочисленные исследования не оставляют и тени сомнения в том, что новые условные рефлексы образуются на базе старых, как бы вырастают из следов прошлого опыта. Условные связи, внезапно возникающие в процессе творческой активности коры больших полушарий головного мозга, являются как бы вторым, третьим цветением многолетнего растения, которое утратило в неблагоприятное время года свою листву, но сохранило корни. Вот почему чем богаче в прошлом различными условными связями кора головного мозга, тем больше она может совершить в настоящем.