Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физические нагрузки (физкультура) вызывают улучшение жизнедеятельности организма человека

Рубрика: Всем

Физические нагрузки (физкультура) вызывают улучшение жизнедеятельности организма человекаТочные биохимические исследования последних лет по­казали, что многократно повторяющиеся интенсивные, но не чрезмерные физические нагрузки вызывают улучшение всех показателей жизнедеятельности организма. Не состав­ляют исключения и биохимические показатели самой центральной нервной системы. Речь идет об уровне в моз­гу фосфорных соединений, несущих в себе богатый запас энергии. Чем больше этих соединений, тем дольше нервные клетки не будут истощаться.

В опытах па животных выяснилось, что «эксперимен­тальная тренировка» их увеличивала буферные свойства ткани головного мозга, то есть ее способность отстоять свои фосфорные соединения от расходования, и увеличивала потенциальные возможности окислительного процесса. Ведь энергия освобождается в результате окисления, а фи­зически тренированный мозг научается больше «выжи­мать» из этого процесса. В результате при любой после­дующей мышечной деятельности у подопытных, предвари­тельно «тренированных» животных содержание в голов­ном мозгу богатых энергией фосфорных соединений более длительное время удерживается на нормальном уровне.

Любое физическое упражнение связано с концентраци­ей возбуждения и торможения в четко фиксированных участках коры головного мозга. И чем тренированнее че­ловек, тем меньше участки коры работают при выполнении движения. На этом основан автоматизм.

Исследования биотоков работающих мышц показало, что вначале, когда человек только осваивает движение, в котором участвуют эти мышцы, период их активности — сокращения — чрезмерно затягивается, захватывает и пе­риод расслабления, отнимая время от отдыха. А потом нервные центры приучаются работать более оперативно, прекращают сокращение мышц в нужный момент и ни мгновением позже. Процессы возбуждения и торможения становятся подвижнее, реакции ускоряются. Это очень важный навык, он позволяет выкраивать время для отды­ха, не прекращая деятельности.

И опять-таки необходимо подчеркнуть, что раз освоен­ное нервная система переносит и на другие виды своей деятельности. Вот пример. Спринтеры бегают на короткие дистанции, где нужна не столько выносливость, сколько молниеносность реакций, чтобы не упустить ни одного мгновения на старте и в считанные секунды бега собрать все возможности организма и вложить их в победу. Иное дело стайеры — бегуны на длинные дистанции. Им тоже нужны хорошие реакции, но все-таки в этом виде бега успех решает не точность старта, а выносливость, уравно­вешенность реакций, способность нервной системы долго поддерживать работоспособность на высоком уровне.

Таковы особенности этих спортивных специальностей. И оказывается, что тренировка в этих видах спорта накла­дывает отпечаток на подвижность нервных процессов во­обще. Спринтерам и стайерам предлагали одинаковые за­дачи. На листке бумаги — наборы буквенных сочетаний. Среди них нужно подчеркнуть букву «С» и буквенную группу «СХКВ», а «ИС», «СКХВ» не подчеркивать. Время ограничено — 5 минут. У кого лучше шло дело? У спринте­ров. По всем показателям они успели больше. Спринтеры зачеркивали «С» 193 раза, а стайеры—142, спринтеры оставили, как и требовалось, незачеркнутой группу «ИС» 29 раз, а стайеры — только 20. «СХКВ» спринтеры под­черкнули 48 раз, а похожую на нее «СКХВ» оставили без внимания 30 раз, а стайеры — соответственно только 25 и 20. Зато там, где требуется устойчивость внимания, а не быстрое переключение, там бегуны на длинные дистанции «обгоняют» скоростников.

Занятия физической культурой очень тесно связаны с деятельностью всех анализаторов, всех органов чувств ор­ганизма. Особенно же важны зрение, мышечно-суставная и кожная чувствительность. И эти показатели качества деятельности нервной системы поддаются тренировке: опу­скается нижний порог ощущений, увеличивается степень различения. Например, баскетболист, тренирующийся в метании мяча б цель, становится зорче, метче.

Человек, который дружит со спортом, лучше соразмеря­ет усилия разных групп мышц,» чем тот, кто никогда не тренировался, не овладел даже простейшими спортивными квалификациями. А мастер далеко ушел в этом искусстве движений от новичка. У лыжников-мастеров, занявших в различных соревнованиях (прыжки, слалом и бег на ди­станции 20 и 50 километров) первые десять мест, мышечно-суставная чувствительность оказалась в 1,5—2 раза выше чем у новичков, занявших в этих соревнованиях по­следние десять мест. Определялось ото с помощью специ­ального прибора в градусах, показывающих величину от­клонения амплитуды проверочного движения от заданной. Подобные же результаты были получены при исследо­вании соразмерности движений и у представителей других видов спорта: штангистов, легкоатлетов, фехтовальщиков и т. п. Конечно, острота мышечно-суставных ощущений са­ма по себе не страхует человека от нервных срывов, но это — полезное качество, не лишнее в жизни каждого. Ни­кому ведь не хочется быть мешковатым, нескладным. Ощу­щение власти над своим телом дает человеку чувство уве­ренности, радость бытия. А нет ничего благотворнее для нервной системы, чем великолепное настроение.

Овладение секретами спортивного мастерства или на­выками простых физических упражнений, таких, как ката­ние на коньках и лыжах, комплекс гигиенической гимнас­тики, плавание, гребля, волейбол, баскетбол, бадминтон, лапта, городки и десятки других игр и упражнений, всегда сопряжено с перестройкой нервных процессов.

Вы первый раз вышли на лед. Держитесь за стул-салаз­ки или за руку счастливчика, умеющего хорошо кататься. От мышц стопы и голени тревожным потоком идут, им­пульсы, один обгоняет другой, и каждый сигнализирует о бедствии. Трудно, ох как трудно поддерживать равновесие в этом положении, когда площадь опоры превратилась в узкую подоску! Из мозга с такой же быстротой мчатся распоряжения. Все ваше внимание сосредоточено на их выполнении, все силы — чтоб только не упасть. Вы даже не замечаете, что судорожно сжимаете рукой вторую, верхнюю точку опоры.

В следующий раз стало чуточку легче. Вы уже осмели­лись оторвать взгляд от коварной глади льда, легче стало спинке стула или руке вашего спутника. Вы стоите почти уверенно и даже подумываете о том, что нужно отработать толчок. Носком, оказывается, и впрямь неудобно отталки­ваться. А к концу часа выясняется, что ноги не так устали. Мышцы стали работать более толково, потому что нервная система дает им меньше приказаний. Начали образовы­ваться условные рефлексы, необходимые для умения ка­таться на коньках.

С каждым выходом на лед вы приобретаете все больше уверенности в своих движениях и действительно совершен­ствуете их. Вначале вы широко размахивали руками и очень слабо действовали ногами. А потом вы заставили се­бя «расковать» ноги, а руки прижали к туловищу. Иногда даже коротко рубите рукой воздух — почти как настоящий конькобежец.

Правда, до свободного красивого скольжения еще очень далеко, но при некоторой настойчивости этот путь будет пройден.

Способность выучиться кататься на коньках, освоить что-то новое, изменить прежние навыки, способность чело­века к безграничному совершенствованию существует только потому, что нервная система обладает пластично­стью и может постоянно перестраивать свои процессы, формировать новые условные связи, а старые ликвидиро­вать и изменять.

Физкультура и спорт неизмеримо обостряют эту спо­собность, потому что в процессе занятий и тренировок че­ловек все время совершенствует свои навыки, осваивает новые упражнения или отрабатывает детали технических приемов. И значение всего этого нового, что он осваивает, выходит далеко за рамки улучшения данного движения.

Гимнастика мышц с большим правом может называться гимнастикой нервной системы. Не случайно комплексы гигиенической и производственной гимнастики обновляют­ся обычно каждые две недели. Это делается для того, что­бы не осталась без работы нервная система, чтобы она по­лучала новые задания. Овладение новым упражнением в гигиенической гимнастике не самоцель, а лишь средство тренировки мобильности нервной системы.

Мировая спортивная практика окончательно отказалась от односторонней, сугубо специализированной тренировки, хотя, казалось, именно такой, бьющий в одну точку, метод способен быстрее привести к росту достижений. Нервная система заставила и здесь уважать свой приоритет.

Профессор Н. Г. Озолин вспоминает, как в дни его спортивной юности, когда теория совершенствования в спорте не была столь развита и аргументирована, как се­годня, пытались вырастить рекордсмена из пятнадцатилет­него мальчика. Тогда рекорд страны в беге на 100 метров был 10,7 секунды, и долго никто не мог его превзойти. И вот появился талантливый подросток, который пробежал сто­метровку за 11,3 секунды. На него обратили внимание, пригласили на систематические тренировки. Но, к сожале­нию, эта звезда так и не сверкнула на спортивном небо­склоне. Оказалось, что тренер в программу занятий вклю­чал только бег на короткие дистанции. «Чтобы быстро бе­гать, надо бегать» — вот его формула подготовки спринте­ра. И это большая ошибка.

Теперь никто не повторяет подобных заблуждений. Штангиста можно увидеть и на гимнастическом снаряде и на беговой дорожке, а конькобежец «не брезгует» гирями и лодочным веслом. В планах тренировочных занятий лю­бого мастера спорта — футболиста или баскетболиста, стрелка или метателя диска, мотогонщика или боксера — всюду отведены часы на кроссы, гимнастику, плавание, лыжи и другие виды спорта. Только разносторонность за­нятий может привести человека к физическому совер­шенству.

Многочисленные исследования не оставляют и тени сомнения в том, что новые условные рефлексы образуются на базе старых, как бы вырастают из следов прошлого опыта. Условные связи, внезапно возникающие в процессе творческой активности коры больших полушарий головного мозга, являются как бы вторым, третьим цветением много­летнего растения, которое утратило в неблагоприятное вре­мя года свою листву, но сохранило корни. Вот почему чем богаче в прошлом различными условными связями кора головного мозга, тем больше она может совершить в на­стоящем.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.