Физические упражнения для детей раннего и дошкольного возраста
Рубрика: Упражнения для детейОдним из средств физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста является физическая культура. Она включает массаж и гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения, а также закаливание.
Массаж — это механическое воздействие специальными приемами (поглаживание, поколачивание, растирание, разминание и др.) на кожу с определенной силой и в определенной последовательности. Он оказывает на организм разнообразное влияние.
Массаж назначается в зависимости от физиологических особенностей малыша. Общий массаж преобладает в занятиях с детьми до 6 месяцев, после 6 месяцев продолжают массаж спины, живота и стоп, т. е. наиболее нуждающихся в этом мышечных групп. Постепенно после 6 месяцев жизни ребенка массаж вытесняется гимнастическими упражнениями.
Гимнастические упражнения делятся на активные, рефлекторные и пассивные. Активные упражнения — это произвольные упражнения, которые ребенок делает самостоятельно. Рефлекторные возникают, непосредственно в ответ на раздражение кожно-мышечно-нервного аппарата (например, «подтанцовывание» для детей 3—4 месяцев). Пассивные упражнения производит взрослый. Это движения, при которых не обязательно активное участие самого ребенка (например, скрещивающие движения руками или сгибание и разгибание ног).
Массаж и гимнастику назначают каждому здоровому ребенку начиная с 1,5—2 месяцев. Проведению массажа и гимнастики мать обучается в детской поликлинике. Эти мероприятия проводят в хорошо проветренной комнате. Температура воздуха при этом в помещении должна быть не выше 20—22°. Массаж и гимнастика проводятся только при нормальной температуре тела ребенка, до кормления, длительность занятий не должна превышать 5—10 минут.
Во время выполнения упражнений у ребенка поддерживают положительный эмоциональный тонус, радостное настроение, не допускают переутомления. Занятия гимнастикой сопровождают ласковым разговором с ребенком.
В течение первого года жизни детям назначают 5 комплексов физических упражнений (массажа и гимнастики). При этом врач учитывает физиологические возрастные и индивидуальные особенности центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата ребенка с тем, чтобы обеспечить его правильное физическое развитие (о гимнастических комплексах см. на с. 30).
На втором и третьем году жизни у ребенка необходимо отрабатывать качество движений, так как, во-первых, это связано с развитием определенных мышечных групп; во-вторых, уже с этого возраста можно начать формировать ловкость, способность преодолевать препятствия; это предварительный этап в овладении спортивными навыками.
В дошкольном учреждении физической культуре придается большое значение. В работе с детьми второго и третьего года жизни большое внимание продолжают уделять развитию двигательных навыков (ходьбе, лазанью, бегу и т. п.). На физкультурных занятиях с детьми этого возраста решается несколько основных задач, которые непременно учитывают при составлении каждого гимнастического комплекса: научить ребенка правильно ходить; воспитывать чувство равновесия; обеспечить профилактику плоскостопия; способствовать развитию координации движений, воспитанию правильной осанки.
Формирование правильной осанки — одна из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование всего организма и его отдельных систем. При неправильной осанке (например, при круглой спине) особенно страдают органы дыхания: сдавливаются верхушки легких, при этом уменьшается их вентиляция, нарушается правильное дыхание (оно становится поверхностным), снижается жизненная емкость легких и подвижность грудной клетки. Все это приводит к более ч-астым заболеваниям дыхательных путей.
В физкультурные занятия -детей третьего года жизни включают игровые элементы, используя специальные пособия (деревянная лесенка, скамейка; .корзина, сетка, обруч и кольцо для забрасывания мячей, гимнастическая палка и др.).
Гимнастические упражнения следует проводить из различных исходных положений (из вертикального, положения сидя, лежа на спине, на животе, на боку).