Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физические упражнения для детей раннего и дошкольного возраста

Рубрика: Упражнения для детей

Одним из средств физического воспитания детей раннего и до­школьного возраста является физическая культура. Она включает массаж и гимнастику, физкультурные занятия, подвижные игры, спортивные упражнения, а также закаливание.

Массаж — это механическое воздействие специальными прие­мами (поглаживание, поколачивание, растирание, разминание и др.) на кожу с определенной силой и в определенной последовательности. Он оказывает на организм разнообразное влияние.

Массаж назначается в зависимости от физиологических особен­ностей малыша. Общий массаж преобладает в занятиях с детьми до 6 месяцев, после 6 месяцев продолжают массаж спины, живота и стоп, т. е. наиболее нуждающихся в этом мышечных групп. Посте­пенно после 6 месяцев жизни ребенка массаж вытесняется гимнас­тическими упражнениями.

Гимнастические упражнения делятся на активные, рефлекторные и пассивные. Активные упражнения — это произвольные упражне­ния, которые ребенок делает самостоятельно. Рефлекторные возни­кают, непосредственно в ответ на раздражение кожно-мышечно-нервного аппарата (например, «подтанцовывание» для детей 3—4 месяцев). Пассивные упражнения производит взрослый. Это движе­ния, при которых не обязательно активное участие самого ребенка (например, скрещивающие движения руками или сгибание и разги­бание ног).

Массаж и гимнастику назначают каждому здоровому ребенку начиная с 1,5—2 месяцев. Проведению массажа и гимнастики мать обучается в детской поликлинике. Эти мероприятия проводят в хо­рошо проветренной комнате. Температура воздуха при этом в поме­щении должна быть не выше 20—22°. Массаж и гимнастика прово­дятся только при нормальной температуре тела ребенка, до корм­ления, длительность занятий не должна превышать 5—10 минут.

Во время выполнения упражнений у ребенка поддерживают поло­жительный эмоциональный тонус, радостное настроение, не допус­кают переутомления. Занятия гимнастикой сопровождают ласковым разговором с ребенком.

В течение первого года жизни детям назначают 5 комплексов физических упражнений (массажа и гимнастики). При этом врач учитывает физиологические возрастные и индивидуальные особен­ности центральной нервной системы и опорно-двигательного аппа­рата ребенка с тем, чтобы обеспечить его правильное физическое развитие (о гимнастических комплексах см. на с. 30).

На втором и третьем году жизни у ребенка необходимо от­рабатывать качество движений, так как, во-первых, это связано с развитием определенных мышечных групп; во-вторых, уже с этого возраста можно начать формировать ловкость, способность прео­долевать препятствия; это предварительный этап в овладении спортивными навыками.

В дошкольном уч­реждении физической культуре придается боль­шое значение. В работе с детьми второго и третьего года жизни большое внимание про­должают уделять раз­витию двигательных на­выков (ходьбе, ла­занью, бегу и т. п.). На физкультурных заня­тиях с детьми этого воз­раста решается не­сколько основных за­дач, которые непремен­но учитывают при со­ставлении каждого гим­настического комплек­са: научить ребенка правильно ходить; вос­питывать чувство рав­новесия; обеспечить профилактику плоско­стопия; способствовать развитию координации движений, воспитанию правильной осанки.

Формирование правильной осанки — одна из важнейших задач физического воспитания детей дошкольного возраста. Правильная осанка обеспечивает нормальное функционирование всего организма и его отдельных систем. При неправильной осанке (например, при круглой спине) особенно страдают органы дыхания: сдавливаются верхушки легких, при этом уменьшается их вентиляция, нарушается правильное дыхание (оно становится поверхностным), снижается жизненная емкость легких и подвижность грудной клетки. Все это приводит к более ч-астым заболеваниям дыхательных путей.

В физкультурные занятия -детей третьего года жизни включают игровые элементы, используя специальные пособия (деревянная лесенка, скамейка; .корзина, сетка, обруч и кольцо для забрасы­вания мячей, гимнастическая палка и др.).

Гимнастические упражнения следует проводить из различных исходных положений (из вертикального, положения сидя, лежа на спине, на животе, на боку).

child_health_06


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.