Физическое воспитание ребенка в семье и школе
Рубрика: Родителям и детямОсуществляя физическое воспитание как органическую часть воспитания, семья и школа стремятся укрепить здоровье, полностью развить физические силы и способности каждого ребенка, привить ему гигиенические и двигательные навыки, развить необходимые умения.
Физическое воспитание ребенка со дня рождения и до трёх лет ведется в семье при консультации врачей-педиатров; кроме того, имеется широкая сеть детских ясель, где за детьми ухаживают квалифицированные воспитательницы.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста (от трех до семи лет) осуществляется в семье и детских садах. В детском саду организовано правильное хорошее питание, дети приучаются соблюдать гигиенический режим, приобретают гигиенические навыки и привычки; большое место уделено закаливанию организма водой, солнечными лучами, воздухом, физическими упражнениями, играми, а также и физическим трудом; дети ежедневно проделывают утреннюю гимнастику, прогулки; в зимнее время организуют катание на санках, лыжах, игры на снеговой площадке. В летние месяцы детские сады вывозят ребят за город, туда, где условия местности наиболее благоприятны для укрепления здоровья и физического развития детей.
В школе широко организована работа по физическому воспитанию учащихся. Два раза в неделю в каждом классе проводятся уроки гимнастики и игр, зимой — лыжной подготовки. На уроках по общеобразовательным предметам (русский язык и др.) учащиеся занимаются в просторных, хорошо освещенных и проветренных классах; учителя воспитывают в детях гигиенические, полезные для здоровья, привычки — прямо сидеть за партой, не сорить, организованно входить и выходить из класса и т. п. На уроках с детьми младшего школьного возраста (1—2-е классы) проводятся физкультурные минутки, включающие 2—3 физических упражнения. Учитель организует физкультурную минутку, когда видит, что внимание детей утомлено еще не привычным умственным трудом.
Во многих школах учебный день начинается десятиминутной гимнастикой, а на переменах дети играют, бегают и прыгают на пришкольной площадке под наблюдением учителей.
Огромную работу ведет школа, развивая детскую физкультурную самодеятельность, инициативу, организованность, широко осуществляя физическое воспитание в порядке внеклассных занятий. С этой целью в неурочное время с младшими школьниками проводят подвижные игры, гимнастические упражнения, катание на санках и лыжах, прогулки и экскурсии.
Для ребят 3—4-х классов организуют кружок физической культуры, в котором они под руководством учителя или специально подготовленного ученика старшего возраста (9—11-го класса) занимаются гимнастикой, играми, лыжной подготовкой. Учащиеся 5—11-х классов, заинтересовавшиеся гимнастикой и спортом, объединяются в школьном коллективе физической культуры. В коллективе создаются секции по гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм и другим видам спорта. Школьники, занимающиеся в той или иной секции, делятся на группы по 20—25 человек в соответствии с возрастом, полом, физической подготовленностью и состоянием здоровья. Практические занятия с каждой секционной группой проводятся 1—2 раза в неделю.
Кроме кружковых и секционных занятий, школа организует массовые формы физкультурной работы, охватывающие всех учащихся. Наибольшее значение в массовой работе имеют проводимые в неурочное время занятия и соревнования по играм и различным видам спорта. Соревнования организуются сначала в каждом классе в отдельности. Здесь выявляются школьники, лучшие по физической подготовленности. Из их числа формируются команды, защищающие спортивную честь своих классов на первенство школы.
Начиная с тринадцати лет, ребята участвуют в спортивных соревнованиях с другими школами на первенство своего района и города.
В летние каникулы для школьников организуют загородные и городские лагери, где физическое воспитание является одним из важнейших разделов работы. В лагерях много внимания уделяется туристским походам.
Правильно организованные занятия спортом и спортивные соревнования чрезвычайно полезны для молодежи. Школьники приучаются к систематической физической тренировке, так как лишь в результате систематических занятий растут спортивные достижения, к которым стремится молодежь. Каждая спортивная тренировка и соревнование требуют от школьников значительных физических и психических напряжений. Человек, привыкший к таким напряжениям, достигает больших результатов и в трудовой деятельности, где также приходится нести значительные психические и физические нагрузки.
Хорошо организованный в школе спорт сплачивает ребят в дружный коллектив, содействует повышению успеваемости в школьной учебе.
Поощряя участие детей в спортивной жизни, родители и школа должны правильно организовать это большое и важное дело. Во-первых, нужно внимательно следить, чтобы увлечение спортом не принимало характера всепоглощающей страсти, нужно указывать и на другие стороны деятельности. Во-вторых, нужно вызывать у мальчика или у девочки гордость не только своим личным успехом, а также гордость успехом команды или организации. Нужно также умерять всякую хвастливость, воспитывать уважение к силе противника, обращать внимание на организованность, тренировку, дисциплину в команде. Нужно, наконец, добиваться спокойного отношения к удачам и неудачам.
Чем лучше поставлена работа по физической культуре и спорту в школе, тем шире развертывается массовое физкультурное движение в стране и тем в большей мере повышаются спортивные достижения молодежи.
Некоторые родители с момента поступления ребенка в школу перестают заботиться о его физическом воспитании. В отдельных случаях мать и отец запрещают своим детям заниматься спортом, а иной раз, ссылаясь на будто бы слабое здоровье ребенка, пытаются освободить его и от обязательных уроков гимнастики, игр и лыжной подготовки. Это большая ошибка. «Охранять» детей от физической культуры и спорта — это значит препятствовать их всестороннему физическому развитию и улучшению здоровья.
У родителей и школы должно быть единство взглядов и единство действий в воспитании детей. Только при этом условии воспитание даст положительные результаты. И родители и школа обязаны поощрять и организовывать физкультурную самодеятельность детей, заботиться об их всестороннем физическом развитии и повышении спортивного мастерства.