Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Формы активного отдыха детей

Рубрика: Упражнения и игры для детей

В детских садах Норильска широко практикуются такие фор­мы активного отдыха детей, как физкультурные досуги и спор­тивные праздники.

Цель физкультурного досуга— доставить детям удовольст­вие, создать радостное настроение. Поэтому их программное со­держание составляется из любимых игр и упражнений, интерес­ных зрелищных спортивных номеров, в которых участвуют дети, а Также взрослые — воспитатель и родители.

Вечера физкультурного досуга проходят примерно 1 раз в месяц зимой и 1 раз в 2—3 недели летом, преимущественно для дошкольников старших и подготовительных к школе групп. Обыч­но в программу досуга воспитатели включают 1—2 подвижные игры, аттракционы, шутки, веселые хороводы и т. п. Программа досуга строится таким образом, чтобы каждый последующий но­мер был логично связан с предыдущим, а нагрузка возрастала. Затруднения вызывает правильный подбор материала для одного занятия: воспитатели не отражают в своих планах такие важные моменты, как способ организации коллектива на занятиях, от ко­торого во многом зависит эффективность его, схематично, некон­кретно называют учебную задачу занятия, цель проведения по­движных игр.

В связи с этим встал вопрос о поисках таких форм планиро­вания, которые позволили бы легко проследить систему работы по развитию движений за прошедший отрезок времени и наметить дальнейшую работу в соответствии с требованиями программы, на основе всестороннего учета сделанного, обеспечить тем самым преемственность, последовательность, постепенность в обучении детей двигательным навыкам.

Формы работы по развитию движений определены програм­мой и методикой. В норильских детских садах с целью компенса­ции дефицита движений в условиях Крайнего Севера введены до­полнительные формы работы, увеличена частотность их. Наиме­нование всех мероприятий по развитию движений и их количе­ственное распределение в течение недели и месяца по возраст­ным группам дано в таблице 9.

Содержание работы по развитию движений на занятиях по­строено в основном на формировании у детей навыков выполне­ния основных видов движений и общеразвивающих упражнений.

Анализ программы по группам позволяет определить после­довательность обучения двигательным навыкам по каждому из основных движений. Эту последовательность необходимо учиты­вать при планировании работы по развитию движений.

Ходьба и бег —по одному, в одном направлении, врассыпную, небольшими группами и всей группой, по кругу, взявшись за ру­ки, в колонне парами, свободно по кругу, с остановкой по сигна­лу, со сменой ведущих, парами, свободно, между расставленными предметами, сменой направления; чередовать ходьбу с бегом, высоко поднимая колени, на носках, широким шагом, увеличи­вать «полетность бега» по указанию воспитателя; самостоятель­но менять направление, ходить и бегать «змейкой», менять темп движения, самостоятельно и по сигналу делать повороты в дви­жении, пробегать под вертящейся веревкой, ходить и бегать с преодолением препятствий, с увертыванием и наперегонки.

Равновесие — вначале выполнять всевозможные упражнения на полу, затем использованием предметов (перешагивание че­рез них); ходить по низким устройствам — доски, веревки, а за­тем по приподнятым — скамья, бревно; сохранять равновесие на уменьшенной площади опоры — на одной ноге, узкой планке доски; сохранять равновесие на подвижной опоре—-набивной мяч, качающийся мостик; упражнения в кружении; остановки в прыжках, беге.

Прыжки — вначале разучивать пружинистые полуприседания, подпрыгивания на двух ногах; спрыгивать, перепрыгивать через предмет с места; прыгать в высоту с места, в длину с места, в высоту с разбега, в длину с разбега.

Метание — ловить мячи крупного диаметра, катать, бросать мяч вверх и с отскоком о землю( стараясь поймать его); бросать мячи вперед, вдаль, в цель; бросать мяч о землю и ловить его, подбрасывая вверх и ловить; перебрасывать мячи друг другу; бросать предмет снизу в цель; набрасывать кольца на палку; ка­тать обручи; перебрасывать мяч через сетку двумя руками и ло­вить его; бросать мелкие мячи и другие предметы вдаль правой и левой рукой, в горизонтальную цель; забрасывать мяч в коль­цо, бросать и ловить разными способами: снизу, из-за головы, одной рукой, с хлопками; попадать в движущуюся горизонталь­ную и вертикальную цель левой и правой рукой.

Лазанье — начинать с упражнения в подлезании, переполза­нии на четвереньках (на коленях и кистях, коленях и предплечьях, руках и стопах); подлезать на четвереньках, иолуприсев; лазать по горизонтальным, затем наклонным и вертикальным лесенкам; лазать по доскам, скамейкам, бревну (разными способами); ла­зать, используя приемы перелезаиия, пролезания, подлезания.

Усложнение задания зависит и от расстояний: бросить выше, дальше, прыгнуть дальше, выше и т. д. Расстояния эти четко оп­ределены в «Программе воспитания в детском саду». Включение основных движений в игровую ситуацию (подвижные игры, спор­тивные развлечения) также усложняет задание.

Таблица 9

child_health_27

Нарастание сложности в обучении общеразвивающим упраж­нениям идет по пути усложнения структуры упражнений, техни­ки их выполнения. Например, в младшей группе дети не должны обязательно выпрямлять ноги при наклонах, разводить колени при приседании; в старших группах эти требования обязатель­ны при выполнении упражнений. Использование различных пред­метов также усложняет задание.

Понимание последовательности в усложнении материала при обучении детей двигательным-навыкам — обязательное условие правильного планирования работы. Поквартальное распределе­ние программного материала по разделу «Развитие движений» облегчает эту задачу. Однако практика работы показала, что у воспитателей вызывает затруднение и распределение кварталь­ного материала программы по конкретным занятиям: как часто брать тот или иной вид движений, через какой промежуток вре­мени его повторять? какие виды движений можно сочетать на одном занятии?

Чтобы связать квартальный материал программы по разви­тию движений с содержанием занятий текущего месяца и обес­печить определенную перспективу в работе по основной форме организации обучения — занятиям, воспитателям детских садов было предложено составить квартальную сетку физкультурных занятий. Пример планирования (средняя группа) дается в таб­лице 10.

Таблица 10

3 марта 10 марта 17 марта 24 марта
1.     Ходьба и бег по кругу, по
доске, между предметами

2.     Подлезание под Ееревку
(45 см). Полуприсев—проги­
бать спину, не опираться
на руки. Игра «Самолеты»

1.  Прыжки на двух ногах
через предметы (кубы рззм.
Ш—15 см, палки). Отрабаты­
вать сильный толчок

2.   Лазанье по наклонной
лестнице—приставным и пере­
менным шагом. Игра «Мы­
ши в кладовой»

1.    Прокатывание мяча в во­
рота {расст. 2 м)

2.    Бросание мяча в корзину

(диам. 40 см) прашй и левой рукой, расст. 2,5 м. Учить целиться, бросать снизу. Свободные действия с мячом

1.      Лазанье по вертикальной
лестнице приставным и пере­
менным шагом

2.    Прыжки с места через
веревку (высота 25 см). Игра
«Зайцы и волки»

1 апреля 8 апреля 15 апреля 23 апреля
1.  Бросание мяча в корзину
(диам. 40 см) левой и правой
рукой, расст. 3 м.

2.          Бросание мяча друг другу, расст. 2 м. Ловить мяч, не напрягая кисти рук, не при­жимая его к себе. Игра «Жмурки»

1.  Ходьба по канату боко­вым приставным шагом

2.Перепрыгивание через ручейки (ширина 30 см)

3.  Лазанье по наклонной и

вертикальной лестницам пере­менным шагом. Игра «Солны­шко и дождик»

1. Пролезание в обруч (диам. 30 см)

2. Катание обручей друг другу и свободнее (расст. 2 м). Учить правильному положению рук при толчке, толкать вперед снизу. Игра «Докати обруч до черты»

1.  Подтягивание по скамье на
животе хватом рук сверху

2.  Ходьба по скамье с мешочком
на голове. Игра «Лягушки в болоте»

5 мая

12 мая

19 мая

26 мая

1. Катание обручей друг другу (расст. 3 м)

2. Катание обручей по прямой дорожке (шир. 40 см)

3. Бег «змейкой» между пре­дметами. Бежать, не заме­дляя движения, не толкаясь. Игра «Кто остался без домика»

1. Ходьба по скамье с мешочком на голове и пере­шагиванием через куб (20 см)

2. Прыжок через качающую­ся веревку с места {25 см). Игра «Зайцы и волк»

1. Бросание и ловля мяча друг другу снизу. Придер­живаться точного направле­ния при броске

2. Бросание мяча в корзину (расст. 2,5 м) от плеча ле­вой и правой рукой. Учить энергичному действию кисти рук. Игра «Подбрось—поймай»

Контрольные занятия

1. Ходьба и бег по кругу, доске, «змейкой»

2. Ходьба по скамье с мешочком на голове и перешагивание через куб

3. Бросание мяча Друг в корзину

4. Прыжки в высоту с места (25 см)

5. Лазанье по вертикальной гимнастической лестнице пере­менным шагом

6.  Катание обручей друг другу. Игра по желанию детей

Итого: I) ходьба и бег—3; 2)прыжки—-5; 3) метание—10; 4)равновесие—4; 5) лазанье—7.

Согласно сложившейся практике работы в наших дошколь­ных учреждениях одно из двух физкультурных занятий в неделю является основным (оно проводится днем, содержание его стро­ится на новом материале или материале, плохо усвоенном деть­ми), второе— повторное (содержание его повторяет полностью или частично содержание основного занятия, цель занятия — упражнение детей в знакомых движениях).

В квартальном плане частично раскрывается содержание только, основных занятий. Таких занятий ежемесячно проводится 4, в квартал — 12, поэтому вся сетка-план делится на 12 граф. В каждой графе ставится дата основного занятия; перечисляются упражнения в основных видах движений и подвижная игра. Ко­личество упражнений в основных видах движений берется не более 2—3, в зависимости от содержания и сложности за­даний.

Игра — только одна, первая. Вторая игра (малой подвижно­сти) не включается. Общеразвивающие упражнения не вклю­чаются, чтобы не загромождать план. К тому же приемы обуче­ния общеразвивающим упражнениям часто повторяются. Содер­жание вводной части занятия состоит обычно из упражнений в различных видах ходьбы, перестроений, игр, знакомых детям, разученных ранее на занятиях; если задание берется впервые, оно включается в план.

В плане частично раскрывается только содержание основных занятий, чтобы, определив перспективу в работе, воспитатель мог, составляя квартальный план, дополнять основное содержа­ние, представленное в перспективном плане, другим материалом, учитывающим, в какой степени усвоены запланированные зада­ния детьми, каковы выявленные в процессе работы их навыки, возможности.

Чтобы правильно наметить конкретное содержание, необхо­димо определить количественное соотношение видов движений на квартал. Основных видов движений пять: 1) ходьба и бег (объединяем эти движения, так как они обычно используются на занятиях в комплексе); .2) прыжки; 3) равновесие; 4) бросание и ловля, метание; 5) лазанье.

В течение квартала на занятиях можно провести с детьми в среднем 25 упражнений в основных видах движений (из расче­та 12 занятий, на каждом по 2—3 задания). Значит, в среднем за квартал каждым из основных движений можно позаниматься на занятиях не менее 5 раз. Но, определяя количественное соот­ношение всех видов движений на квартал, необходимо также принять во внимание: а) количество программного материала на квартал по каждому виду движений; б) навыки детей; в) слож­ность упражнений; г) сезонность (включая в это понятие и ме­сто проведения занятий).

Учитывая все это, воспитатель подытоживает, сколько раз в течение квартала нужно позаниматься с детьми тем или иным движением, по необходимости отступая от среднего количества (5 раз) в ту или иную сторону.

Затем намечается количество новых подвижных игр на квар­тал, называются спортивные развлечения, которые нужно осво­ить за текущий квартал. Определив количество упражнений по каждому из видов движения, нужно распределить их в течение квартала, правильно подобрать по сочетанию движений.

Опыт работы по развитию движений детей подсказывает ос­новные принципы такого распределения и подбора. Навыки ходь­бы и бега усваиваются детьми тем лучше, чем чаще они упраж­няются, во многом на усвоении этих навыков сказываются общая физическая подготовленность детей, хорошая осанка, вы­правка.

В правильной ходьбе, беге дети имеют возможность уп­ражняться ежедневно на утренней гимнастике и гимнастике пос­ле дневного сна. Поэтому обучение на занятиях этим движениям включается значительно реже остальных (разучивание отдель­ных видов ходьбы, бега), хотя отработка техники выполнения проходит на всех занятиях. В связи с этим не имеет существен­ного значения, через какой промежуток времени включать эти движения для разучивания на занятиях.

Сложность упражнений в равновесии во многом зависит от высоты оборудования, его ширины, от содержания упражнения. С учетом этого воспитатель определяет, когда надо повторить взятое упражнение. Так, упражнения на скамье с выполнением заданий перешагнуть через предмет, присесть, повернуться, хо­дить по узкой рейке скамьи и т. п. являются наиболее сложны­ми. Для полного усвоения их следует повторять чаще, чем дру­гие упражнения в равновесии (через 3 недели, месяц). Освоение неременного шага при лазанье также проходит быстрее, если это задание повторяется не позднее чем через 2—3 недели.

Овладение детьми техникой прыжка в высоту проходит бы­стрее, если элементы прыжка отрабатываются на 2—3 занятиях подряд, следующих почти одно за другим. То же можно сказать и о метании, действии с мячами.

Таким образом, понимая сложность каждого движения, зная навыки детей, нужно определить, через какой отрезок времени это движение повторить. В среднем к одному и тому же виду движения необходимо возвращаться через каждые 3—5 недель. Последнее занятие квартала планируется как контрольное. Его цель — проверить усвоение наиболее сложных упражнений, разученных в течение квартала. Но на одном занятии невозможно повторить все упражнения, разученные детьми. Поэтому в план включаются упражнения, подлежащие контрольной проверке, но половина заданий дается на основном занятии, а вторая половина на повторном (вечернем) занятии той же недели. Итоги занятия показывают, какому виду движений следует уделить большее внимание в следующем квартале.

Когда упражнение включается в занятие, при нем указывается и дата занятия. Воспитателю при этом легче проследить, в каких .движениях дети упражнялись часто, в каких редко. Так как на каждое занятие берется не менее двух упражнений, то важно правильно подобрать их по сочетанию. Хорошо сочетаются уп­ражнения, дополняющие друг друга по нагрузке, например ме­тание и лазанье, равновесие и бег и т. д. Кроме того, на одном занятии можно заниматься одним видом движения (например, метание), но упражнения при этом целесообразно использовать разные. Мячи удобно использовать па протяжении всего занятия, упражняя детей в катании, ловле, бросании в цель и т. д. Необхо­димо учитывать также, что одно из заданий связано с обучением, а остальные берутся для закрепления навыков и, следовательно, требуют меньше времени.

При описании упражнений в плане кратко указывается, ка­кой элемент движения отрабатывается.

Подвижная игра подбирается в соответствии с содержанием занятия как дополняющая нагрузку или, наоборот, снижающая ее. Название новой игры подчеркивается, но правила игры не указываются.

На основании плана-сетки каждое физкультурное занятие подробно описывается в общем плане воспитательной работы с детьми, который составляется на две недели. В нем отражаются развернутые планы основных и повторных физкультурных заня­тий в соответствии с методическими требованиями.

Первое задание с новым движением дается на дневном (ос­новном) физкультурном занятии, в его основной части. Важно правильно подобрать сочетание отдельных частей занятия — вводной, основной, заключительной.

Вводная часть занятия подготавливает детей к нагрузке, ко­торую они получают при выполнении общеразвивающих упраж­нений, основных движений, подвижной игры; заключительная часть дает эмоциональную разрядку. Если обучение основным движениям несложно и не требует много времени для организа­ции, то целесообразно подобрать более сложные общеразвивающие упражнения, проводить Их с большей нагрузкой (с пред­метами, большее количество упражнений), и наоборот, если обу­чение основным движениям сложно и длительно по организации, комплекс общеразвивающих упражнений планируется менее сложный.

Индивидуальная работа с детьми также отражается в плане физкультурного занятия. Обследование развития движений де­тей в начале учебного года поможет выявить отстающих по каждому из основных видов движений. Работа с этими детьми пла­нируется особо. На одном занятии возможно индивидуально позаниматься не более чем с 2—3 детьми. Цель такой работы — не только подсказать способ правильного выполнения упражне­ний, но и дополнительно потренироваться в его выполнении. В конце плана занятий указываются фамилия, имя каждого отста­ющего ребенка и вид движения, которому необходимо учить его.

Помимо физкультурных занятий с детьми, у которых двига­тельные навыки недостаточно развиты, проводится систематиче­ская индивидуальная работа в свободное от занятий время. Пла­нируется она 2 раза в неделю, в первую или вторую половину дня, как короткое 5-минутное занятие в помещении группы или на прогулке. Воспитатель занимается с одним или несколькими детьми, имеющими отставание по одному и тому же виду движе­ния, при этом проводятся 1—2 упражнения по какому-либо дви­жению. Можно проводить эту работу чаще, чем 2 раза в неделю, используя время прогулок.

Так как цель физкультурного занятия очень тесно связана с содержанием его конкретных заданий, мы решили, что целесо­образнее указать ее не перед описанием занятия, а в процессе перечисления заданий, упражнений, указанных в плане.

По форме план составляется так:

1. Вводная часть. Перечисляются упражнения в ходьбе и пе­рестроениях, подвижная игра организационного характера или легкий бег. Количество заданий 3—5, в зависимости от сложно­сти и возрастной группы детей.

2. Основная часть.

а)         Общеразвивающие упражнения. Указывается исходное по­ложение для каждого упражнения (сначала ног, затем рук и т. д.), дается краткое описание его выполнения. Если упражнение подражательного характера, сначала указывается название, за­ тем описываются исходное положение и выполнение. Указыва­ется количество повторов каждого упражнения (4—6—10—16 раз, в зависимости от сложности упражнений и возрастной группы детей).

б)         Основные движения и подвижная игра. Перечисляются задания с указанием необходимого пособия, его размеров, называется количество повторов каждого задания к конкретная цель обучения. Указывается индивидуальная работа с детьми. Пишется название подвижной игры, даются виды движений, ис­пользуемые в ней, перечисляются правила игры.

3. Заключительная часть.

Называется игра малой подвижности; если она новая, пере­числяются правила; если вторая игра не включается в занятие, в плане ставится заключительная ходьба или какое-либо дру­гое упражнение.

Второе физкультурное занятие по своему содержанию может полностью повторить первое, так как основная цель его — повторить разученный материал первого занятия, предоставить детям возможность больше поупражняться в движениях для закрепле­ния приобретенных навыков. По длительности оно несколько ко­роче первого (па 3—5—8 мим). Оно может меняться по способу организации коллектива, иногда частично изменяется и содержа­ние его. Но основная задача первого занятия обязательно указы­вается и во втором.

Если второе занятие по способу организации коллектива и содержанию полностью повторяет первое, в плане оно не запи­сывается, а делается сноска на первое.

Если вводная часть и общеразвивающие упражнения повто­ряются, а обучение основным движениям меняется по способу организации коллектива (что обычно целесообразно делать для увеличения двигательной плотности второго занятия), тогда ком­плекс общеразвивающих упражнений в плане не пишется, а за­дания на освоение основных движений переписываются с указа­нием внесенных изменений. Приведем пример плана основного занятия во второй младшей группе:

1.         Вводная часть. Ходьба друг за другом, игра «Птички в гнездышках»— легкий бег врассыпную с остановкой и приседа­нием на сигнал «спрятались», ходьба на носках, пятках, пост­ роение в круг.

а) Упражнения:

2.         Основная:

1) «Петух хлопает крыльями». И.п. — стать прямо, руки опу­щены. Поднять руки в стороны-вверх, опустить вниз с хлопком по бедрам (8 раз).

2) «Дерево качается». И.п. — то же, руки в’ стороны. Накло­ниться вправо, влево (8 раз).

3) «Пружинки». И. п.— ноги вместе, руки на пояс. Полупри­сесть с опорой на носки (6 раз).

4) «Колобок». И.п.—лежа на спине, руки вытянуть за го­ловой. Покатиться вправо, затем влево (6 раз).

5) Прыжки на двух йогах (12 раз).

1. Основные движения:

2. Спрыгивание с кубов (высота 20 см). Учить детей спры­гивать мягко на полусогнутые ноги, приземляясь на носки (3—4 раза, выполнение поточное).

3. Ходьба на четвереньках («Мишка») с опорой на кисти рук и стопы ног. Закрепить навык правильного чередования дви­жений рук и ног; не опускать вниз голову (выполнение фрон­тальное).

в) Подвижная игра:

«Наседка и цыплята» — бег в одном направлении. Действо­вать по сигналу. Бежать не толкаясь, используя всю площадь зала.

3. Заключительная часть. Свободная ходьба парами («про­гулка»),

На втором занятии подвижные игры можно заменять, что отражается в плане. Иногда комплекс общеразвивающих упраж­нений на втором занятии можно не проводить (если он хорошо усвоен детьми), чтобы дать возможность поупражняться в вы­полнении разученных на предыдущем занятии движениях. В та­ких случаях в плане записывается вводная часть занятия и пе­речисляются задания по упражнению в основных движениях. Количество задании при этом может быть увеличено, в содер­жание занятия могут быть включены дополнительные знакомые детям упражнения, но виды движений должны остаться те же, что и на первом занятии,

Приведем примерный план повторного физкультурного заня­тия во второй младшей группе:

Пункты 1, 2а те же, что и в первом занятии.

б)         Основные движения:

1) спрыгивание с кубов разной высоты (15—20—25 см) («Зайцы прыгают с пеньков»); закрепить навык мягкого при­земления (выполнение сменное, 3—4 раза);

2) спрыгивание со скамеек (высота 25 см), прыжки с про­движением вперед («Не разбуди мишку») (выполнение фрон­тальное, 4 раза).

в)         Подвижная игра «Мишки и зайцы» — ходьба на четве­реньках, упражнение в прыжках. Зайцам не бояться, ближе под­ходить к мишкам; мишкам раньше сигнала из берлоги не выхо­дить.

3)    Заключительная часть. Свободная ходьба по залу с вы­полнением упражнения «Поймай комара».

Утренняя гимнастика состоит из строевых, основных обще-развивающих упражнений. В основном это упражнения, разу­ченные на физкультурных занятиях. Большая часть подбирает­ся из числа общеразвивающих упражнений предыдущего за­нятия, остальные — упражнения, разученные ранее. Количество их в комплексе примерно 5—8, в зависимости от сложности и возрастной группы детей. Каждое упражнение повторяет­ся 6—10—16 раз, с учетом нагрузки на организм и возраста детей.

В норильских детских садах комплекс утренней гимнастики планируется на каждую неделю, хотя и полностью повторяется. Записывается комплекс упражнений перед календарным планом на две недели в следующей последовательности:

1. Вводная часть (различные виды ходьбы, перестроения, легкий бег или игра средней подвижности).

2. Общеразвивающие упражнения: а) для мышц плечевого пояса; б) для мышц туловища (повороты, наклоны); в) для мышц нижних конечностей (приседание и др.); г) упражнения из положений сидя, лежа; д) прыжки.

Прыжки можно заменить бегом или знакомой детям под­вижной игрой с бегом; можно провести на утренней гимнастике прыжки и бег одновременно. В таком случае сокращается их длительность.

При планировании упражнений указывается исходное поло­жение, описывается кратко способ выполнения каждого упраж­нения и количество повторений. Если комплекс заканчивает­ся подвижной игрой, пишется название игры без указания правил.

В средних, старших и подготовительных, группах комплекс гимнастики после дневного сна тот же, что и на утренней гим­настике, поэтому в плане отдельно он не описывается, а отража­ется лишь в названии.

Во второй младшей группе содержание гимнастики после дневного сна несколько отлично от содержания утренней гим­настики. В нее частично включаются общеразвивагощие упражнения из комплекса утренней гимнастики и дополняются знако­мыми упражнениями (1—2) в основных движениях, разученных на предыдущих физкультурных занятиях, что позволяет закре­пить у детей новые двигательные навыки.

Всего в комплекс гимнастики после дневного сна включаются 5—7 упражнений (помимо вводной ходьбы). Запись упражнений осуществляется в последовательности, учитывающей удобство их организации и проведения. Тут же указывается количество пов­торений упражнений, при этом учитывается необходимость сме­ны упражнений с большой физиологической нагрузкой более лег­кими.

Заканчивается комплекс подвижной игрой, которая может меняться изо дня в день. Длительность комплекса 10—12 мин. Гимнастика утренняя и после дневного сна во второй младшей группе планируется на две недели, чтобы обеспечить хорошее усвоение упражнений детьми.

Спортивные упражнения и игры планируются с учетом вре­мени года, места и проведения и усвоенных детьми двигательных навыков. Воспитатель определяет, какие из них будут разучены в течение месяца, и раскрывает их содержание в календарном плане работы. В течение месяца дается обычно не более 1 — 2 спортивных упражнений и игр.

Разучивание спортивных упражнений и игр происходит по­степенно, с усложнением действий, и может быть продолжено в течение ряда месяцев. В календарном плане воспитателя они отражаются в содержании прогулок, индивидуальной работы с детьми в свободное от занятий время, физкультурных занятий. Самостоятельная двигательная деятельность в зале органи­зуется в основном в непрогулочные дни, чтобы обеспечить детям двигательную разрядку в условиях просторного помещения. Им разрешается по своему усмотрению пользоваться физкультур­ными пособиями (мячи, скакалки, обручи, кегли, городки, качели, низкие скамьи и т. д.), выполнять упражнения, не требующие страховки воспитателя. Воспитатель в это время с подгруппой детей (3—4) может заниматься отработкой какого-либо упражне­ния, через 5—7 мин заменяя одну подгруппу другой. В часы само­стоятельной двигательной деятельности можно проводить с деть­ми по их желанию подвижные игры, спортивные развлечения длительностью 20—30 мин. В плаке это не отражается.

Основные мероприятия по развитию движений, проводимые в зале, распределяются в графике использования зала.

Понимание основных принципов планирования работы по развитию движений помогает воспитателю целенаправленно и в определенной системе осуществлять ее, делает работу содер­жательнее, позволяет четко ее контролировать. Так, анализи­руя причины отставания развития движений детей в метании, действиях с мячом, скакалкой, мы выяснили, что в планах вос­питателей эти упражнения встречаются крайне редко. Переход детских садов на перспективное планирование работы по разви­тию движений позволил точнее учитывать, анализировать эту работу.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.