Циркуляция ци («пневмы») по каналам организма
Рубрика: Китайская гимнастика цигунСогласно теории традиционной китайской медицины, «пневма» — ци циркулирует в организме по разветвленной системе каналов. В западной литературе главные каналы принято именовать меридианами, чтобы подчеркнуть условность этих линий, на которых расположена основная масса биологически активных (акупунктурных) точек. Каналы можно считать механизмом передачи информации и энергии, заключенных в потоках «пневмы», от одной функциональной системы к другой. А также приема «пнев- менных энергий» и информации извне: помимо внутреннего, или глубокого, хода, ведущего к внутренним органам, у каждого меридиана есть наружный ход, акупунктурные точки которого контактируют с внешней средой.
Внутренние органы в китайской медицине рассматриваются не столько как анатомические образования, сколько в качестве функциональных систем. К органу селезенка относится также поджелудочная железа, к почкам — надпочечники, к желудку — пищевод, в отдельный орган выделен перикард — околосердечная сумка. Органы подразделяются на «плотные» (печень, сердце, перикард, селезенка, легкие, почки) и «полые» (желчный пузырь, тонкая кишка, желудок, толстая кишка, мочевой пузырь). «Плотные» органы относятся к субстанции инь, «полые» — к субстанции ян. Но поскольку «органы» — функциональные системы, правильнее говорить о преобладании в них «тенденций» инь или ян. К «плотным» органам инь причисляют также перикард, к полым ян — «три обогревателя» (или «тройной обогреватель»), не имеющие четкого анатомического соответствия.
«Плотные» органы называют также системами питания, поскольку они активно работают на поддержание жизнедеятельности организма и его «строительство». К сердцу относятся сердечнососудистая система и психические функции. Селезенка подразумевает систему пищеварения (переработка пищи, всасывание и использование полученных питательных веществ), а также кроветворные и кроведепонирующие функции. Почки (с надпочечниками) — прежде всего система гуморальной регуляции (гипоталамус — гипофиз — кора надпочечников, все железы внутренней секреции), водносолевого обмена и выделения жидких продуктов обмена веществ. Легкие — это система дыхания в целом, включая газообмен через кожу. Печень — система обмена веществ и все ступени его регуляции. Перикард представляет собой «сексуально-сосудистую» систему, связанную с функцией желез, в том числе половых, обменом веществ и регулированием деятельности вегетативной нервной системы, в частности тонуса сосудов.
Каждый «плотный» орган взаимодействует с одним из «полых», представляя в паре с ним единую функциональную систему. Сердце связано с тонкой кишкой, растворяющей пищу, всасывающей пищу и жидкости, распределяющей их в организме. Селезенка действует в паре с желудком — системой, связанной с «накоплением» и переработкой пищи, даже ее размельчением (пережевыванием) и глотанием. Эта система «накапливает пневму плотных органов», в том числе сердца, а потому связана и с высшей нервной деятельностью. Почки связаны с мочевым пузырем, ответственным не только за сбор мочи, но и (вместе с почками) за жидкостный баланс в организме и поддержание водно-солевого обмена. Легкие сопряжены с толстой кишкой, системой образования шлаков и их выведения, а также всасывания воды; толстая кишка вкупе с легкими ведает состоянием кожного покрова. Печень спарена с желчным пузырем, который не только собирает то, что выделяет печень, но и считается вместе с ней органом, отвечающим за целенаправленную психологическую деятельность — «волю», т. е. функционально связан с центральной, а также вегетативной нервной системой. «Перикард» примыкает к системе «трех обогревателей». Считается, что эта система, размещенная на трех уровнях туловища, управляет протекающими там процессами, обеспечивая тепловой баланс, связанный с регулированием кровотока. «Три обогревателя» регулируют деятельность гладкой мускулатуры сосудов и обменные процессы в них, «соединяют» верхнюю, среднюю и нижнюю части тела.
Автор намеренно допустил здесь «смешение французского с нижегородским» — ввел в описание традиционных трактовок функций органов современные термины. Примерно так описываются они в литературе по иглоукалыванию, что облегчает усвоение материала теми, кто привык к представлениям западной научной традиции. Подобного рода описания позволяют органично воспринять традиционные установки и современным энтузиастам цигуна.
Им необходимо также учесть такое обстоятельство, как «гидродинамическая» метафора потоков «пневмы и крови» в организме. Оно восходит к образному сравнению вездесущего и всепроникающего Дао с водой, заполняющей все пустоты. Болезнь связывается с нарушением или остановкой потоков «пневмы и крови». 12 главных «русел» — меридианов, по которым подобно воде текут основные «дао-потоки», связывают между собой внутренние органы и управляют их деятельностью, давая им возможность выполнять их функциональную роль. Каждый из этих меридианов соотнесен со «своим» органом и имеет соответствующее название, которым определяется также «основная тенденция» его «пневменного потока» (инь или ян) с определенной конкретизацией: «великие» инь и ян — тайян, тайинь, «малые», «молодые» — шаоян, шаоинь, «светлое ян» — янмин, «темное», «мутное инь» — цзюэинь. Последние определения ян и инь («светлое», «мутное») подразумевают высшую степень «очищенности», «рафинированности» качества ян и «плотности», «материальности» субстанции инь. Хотя эти характеристики очень условны, но создают определенный образ-ощущение при выполнении некоторых упражений цигуна и играют существенную роль в теоретических построениях китайской медицины. В названии меридиана зафиксировано также, через верхние или нижние конечности он проходит: различают ручные и ножные меридианы.
Выполнение упражнений цигуна предусматривает установку на функционирование тех или иных меридианов, а иногда и «перевод фокуса внимания» по ходу меридиана или в обратном направлении, что активизирует либо притормаживает «дао-поток». В качестве такового на деле физически ощущается прежде всего движение крови. Поскольку кровь тоже имеет «пневменную» природу (в современном китайском языке слово «кровь» звучит как сю- эци — «кровяная пневма»), то можно признать, что образ «пневменного потока» здесь вполне обоснован. Так или иначе, чтобы мысленно «пройти» по каналу или просто «иметь его в виду», следует знать хотя бы в общих чертах топику его хода, а также характер связи с другими каналами. Приступающим к освоению практики цигуна на первых порах достаточно иметь представление о маршруте 12 главных меридианов и двух «чудесных» (из восьми меридианов резервной «энергетической системы»): переднесрединного меридиана жэньмай, «управляющего» работой всех каналов инь, и заднесрединного думай, «руководящего» каналами ян. Они проходят по средней линии тела вблизи поверхности соответственно от головы к промежности (рис. 2) — «пневма инь опускается» — и от промежности по спине к голове (рис. 3) — «пневма ян поднимается».
Схема взаимодействия 12 главных меридианов, иллюстрирующая направление тока «пневмы», выглядит следующим образом (в скобках указано полное название меридиана, поверхность конечности, по которой он проходит, и номер рисунка): меридиан легких (ручной тайинь, передняя поверхность, рис. 4); меридиан толстой кишки (ручной янмин, передняя поверхность, рис. 5); меридиан желудка (ножной янмин, передняя поверхность, рис. 6); меридиан селезенки (кожной тайинь, внутренняя поверхность, рис. 7); меридиан сердца (ручной шаоинь, внутренняя поверхность, рис. 8); меридиан тонкой кишки (ручной тайян, задняя поверхность, рис. 9); меридиан мочевого пузыря (ножной тайян, задняя поверхность, рис. 10); меридиан почек (ножной шаоинь, внутренняя поверхность, рис. 11); меридиан перикарда (ручной цзюэинь, внутренняя поверхность, рис. 12); меридиан «трех обогревателей» (ручной шаоян, задняя поверхность, рис. 13); меридиан желчного пузыря (ножной шаоян, внешняя поверхность, рис. 14); меридиан печени (ножной цзюэинь, внутренняя поверхность, рис. 15).
Все эти меридианы парные — проходят справа и слева. На рисунках сплошной линией показан наружный ход меридиана. Он проходит по поверхности тела, на нем расположены акупунктурные точки. Когда меридиан уходит вглубь тела — начинается его внутренний, или глубокий, ход. Он показан пунктирной линией.
«Закупорка» канальных путей вследствие поражения функциональных систем внутренними или внешними патогенными факторами тянет за собой цепь нарушений «пневменного» баланса в организме. Это выражается в определенным образом квалифицируемых синдромах: избыточности (ши — «полнота», «наполненность») и недостаточности (сюй — «слабость», «пустотность»). Они характеризуют избыток и недостаток субстанций, точнее «тенденций», инь или ян в какой-либо системе или системах организма, частях тела, в организме в целом и т. п. Например, для большинства людей среднего и пожилого возраста, не обладающих крепким здоровьем, характерен синдром избыточности ян (или стенический синдром ян) в верхней части тела, что проявляется, частности, в повышении кровяного давления, и синдром недостаточности инь (астенический синдром инь) в нижней, например, ослабленная функция почек. В отношении организма в целом синдром избыточности обозначается как синдром ян, недостаточности — синдром инь. С незначительными временными нарушениями механизм саморегуляции организма справляется сам. В случае серьезного рассогласования работы функциональных систем, «непроходимости» канальных путей требуется медицинское вмешательство: стимуляция или подавление активности тех или иных органов и меридианов посредством иглоукалывания, прижигания, массажа, терапевтических упражнений цигуна либо лекарственных средств, диетического питания для введения в организм недостающих «пневменных» субстанций и Т. д.
В регуляции «пневменного» баланса в организме важную роль играют его «энергетические резервуары» — области даньтянь («киноварные поля»). До III в. н. э. было принято выделять только одну такую область, впоследствии — три, а во II тысячелетии н. э.— уже пять. Эволюция представлений о «киноварных полях» связана с утверждением в Китае буддизма, с которым пришли элементы теории и практики индийской йоги. В «киноварных полях» узнаются отдельные или определенным образом совмещенные чакры — «колеса» праны, выполняющие в йоге примерно те же функции, что области даньтянь в цигуне.
В верхнюю область даньтянь, расположенную в голове и входящую в контакт с внешней средой главным образом через точку иньтан между бровями, принято помещать «духовные» субстанции — шэнь. Передняя область даньтянь (центр — точка шаньчжун — см. рис. 2 — на грудине, на линии сосков) — вместилище собственно «пневмы» — ци, перерабатываемой легкими. Отсюда необходимая организму «пневма» — «главное дыхание» (цзун ци) — поступает в систему каналов, а ненужные виды «пневмы» выводятся через дыхательные пути и через точку шаньчжун. Средняя, или центральная, область даньтянь имеет центром точку цихай (см. рис. 2) в 4—5 см ниже пупка (именуется также точкой даньтянь). Здесь собирается «истинная пневма» («изначальная»), которую иногда называют просто «внутренней» (нэй ци) или «пневмой даньтянь» (даньтянь ци).
Аналогичную функцию выполняет симметричная передней задняя область даньтянь с центром в точке минмэнь (см. рис. 3) между вторым и третьим поясничными позвонками. В этой области концентрируется также «семя» — цзин. Но главным его хранилищем принято считать нижнее «киноварное поле» в области малого таза, где расположены внутренние половые органы. С внешней средой она контактирует главным образом через точку хуэйинь (см. рис. 2) в промежности и ее проекцию на лобковой кости — точку цюйгу.
Представления о «киноварных полях» почти не учитываются теорией акупунктуры, но весьма существенны в теории и практике цигуна. Многие упражнения специально включают манипуляции с областями даньтянь. В большей степени принимаются во внимание нижняя, средняя и верхняя области. Иногда в «теоретический багаж» тех, кто занимается цигуном с лечебной и оздоровительной целью, инструкторы намеренно закладывают информацию только об этих трех областях, чтобы дать более конкретную и сжатую установку. Очень часто начинающих вообще ориентируют только на одну область даньтянь — среднюю, именуя ее нижней — чтобы нацелить их на «опускание пневмы» в нижнюю часть живота, где она «обогащается семенем» и пополняет запас «изначательной пневмы». Эта установка методически целесообразна в том случае, если нет возможности дать занимающимся более основательные сведения, и имеет «историческое оправдание». В даосских системах цигуна данное «киноварное поле» не отчленялось от нижнего и заднего и рассматривалось как нижнее.
«Семенные» и «духовные» субстанции отнюдь не намертво приписаны к определенным «киноварным полям». Они участвуют во всех происходящих в организме процессах. «Семенную пневму» особенно хорошо «накапливают» «плотные» органы инь, прежде всего почки. Отсюда особое внимание к этому органу в практике цигуна и значение задней области даньтянь, где размещены почки. «Духовные» субстанции шэнь тоже производятся и накапливаются внутренними органами, прежде всего сердцем, поэтому психические проявления влияют на физиологические реакции и наоборот.
Виды «пневмы» вполне сопоставимы с функциями систем организма в современном понимании. Например, «семя» — цзин может быть истолковано как функции эндокринной системы, «дух» — шэнь — центральной и вегетативной нервной системы. «Истинная», или «изначальная», ци подходит под определение «наследственная информация о правильной структуре организма», обеспечивающая восстановление нарушенных функций и пораженных тканей. Наконец, «главная пневма», или «главное дыхание» цзун ци, может быть представлена как функция обеспечения газообмена и окислительных процессов, обусловливающих выделение энергии и таким образом все процессы жизнедеятельности.