Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Что надо знать о врачебном контроле для детей

Рубрика: Родителям и детям

Занятия физическими упражнениями благотворно влияет на организм ребенка только при условии правильной методики и при регулярном врачебном контроле. Родителям необходимо заботиться о своевременном систематическом врачебном контроле за физическим развитием и состоянием здоровья ребенка как в школе, так и в домашних условиях. Особое значение приобретает врачебный контроль для детей, которые начали систематически заниматься физической культурой и спортом, ребенку можно начинать регулярные занятия избранным видом спорта только после получения разрешения и рекомендаций врача.

В начале учебного года школьный врач оценивает состояние здоровья и физическое развитие каждого ученика. По результатам углубленного медицинского обследования детей распределяют на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную. К основной медицинской группе относят практически здоровых детей, которые могут заниматься физической культурой без каких-либо ограничений. Дети, отнесенные к этой медициной группе, хорошо или средне физически развиты и имеют высокий или средний уровень развития силы, ловкости, быстроты, выносливости. На занятиях с такими детьми постоянно увеличивают физические нагрузки, требования, относящиеся к технике выполнения упражнений, а также усложняют упражнения. Среди отнесенных к основной медицинской группе имеются не только здоровые и хорошо физически подготовленные дети, но и те, которые не имеют систематической физической подготовки, хотя и без отклонений в состоянии здоровья, с хорошей функциональной приспособляемостью к физическим нагрузкам. Таких детей необходимо приучать к регулярным занятиям физическими упражнениями, следить за систематическим выполнением домашних заданий по физической культуре.

» К основной медицинской группе относят также учеников, имеющих некоторые незначительные отклонения в состоянии здоровья: рабочую гипертрофию сердца, глухие тона и шумы сердца, хронические бронхиты, нерезко выраженные признаки эндокринных заболеваний, расширение паховых и бедренных колец. Родителям и учителям-классоводам необходимо знать о всех отклонениях в состоянии здоровья и физическом развитии детей с тем, чтобы лучше руководить физическим развитием и предостеречь от нежелательных последствий. Иногда даже хорошо физически подготовленные дети неуверенно выполняют упражнения, требующие проявления смелости, решительности (например, упражнения в равновесии, прыжки с высоты, спуски с гор и т. п.). В этом случае временно облегчают условия выполнения упражнения и помогают ребенку усвоить его, вселяя уверенность в себя и свои действия. Не следует стыдить ребенка, который испытывает страх и не может выполнить упражнение.

» К подготовительной медицинской группе отнесены дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, низкое физическое развитие и слабую двигательную подготовленность. В эту группу входят также ученики с низкими функциональными показателями сердечно-сосудистой системы при испытании на выносливость, с отставанием в физическом развитии при отсутствии эндокринных нарушений, с хроническими заболеваниями (гастрит, эндокринные нарушения в легкой форме, заболевания верхних дыхательных путей и т. д.). Школьников зачисляют в подготовительную медицинскую группу на определенный срок (3—12 мес.). На основании медицинских осмотров, которые проходят 2—3 раза в год, их переводят в другую медицинскую группу или оставляют в прежней.

У детей, отнесенных к подготовительной медицинской группе, часто наблюдается нарушение осанки и плоскостопие, диспропорция в развитии мышечной и жировой ткани. Эти дети отстают от своих однолеток в показателях жизненной емкости легких, становой силы, показывают худшие результаты в беге, прыжках и метаниях. Физические нагрузки во время бега с препятствиями, прыжков, статических силовых упражнений, а также упражнений на выносливость вызывают у них более сильные реакции, чем у детей основной медицинской группы. Ученики подготовительной медицинской группы требуют внимательного отношения со стороны родителей, учителей-классоводов и школьного врача во время занятий физическими упражнениями как в школе, так и дома. Физическая нагрузка для этих детей на уроках физической культуры должна быть ниже, чем для учеников основной медицинской группы, количество повторений уменьшают на одну треть или на половину.

» В специальную медицинскую группу входят дети с различными заболеваниями сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем и органов.

Дети, отнесенные по состоянию здоровья к этой медицинской группе, не могут обучаться на уроках физической культуры по основной школьной программе, но они должны обязательно присутствовать на уроках и выполнять посильные упражнения по заданию учителя. Для них организовывают группы лечебной физкультуры, которые работают по специальной программе 2 раза в неделю то 45 мин или 3 раза по 30 мин. Кроме того, они могут посещать кабинеты лечебной физкультуры при поликлиниках.

Долг учителей, врачей и родителей проследить, чтобы все без исключения дети, относящиеся к специальной медицинской группе, занимались лечебной физкультурой и корригирующей гимнастикой, так как большинство из них имеют нарушения в осанке.

Родителям необходимо знать, к какой медицинской группе относится их ребенок с тем, чтобы совместно со школой решать вопросы его обучения и физического воспитания.

Родители могут самостоятельно определить физическое развитие ребенка по основным антропометрическим признакам — росту, массе и окружности грудной клетки.

Массу тела определяют в обнаженном виде на медицинских или других весах (лучше натощак). Во время взвешивания ребенок должен стоять на середине платформы весов.

Рост измеряют в положении основной стойки (пятки вместе, руки у бедер). Ребенок касается стойки ростомера тремя точками тела: пятками, ягодицами и лопатками, а голову держит так, чтобы внешний край глазных впадин и верхний край слухового прохода находились на одной горизонтальной линии.

Грудную клетку измеряют сантиметровой лентой, накладывая ее сзади — под нижними углами лопаток, спереди — на уровне нижнего края сосков.

Для индивидуальной оценки физического развития ребенка пользуются условными нормами (стандартами). В табл. 2 приведены средние показатели физического развития и отклонения ±о от них в пределах нормы. Например, если мальчик 8 лет имеет массу 37,7 кг (больше + 1 а от среднего показателя) при росте в пределах нормы, то это свидетельствует, что он имеет избыточный вес.

Таблица 2. Стандарты антропометрических показанные В. П. Неделько

Стандарты антропометрических показанные В. П. Неделько

Кроме оценки физического развития, родителям необходимо также знать функциональные возможности организма своих детей, которые включают такие определения: гемодинамика — частота пульса, величина кровяного давления (максимальное, минимальное, пульсовое); функции внешнего дыхания — жизненная емкость легких (ЖЕЛ), частота дыхания, задержка дыхания на вдохе и выдохе; величина сдвигов показателей гемодинамики внешнего дыхания на стандартную физическую нагрузку.

Частота дыхания — это количество вдохов за 60 с. Чтобы определить ее, руки кладут на грудную клетку и подсчитывают число вдохов за 10 с, после чего умножают это число на 6.

Для определения пульса (частоты и ритма сердечных сокращений) используют пальпаторный метод исследования. Для этого берут левую руку ребенка у основания кисти и поворачивают ее ладонью вверх. Указательный, средний и безымянный пальцы накладываются на лучевую артерию так, чтобы отчетливо ощущать пульс. Подсчитывается количество ударов за 10 с, а затем это число умножается на 6 и, таким образом, определяется пульс за 60 с. 3 табл. 3 приведены показатели частоты дыхания и пульса детей 7—11 лет (данные Б. В. Сермеева).

При определении функциональных возможностей организма детей необходимо учитывать все данные в комплексе, что позволит объективно оценить состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма.

показатели частоты дыхания и пульса детей 7—11 лет

показатели частоты дыхания и пульса детей 7—11 лет


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.