Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Шахматы

Рубрика: Виды спорта

Шахматы-это комбинационная игра 2 партне­ров, в которой различные фигуры по определенным законам передвигаются на шахматной доске. Игра способствует развитию логического мышления, обучает умению комбинировать, вырабатывает ре­шительность; игра в шахматы-это школа терпения и критического подхода к себе и партнерам.

Распространено мнение о том, что игра в шах­маты требует математического склада ума. Однако это не всегда так. Исследования показали, что ода­ренные математики не всегда оказываются хороши­ми шахматистами. Каждый человек может без особых трудностей показывать хорошие резуль­таты в этом виде спорта, однако для этого ему не­обходимо усердие и терпение. Множество учебни­ков содержат все необходимые данные о теории игры, ее начала, середины и конца.

Историческое развитие. Название игры заимствова­но из персидского «шах» (король, властелин). Хотя история происхождения этой игры до конца не вы­яснена, предполагается, что она возникла в Индии приблизительно 1500 лет назад. Оттуда игра рас­пространилась в Персию и Аравию. В письменном виде описание игры в шахматы встречается во мно­гих персидских и арабских рукописях, а также в ге­роических эпосах. В переводе с санскрита название шахматной игры означает «четырехчленная». Отсю­да следует, что в шахматы играли в то время четы­ре партнера. Строгая закономерность шахматной игры и многие другие ее признаки указывают на то, что она была придумана не одним человеком, а развивалась и совершенствовалась постепенно. Предполагается, что первоначально игра служила для разъяснения стратегических и тактических во­просов в военном деле. На это указывают сохра­нившиеся и поныне названия фигур (слон) и распо­ложение фигур на шахматной доске, напоминаю­щее структуру индийского войска того времени.

От арабов игра попала в Европу: сначала в Испанию и Италию, а несколько позднее по тор­говым путям на Русь.

Международная шахматная федерация (ФИДЕ) была основана в 1924 г., в настоящее время в нее входят более 100 стран. По решению конгресса ФИДЕ учреждены почетные звания для шахмати­стов высшего класса «международный мастер» и «международный гроссмейстер», которые прису­ждаются после выполнения определенных спор­тивных нормативов, для судей-«судья междуна­родной категории».

Чемпионаты мира для мужчин в личном первен­стве проводятся с 1886 г., в командном-с 1927 г.; для женщин в личном первенстве-с 1950 г., в ко­мандном-с 1957 г. Европейские командные пер­венства для мужчин проводятся с 1956-1957 гг. Материальное обеспечение. В распоряжении шахма­тиста должны находиться шахматная доска и шах­матные фигуры. Шахматные часы, карточка с хода­ми, пересылаемая по почте, находятся чаще всего в арсенале организованного шахматиста, то есть члена спортивного общества.

Размеры шахматной доски-46×46 см, она может быть изготовлена из дерева, бумаги или пластика. Шахматная доска разделена на 64 одинаковых по размеру поля, 32 белых и 32 черных. Доска кладет­ся таким образом, что угол по правую руку шахма­тиста будет белым.

Шахматные фигуры. Каждый игрок располагает 16 фигурами, а именно: королем, ферзем, 2 ладьями, 2 слонами, 2 конями и 8 пешками.

Шахматные часы. Истинные спортивные показатели в шахматной игре могут быть получены лишь в том случае, если оба партнера находятся в равных условиях. С этой целью и введено поло­жение об ограничении времени игры. По междуна­родным правилам каждый шахматист обязан в те­чение 2,5 часа сделать 40 ходов. Для контроля служат шахматные часы с двумя циферблатами и приспособлением для пуска часов соперника и одновременной остановки своих. Истечение (про­срочка) времени для обдумывания фиксируется спе­циальным приспособлением (контрольным флаж­ком) и означает поражение тому, кто не успел сделать контрольное число ходов.

Нотация. Каждый игрок обязан отмечать все ходы на специальном формуляре.

Шахматы. А.Карпов

Правила игры. 1. Белые делают первый ход; 2. Шахматный квадрат, на котором уже размещена своя фигура, занимать нельзя. Квадрат с фигурой противника, напротив, занимать можно, «побив» эту фигуру и убрав ее с поля. 3. За исключением ко­ня и при рокировке нельзя делать ход через фигуру свою или соперника. 4. За исключением пешек, ка­ждая фигура может совершать ход вперед или на­зад. 5. Каждая фигура, до которой дотронулся игрок, может быть возвращена на место, если шахматист перед касанием произнес: «Поправляю». Король ходит на клетку вперед, назад, в сторону, по диагонали. При этом следует учитывать, чтобы эта клетка не была занята фигурой соперника или собственной фигурой. Исключение составляет роки­ровка, или одновременный ход королем и ладьей. Король с занимаемого им положения на 1-й или 8-й горизонтали передвигается направо или налево на следующий квадрат той же окраски, тогда как ладья, в направлении которой движется король, за­нимает квадрат рядом с королем. Рокировка невоз­можна в следующих случаях: если король и ладья уже сделали один ход, если между королем и ладь­ей располагаются свои фигуры или фигуры сопер­ника, если клетка, которую собирается пересечь или занять король, находится под угрозой фигуры со­перника. Рокировка невозможна при шахе. Если ко­роль не может уйти от угрозы шаха, ему объя­вляется «мат» и партия считается проигранной. Ферзь. Самая мощная фигура. Он может передви­гаться по горизонталям, вертикалям и диагоналям. Ладья и слон. В то время как ладья может передвигаться по горизонталям и вертикалям, ко­торые граничат с ее местонахождением на поле, в распоряжение слона предоставлены лишь его диагонали.

Конь. Со своей позиции конь может передвигаться в любом направлении. Его можно переставлять че­рез свои фигуры и фигуры соперника.

Пешка передвигается только вперед. Из своей ис­ходной позиции они могут передвигаться на 2 поля вперед, например с с2 на с4. Если пешка покинула исходную позицию, то она может сделать ход лишь на одну клетку вперед. Бьет пешка по диаго­нали вперед на одну клетку. Если пешке удается до­стигнуть последней горизонтали на половине сопер­ника, она может «превратиться» в ферзя, слона, ладью или коня, но никогда не становится коро­лем.

Если пешка при выполнении двойного шага оказывается рядом с пешкой соперника, то она мо­жет быть побита пешкой соперника.

Матч представляет собой форму соревнования ме­жду двумя соперниками в нескольких партиях. Он проводится, например, на мировых чемпионатах при выявлении претендента на звание чемпиона ми­ра и между чемпионом мира и претендентом. Круговой турнир-самая распространенная форма проведения национальных и международных шах­матных турниров, в которых участвуют до 20 шах­матистов. Здесь каждый игрок должен сыграть пар­тию с другим игроком, в особых случаях несколько партий. Перед началом турнира проводится же­ребьевка в соответствии с принятой в междуна­родной практике. Таким образом определяется очередность выступлений пар и обеспечивается по­следовательный ход турнира в целом.

Швейцарская система используется лишь в том слу­чае, если в турнире принимают участие большое количество шахматистов и из-за недостатка времени шахматисты не имеют возможности встретиться друг с другом. Жеребьевка устраивается перед каждым отдельным кругом; должны встречаться между собой игроки, набравшие приблизительно рав­ное количество очков. В результате этого метода наиболее успешно выступающие игроки турнира встречаются друг с другом и таким образом опре­деляется истинный победитель турнира. Схевенингская система. Название этой формы тур­нира получило распространение с проводимого в 1923 г. голландского турнира. Эта система ис­пользуется в командных соревнованиях, которые имеют особое значение. Команда-победительница определяется следующим образом: каждый шахма­тист одной команды встречается с каждым шахма­тистом другой.

Шахматные турниры. Шахматы-это полноправный вид спорта, если шахматные турниры проводятся в соответствующих условиях. К таким условиям прежде всего относятся правильная организация турниров, носящих соревновательный характер, точное соблюдение правил соревнования, контроль игрового времени с помощью шахматных часов, регистрация отдельных ходов и непременное при­сутствие судьи, который наблюдает за ходом пар­тии, оценивание выигранной партии в 1 очко, пар­тии вничью в 112 очка.

Система оценок. Среди различных попыток проана­лизировать партии шахматного турнира в количе­ственном отношении, а также оценить их по значе­нию зарекомендовала себя система Зоннеборна- Бергера. По этой системе каждый шахматист за одержанную победу получает очко, а за ничью-по­ловину очка. Набранная таким образом общая сум­ма очков определяет порядок занятых мест в тур­нире. Сегодня этой системой пользуются лишь в случае, если по завершении турнира при равном результате нужно выявить лучшего шахматиста. Международная система оценок (система ЭЛо). В 1971 г. была введена система оценок шахматной силы, которая заменила старую квалификационную систему и порядок присуждения звания «междуна­родный мастер» или «международный гроссмей­стер». Эта система была разработана американ­ским профессором А. Эло. Достижения шахмати­ста выражаются посредством квалификационного коэффициента (рейтинга), который рассчитывается по следующему принципу: отношение результата одного шахматиста к среднему результату всех участников турнира дает определенную величину. Эта величина-квалификационный коэффициент (рейтинг)-может повышаться или понижаться. Коэффициент будет тем точнее, чем больше сыгран­ных в турнире партий будет приниматься в расчет.

При расчете квалификационного коэффициента различают 2 случая: а) если у шахматиста нет ква­лификационного коэффициента, в этом случае ему присваивается средний коэффициент всех участни­ков турнира. Затем рассчитывается процентное от­ношение результата шахматиста без коэффициента к результатам его соперников. Из таблицы ожи­даемых результатов берут разность для данного ре­зультата, которая в сумме со средним коэффициен­том дает первоначальный коэффициент данного шахматиста. б)            При подсчете изменений коэффициентов в ре­зультате турнира определяют средний коэффициент всех участников турнира, затем берут разность ме­жду коэффициентом данного шахматиста и сред­ним коэффициентом турнира. По этой разнице определяется ожидаемый результат в процентах, который пересчитывается в очки. Разница между набранными очками и ожидаемым результатом ум­ножается на коэффициент развития и складывается со старым коэффициентом. Таким образом полу­чают новый коэффициент, который округляют с точностью до 5 очков.

Раз в год ФИДЕ публикует рейтинг-листы, из ко­торых исключаются шахматисты, которые в тече­ние трех лет не принимали участия в квалифика­ционных турнирах. В класс «гроссмейстер» входят шахматисты, у которых рейтинг не менее 2490, а в класс «гроссмейстер экстра-класса» включают шахматистов с рейтингом выше 2600.

Турнир претендентов. Борьба за первенство мира по шахматам подразделяется на следующие этапы. По результатам 11 зональных турниров выделяются 1-3 представителя (в зависимости от числа участни­ков) на 2 межзональных турнира-по 20 участников в каждом. Шахматисты, занявшие 3 первых места в каждом турнире, выходят в четвертьфинал, где разыгрывают 4 матча по 12 партий в каждом. Кан­дидаты в полуфинал играют 16 партий, и канди­даты в финал-20 партий. При ничейном исходе матча кандидатов последний продлевается на 2 партии до тех пор, пока один из соперников не выиграет матч. На мировых первенствах в этом случае играют до тех пор, пока один из соперников не выиграет 6 партий. Чемпион имеет право в тече­ние года потребовать матч-реванш,

Женские турниры проходят таким же образом, но в них разыгрывается меньшее число партий. Командное первенство. В мировых командных пер­венствах для мужчин (шахматные Олимпиады) уча­ствуют команды, состоящие из 4 участников и 2 за­пасных шахматистов.

На мировых командных первенствах для женщин (шахматные Олимпиады) команды состоят из 2 участниц и 1 запасной шахматистки.

Европейские чемпионаты для мужчин разыгры­ваются командами в составе 8 участников, для жен­щин европейские первенства в настоящее время не проводятся.

Игра в шахматы по переписке. Шахматные ходы можно пересылать по почте в другие страны и кон­тиненты, используя при этом специальную карту. Шахматная партия по переписке продолжается, как правило, 1-2 года. Всемирную организацию этого вида Шахматной игры с 1928 г. представляет Меж­дународная федерация шахмат по переписке (ИКЧФ). В этом виде шахматной игры проводятся официальные первенства: мировые чемпионаты для мужчин с 1953 г., для женщин-с 1972 г.; чемпио­наты Европы-с 1965 г.

«Блиц». В этой разновидности игры в шахматы действуют общие правила, за исключением двух моментов: каждый ход шахматист должен совер­шить в течение 5-10 сек; разрешается «бить» коро­ля, если «шах» не принимается во внимание. Рас­пространены 5- и 10-минутные партии «блиц». Техника и тактика. Цель игры-объявить «мат» неприятельскому королю. В ходе игры шахматист придерживается основных правил стратегического и тактического плана, которые он заимствовал из описанных шахматных теорий или выработал исхо­дя из личного опыта. В решении той или иной за­дачи шахматист всегда должен исходить из объек­тивной ситуации на шахматной доске.

Временное численное превосходство или мень­шинство белых или черных фигур не имеет иной раз решающего значения для исхода партии в це­лом. Шахматист не должен сосредоточиваться только лишь на передвижении данной фигуры и значении этого хода в данный момент. Он дол­жен перед каждым ходом проверять, какое воздей­ствие этот ход окажет на расположение шахматных фигур в целом и можно ли будет после этого хода успешно развивать атаку.

Каждую партию можно разделить на 3 фазы: де­бют, миттельшпиль, эндшпиль.

Дебют. Большая часть книг о шахматной игре по­священа теории начала или дебюта. Начало имеет большое значение для общего хода партии. Разли­чают открытые, закрытые и полуоткрытые начала. Суть этих трех видов начал определяет различное использование фигур в начале партии, особенно пе­шек. Наиболее известными открытыми началами являются: испанская партия, итальянская партия, королевский гамбит; к закрытым началам относят­ся: ходы ферзем и пешками, а также индийская за­щита; к полуоткрытым — сицилианская и француз­ская, а также защиты Каро-Канн и Алёхина.

Названия большинства способов начал указы­вают на страну происхождения или на шахматиста, который впервые применил ее в турнирной практи­ке.

Начала партий разнообразны и при возник­шем интересе следует обратиться к соответствую­щим учебникам. Каждый шахматист должен вла­деть 3-4 способами начала партий белыми и черными фигурами.

Миттельшпиль. Развиваясь на основе начальных хо­дов, середина игры представляет собой собственно шахматную партию с ее многочисленными вариан­тами, оперативными атаками и защитами, потеря­ми фигур. В середине игры в полной мере про­являются 3 основных элемента в шахматах: время, сила фигур и пространство. На этом этапе шахма­тисты переходят к позиционному или комбина­ционному стилям игры.

Время. Ход результативен лишь в том случае, если он совершается в положенное время. При этом шахматист не должен планировать каждый от­дельный ход изолированно. Более важно, чтобы ходы осуществлялись последовательно с доста­точным для обдумывания промежутком времени. Сила фигур. В шахматах важно таким образом сгруппировать фигуры, чтобы в каждой ситуации они проявляли свою наибольшую силу.

При этом особое внимание следует уделять взаи­модействию отдельных фигур, так как в большин­стве случаев сообща они намного сильнее, нежели порознь. Непрерывный анализ эффективности фи­гур в настоящий момент и изменений на поле, ко­торые возникают или могут возникнуть вследствие собственного хода или хода соперника, всегда необ­ходим для того, чтобы узнать истинную силу всех фигур на поле.

Пространство. Из 64 квадратов шахматного поля 4, расположенные в самом центре, имеют особое зна­чение на начальной стадии партии, в то время как диагонали или вертикали, где располагаются «сильные фигуры» (ферзи и слоны), посредством объединения силы и пространства могут привести к преимуществу, способному решить исход партии. Овладение определенными центральными полями — одна из важнейших тактических задач в игре-не всегда зависит от того, что данное поле занято соб­ственной фигурой. Очень часто бывает достаточно, чтобы эти поля располагались в сфере действия собственных фигур.

Позиционный стиль. Существуют общие принципы, которые облегчают игру. Сюда относятся: овладе­ние вертикалями, горизонталями и определенными центральными полями, «связывание» фигур сопер­ника, укрепление позиций собственного короля, подвижность собственных фигур, при этом не всег­да необходима атака короля для того, чтобы одер­жать победу в партии. Позиционное превосходство зачастую имеет решающее значение. Комбинационный стиль. Комбинировать следует лишь в том случае, если возможен точный кон­троль заранее предусмотренных ходов. С какими сложностями связан предварительный расчет одно- го-единственного хода, показывает следующий при­мер: если нужно рассчитать хотя бы три хода белых и черных фигур, то для этого нужно проду­мать 729 вариантов. Поэтому решение комбинации, которая, вероятно, будет связана с потерей одной или нескольких фигур, нельзя сравнивать с реше­нием математической задачи. Здесь решение будет в большей степени зависеть от решительности шах­матиста, его творческой фантазии и опыта. Если шахматист предпочитает позиционный стиль игры, то все же нельзя полностью отделять один стиль от другого.

Эндшпиль. Если правильное решение начальной стадии партии дает исходную позицию для раз­вертывания середины игры, то последняя является основой для заключительной фазы шахматной пар­тии. Середина игры зависит в большей или мень­шей степени от опыта, чутья и фантазии шахмати­ста, а окончание, точно так же как и теория начальной фазы, более доступно для методических исследований. Окончание является важной фазой шахматной игры, от этого зависит, объявит ли шахматист «мат» сопернику или проиграет партию. Многие великие шахматисты-мастера конечной фазы игры.

Начало конечной фазы характеризуется двумя признаками: во-первых, большая часть своих фигур и фигур соперника выходит из игры, во-вторых, ко­роли активно включаются в игру. Если в начале и середине игры короли почти бездействуют, т.к. раннее введение их в игру очень легко может приве­сти к проигрышу, то теперь короли решают исход партии. Король защищает собственные фигуры, ко­торым угрожает опасность, завоевывает простран­ство, ограничивает свободу действий короля сопер­ника, способствует превращению свободной пешки в другую фигуру.

Особые формы игры в шахматы. Кроме шахматных турниров и упомянутых в разделе «Правила» спо­собов игры «блиц» и шахмат по переписке, суще­ствуют еще и другие варианты.

Сеанс одновременной игры заключается в том, что сильный шахматист играет одновременно с любым количеством более слабых партнеров. Шахматист, ведущий сеанс одновременной игры, проходит от доски к доске и делает по очереди ход на каждой доске. Сеанс одновременной игры требует от шах­матиста наивысшего мастерства, концентрирования и быстрого ориентирования.

Игра вслепую. Здесь также сильный игрок встре­чается одновременно с более слабыми партнерами. При этом он не смотрит на доску, а играет «всле­пую». Ходы его партнеров называет не участвую­щий в игре шахматист. Игра вслепую наносит ущерб здоровью и во многих странах не культиви­руется.

Консультационная партия используется в основном на тренировке. На каждой стороне играют по не­скольку партнеров или один играет белыми, в то время как 3, 4 или большее количество шахмати­стов-черными. Перед каждым ходом партнеры мо­гут советоваться друг с другом.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.