Шахматы
Рубрика: Виды спортаШахматы-это комбинационная игра 2 партнеров, в которой различные фигуры по определенным законам передвигаются на шахматной доске. Игра способствует развитию логического мышления, обучает умению комбинировать, вырабатывает решительность; игра в шахматы-это школа терпения и критического подхода к себе и партнерам.
Распространено мнение о том, что игра в шахматы требует математического склада ума. Однако это не всегда так. Исследования показали, что одаренные математики не всегда оказываются хорошими шахматистами. Каждый человек может без особых трудностей показывать хорошие результаты в этом виде спорта, однако для этого ему необходимо усердие и терпение. Множество учебников содержат все необходимые данные о теории игры, ее начала, середины и конца.
Историческое развитие. Название игры заимствовано из персидского «шах» (король, властелин). Хотя история происхождения этой игры до конца не выяснена, предполагается, что она возникла в Индии приблизительно 1500 лет назад. Оттуда игра распространилась в Персию и Аравию. В письменном виде описание игры в шахматы встречается во многих персидских и арабских рукописях, а также в героических эпосах. В переводе с санскрита название шахматной игры означает «четырехчленная». Отсюда следует, что в шахматы играли в то время четыре партнера. Строгая закономерность шахматной игры и многие другие ее признаки указывают на то, что она была придумана не одним человеком, а развивалась и совершенствовалась постепенно. Предполагается, что первоначально игра служила для разъяснения стратегических и тактических вопросов в военном деле. На это указывают сохранившиеся и поныне названия фигур (слон) и расположение фигур на шахматной доске, напоминающее структуру индийского войска того времени.
От арабов игра попала в Европу: сначала в Испанию и Италию, а несколько позднее по торговым путям на Русь.
Международная шахматная федерация (ФИДЕ) была основана в 1924 г., в настоящее время в нее входят более 100 стран. По решению конгресса ФИДЕ учреждены почетные звания для шахматистов высшего класса «международный мастер» и «международный гроссмейстер», которые присуждаются после выполнения определенных спортивных нормативов, для судей-«судья международной категории».
Чемпионаты мира для мужчин в личном первенстве проводятся с 1886 г., в командном-с 1927 г.; для женщин в личном первенстве-с 1950 г., в командном-с 1957 г. Европейские командные первенства для мужчин проводятся с 1956-1957 гг. Материальное обеспечение. В распоряжении шахматиста должны находиться шахматная доска и шахматные фигуры. Шахматные часы, карточка с ходами, пересылаемая по почте, находятся чаще всего в арсенале организованного шахматиста, то есть члена спортивного общества.
Размеры шахматной доски-46×46 см, она может быть изготовлена из дерева, бумаги или пластика. Шахматная доска разделена на 64 одинаковых по размеру поля, 32 белых и 32 черных. Доска кладется таким образом, что угол по правую руку шахматиста будет белым.
Шахматные фигуры. Каждый игрок располагает 16 фигурами, а именно: королем, ферзем, 2 ладьями, 2 слонами, 2 конями и 8 пешками.
Шахматные часы. Истинные спортивные показатели в шахматной игре могут быть получены лишь в том случае, если оба партнера находятся в равных условиях. С этой целью и введено положение об ограничении времени игры. По международным правилам каждый шахматист обязан в течение 2,5 часа сделать 40 ходов. Для контроля служат шахматные часы с двумя циферблатами и приспособлением для пуска часов соперника и одновременной остановки своих. Истечение (просрочка) времени для обдумывания фиксируется специальным приспособлением (контрольным флажком) и означает поражение тому, кто не успел сделать контрольное число ходов.
Нотация. Каждый игрок обязан отмечать все ходы на специальном формуляре.
Правила игры. 1. Белые делают первый ход; 2. Шахматный квадрат, на котором уже размещена своя фигура, занимать нельзя. Квадрат с фигурой противника, напротив, занимать можно, «побив» эту фигуру и убрав ее с поля. 3. За исключением коня и при рокировке нельзя делать ход через фигуру свою или соперника. 4. За исключением пешек, каждая фигура может совершать ход вперед или назад. 5. Каждая фигура, до которой дотронулся игрок, может быть возвращена на место, если шахматист перед касанием произнес: «Поправляю». Король ходит на клетку вперед, назад, в сторону, по диагонали. При этом следует учитывать, чтобы эта клетка не была занята фигурой соперника или собственной фигурой. Исключение составляет рокировка, или одновременный ход королем и ладьей. Король с занимаемого им положения на 1-й или 8-й горизонтали передвигается направо или налево на следующий квадрат той же окраски, тогда как ладья, в направлении которой движется король, занимает квадрат рядом с королем. Рокировка невозможна в следующих случаях: если король и ладья уже сделали один ход, если между королем и ладьей располагаются свои фигуры или фигуры соперника, если клетка, которую собирается пересечь или занять король, находится под угрозой фигуры соперника. Рокировка невозможна при шахе. Если король не может уйти от угрозы шаха, ему объявляется «мат» и партия считается проигранной. Ферзь. Самая мощная фигура. Он может передвигаться по горизонталям, вертикалям и диагоналям. Ладья и слон. В то время как ладья может передвигаться по горизонталям и вертикалям, которые граничат с ее местонахождением на поле, в распоряжение слона предоставлены лишь его диагонали.
Конь. Со своей позиции конь может передвигаться в любом направлении. Его можно переставлять через свои фигуры и фигуры соперника.
Пешка передвигается только вперед. Из своей исходной позиции они могут передвигаться на 2 поля вперед, например с с2 на с4. Если пешка покинула исходную позицию, то она может сделать ход лишь на одну клетку вперед. Бьет пешка по диагонали вперед на одну клетку. Если пешке удается достигнуть последней горизонтали на половине соперника, она может «превратиться» в ферзя, слона, ладью или коня, но никогда не становится королем.
Если пешка при выполнении двойного шага оказывается рядом с пешкой соперника, то она может быть побита пешкой соперника.
Матч представляет собой форму соревнования между двумя соперниками в нескольких партиях. Он проводится, например, на мировых чемпионатах при выявлении претендента на звание чемпиона мира и между чемпионом мира и претендентом. Круговой турнир-самая распространенная форма проведения национальных и международных шахматных турниров, в которых участвуют до 20 шахматистов. Здесь каждый игрок должен сыграть партию с другим игроком, в особых случаях несколько партий. Перед началом турнира проводится жеребьевка в соответствии с принятой в международной практике. Таким образом определяется очередность выступлений пар и обеспечивается последовательный ход турнира в целом.
Швейцарская система используется лишь в том случае, если в турнире принимают участие большое количество шахматистов и из-за недостатка времени шахматисты не имеют возможности встретиться друг с другом. Жеребьевка устраивается перед каждым отдельным кругом; должны встречаться между собой игроки, набравшие приблизительно равное количество очков. В результате этого метода наиболее успешно выступающие игроки турнира встречаются друг с другом и таким образом определяется истинный победитель турнира. Схевенингская система. Название этой формы турнира получило распространение с проводимого в 1923 г. голландского турнира. Эта система используется в командных соревнованиях, которые имеют особое значение. Команда-победительница определяется следующим образом: каждый шахматист одной команды встречается с каждым шахматистом другой.
Шахматные турниры. Шахматы-это полноправный вид спорта, если шахматные турниры проводятся в соответствующих условиях. К таким условиям прежде всего относятся правильная организация турниров, носящих соревновательный характер, точное соблюдение правил соревнования, контроль игрового времени с помощью шахматных часов, регистрация отдельных ходов и непременное присутствие судьи, который наблюдает за ходом партии, оценивание выигранной партии в 1 очко, партии вничью в 112 очка.
Система оценок. Среди различных попыток проанализировать партии шахматного турнира в количественном отношении, а также оценить их по значению зарекомендовала себя система Зоннеборна- Бергера. По этой системе каждый шахматист за одержанную победу получает очко, а за ничью-половину очка. Набранная таким образом общая сумма очков определяет порядок занятых мест в турнире. Сегодня этой системой пользуются лишь в случае, если по завершении турнира при равном результате нужно выявить лучшего шахматиста. Международная система оценок (система ЭЛо). В 1971 г. была введена система оценок шахматной силы, которая заменила старую квалификационную систему и порядок присуждения звания «международный мастер» или «международный гроссмейстер». Эта система была разработана американским профессором А. Эло. Достижения шахматиста выражаются посредством квалификационного коэффициента (рейтинга), который рассчитывается по следующему принципу: отношение результата одного шахматиста к среднему результату всех участников турнира дает определенную величину. Эта величина-квалификационный коэффициент (рейтинг)-может повышаться или понижаться. Коэффициент будет тем точнее, чем больше сыгранных в турнире партий будет приниматься в расчет.
При расчете квалификационного коэффициента различают 2 случая: а) если у шахматиста нет квалификационного коэффициента, в этом случае ему присваивается средний коэффициент всех участников турнира. Затем рассчитывается процентное отношение результата шахматиста без коэффициента к результатам его соперников. Из таблицы ожидаемых результатов берут разность для данного результата, которая в сумме со средним коэффициентом дает первоначальный коэффициент данного шахматиста. б) При подсчете изменений коэффициентов в результате турнира определяют средний коэффициент всех участников турнира, затем берут разность между коэффициентом данного шахматиста и средним коэффициентом турнира. По этой разнице определяется ожидаемый результат в процентах, который пересчитывается в очки. Разница между набранными очками и ожидаемым результатом умножается на коэффициент развития и складывается со старым коэффициентом. Таким образом получают новый коэффициент, который округляют с точностью до 5 очков.
Раз в год ФИДЕ публикует рейтинг-листы, из которых исключаются шахматисты, которые в течение трех лет не принимали участия в квалификационных турнирах. В класс «гроссмейстер» входят шахматисты, у которых рейтинг не менее 2490, а в класс «гроссмейстер экстра-класса» включают шахматистов с рейтингом выше 2600.
Турнир претендентов. Борьба за первенство мира по шахматам подразделяется на следующие этапы. По результатам 11 зональных турниров выделяются 1-3 представителя (в зависимости от числа участников) на 2 межзональных турнира-по 20 участников в каждом. Шахматисты, занявшие 3 первых места в каждом турнире, выходят в четвертьфинал, где разыгрывают 4 матча по 12 партий в каждом. Кандидаты в полуфинал играют 16 партий, и кандидаты в финал-20 партий. При ничейном исходе матча кандидатов последний продлевается на 2 партии до тех пор, пока один из соперников не выиграет матч. На мировых первенствах в этом случае играют до тех пор, пока один из соперников не выиграет 6 партий. Чемпион имеет право в течение года потребовать матч-реванш,
Женские турниры проходят таким же образом, но в них разыгрывается меньшее число партий. Командное первенство. В мировых командных первенствах для мужчин (шахматные Олимпиады) участвуют команды, состоящие из 4 участников и 2 запасных шахматистов.
На мировых командных первенствах для женщин (шахматные Олимпиады) команды состоят из 2 участниц и 1 запасной шахматистки.
Европейские чемпионаты для мужчин разыгрываются командами в составе 8 участников, для женщин европейские первенства в настоящее время не проводятся.
Игра в шахматы по переписке. Шахматные ходы можно пересылать по почте в другие страны и континенты, используя при этом специальную карту. Шахматная партия по переписке продолжается, как правило, 1-2 года. Всемирную организацию этого вида Шахматной игры с 1928 г. представляет Международная федерация шахмат по переписке (ИКЧФ). В этом виде шахматной игры проводятся официальные первенства: мировые чемпионаты для мужчин с 1953 г., для женщин-с 1972 г.; чемпионаты Европы-с 1965 г.
«Блиц». В этой разновидности игры в шахматы действуют общие правила, за исключением двух моментов: каждый ход шахматист должен совершить в течение 5-10 сек; разрешается «бить» короля, если «шах» не принимается во внимание. Распространены 5- и 10-минутные партии «блиц». Техника и тактика. Цель игры-объявить «мат» неприятельскому королю. В ходе игры шахматист придерживается основных правил стратегического и тактического плана, которые он заимствовал из описанных шахматных теорий или выработал исходя из личного опыта. В решении той или иной задачи шахматист всегда должен исходить из объективной ситуации на шахматной доске.
Временное численное превосходство или меньшинство белых или черных фигур не имеет иной раз решающего значения для исхода партии в целом. Шахматист не должен сосредоточиваться только лишь на передвижении данной фигуры и значении этого хода в данный момент. Он должен перед каждым ходом проверять, какое воздействие этот ход окажет на расположение шахматных фигур в целом и можно ли будет после этого хода успешно развивать атаку.
Каждую партию можно разделить на 3 фазы: дебют, миттельшпиль, эндшпиль.
Дебют. Большая часть книг о шахматной игре посвящена теории начала или дебюта. Начало имеет большое значение для общего хода партии. Различают открытые, закрытые и полуоткрытые начала. Суть этих трех видов начал определяет различное использование фигур в начале партии, особенно пешек. Наиболее известными открытыми началами являются: испанская партия, итальянская партия, королевский гамбит; к закрытым началам относятся: ходы ферзем и пешками, а также индийская защита; к полуоткрытым — сицилианская и французская, а также защиты Каро-Канн и Алёхина.
Названия большинства способов начал указывают на страну происхождения или на шахматиста, который впервые применил ее в турнирной практике.
Начала партий разнообразны и при возникшем интересе следует обратиться к соответствующим учебникам. Каждый шахматист должен владеть 3-4 способами начала партий белыми и черными фигурами.
Миттельшпиль. Развиваясь на основе начальных ходов, середина игры представляет собой собственно шахматную партию с ее многочисленными вариантами, оперативными атаками и защитами, потерями фигур. В середине игры в полной мере проявляются 3 основных элемента в шахматах: время, сила фигур и пространство. На этом этапе шахматисты переходят к позиционному или комбинационному стилям игры.
Время. Ход результативен лишь в том случае, если он совершается в положенное время. При этом шахматист не должен планировать каждый отдельный ход изолированно. Более важно, чтобы ходы осуществлялись последовательно с достаточным для обдумывания промежутком времени. Сила фигур. В шахматах важно таким образом сгруппировать фигуры, чтобы в каждой ситуации они проявляли свою наибольшую силу.
При этом особое внимание следует уделять взаимодействию отдельных фигур, так как в большинстве случаев сообща они намного сильнее, нежели порознь. Непрерывный анализ эффективности фигур в настоящий момент и изменений на поле, которые возникают или могут возникнуть вследствие собственного хода или хода соперника, всегда необходим для того, чтобы узнать истинную силу всех фигур на поле.
Пространство. Из 64 квадратов шахматного поля 4, расположенные в самом центре, имеют особое значение на начальной стадии партии, в то время как диагонали или вертикали, где располагаются «сильные фигуры» (ферзи и слоны), посредством объединения силы и пространства могут привести к преимуществу, способному решить исход партии. Овладение определенными центральными полями — одна из важнейших тактических задач в игре-не всегда зависит от того, что данное поле занято собственной фигурой. Очень часто бывает достаточно, чтобы эти поля располагались в сфере действия собственных фигур.
Позиционный стиль. Существуют общие принципы, которые облегчают игру. Сюда относятся: овладение вертикалями, горизонталями и определенными центральными полями, «связывание» фигур соперника, укрепление позиций собственного короля, подвижность собственных фигур, при этом не всегда необходима атака короля для того, чтобы одержать победу в партии. Позиционное превосходство зачастую имеет решающее значение. Комбинационный стиль. Комбинировать следует лишь в том случае, если возможен точный контроль заранее предусмотренных ходов. С какими сложностями связан предварительный расчет одно- го-единственного хода, показывает следующий пример: если нужно рассчитать хотя бы три хода белых и черных фигур, то для этого нужно продумать 729 вариантов. Поэтому решение комбинации, которая, вероятно, будет связана с потерей одной или нескольких фигур, нельзя сравнивать с решением математической задачи. Здесь решение будет в большей степени зависеть от решительности шахматиста, его творческой фантазии и опыта. Если шахматист предпочитает позиционный стиль игры, то все же нельзя полностью отделять один стиль от другого.
Эндшпиль. Если правильное решение начальной стадии партии дает исходную позицию для развертывания середины игры, то последняя является основой для заключительной фазы шахматной партии. Середина игры зависит в большей или меньшей степени от опыта, чутья и фантазии шахматиста, а окончание, точно так же как и теория начальной фазы, более доступно для методических исследований. Окончание является важной фазой шахматной игры, от этого зависит, объявит ли шахматист «мат» сопернику или проиграет партию. Многие великие шахматисты-мастера конечной фазы игры.
Начало конечной фазы характеризуется двумя признаками: во-первых, большая часть своих фигур и фигур соперника выходит из игры, во-вторых, короли активно включаются в игру. Если в начале и середине игры короли почти бездействуют, т.к. раннее введение их в игру очень легко может привести к проигрышу, то теперь короли решают исход партии. Король защищает собственные фигуры, которым угрожает опасность, завоевывает пространство, ограничивает свободу действий короля соперника, способствует превращению свободной пешки в другую фигуру.
Особые формы игры в шахматы. Кроме шахматных турниров и упомянутых в разделе «Правила» способов игры «блиц» и шахмат по переписке, существуют еще и другие варианты.
Сеанс одновременной игры заключается в том, что сильный шахматист играет одновременно с любым количеством более слабых партнеров. Шахматист, ведущий сеанс одновременной игры, проходит от доски к доске и делает по очереди ход на каждой доске. Сеанс одновременной игры требует от шахматиста наивысшего мастерства, концентрирования и быстрого ориентирования.
Игра вслепую. Здесь также сильный игрок встречается одновременно с более слабыми партнерами. При этом он не смотрит на доску, а играет «вслепую». Ходы его партнеров называет не участвующий в игре шахматист. Игра вслепую наносит ущерб здоровью и во многих странах не культивируется.
Консультационная партия используется в основном на тренировке. На каждой стороне играют по нескольку партнеров или один играет белыми, в то время как 3, 4 или большее количество шахматистов-черными. Перед каждым ходом партнеры могут советоваться друг с другом.