Эпические и эзотерические мотивы в эстетике йоги
Рубрика: ТеорияДва главных народных эпоса Индии — это «Рамаяна» и «Махабхарата». Оба эти произведения содержат идеи, сходные с идеями йоги, и служат главными источниками для книг по философии йоги. Их отдельные части могут быть названы практическим руководством к тренировкам по системе йоги. Эти эпосы, точно так же как пьесы Шекспира, постоянно переосмысливаются и толкуются по-новому; их части инсценируются, и многие люди знают, наизусть отрывки из них. Эти интерпретации пользуются большой популярностью: так, например, инсценировка «Махабхараты», поставленная Питером Бруком, шла в одном из крупнейших английских театров с одновременной трансляцией по телевидению.
«Рамаяна» приписывается поэту по имени Валмики, жившему в VI-V веках до н. э., о котором известно, что он был вором, перевоспитавшим себя с помощью медитации. Главный герой этого произведения — Рама — сочетает в себе высокие моральные качества, самодисциплину и отрешенность от суетного мира. Он, как обобщенный образ аскета, символизирует одного из трех верховных индуистских божеств: хранителя Вселенной — Вишну.
«Махабхарата» также создана в V веке до н. э., хотя так и не была записана вплоть до II века. Речь в ней идет о войне между двумя народами — родом Пандавов и родом Кауравов, — которая разразилась в начале первого тысячелетия до нашей эры. Князь Идхиштира, один из пятерых сыновей Пандавов, обманом лишенный всего своего имущества, изгоняется из своих владений вместе со своими братьями. Через тринадцать лет они возвращаются, чтобы отомстить и отнять власть над их страной у могущественного тирана, царя Дриштараштры и его сыновей. Сыновья Пандавов после восемнадцати дней свирепой битвы одерживают победу. Это предание следует расценивать не только как память об ужасах прошлого: ее можно воспринимать в символическом смысле, как изначальную борьбу между добром и злом.
«Махабхарата» имеет огромную ценность еще и из-за того, что в нее входит «Бхагавад-Гита» (песнь Бога), которую можно рассматривать как отдельное произведение. «Бхагавад-Гита» — это один из важнейших для эстетики йоги текстов, написанный в форме разговора между Богом Кришной, одним из воплощений Вишну, и князем Арджуной, одним из братьев Пандавов. Связь между духовными целями и конкретными действиями вполне очевидна в этом разговоре, в ходе которого Кришна открывает Арджуне правильные пути к полноценной и осмысленной жизни в мире, одновременно указывая на необходимость «отрешения от суетности» и все вытекающие из этого преимущества. Главная тема этого произведения — как жить в мире, обладая сознанием Бога.
Помимо этого, «Махабхарата» включает в себя часть под названием «Мокша-Дхарма», также относящуюся к теории йоги. Речь в ней идет об очищающей диете и умении управлять своим дыханием, о различных препятствиях на пути человеческого разума к высшей духовности, таких как злоба, сомнения и страх; она предостерегает от различных заблуждений на пути развития духа и подготовки его к перевоплощению. «Мокша-Дхарма» также включает в себя практические советы по технике концентрации вниманиями достижению спокойствия рассудка вне зависимости от внешних воздействий.
В то же самое время продолжает развиваться литература «Упанишад». В V веке до н. э. было написано одно из важнейших произведений под названием «Катхака Упанишад». Оно является первым по-настоящему имеющим отношение к йоге произведением; в нем рассматривается глубинная, неотъемлемая сущность человека и делается заключение, что эта сущность — истинное естество человеческой личности, и человеку следует неутомимо работать над собой для того, чтобы подчинить этому естеству все остальное.
Прочие «Упанишады», написанные в это время, посвящены медитации (Шветашватара), достижению единства со своей истинной сущностью путем использования энергетических каналов (Майтраяния) и произношения священного слова «Ом» (Мандикуйя).