Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Акробатические игры для детей

Рубрика: Упражнения и игры для детей

В том, что акробатика — это не занудное повторение одних и тех же упражнений, убедиться довольно прос­то. Посмотрите только, какое великое множество суще­ствует игр, основанных на использовании акробатиче­ских элементов. На отдыхе, в пору отпусков или кани­кул, вы наверняка сумеете разогнать скуку с помощью таких игр.

Предлагаемые игры построены в основном на ис­пользовании дополнительных зрительных раздражите­лей при отборе хорошо освоенных акробатических уп­ражнений, которые выполняются в игровой форме. Так, длинный кувырок, например, делается через скакалку («качели», «удочка»), друг через друга («чехарда»), в обруч («белка в колесе»), а переворот в сторону — кругах («кочки») или между ними («капканы»), в уз­ком коридоре («эстафета колес»). Все эти игры способ­ствуют тому, что зрение вашего ребенка станет более острым, увеличится поле зрения, повысится скорость двигательной реакции на зрительное раздражение. Проч­ность двигательного навыка также говорит об эффектив­ности игр с элементами акробатики.

«Чехарда». Две команды выстраиваются в колонну по одному напротив гимнастических матов, положенных в длину. По сигналу первые и вторые в колонне игроки обеих команд выполняют задание: первые принимают упор присев, а вторые делают длинный кувырок через них и тоже принимают упор присев. Затем кувырок делают первые. Двое игроков, выполнивших задание пер­выми, приносят своей команде очко. Затем в соревнова­ние вступают следующие двое и т. д. Побеждает коман­да, набравшая больше очков. В игре может участвовать вся команда одновременно. В этом случае победит та, что закончит игру первой.

«Белка в колесе». Две колонны игроков становятся одна напротив другой. Перед ними два гимнастических мата, положенных в длину один за другим. Между ни­ми можно прокатить обруч, который поочередно катят капитаны команд. Игроки должны выполнить кувырок в обруч, не задев его. Когда все сделают кувырок, капи­танам становятся следующие по порядку игроки. И так до тех пор, пока каждый из команды не побывает в роли капитана. За неудачный кувырок дается штрафное оч­ко. Побеждает команда, получившая меньше штрафных очков.

«Вратарь». Игроки строятся в колонну по одному на­против гимнастического мата и по очереди выполняют кувырок вперед с прыжком вверх. В прыжке они ловят мяч, брошенный им навстречу водящим. За пойманный мяч игрок получает очко. Игра повторяется несколько раз. Побеждает тот, у кого окажется больше очков. Иг­ра может быть и командной.

«Окно». Два игрока (водящие) становятся друг про­тив друга на одно колено и берутся за руки, образуя «окно». Игроки по очереди выполняют кувырок в «ок­но». Кто задевает его, получает штрафное очко. Играю­щих можно разделить на две равные команды и провести между ними соревнование. Каждая команда образует свое «окно». Побеждает команда, игроки которой полу­чили меньше штрафных очков. В дальнейшем можно учитывать и время выполнения задания.

«Челнок». Играют две команды. На акробатической дорожке (или гимнастических матах, положенных в дли­ну) проводится мелом линия, отделяющая территории двух команд. По жребию определяется, какая команда начинает соревнование. Один из игроков этой команды, став у линии, выполняет длинный кувырок, стараясь прыгнуть как можно дальше на территорию противни­ка. Там, где игрок коснулся руками, делается отметка. Игрок другой команды, став у нее, выполняет кувырок в противоположную сторону, стараясь не только возвратить свою территорию, но и занять часть территории про­тивника. Побеждает команда, которой удастся занять территорию противника.

«Качели». Ученики выстраиваются в колонну по од­ному. Двое водящих, держа в руках скакалку, раскачи­вают ее, как качели. Игроки выполняют кувырок вперед через скакалку в тот момент, когда она приближается к ним, и быстро отбегают в сторону. Кто при этом задева­ет скакалку, сменяет одного из водящих. Игра повторя­ется несколько раз. Победителем считается игрок, ни ра­зу не зацепивший скакалку.

«Кочки». Игроки выстраиваются в колонну по одно­му. Перед колонной на полу начерчены (через 45 — 55 см) четыре кружка, размер которых (в среднем) несколько больше величины ног учеников. Игроки делают переворот в сторону, стараясь «ступать по кочкам». Вначале это будет удаваться далеко не каждому. Но посте­пенно число игроков, ловко шагающих «по кочкам», стано­вится все больше. И тогда можно провести эту игру, разбив учеников на две команды. Победит та из них, игроки кото­рой меньше допустят ошибок.

«Капканы». Играют две команды. На полу начерчен коридор шириной в 4—10 шагов. Это «лес». Команды выстраиваются по обеим сторонам коридора. По жре­бию определяется ведущая команда, которая расставля­ет в лесу капканы — кружки (диаметром 10—15 см) из картона или бумаги. Задача игроков другой команды пройти «лесом», то есть сделать несколько переворотов в сторону, не попав ни в один из капканов. За попадание в капкан игрок получает штрафное очко. Игро­ки выполняют упражнение поочередно или одновременно по 2—3 человека на достаточном друг от друга расстоянии. Затем команды меняются ролями. Игру можно усложнить, увеличив число кружков и расставив их только на «тропинке», по которой обязательно должны пройти игроки.

«Эстафета колес». Игроки делятся на две команды и выстраиваются перед стартовой чертой в колонну по одно­му на некотором расстоянии друг от друга. Впереди обеих колонн — коридор (ширина его зависит от того, насколько ученики освоили предлагаемое упражнение). По команде впереди стоящие ученики выполняют пере­ворот в сторону. Штрафное очко получает игрок, переступивший линию коридора или закончивший упражне­ние позднее (если это обусловлено правилами игры). Побеждает команда, получившая меньше штрафных оч­ков.

«Слалом». Игроки, разделившись на две команды, выстраиваются в колонну по одному перед стартовой чертой. На некотором расстоянии от нее перед каждой командой лежат в длину три-четыре гимнастических ма­та, которые и образуют как бы трассу слалома. Три-че­тыре игрока делают стойку на лопатках. По сигналу учи­теля впереди стоящие игроки начинают соревнование, выполняя кувырки вперед между препятствиями (игро­ками в стойке на лопатках), после чего становятся в ко­нец своих колонн. Игроки, выполнявшие стойку на ло­патках, отдыхают, затем опять повторяют это упражне­ние, а на трассу слалома выходят ученики, стоявшие вто­рыми в колонне, и т. д. После трех-четырех повторений игроки, которые делали стойку на лопатках, становятся в конец колонны, а на их место идут следующие, и игра продолжается.

«Заяц и лиса». Гимнастические маты кладутся в не­сколько рядов на расстоянии 1,5—2 м один от дру­гого. Каждый игрок занимает мат и выполняет стоику на лопатках — «березку». Так вырастает «лес». На охо­ту выходит лиса (водящий). В лесу она встречает зайца (другой водящий) и начинает погоню за ним. Спасаясь, заяц кружит по лесу вокруг деревьев и, чтобы замести следы, выполняет под березками (на гимнасти­ческих матах) кувырки вперед {три — пять). Преследуя зайца, лиса бежит за ним точно по его следу, выполняя те же упражнения, что и заяц. Потом другие игроки сме­няют зайца и лису, а они становятся березками. Игра продолжается до тех пор, пока зайцем или лисой не побывает каждый игрок. На другом занятии ребята меня­ются ролями — зайцы становятся лисами, а лисы — зайцами.

«Сторож и зайцы». Три-четыре гимнастических мата образуют длинную дорожку. С одной стороны ее по всей длине натягивается веревочка (на высоте, зависящей от подготовленности учеников) — забор, за которым ого­род. Один из игроков — сторож — садится или ложит­ся в огороде спиной к матам — сторож спит. Остальные игроки — зайцы — в это время проползают под веревочкой в огород. По сигналу сторож просыпается, вскаки­вает и ловит зайцев, которые убегают, выполняя длинный кувырок вперед через веревочку. Пойманные зайцы становятся сторожами. Как только сторожей будет боль­ше, чем зайцев, выбирается новый сторож, и игра продол­жается. В этой игре легко определить самого ловкого зай­ца — ни разу не попавшегося сторожу.

«Успей взять мяч». При переворотах наиболее часто встречается ошибка, которая заключается в том, что ак­робаты опускают руки или разводят их в стороны, а не держат вверху. Игра «Успей взять мяч» способствует устранению этих ошибок. Выполняя переворот вперед, игрок ставит руки так, что мяч остается лежать между ними. В момент отталкивания руками игрок должен взять волейбольный мяч, обхватив его ладонями. Сна­чала это удается выполнить не каждому, и поэтому иг­ра проводится на звание чемпиона. Как только с зада­нием справится большинство, можно устраивать сорев­нование между командами.

Нет родителей, которые бы хотели видеть своих де­тей неуклюжими и сутулыми. По этому вопросу не на­до проводить социального анкетирования. Тут все едино­душны. Поэтому призываю вас от всего сердца немед­ленно включаться в занятия акробатикой. Она подарит вашим детям осанку, о которой говорят: благородная. Превосходное чувство равновесия. Прекрасное владение своим телом. Короче, то, что позволяет ощутить всю пре­лесть жизни.

А в завершение нашего разговора хочу привести сло­ва почетного председателя Федерации акробатики СССР, летчика-космонавта, дважды Героя Советского Союза, заслуженного мастера спорта Владислава Волкова: «Не знаю, сумею ли я ответить некоторым совсем молодым ребятам, которые спрашивают у меня о том, как стать космонавтом и с чего начать. Я бы посоветовал начать с акробатики, развивающей силу, ловкость и смелость».


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.