Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Активизация движений старших дошкольников на гимнастике и физкультурных занятиях

Рубрика: Упражнения и игры для детей

Объем установленных «Программой воспитания в детском саду» физкультурных занятий для старших дошкольников и ежедневной утренней гимнастики является недостаточным для полноценного физического развития детей в условиях Крайнего Севера, поэтому дополнительно к утренней гимнастике прово­дится ежедневно вторая гимнастика после дневного сна, увели­чена продолжительность занятий до 40 мин, используются различные способы повышения двигательной активности детей.

Построение и содержание утренней гимнастики не отличает­ся от рекомендуемых методической литературой. Комплексы ее в основном планируются на 2 недели. В тех случаях, когда ком­плекс гимнастики меняется еженедельно, отдельные упражне­ния, требующие более длительного повторения, переносят с небольшими изменениями из одного комплекса в другой. На­пример, упражнение «ласточка» (ребенок лежит на полу вытя­нувшись, руки вытянуты вперед, ноги вместе; одновременно под­нять руки и ноги) можно усложнить, подняв над головой в вытянутых руках предмет — мяч или гимнастическую палку (рис. 4). Широко применяются на утренней гимнастике упраж­нения из разных исходных положений —стоя, сидя, лежа. Осо­бенно любят дети гимнастику с предметами — мешочками с пес­ком, обручами, флажками, мячами, гимнастическими палками.

В каждый комплекс входят ходьба, бег и поскоки, а также от 5 до 8 общеразвивающих упражнений. Дозировка отдельных упражнений увеличена до 3.4—16 повторений с коротким отды­хом. Но это такие упражнения, выполнение которых не вызы­вает у детей особого затруднения (например, сидя на полу, до­стать флажками носки вытянутых ног).

Утренняя гимнастика проводится в быстром темпе. Закан­чивается она прыжками и бегом. В конце даются упражнения, выполнение которых нормализует дыхание. При выполнении одних и тех же комплексов дети получают различную нагрузку в зависимости от степени подвижности. Поэтому нами систе­матически проводятся наблюдения за физиологическим со­стоянием детей после выполнения комплексов утренней гим­настики.

Содержание гимнастики после дневного сна практически то же что и утренней. Проводится она по мере постепенного про­буждения детей со всей группой. В те дни, когда физкультурное или музыкальное занятие проводится во вторую половину дня, гимнастика после сна отменяется.

Физкультурные занятия в старшей и подготовительной к шко­ле группах проводятся дважды в неделю продолжительностью 35—40 минут.

Структура построения физкультурного занятия общеприня­тая, но воспитатели стараются разнообразить методы его прове­дения.

Увеличена интенсивность упражнении за счет изменения их дозировки, темпа выполнения движений и прилагаемых усилии (применяются, например, упражнения с набивными мячами, на преодоление сопротивления партнера в парных упражнениях и т. п.).

Эффективность физкультурных занятий во многом определя­ется их плотностью. Моторная плотность характеризует двига­тельную активность детей в течение занятия. Многократность повторения тех или иных движений, упражнений способствует более прочному формированию двигательного навыка, обеспе­чивает достаточную физиологическую нагрузку на организм ребенка.

Плотность занятия во многом зависит от его содержания. Очень важно, чтобы упражнения, составляющие содержание физкультурного занятия, удачно сочетались по своей нагрузке, по длительности выполнения, по сложности, вызывали положи­тельный эмоциональный тонус у детей.

Неудачный подбор упражнений снижает плотность занятий, степень усвоения детьми двигательных навыков. Например, уп­ражнения в лазанье по гимнастической стенке и по бревну, тре­бующие страховки воспитателя и выполняемые в замедленном темпе, нежелательно включать в одно занятие, так как это снизит двигательную активность детей.

Иногда упражнения, удачно подобранные по нагрузке, ока­зываются несовместимыми по другим причинам. Например, упражнения с мячами (ловля, отбивание мяча о пол) и прыжки в высоту с разбега, проводимые одновременно, вызывают у де­тей большой эмоциональный подъем. После действий с мячами они оживляются, прыгают в высоту с большим удовольствием, но не могут сосредоточиться перед прыжком, выполняют зада­ние хуже, чем обычно.

Практика показала, что наиболее удачно сочетаются упраж­нения, дополняющие друг друга во всех отношениях, например действия с мячами и подтягивание, лазанье или упражнения в равновесии и прыжки в высоту, метание в цель и прыжки в длину с места, упражнения на равновесие и бег и т. д.

Использование различных способов организации детей на занятиях — фронтального, группового и индивидуального — по­зволяет сочетать обучение с высокой двигательной активно­стью. Выбор способа организации коллектива на занятии зависит от цели занятия, его содержания, используемого обо­рудования, организационных умений воспитателя, степени освое­ния детьми навыка того или иного движения. Часто в течение занятия 2—3 способа организации сменяют и дополняют друг друга.

Например, цель занятия — закрепление навыка бросания, ловли, отбивания мячей об пол и о стенку. Бросание и ловлю мячей дети выполняют стоя в двух шеренгах. После этого пер­вая шеренга (15 человек) отбивает мяч об пол, вторая наблю­дает, отмечает ошибки товарищей, их причину. Затем вторая шеренга бросает мячи, первая наблюдает. Отбивание мячей о стенку проводится группами по 5—6 человек и т. д.

Активные движения, выполнение которых проходит быстро, мы чаще всего разучиваем поточно. Например, обучение прыж­кам в высоту с разбега проходит из построения в одну колон­ну— дети прыгают друг за другом.

Групповой способ организации детей удобен, если дается за­дание, выполнение которого требует относительно много вре­мени, а количество пособий ограничено (например, подтягива­ние, лазанье на скамейках, по бревну, по гимнастической стенке, башенке). Воспитатель обязательно руководит заданием, тре­бующим страховки (упражнения на гимнастической лестнице, башне, бревне и т. д.).

Для самостоятельного выполнения мы предлагаем детям только знакомые упражнения, не требующие страховки, поддерж­ки или помощи взрослого. Например, на занятии проводится обучение лазанью по гимнастической стенке переменным шагом с переходом на соседние звенья и спуском по наклонной доске, закрепление умения ходить по канату приставным шагом, пере­прыгивать через мелкие предметы (рейки) на одной ноге. Объяснив и показав задания, воспитатель делит детский коллек­тив на две группы. Первая выполняет задание у гимнастической стенки, дети второй группы проходят по канату, перепрыги­вают через рейки, повторяя задание несколько раз. Затем группы меняются местами. Воспитатель постоянно находится у гимна­стической стенки.

При организации занятия групповым методом требуется хо­рошая дисциплина в коллективе, наличие навыков самостоя­тельности у детей, умелое распределение внимания воспита­теля.

Важным условием повышения двигательной активности де­тей на физкультурном занятии является рациональное исполь­зование оборудования. В своей работе мы стремимся на одном занятии использовать минимум оборудования, максимально обыгрывая его. С одним и тем же пособием можно дать детям различные задания, упражнения, тем самым сокращается время на расстановку оборудования, смену его. Например, на занятии используются три скамейки. Они ставятся поперек зала и до конца занятия не убираются. Содержание занятия:

1. ходьба «змейкой» между скамейками с выполнением за­дания — ходьба на носках и пятках, гусиный шаг, шаг польки, перешагивание через скамейку;

2. комплекс общеразвивающих упражнений на скамейке;

3. ходьба по скамейке с глубоким приседанием на середи­не ее;

4. подтягивание на скамейке, игра «Ноги от земли!»
Опыт работы показал, что, несмотря на разнообразие упраж­нений, заданий двигательного характера, многие из них анало­гичны по выполнению, и если работа по физическому воспита­нию проводится систематически, дети довольно быстро усваивают принципы выполнения упражнений, хорошо понимают словесные указания, правильно представляют, что от них требуется. Учитывая это, мы не всегда придерживаемся общепринятой схе­мы объяснения: показ воспитателя под музыку, выполнение уп­ражнений детьми вместе с воспитателем, самостоятельное вы­полнение упражнений по словесному описанию. Часто предла­гаем сокращенное объяснение, обращая внимание лишь на основные детали упражнений, широко используем условно-об­разное называние упражнений и т. п.

Так, например, предлагая детям простые общеразвивающие упражнения: потягивание, повороты, наклоны, иногда мы даем только показ без словесных объяснений. А иногда, наоборот, только словесно напоминаем, как правильно выполнить упраж­нение: наклониться вперед-вниз, не сгибая колени, достать мя­чом носки ног и выпрямиться. Аналогичные упражнения дети выполняли уже неоднократно и имеют достаточно хороший на­вык правильного выполнения их: не сгибают колени, не забы­вают после наклона выпрямиться, поэтому для правильного вы­полнения задания достаточно одного словесного напоминания (или одного показа воспитателем).

Упражнения из положения сидя, лежа чаще всего объясняем и показываем, так как они более сложны по структуре и выпол­нить их только по описанию детям трудно.

В тех случаях, когда какое-либо основное движение хорошо знакомо детям и дается для закрепления, мы также иногда не даем образца, только напоминаем способы правильного выпол­нения. Например, при обучении метанию в цель спрашиваем, от чего зависит дальность броска, откуда начинаем замах, каким должно быть движение кисти рук при броске. Часто к показу и описанию упражнений мы привлекаем детей.

Как правило, на анализ занятия уходит у воспитателя 1—2 мин. Безусловно, без анализа невозможно обучение, но прово­дить деловой разговор с детьми удобнее, сопровождая им про­цесс выполнения упражнений. Такой анализ помогает ребенку при повторении упражнения исправить свою ошибку. Наблюдая действия детей, воспитатель не ограничивается замечаниями, правильно или неправильно выполнено движение, так как они не способствуют обучению, а кратко называет каждому ребенку его ошибку: слабо оттолкнулся, не рассчитал место толчка, слишком быстро разбежался и т. п. Тем самым чувственный опыт ребенка тут же связывается со словом, выполнение зада­ния становится осознанным, более качественным. Указывая ре­бенку на ошибку, воспитатель тут же стремится подсказать ему правильный способ выполнения задания, поддержать уверен­ность в своих силах: «с силой оттолкнись», «не замедляй разбе­га перед прыжком» и т. п. После такого общения с детьми по ходу выполнения задания, на наш взгляд, не имеет смысла еще раз возвращаться к анализу работы в конце занятия.

Влияет на двигательную активность детей и их эмоциональ ный настрой. Так как физкультурные занятия по своей органи­зации сложны, воспитателя прежде всего волнуют вопросы дис­циплины. Наблюдения показали, что на физкультурных заня­тиях при неумелом их проведении часты дисциплинарные указания, замечания, которые подавляют у детей желание дви­гаться; задания выполняются в замедленном темпе, в результа­те двигательная активность детей и эффективность занятия в целом снижаются. Мы стремимся вызвать радость, оживление на физкультурных занятиях, уверенность в своих силах и возмож­ностях, желание соревноваться, догнать сверстников, разбудить эстетические и нравственные чувства детей. Поэтому разрешаем им на физкультурных занятиях разговаривать, шутить, смеяться, но не задерживать товарищей и не мешать им; всегда слышать и тут же выполнять указания воспитателя. Дети хорошо усвоили эти правила. На физкультурных занятиях они свободно, но тихо общаются между собой и с воспитателем, дают советы друг другу, шутят и «болеют» за товарищей. Все это не мешает им занимать­ся, наоборот, способствует активности. Тон разговора воспитате­ля с детьми на занятиях, как правило, дружеский, веселый, но, если это необходимо, может быть и строгим.

И наконец, одним из средств повышения плотности физкуль­турных занятий и утренней гимнастики является музыкальное сопровождение их. Музыка помогает воспитателю придержи­ваться определенного темпа выполнения упражнений, не замед­лять его, заменяет счет.

Характер музыки подсказывает детям образ упражнений, под музыку они выполняют задания более четко, ритмично. Как правило, музыкальный аккомпанемент используется при прове­дении общеразвивающих упражнений, иногда подвижных игр и основных движений. Плотность занятий с музыкальным сопро­вождением увеличивается примерно на 8—10%.

При контроле уровня двигательной активности детей на физ­культурных занятиях следует пользоваться контрольными прибо­рами, регистрирующими плотность занятия (шахматные часы и шагомеры, секундомеры). Сравнительный анализ плотности за­нятий и двигательной активности детей во время занятий по данным этих приборов помогает выявить ошибки, просчеты в проведении занятий, объективно оценить физиологическую на­грузку, полученную детьми на занятии, рационально строить за­нятия: их содержание, приемы руководства.

Помощь и контроль со стороны врача помогают воспитателю правильно спланировать и коллективную и индивидуальную ра­боту с детьми и следить за состоянием их здоровья.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.