Активизация движений старших дошкольников на гимнастике и физкультурных занятиях
Рубрика: Упражнения и игры для детейОбъем установленных «Программой воспитания в детском саду» физкультурных занятий для старших дошкольников и ежедневной утренней гимнастики является недостаточным для полноценного физического развития детей в условиях Крайнего Севера, поэтому дополнительно к утренней гимнастике проводится ежедневно вторая гимнастика после дневного сна, увеличена продолжительность занятий до 40 мин, используются различные способы повышения двигательной активности детей.
Построение и содержание утренней гимнастики не отличается от рекомендуемых методической литературой. Комплексы ее в основном планируются на 2 недели. В тех случаях, когда комплекс гимнастики меняется еженедельно, отдельные упражнения, требующие более длительного повторения, переносят с небольшими изменениями из одного комплекса в другой. Например, упражнение «ласточка» (ребенок лежит на полу вытянувшись, руки вытянуты вперед, ноги вместе; одновременно поднять руки и ноги) можно усложнить, подняв над головой в вытянутых руках предмет — мяч или гимнастическую палку (рис. 4). Широко применяются на утренней гимнастике упражнения из разных исходных положений —стоя, сидя, лежа. Особенно любят дети гимнастику с предметами — мешочками с песком, обручами, флажками, мячами, гимнастическими палками.
В каждый комплекс входят ходьба, бег и поскоки, а также от 5 до 8 общеразвивающих упражнений. Дозировка отдельных упражнений увеличена до 3.4—16 повторений с коротким отдыхом. Но это такие упражнения, выполнение которых не вызывает у детей особого затруднения (например, сидя на полу, достать флажками носки вытянутых ног).
Утренняя гимнастика проводится в быстром темпе. Заканчивается она прыжками и бегом. В конце даются упражнения, выполнение которых нормализует дыхание. При выполнении одних и тех же комплексов дети получают различную нагрузку в зависимости от степени подвижности. Поэтому нами систематически проводятся наблюдения за физиологическим состоянием детей после выполнения комплексов утренней гимнастики.
Содержание гимнастики после дневного сна практически то же что и утренней. Проводится она по мере постепенного пробуждения детей со всей группой. В те дни, когда физкультурное или музыкальное занятие проводится во вторую половину дня, гимнастика после сна отменяется.
Физкультурные занятия в старшей и подготовительной к школе группах проводятся дважды в неделю продолжительностью 35—40 минут.
Структура построения физкультурного занятия общепринятая, но воспитатели стараются разнообразить методы его проведения.
Увеличена интенсивность упражнении за счет изменения их дозировки, темпа выполнения движений и прилагаемых усилии (применяются, например, упражнения с набивными мячами, на преодоление сопротивления партнера в парных упражнениях и т. п.).
Эффективность физкультурных занятий во многом определяется их плотностью. Моторная плотность характеризует двигательную активность детей в течение занятия. Многократность повторения тех или иных движений, упражнений способствует более прочному формированию двигательного навыка, обеспечивает достаточную физиологическую нагрузку на организм ребенка.
Плотность занятия во многом зависит от его содержания. Очень важно, чтобы упражнения, составляющие содержание физкультурного занятия, удачно сочетались по своей нагрузке, по длительности выполнения, по сложности, вызывали положительный эмоциональный тонус у детей.
Неудачный подбор упражнений снижает плотность занятий, степень усвоения детьми двигательных навыков. Например, упражнения в лазанье по гимнастической стенке и по бревну, требующие страховки воспитателя и выполняемые в замедленном темпе, нежелательно включать в одно занятие, так как это снизит двигательную активность детей.
Иногда упражнения, удачно подобранные по нагрузке, оказываются несовместимыми по другим причинам. Например, упражнения с мячами (ловля, отбивание мяча о пол) и прыжки в высоту с разбега, проводимые одновременно, вызывают у детей большой эмоциональный подъем. После действий с мячами они оживляются, прыгают в высоту с большим удовольствием, но не могут сосредоточиться перед прыжком, выполняют задание хуже, чем обычно.
Практика показала, что наиболее удачно сочетаются упражнения, дополняющие друг друга во всех отношениях, например действия с мячами и подтягивание, лазанье или упражнения в равновесии и прыжки в высоту, метание в цель и прыжки в длину с места, упражнения на равновесие и бег и т. д.
Использование различных способов организации детей на занятиях — фронтального, группового и индивидуального — позволяет сочетать обучение с высокой двигательной активностью. Выбор способа организации коллектива на занятии зависит от цели занятия, его содержания, используемого оборудования, организационных умений воспитателя, степени освоения детьми навыка того или иного движения. Часто в течение занятия 2—3 способа организации сменяют и дополняют друг друга.
Например, цель занятия — закрепление навыка бросания, ловли, отбивания мячей об пол и о стенку. Бросание и ловлю мячей дети выполняют стоя в двух шеренгах. После этого первая шеренга (15 человек) отбивает мяч об пол, вторая наблюдает, отмечает ошибки товарищей, их причину. Затем вторая шеренга бросает мячи, первая наблюдает. Отбивание мячей о стенку проводится группами по 5—6 человек и т. д.
Активные движения, выполнение которых проходит быстро, мы чаще всего разучиваем поточно. Например, обучение прыжкам в высоту с разбега проходит из построения в одну колонну— дети прыгают друг за другом.
Групповой способ организации детей удобен, если дается задание, выполнение которого требует относительно много времени, а количество пособий ограничено (например, подтягивание, лазанье на скамейках, по бревну, по гимнастической стенке, башенке). Воспитатель обязательно руководит заданием, требующим страховки (упражнения на гимнастической лестнице, башне, бревне и т. д.).
Для самостоятельного выполнения мы предлагаем детям только знакомые упражнения, не требующие страховки, поддержки или помощи взрослого. Например, на занятии проводится обучение лазанью по гимнастической стенке переменным шагом с переходом на соседние звенья и спуском по наклонной доске, закрепление умения ходить по канату приставным шагом, перепрыгивать через мелкие предметы (рейки) на одной ноге. Объяснив и показав задания, воспитатель делит детский коллектив на две группы. Первая выполняет задание у гимнастической стенки, дети второй группы проходят по канату, перепрыгивают через рейки, повторяя задание несколько раз. Затем группы меняются местами. Воспитатель постоянно находится у гимнастической стенки.
При организации занятия групповым методом требуется хорошая дисциплина в коллективе, наличие навыков самостоятельности у детей, умелое распределение внимания воспитателя.
Важным условием повышения двигательной активности детей на физкультурном занятии является рациональное использование оборудования. В своей работе мы стремимся на одном занятии использовать минимум оборудования, максимально обыгрывая его. С одним и тем же пособием можно дать детям различные задания, упражнения, тем самым сокращается время на расстановку оборудования, смену его. Например, на занятии используются три скамейки. Они ставятся поперек зала и до конца занятия не убираются. Содержание занятия:
1. ходьба «змейкой» между скамейками с выполнением задания — ходьба на носках и пятках, гусиный шаг, шаг польки, перешагивание через скамейку;
2. комплекс общеразвивающих упражнений на скамейке;
3. ходьба по скамейке с глубоким приседанием на середине ее;
4. подтягивание на скамейке, игра «Ноги от земли!»
Опыт работы показал, что, несмотря на разнообразие упражнений, заданий двигательного характера, многие из них аналогичны по выполнению, и если работа по физическому воспитанию проводится систематически, дети довольно быстро усваивают принципы выполнения упражнений, хорошо понимают словесные указания, правильно представляют, что от них требуется. Учитывая это, мы не всегда придерживаемся общепринятой схемы объяснения: показ воспитателя под музыку, выполнение упражнений детьми вместе с воспитателем, самостоятельное выполнение упражнений по словесному описанию. Часто предлагаем сокращенное объяснение, обращая внимание лишь на основные детали упражнений, широко используем условно-образное называние упражнений и т. п.
Так, например, предлагая детям простые общеразвивающие упражнения: потягивание, повороты, наклоны, иногда мы даем только показ без словесных объяснений. А иногда, наоборот, только словесно напоминаем, как правильно выполнить упражнение: наклониться вперед-вниз, не сгибая колени, достать мячом носки ног и выпрямиться. Аналогичные упражнения дети выполняли уже неоднократно и имеют достаточно хороший навык правильного выполнения их: не сгибают колени, не забывают после наклона выпрямиться, поэтому для правильного выполнения задания достаточно одного словесного напоминания (или одного показа воспитателем).
Упражнения из положения сидя, лежа чаще всего объясняем и показываем, так как они более сложны по структуре и выполнить их только по описанию детям трудно.
В тех случаях, когда какое-либо основное движение хорошо знакомо детям и дается для закрепления, мы также иногда не даем образца, только напоминаем способы правильного выполнения. Например, при обучении метанию в цель спрашиваем, от чего зависит дальность броска, откуда начинаем замах, каким должно быть движение кисти рук при броске. Часто к показу и описанию упражнений мы привлекаем детей.
Как правило, на анализ занятия уходит у воспитателя 1—2 мин. Безусловно, без анализа невозможно обучение, но проводить деловой разговор с детьми удобнее, сопровождая им процесс выполнения упражнений. Такой анализ помогает ребенку при повторении упражнения исправить свою ошибку. Наблюдая действия детей, воспитатель не ограничивается замечаниями, правильно или неправильно выполнено движение, так как они не способствуют обучению, а кратко называет каждому ребенку его ошибку: слабо оттолкнулся, не рассчитал место толчка, слишком быстро разбежался и т. п. Тем самым чувственный опыт ребенка тут же связывается со словом, выполнение задания становится осознанным, более качественным. Указывая ребенку на ошибку, воспитатель тут же стремится подсказать ему правильный способ выполнения задания, поддержать уверенность в своих силах: «с силой оттолкнись», «не замедляй разбега перед прыжком» и т. п. После такого общения с детьми по ходу выполнения задания, на наш взгляд, не имеет смысла еще раз возвращаться к анализу работы в конце занятия.
Влияет на двигательную активность детей и их эмоциональ ный настрой. Так как физкультурные занятия по своей организации сложны, воспитателя прежде всего волнуют вопросы дисциплины. Наблюдения показали, что на физкультурных занятиях при неумелом их проведении часты дисциплинарные указания, замечания, которые подавляют у детей желание двигаться; задания выполняются в замедленном темпе, в результате двигательная активность детей и эффективность занятия в целом снижаются. Мы стремимся вызвать радость, оживление на физкультурных занятиях, уверенность в своих силах и возможностях, желание соревноваться, догнать сверстников, разбудить эстетические и нравственные чувства детей. Поэтому разрешаем им на физкультурных занятиях разговаривать, шутить, смеяться, но не задерживать товарищей и не мешать им; всегда слышать и тут же выполнять указания воспитателя. Дети хорошо усвоили эти правила. На физкультурных занятиях они свободно, но тихо общаются между собой и с воспитателем, дают советы друг другу, шутят и «болеют» за товарищей. Все это не мешает им заниматься, наоборот, способствует активности. Тон разговора воспитателя с детьми на занятиях, как правило, дружеский, веселый, но, если это необходимо, может быть и строгим.
И наконец, одним из средств повышения плотности физкультурных занятий и утренней гимнастики является музыкальное сопровождение их. Музыка помогает воспитателю придерживаться определенного темпа выполнения упражнений, не замедлять его, заменяет счет.
Характер музыки подсказывает детям образ упражнений, под музыку они выполняют задания более четко, ритмично. Как правило, музыкальный аккомпанемент используется при проведении общеразвивающих упражнений, иногда подвижных игр и основных движений. Плотность занятий с музыкальным сопровождением увеличивается примерно на 8—10%.
При контроле уровня двигательной активности детей на физкультурных занятиях следует пользоваться контрольными приборами, регистрирующими плотность занятия (шахматные часы и шагомеры, секундомеры). Сравнительный анализ плотности занятий и двигательной активности детей во время занятий по данным этих приборов помогает выявить ошибки, просчеты в проведении занятий, объективно оценить физиологическую нагрузку, полученную детьми на занятии, рационально строить занятия: их содержание, приемы руководства.
Помощь и контроль со стороны врача помогают воспитателю правильно спланировать и коллективную и индивидуальную работу с детьми и следить за состоянием их здоровья.