Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Активная гимнастика в восстановительном периоде больных полиомиелитом

Рубрика: При заболеваниях нервной системы

Активная гимнастика показана в восстановительном периоде, когда уже возможны активные движения. Следует учитывать, что пораженные мышцы быстро устают, и поэтому выполнять гимнастические упражнения необходимо в облегченных исходных положениях. Приступать к активной гимнастике можно лишь после того, как пассивные движения, осуществляемые в полном объеме, не вызывают спазма мышц, чаще это возможно на 3—4-й неделе от начала заболевания, а иногда и несколько раньше.

В процедурах лечебной гимнастики активные упражнения применяются не только с целью развития движений парализованными конечностями, но также для оздоровления и укрепления всего организма ребенка. В связи с этим каждая процедура лечебной гимнастики начинается с применения упражнений для здоровых мышечных групп и конечностей, затем постепенно вовлекаются пораженные конечности, которым создаются облегченные условия для выполнения движений. Этот метод «облегченной активной гимнастики» следует регулярно и длительно применять, пока упражняемые парализованные мышцы достаточно окрепнут.

Для укрепления ослабленной четырехглавой мышцы бедра, а также и других сгибателей и разгибателей ноги рекомендуется подвешивать ногу на полотенце (лямках, гамачках). В таком положении ослабленные мышцы разгружены от необходимости выполнять работу по преодолению веса ноги, и создаются облегченные условия для выполнения упражнения. Подобные облегченные положения применяются для упражнения мышц руки, например двуглавой. При висящей руке эта мышца не в состоянии произвести сгибание в локте, но стоит придать руке горизонтальное положение, и ослабленная мышца оказывается способной согнуть предплечье.

Чтобы создать наиболее благоприятные условия для облегченного выполнения активных движений, упражнения выполняют в теплой ванне или в бассейне. Этот вид лечебной гимнастики имеет важное практическое значение в восстановительном периоде болезни.

Большое значение в восстановительном периоде больных полиомиелитом имеет также развитие опорной функции. Соответствующие упражнения начинают выполнять в лежачем положении (упор стоп, полумост и др.), далее переходят к упражнениям на четвереньках, на коленях и, наконец, стоя с опорой о снаряды и с помощью медицинского персонала.

Больным детям с тяжелыми распространенными параличами нижних конечностей для развития способности стояния и ходьбы назначают ношение ортопедических аппаратов. Для этой цели целесообразнее применять беззамковый аппарат по Н. А. Шенку, создающий условия для активного участия мышц в ходьбе, а следовательно, и для их систематического упражнения.

Беззамковые аппараты применяются с большим эффектом в восстановительном периоде при отсутствии деформаций конечностей. Они показаны при односторонних поражениях нижних конечностей, а также и двусторонних, если сохранена функция мышц туловища и, хотя бы частично, ягодичные мышцы одной нижней конечности (Н. А. Шенк). При односторонних поражениях нижних конечностей обучение ходьбе занимает около месяца. Шаги пораженной ногой первое время делаются несколько меньше, а затем достигается равномерность шага. В процессе обучения используется дополнительная опора: две, одна палочка, поддержка персонала и др. В связи с увеличением объема ноги у детей беззамковые аппараты следует удлинять каждые 3—4 месяца.

В период лечения гимнастикой необходимо регулярно укреплять разгибатели корпуса, а также мышцы плечевого пояса и грудной клетки, чередуя гимнастические упражнения с дыхательными. Другими словами, необходимо шире применять корригирующие упражнения для позвоночника, способствующие развитию его статической и динамической выносливости.

Из большого и разнообразного арсенала физических упражнений, которым располагает лечебная физическая культура, наиболее специальными упражнениями, с помощью которых можно активно влиять на восстановление нарушенной функции опорно-двигательного аппарата, надо считать следующие.

Пассивные упражнения

  1. С ограниченной амплитудой.
  2. С полной амплитудой.

Активные упражнения

А. Упражнения с помощью:

1) здоровой симметричной конечности: а) без снарядов, б) со снарядами: гимнастической палки, мяча, вращающихся валиков, блоков и др.;

2) с помощью медицинского персонала: а) в обычных условиях, б) при осуществлении движений под водой.

Б. Упражнения, выполняемые в облегченных условиях:

1) осуществление движений в горизонтальной плоскости;

2) при поддержке конечности рукой, на лямке и др.;

3) при движении конечности по скользящей плоскости (стекло, плексиглас) в горизонтальном и наклонном направлении;

4) с применением некоторых снарядов и приспособлений: валиков, полуваликов, мяча и др.;

5) осуществление движений в воде (ванне — общей, частичной).

В. Упражнения активные, выполняемые самостоятельно:

1) в посылке импульсов к сокращению паретичных мышц;

2) для здоровых мышечных групп и симметричных здоровых конечностей;

3) элементарные, в облегченных исходных положениях с устремлением отягощения паретичной мускулатуры тяжестью конечности;

4) свободные, без силового напряжения: а) содружественные (одновременно с симметричной конечностью) и б) противосодружественные (изолированные для паретичных мышечных групп;

5) с возрастающим усилием, напряжением, сопротивлением;

6) дыхательные упражнения: а) без движения и б) с сопутствующим движением конечностей;

7) на развитие элементарной координации и равновесия с постепенным усложнением как без снарядов, так и со снарядами;

8) корригирующие на укрепление мышц корпуса, преимущественно разгибателей;

9) на развитие опорной функции: в положении лежа, стоя на четвереньках, коленях, сидя на наклонной плоскости с опорой ног, стоя на месте и в передвижении [по ровному месту с поддержкой, на костылях, с упором на козелки в беззамковых аппаратах по Н. А. Шенку, между брусьями, у шведской стенки, горизонтальной лестницы, по обычной лестнице, с преодолением элементарных препятствий и др.];

10) эмоционального содержания игрового характера: а) без снарядов, б) с мячами, игрушками и пр.;

11) движения трудового характера: рисование, лепка, вышивание, вязание, выпиливание, вырезывание, работа в саду и пр.

Каждая процедура лечебной гимнастики предусматривает воздействие физических упражнений на весь организм больного, чередование нагрузки на здоровые и измененные мышечные группы, постепенное увеличение нагрузки и усложнение упражнений. Процедура не должна резко утомлять больного, но допустимо ощущение легкой усталости. Продолжительность процедуры — от 15 до 30 минут.

Для занятий лечебной гимнастикой с детьми, перенесшими полиомиелит, помимо общепринятого оборудования, необходимо иметь параллельные брусья или перила с возможностью установки на разную высоту, лестницу с перилами, костыли и «ходилки» разных размеров, сандалии, трехколесные велосипеды, зеркало, надколенники и рукавицы для ползания и др.

Для обеспечения успеха лечебной гимнастики важное значение имеет настойчивость медицинского персонала в проведении упражнений и развитие воли больного ребенка к осуществлению активных движений.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.