Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Велоспорт

Рубрика: Виды спорта

Первоначально этот вид спорта развивался как велосипедный туризм. Возрастающая популяр­ность велосипеда привела к соз­данию различных его видов-го­ночного и для фигурной езды. Постепенно сформировался и новый вид спорта — велосипед­ный спорт. В настоящее время возрастает и зна­чение велосипедного спорта как одного из видов досуга.

Историческое развитие. Собственно развитие вело­сипедного спорта началось с первых гонок по шос­се и на треке, которые были организованы в Ан­глии и во Франции в 1869 г. Тогда англичанин Дж. Мур триумфально финишировал во впервые проводившейся шоссейной гонке между Парижем и Руаном. 120 км Дж. Мур проехал со средней ско­ростью 12,4 км/час.

Первые велосипедные гонки на треке состоялись в 1868 г. в Англии. Разыгранный в 1869 г. в Амьене Большой приз до сих пор является высшим класси­ческим призом. В Германии первые велосипедные гонки были проведены в 1882 г. в Берлине. Первые гонки велосипедистов в России проводились в 1883 г. в Москве.

Первые треки представляли из себя плоские овальной формы поля типа ипподромов. Наряду с песчаными треками начали строить треки с гли­нистым, шлаковым, асфальтовым, травяным (Ав­стралия) и цементным (Европа) покрытием. На ру­беже XX в. в связи с возросшими скоростями (до 70 км/час) для безопасности движения на кривых вставках трека стали делать виражи с уклоном от 20 до 35°.

В 1902 г. во Франции впервые был проведен чем­пионат по велосипедному кроссу на пересеченной местности, а в 1924 г. впервые были проведены международные соревнования по велосипедному кроссу.

В 1900 г. был создан Международный союз вело­сипедистов (УСИ). В настоящее время в УСИ вхо­дят национальные федерации около 120 стран. В 1956 г. была создана Международная федерация любительского велоспорта-ФИАК и Международ­ная федерация профессионального велоспорта- ФИСП. УСИ проводит чемпионаты мира отдельно для любителей и профессионалов. Чемпионаты мира по велосипедным гонкам на треке для любителей проводятсяс 1893 г., по шоссейным гонкам-с 1921 г., по гонкам в закрытых помещениях-с 1929 г., по кроссу по пересеченной местности-с 1950 г. Чемпио­наты Европы проводятся только по велосипедным гонкам в закрытых помещениях. Велосипедный спорт является олимпийским видом с 1896 г. Материальное обеспечение.

Велоспорт

Велосипедный трек. От­крытый. Во всем мире велосипедные треки имеют различную длину (250; 285; 714; 333,33; 400; 454,45; 494,45; 500 м и т. д.), различную высоту подъема на поворотах, ширину, покрытие (дерево, бетон, плас­тик); есть частично крытые треки. Согласно прави­лам УСИ, параметры трека могут колебаться в определенных пределах, и треки, не соответ­ствующие этим параметрам, считаются вспомога­тельными.

Крытый. Минимальная длина крытых треков долж­на быть 150 м, минимальная ширина-5 м, радиус поворота-9,5 м.

Велосипед для шоссейных гонок. Шоссейный велоси­пед существенно отличается от трекового велосипе­да, велосипеда для фигурной езды, велосипеда для велобола, лидерского, дорожного и туристического велосипеда. Все детали шоссейного велосипеда имеют небольшой вес, размеры их могут быть меньше (например, однотрубки, которые приклеи­ваются к ободам специальными мастиками), боль­ше (передняя шестерня), чем у других велосипедов, или имеют другую форму (руль). Фляга с водой или питанием и насос крепятся на руле или на ниж­ней трубе рамы. Для более успешного преодоления подъемов, встречного ветра и для использования преимуществ на прямых отрезках трассы, на спус­ках, а также попутного ветра на шоссейных велоси­педах установлены переключатели передач. Пере­ключатели передач оборудуются или на раме-на подседельной трубе,-или на руле. Наибольшее рас­пространение получили переключатели на 10 передач (2 шестерни спереди и 5 шестеренок сзади). В соответствии с правилами безопасности шос­сейный велосипед должен быть оборудован 2 неза­висимыми друг от друга тормозами, задним фона­рем, звонком и т. д. При езде в ночное время суток обязательно используются фары.

Подгонка велосипеда: а) расстояние между концом седла и рулем; б) высота седла.

Велоспорт

В кроссах по пересеченной местности исполь­зуются шоссейные велосипеды, но с более прочны­ми однотрубками и с меньшим количеством пере­дач.

Средний вес шоссейного велосипеда около 8,5 кг, вес однотрубок около 360 г. Давление в однотрубках колеблется от 7 до 10 атмосфер. В зависимости от покрытия трассы могут быть использованы и более легкие однотрубки.

Технический регламент УСИ определяет ос­новные параметры одноместных велосипедов, В частности, запрещается облегчать велосипед. Велосипед для трековых гонок. На велосипеде для трековых гонок нет тормозов и переключателей скоростей. Затормозить на трековом велосипеде можно с помощью так называемых «контр» путем прекращения педалирования или нажимая на коле­со рукой, защищенной специальной перчаткой для торможения.

Трековый велосипед намного легче шоссейного, его вес около 6 кг. Однотрубки весят от 110 до 220 г. В зимних условиях они должны выдерживать внутреннее давление в 11-13 атмосфер, а в летнее время-9-11 атмосфер. На трековом велосипеде нет крепления для насоса.

Тандемом называется велосипед для двух спортсме­нов. На тандеме поворотным является только первый руль, второй руль закреплен неподвижно. Усилие с переднего кареточного вала передается при помощи цепи на второй кареточный вал, ко­торый вращается велосипедистом, сидящим сзади, и оттуда-на заднее колесо.

У лидерских велосипедов диаметр переднего колеса (24 дюйма) меньше, чем диаметр заднего колеса. Это позволяет велосипедисту максимально прибли­зиться к лидирующему мотоциклу.

Переключение передач. У обычных дорожных вело­сипедов диаметр колеса равен 28 дюймам (1 дюйм = 2,54 см), у гоночных велосипедов-27- 24 дюймам, у лидерских велосипедов -24 дюймам.

Переключение передач оказывает существенное влияние на ход всей гонки. Под передачей пони­мают соотношение между числом зубцов передней и задней шестеренок. Передаточное число рас­считывается по следующей формуле: путь, прой­денный колесом за один оборот, = диаметру колеса х передаточное число х 3,14. Например, дано: диаметр колеса = 27 дюймам, число зубцов в перед­ней шестеренке = 51, число зубцов в задней шесте­ренке =16. Найти путь, который проходит колесо за 1 оборот. Этот путь = 27 дюймов х 51/16 = 86,0 дюймов х 3,14=6,86 м. Чем больше разница между числом зубцов передней и задней шестеренок, тем больше передача. Выбор той или иной передачи за­висит ог трассы, ветра, состояния гонщика. Так, например, на подъемах и при встречном вегре при­меняют меньшие передачи, чем при попутном ветре и на спусках.

Мотоциклы для гонок с лидером. На мотоциклах для лидерских гонок устанавливаются моторы с объемом двигателя от 250 до 500 см3 для гонок на открытых треках и с объемом двигателя от 125 до 250 см3 для гонок на крытых треках. Размер мотоциклов оговорен правилами соревнований. Установка ролика производится в соответствии с требованиями безопасности в зависимости от рас­четной скорости трека. Диаметр переднего колеса мотоцикла должен быть 60 см, а минимальная дли­на седла-25 см.

Одежда трековиков и шоссейников включает черные шерстяные или шелковые трусы, велорубашку с или без карманов, шлем, велотуфли, перчатки для торможения и белые гетры для шоссейных гонрк. Одежда мотоциклистов в гонке с лидером. В прави­лах УСИ имеется точное описание одежды мотоцик­листа. Правила запрещают во время езды рассте­гивать куртку и использовать одежду, не предусмо­тренную правилами.

Правила соревнований. Возрастные группы. Принад­лежность спортсмена к той или иной возрастной группе определяется совместно с врачом. Рас­четным днем для определения возрастной группы служит 1 июня каждого года. Для занятия детей и подростков велосипедным спортом необходимо согласие родителей или тех, кто отвечает за их воспитание.

Спортивные разряды. В рамках одной возрастной группы могут быть спортсмены с разными спор­тивными разрядами. Очень часто слабым спортсме­нам дают фору (кроме чемпионатов и отборочных встреч). ГТ групповая гонка

PC индивидуальная гонка с раздельным стартом

КГ-командная гонка

ГЭ- горные этапы

ТГ — трековые гонки

Ч — национальный чемпионат

Соревнования. В велоспорте различают соревнова­ния по олимпийской программе, по программе чемпионатов мира и соревнования общего харак­тера.

Возрастная

группа

Возраст в годах

Максимальная дистанция в км

Школьники

10-12

ГГ 15, PC 10, Ч 10-15,

(мальчики)

кроме КГ, ТГ

группа Б

ЧКГ 20

Школьники

12-14

(мальчики)

ГГ 40, PC 20, КГ 20, ЧГГ

группа А

30-40

Школьники

12-14

ГГ 40, PC 20

(девочки) группа А

Подростки

14-16

ГГ 100, PC 50, КГ 30, ЧГГ

группа Б

80-100

Подростки

16-18

ГГ 150, PC 100, КГ 50,

группа А

ЧГГ 130-150

Девушки

14-16

ГГ 30, ЧГГ 30-40

Женщины

с 16

ГГ 70, PC 40, КГ 50, ЧГГ 50-70

Юниоры

с 18

ГГ 300, PC 100, КГ 100,

ЧГГ 150-200, ЧКГ 100, ЧГЭ более 5

Мужчины

с 32

ГГ 80, PC 40, КГ 50, ЧГТ

до 80

В программу олимпийских соревнований входят: индивидуальные шоссейные гонки и командные гонки для мужчин. В программу чемпионатов мира входят: индивидуальные гонки для женщин и муж­чин, командные гонки и гонки по пересеченной местности для мужчин. В программу соревнований общего характера входят: дисциплины, которые не входят ни в олимпийскую программу, ни в про­грамму чемпионатов мира: велотуры, кольцевые гонки, критериумы, гонки на время (групповые и парные гонки), многодневные гонки и шоссейные гонки с лидером.

Индивидуальные шоссейные гонки. Групповыми на­зываются гонки с общим стартом или гонки с ган­дикапом. Длина трассы для всех гонщиков одина­кова. Места присуждаются в порядке прихода на финиш.

Если победителя определить не удается (мертвая гонка), то соответствующие гонщики участвуют в дополнительном заезде на 1000 м.

Многодневные гонки. Например, Велогонка мира. Многодневная гонка состоит из нескольких этапов. Если число этапов велико, то организаторы сорев­нований дают спортсменам через каждые 3-4 дня день отдыха. В программу многодневных гонок включают этапы с индивидуальными, командными, групповыми и т.д. стартами. Ежедневно опреде­ляется место гонщика в каждом этапе. Для выявле­ния победителя всей гонки суммируется число за­нятых мест и время» показанное на каждом этапе. Если линию финиша пересекает большая группа ве­лосипедистов (кроме первых трех), то им засчиты­вается общее время. Гонщики, занявшие первые три места, получают премиальные секунды -бони­фикацию.

В командных гонках время, показанное командой на финише, регистрируется в момент пересечения черты третьим участником команды. В командных гонках допускается любая помощь вплоть до пере­дачи велосипедов.

К многодневным гонкам допускаются только опытные гонщики. В больших велотурах в капита­листических странах участвуют только профессио­нальные гонщики. Они рекламируют изделия тех или иных фирм, которые, как правило, и финанси­руют гонку.

Гонки по замкнутому кругу на дистанцию от 800 до 5000 м, которую гонщики проходят несколько раз. Через определенное количество кругов проводятся промежуточные финиши, в которых первые 4 гон­щика получают 5, 3, 2 и 1 очко, а на последнем фи­нише вдвое больше. Гонщик, набравший макси­мальное число очков, считается победителем. При одинаковом числе очков побеждает тот, кто набрал на последнем финише большее число очков. Разре­шается замена велосипеда.

Кольцевые гонки также представляют собой гонки по замкнутому кругу на дистанцию от 800 до 5000 м. Гонщики проходят дистанцию несколько раз, но промежуточные заезды не влияют на окон­чательный результат. Победители выявляются по результатам последнего заезда.

bicycle

В этих гонках зрителям легко следить за ходом борьбы, и поэтому они пользуются большой попу­лярностью. Если гонщику предстоит трудный се­зон, то в этом случае критериумы и кольцевые гон­ки наряду с обычными тренировками являются хорошим средством для поддержания спортивной формы. Эти виды велосипедных гонок способ­ствуют развитию быстроты реакции велосипеди­стов.

Заезды на скорость проводятся в виде командных (по 2-4 человека) и индивидуальных гонок. В инди­видуальных гонках велосипедисты стартуют раз­дельно с интервалом в 1-2 и более минут. Команды тоже стартуют друг за другом с интерва­лом в 2-3 мин. Побеждает тот гонщик или та команда, которая доходит до финиша за мини­мальное время. Лидирование гонщиков запрещено. На финише время, показанное командой, регистри­руется в момент пересечения черты третьим гонщи­ком команды (или вторым, если стартовали пары).

Горные этапы проводятся по местности с крутым подъемом в два приема, если длина отрезка мень­ше 5 км. Время, показанное на каждом из отрезков, суммируется.

Если спортсмены показали одинаковый общий ре­зультат, то по договоренности побеждает спорт­смен с лучшим временем в одном из заездов. Разре­шена замена велосипеда.

Гонки по пересеченной местности можно проводить в любое время года, если только нег гололеда и температура не опускается ниже —10°. Гонки по пересеченной местности проводятся в основном с октября по март.

75% трассы при длине круга 2 км должны прохо­дить по ровным участкам, а 25%-по различным формам рельефа. В этих гонках разрешается замена велосипеда. Гонщики с небольшим весом, умеющие хорошо бегать, прыгать’ лазить, носить велосипед, имеют большие преимущества в этом виде гонок. Обязательные отрезки гонки, где спортсмен обязан нести велосипед, не должны быть предусмотрены. Гонки с лидером. В качестве лидеров в этих гонках выступают мотоциклисты или велосипедисты на ве­лосипедах с мотором.

Гонки на треке. В олимпийскую программу входят следующие дисциплины трековых гонок: спринтер­ские гонки, гонки на 1 км с места, индивидуальные и командные гонки преследования на 4 км, гонки на тандемах (мужчины). В программу чемпионатов мира для любителей, кроме того, включаются одночасовые гонки с лидерами для мужчин, инди­видуальные гонки преследования на 3 км для жен­щин и другие виды гонок. В программу соревнова­ний общего характера включаются также спринтер­ские гонки на неизвестные дистанции, гонки с гандикапом, круговые гонки, заезды на скорость, «итальянский» километр, австралийские гонки пре­следования, велосипедное многоборье, парные гон­ки и т. д.

В спринтерских гонках все участники стартуют одновременно. Величина дистанции устанавливает­ся заранее, как правило, это 1000 м или 2 круга по 1000 м. В зависимости от количества участников проводятся промежуточные, утешительные, полу­финальные и финальные заезды. Победителем ста­новится тот, кто первым пересекает финишную чер­ту. Дополнительно фиксируется время прохождения последних 200 м, но это время не влияет на результат.

В случае «мертвой гонки» заезд повторяется. На­чиная с четвертьфиналов, гонщики стартуют попар­но, а до четвертьфинала- по 3 человека. На старте бросают жребий, кто будет лидировать на первом круге. Сюрпляс разрешен только начиная со второ­го круга, при этом нельзя отъезжать назад больше, чем на 20 см.

Гонки на тандемах носят спринтерский характер. У гонщиков на тандеме должна быть слаженность, выработанная совместными тренировками и выступ­лениями в соревнованиях. Длина дистанции для гонок на тандеме-1500 м. Эти гонки проходят по той же системе, что и спринтерские гонки. Решаю­щими являются последние 200 м, т. е. бросок на ли­нию финиша.

Спринтерские гонки на неизвестные дистанции.

В этом виде гонок спортсмены не знают длину ди­станции, и только во время самого заезда им объя­вляется начало последнего круга.

Уравнительные заезды и гандикапы. Эти заезды мо­гут проводиться для гонщиков различной классификации. Участники гонки занимают места на до­рожке трека по решению главной судейской колле­гии в зависимости от своих сил и спортивно-техни­ческой подготовки. Сильнейший идет полную ди­станцию, остальные имеют фору.

В индивидуальных гонках на время могут быть 2 вида старта: с места и с хода. Участники, добив­шиеся лучшего результата по времени, являются победителями гонки. В случае падения или полом­ки велосипеда гонка повторяется. В случае одина­кового времени, показанного гонщиками, решаю­щим является результат, показанный на последних 200 м. Если и в этом случае победитель не будет выявлен, проводится еще одна гонка на всю ди­станцию.

Гонки преследования. В этом виде гонок 2 спорт­смена стартуют с противоположных сторон трека. Победителем становится тот, кто первым обгонит соперника или на определенном отрезке дистанции первым пересечет линию своего старта. В ко­мандных гонках преследования засчитывается вре­мя спортсмена, пришедшего на финиш третьим. Участники квалификационных заездов определяют­ся по времени, показанному ранее (16 или 8 участ­ников или команд). При одинаковом времени ре­шающим является лучшее время последнего или предпоследнего круга. В следующем заезде силь­нейший гонщик стартует вместе со слабейшим. Гонщик, показавший второй результат,-с предпо­следним и т. д. При падении или поломке велосипе­да на 1 км гонка повторяется.

При прохождении 2 и 3 км дается звуковой сигнал. При прохождении 4 км окончательный результат засчитывается по последнему пересечению линии финиша. Командные гонки преследования не пре­рываются.

Итальянский километр. В этой скоростной гонке одновременно принимают участие 2 спортсмена. Если спортсмен, вышедший в начале гонки в ли­деры, теряет свое лидирующее положение, он вы­бывает из гонки. В этом случае оставшийся спорт­смен самостоятельно заканчивает гонку. Итальянские гонки преследования являются командными гонками. Старт в гонке принимают по 1 велосипедисту из каждой команды. Каждый гон­щик должен проехать по треку 1 круг. Та команда, гонщиков которой догоняют, выбывает из гонки. Число спортсменов, входящих в команду, зависит от длины дистанции.

В австралийских гонках преследования участники гонки стартуют одновременно, но с разных мест дорожки трека. Те гонщики, которых догоняют, выбывают из дальнейших состязаний. Гонщик, оставшийся на треке последним, становится побе­дителем.

Многокруговая гонка с промежуточным финишем.

Эта гонка на определенное число кругов носит пре­имущественно индивидуальный характер. Победи­телем считается участник, набравший наибольшее число очков за промежуточные финиши и за по­следний. очки за который удваиваются. В каждом заезде участник, пришедший первым, получает 5 очков, второй-3 очка, третий-2 очка, четвертый — 1 очко. В случае итогового равенства очков пре­имущество получает участник, занявший лучшее место на последнем финише.

Датские многокруговые гонки. В этом виде много­круговых гонок в отдельных заездах увеличивается число участников, которым выставляются очки, и количество выставляемых очков. Максимальное число выставляемых очков-10.

В гонке с выбыванием гонщик, пришедший на ли­нию финиша последним, выбывает. Оставшиеся 2-4 участника разыгрывают последний финиш. Количе­ство кругов зависит от числа участников. Многоборье. В программу многоборья включаются Ъ-Л вида трековых гонок, как индивидуальных, так и командных. За каждый вид гонок гонщики полу­чают очки, которые суммируются.

Одиночные гонки по треку проводятся на 10 км. Побеждает гонщик, первым пришедший на финиш. Гонки с лидером. В этих гонках необходима тесная сработанность гонщика и лидера. Гонщик должен уметь постоянно идти в 3-5 см от ролика, не отры­ваясь и не наезжая на него. Гонки с лидерами про­водятся или на определенную дистанцию, или на определенное время (1 час). Эти гонки проходят на большой скорости,’ которая иногда достигает 80 км/час.

Рекордные дисциплины. УСИ регистрирует рекорды по следующим видам трековых гонок: а) старт с места: 1 км, 3 км (только для женщин); 4 км, 5 км, 10 км, 20 км, 100 км, 1 час; б) старт с хода: 200 м, 500 м, 1000 м; в) с лидером: 1 час, 100 км.

Спортсмены, желающие установить рекорд в этих дисциплинах, должны объявлять об этом за­ранее. Рекорды могут быть установлены как на от­крытых треках, так и на треках в закрытых поме­щениях, но в индивидуальных заездах.

Техника. Техника езды на велосипеде. Техническая подготовка велогонщика включает в себя выработ­ку правильной посадки, рационального педалирова­ния, соблюдение направленности движения, преодо­ление виража, горных этапов (подъемы и спуски), эстафетные и командные гонки, езду по осевой ли­нии, смену велосипеда, преодоление препятствий, питание во время гонки, изучение старта с места спурт с хода и с виража, езда стоя на педалях, фи­нишный рывок, гонку с лидером.

Тактика. Большое количество соперников, раз­личные дистанции соревнований, разнообразие трасс с их рельефом и покрытием, меняющиеся ме­теорологические условия ставят перед велосипедис­том, выступающим в гонках по шоссе, бесконечный ряд проблем, правильное и своевременное решение которых обеспечивает достижение цели, поставлен­ной перед ним. Перед гонками велосипедисты со­ставляют тактические планы, а после гонки анали­зируют свои действия в соответствии с намеченны­ми задачами. Гонщик должен уметь следить за своим соперником, уметь вовремя поймать рывок соперника, найти удобный момент для ухода от со­перника, уметь финишировать и т.д.

Питание спортсмена во время гонки зависит от протяженности дистанции. В гонках на 100 км вело­сипедисту требуется, как правило, только некото­рое количество жидкости. Гонщикам, испытываю­щим потребность в дополнительном питании, рекомендуется взять с собой апельсин, банан, бу­терброд с сыром или флягу с овсяным отваром, ко­торый приготовляется на воде с добавлением яич­ного желтка, фруктового сока и виноградного сахара. Во время длительных гонок (более 180 км) велосипедисту требуется дополнительное питание. Прежде всего за 2 часа до гонки велосипедист дол­жен хорошо поесть. Во время гонки велосипедист может употреблять следующие продукты: чай, ов­сяный или рисовый отвар, апельсины, бананы, ли­моны, а также другие фрукты. Кроме фруктов, можно взять с собой печенье, черный хлеб с мас­лом, немного говяжьего мяса, кусочек курицы, шо­колад, виноградный сахар, изюм с орехами и ма­ком и сухофрукты.

Обучение и тренировки. Годичный тренировочный процесс состоит из отдельных периодов, каждый из которых несет на себе определенную нагрузку.

Во время подготовки молодых, начинающих ве­лосипедистов уделяется большое внимание изуче­нию техники и тактики езды по шоссе, треку и пересеченной местности. С помощью разно­образных упражнений, сочетающих в себе элементы различных видов спорта, обеспечивается разносто­ронняя физическая подготовка велосипедистов. Первоочередное внимание обращается на развитие быстроты, ловкости, выдержки, технических и так­тических навыков велосипедистов. Наряду с чисто велосипедными тренировками велосипедисты зани­маются лыжным спортом, тяжелой атлетикой, гим­настикой, плаванием, конькобежным спортом, игровыми видами спорта и легкой атлетикой. На­чинать заниматься велосипедным спортом целесо­образнее всего в детском возрасте. Тренировки женщин-велосипедисток в основном не отличаются от тренировок мужчин, но в них следует учитывать физиологические особенности женского организма.

Залогом успешного выступления на летних гон­ках являются интенсивные тренировки зимой и вес­ной, а также участие в зимних и весенних гонках. Для каждой из велосипедных дисциплин существует своя программа подготовки.

Фигурная езда на велосипеде. Историческое разви­тие. Люди давно пытались овладеть фигурной ез­дой на велосипеде. Осуществить это удалось толь­ко после перехода от велосипеда с большим передним колесом к велосипеду с одинаковыми ко­лесами, что произошло в 1895-1900 гг. Постепенно у фигурной езды на велосипеде появилось много сторонников. Первоначально организовывались только публичные выступления. В 1896 г. был про­веден первый чемпионат Европы по фигурной езде.

Лишь спустя 60 лет, в 1957 г., УСИ организовал чемпионат мира по фигурной езде среди мужчин. Материальное обеспечение. Для занятий фигурной ездой на велосипеде необходимы физкультурные или гимнастические залы с ровным полом или по­мосты для роликобежного спорта под открытым небом.

Площадка. Для занятий фигурной ездой на велоси­педе необходима площадка с минимальными раз­мерами 9 х 12 м. На международных соревнованиях используется площадка 11 х 14 м. В центре площад­ки обозначены 2 круга диаметром 4 м и 8 м. От малого круга отходят линии длиной 0,5 м, располо­женные на одинаковом расстоянии друг от друга. Кроме того, со всех сторон площадка также огра­ничивается линиями.

Велосипед. В соответствии с правилами УСИ вело­сипеды для фигурной езды должны иметь следую­щие параметры: а) рама: длина подседельной трубы 450-700 мм, длина стоек задней вил­ки-480-640 мм, длина горизонтальной трубы рамы -500-650 мм, расстояние между центрами ко­лес-850-1150 мм, минимальное расстояние пере­дней шестерни от поля — 220 мм; б) колеса должны быть одного диаметра, минимальный диаметр- 645 мм; в) ширина руля-350-500 мм; г) седло: длина 300 мм, ширина 220 мм, макси­мальный прог иб — 40 мм; д) передача: 1 оборот пе­далей должен продвигать велосипед вперед мини­мум на 2 м; е) подножки-4 шт., оборудуются на осях переднего и заднего колес для одиночной и парной езды. Другие вспомогательные средства запрещены.

Правила. Разделение на возрастные группы. Воз­растные группы в фигурной езде на велосипеде со­ответствуют возрастным группам в шоссейных и трековых гонках.

В программу соревнований входит фигурная оди­ночная езда, парная езда четверок и шестерок с уча­стием женщин, мужчин, юниоров и детей. В зависи­мости от дисциплины произвольная программа составляется самими участниками по единому ката­ло! у. До начала соревнований программа должна быть в письменном виде представлена судейской коллегии и исполняться должна в той же последо­вательности. На чемпионатах и кубковых встречах каждый участник выступает 2 раза. По выбору са­мих участников они могут повторить одну и ту же программу или показать 2 разные программы. Ре­шающим является лучший из 2 результатов. Время. На исполнение программы в парной езде отводится не более 6 мин (24 упражнения, из них 12 на 2 колесах и 12 на 1 колесе). В других дисцип­линах за это же время можно демонстрировать до 38 упражнений.

Одиночная езда. В программу одиночной езды вхо­дят следующие упражнения: езда на 2 колесах; езда на заднем колесе; езда на руле, при которой спортсмен, сидя на руле, одну ногу выставляет впе­ред, а другой крутит педали; езда на руле спиной к рулю; езда, при которой спортсмен стоит одной ногой на подножке заднего колеса, а другой-на подножке переднего колеса, туловище находится над горизонтальной трубкой рамы, спиной к седлу; езда на раме, при которой одна нога находится на подножке переднего колеса, а другая вытянута впе­ред; езда стоя на подножках заднего колеса лицом к рулю; езда с опорой обеими руками на руль, ли­цом к седлу, переднее колесо находится между но­гами, а ногис-на педалях; езда с опорой обеими ру­ками на руль, лицом к рулю, заднее колесо находится между ногами, а ноги-на педалях; езда с поворотом переднего колеса на 360° и т.д.

Насчитывается несколько сот фигур, которые можно выполнить на велосипеде. Совершенно оче­видно, что при таком их многообразии можно со­ставить бесконечное множество комплексных упражнений.

В парной езде спортсмены выполняют следующие упражнения: обычная езда, при которой один спортсмен сидит на седле, держась за руль руками, а второй сидит у него на плечах; езда, при которой один спортсмен сидит на велосипеде, а другой, нахо­дясь на его плечах, едет головой вниз; упражнение, при котором один спортсмен стоит на плечах дру­гого; упражнение, при котором оба спортсмена стоят одной ногой на руле, а другой-на седле, и т.д.

К командной езде относится езда групп, состоящих из 4 и 6 человек. Они выполняют упражнения на ве­лосипедах для одиночной, парной езды и езды втроем. В эти упражнения входят: езда друг за дру­гом; параллельная езда с захватом плеча; объезд, при котором 5 спортсменов одновременно объез­жают вокруг шестого спортсмена; упражнение «мельница», «внутренние и внешние круги», упраж­нение «повозка», которое могут выполнять 3 или 6 спортсменов; «цепь», «внутренняя и внешняя звезда», «переменная звезда», «котел ведьм» и т. д. Упражнения. Международная Комиссия по вело­спорту в закрытых помещениях установила правила проведения соревнований по фигурной езде на ве­лосипеде и определила комплекс обязательных упражнений. При составлении произвольной про­граммы фигурист связан только одним условием- временем.

Фигуры. При исполнении обязательной и про­извольной программ спортсмены должны строго соблюдать последовательность выполнения фигур. При нарушении этого правила упражнение не за­считывается.

Судейская коллегия. Для проведения соревнований по фигурной езде назначается судейская коллегия. В ее состав входят: главный судья, 4 судьи, даю­щих оценки (2 члена судейской коллегии по оценке выполнения и 2-по оценке трудности), и судья- хронометрист. На протяжении соревнований не до­пускается изменения состава судейской коллегии. Перед началом соревнования судейская коллегия должна проверить, соответствуют ли правилам ве­лосипеды участников и спортивная форма. Судьи составляют и подписывают протоколы, опреде­ляют список очередности выступлений и рассма­тривают возможные протесты. Судья-хронометрист объявляет участникам, сколько минут осталось до конца выполнения программы. После окончания времени, отведенного на выполнение упражнения, судья-хронометрист останавливает фигуриста свистком. Если спортсмен получает травму или у него ломается велосипед, судьи прерывают вы­ступление и продолжают его лишь после устране­ния всех неисправностей и с того места про­граммы, на котором спортсмен был прерван. Оценки. За выступление спортсмен получает ком­плексную оценку, в которую входит оценка за вы­полнение и оценка за сложность. Если спортсмены получают одинаковое число оценок, то побеждает тот, у кого лучше оценка за выполнение.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.