Велоспорт
Рубрика: Виды спортаПервоначально этот вид спорта развивался как велосипедный туризм. Возрастающая популярность велосипеда привела к созданию различных его видов-гоночного и для фигурной езды. Постепенно сформировался и новый вид спорта — велосипедный спорт. В настоящее время возрастает и значение велосипедного спорта как одного из видов досуга.
Историческое развитие. Собственно развитие велосипедного спорта началось с первых гонок по шоссе и на треке, которые были организованы в Англии и во Франции в 1869 г. Тогда англичанин Дж. Мур триумфально финишировал во впервые проводившейся шоссейной гонке между Парижем и Руаном. 120 км Дж. Мур проехал со средней скоростью 12,4 км/час.
Первые велосипедные гонки на треке состоялись в 1868 г. в Англии. Разыгранный в 1869 г. в Амьене Большой приз до сих пор является высшим классическим призом. В Германии первые велосипедные гонки были проведены в 1882 г. в Берлине. Первые гонки велосипедистов в России проводились в 1883 г. в Москве.
Первые треки представляли из себя плоские овальной формы поля типа ипподромов. Наряду с песчаными треками начали строить треки с глинистым, шлаковым, асфальтовым, травяным (Австралия) и цементным (Европа) покрытием. На рубеже XX в. в связи с возросшими скоростями (до 70 км/час) для безопасности движения на кривых вставках трека стали делать виражи с уклоном от 20 до 35°.
В 1902 г. во Франции впервые был проведен чемпионат по велосипедному кроссу на пересеченной местности, а в 1924 г. впервые были проведены международные соревнования по велосипедному кроссу.
В 1900 г. был создан Международный союз велосипедистов (УСИ). В настоящее время в УСИ входят национальные федерации около 120 стран. В 1956 г. была создана Международная федерация любительского велоспорта-ФИАК и Международная федерация профессионального велоспорта- ФИСП. УСИ проводит чемпионаты мира отдельно для любителей и профессионалов. Чемпионаты мира по велосипедным гонкам на треке для любителей проводятсяс 1893 г., по шоссейным гонкам-с 1921 г., по гонкам в закрытых помещениях-с 1929 г., по кроссу по пересеченной местности-с 1950 г. Чемпионаты Европы проводятся только по велосипедным гонкам в закрытых помещениях. Велосипедный спорт является олимпийским видом с 1896 г. Материальное обеспечение.
Велосипедный трек. Открытый. Во всем мире велосипедные треки имеют различную длину (250; 285; 714; 333,33; 400; 454,45; 494,45; 500 м и т. д.), различную высоту подъема на поворотах, ширину, покрытие (дерево, бетон, пластик); есть частично крытые треки. Согласно правилам УСИ, параметры трека могут колебаться в определенных пределах, и треки, не соответствующие этим параметрам, считаются вспомогательными.
Крытый. Минимальная длина крытых треков должна быть 150 м, минимальная ширина-5 м, радиус поворота-9,5 м.
Велосипед для шоссейных гонок. Шоссейный велосипед существенно отличается от трекового велосипеда, велосипеда для фигурной езды, велосипеда для велобола, лидерского, дорожного и туристического велосипеда. Все детали шоссейного велосипеда имеют небольшой вес, размеры их могут быть меньше (например, однотрубки, которые приклеиваются к ободам специальными мастиками), больше (передняя шестерня), чем у других велосипедов, или имеют другую форму (руль). Фляга с водой или питанием и насос крепятся на руле или на нижней трубе рамы. Для более успешного преодоления подъемов, встречного ветра и для использования преимуществ на прямых отрезках трассы, на спусках, а также попутного ветра на шоссейных велосипедах установлены переключатели передач. Переключатели передач оборудуются или на раме-на подседельной трубе,-или на руле. Наибольшее распространение получили переключатели на 10 передач (2 шестерни спереди и 5 шестеренок сзади). В соответствии с правилами безопасности шоссейный велосипед должен быть оборудован 2 независимыми друг от друга тормозами, задним фонарем, звонком и т. д. При езде в ночное время суток обязательно используются фары.
Подгонка велосипеда: а) расстояние между концом седла и рулем; б) высота седла.
В кроссах по пересеченной местности используются шоссейные велосипеды, но с более прочными однотрубками и с меньшим количеством передач.
Средний вес шоссейного велосипеда около 8,5 кг, вес однотрубок около 360 г. Давление в однотрубках колеблется от 7 до 10 атмосфер. В зависимости от покрытия трассы могут быть использованы и более легкие однотрубки.
Технический регламент УСИ определяет основные параметры одноместных велосипедов, В частности, запрещается облегчать велосипед. Велосипед для трековых гонок. На велосипеде для трековых гонок нет тормозов и переключателей скоростей. Затормозить на трековом велосипеде можно с помощью так называемых «контр» путем прекращения педалирования или нажимая на колесо рукой, защищенной специальной перчаткой для торможения.
Трековый велосипед намного легче шоссейного, его вес около 6 кг. Однотрубки весят от 110 до 220 г. В зимних условиях они должны выдерживать внутреннее давление в 11-13 атмосфер, а в летнее время-9-11 атмосфер. На трековом велосипеде нет крепления для насоса.
Тандемом называется велосипед для двух спортсменов. На тандеме поворотным является только первый руль, второй руль закреплен неподвижно. Усилие с переднего кареточного вала передается при помощи цепи на второй кареточный вал, который вращается велосипедистом, сидящим сзади, и оттуда-на заднее колесо.
У лидерских велосипедов диаметр переднего колеса (24 дюйма) меньше, чем диаметр заднего колеса. Это позволяет велосипедисту максимально приблизиться к лидирующему мотоциклу.
Переключение передач. У обычных дорожных велосипедов диаметр колеса равен 28 дюймам (1 дюйм = 2,54 см), у гоночных велосипедов-27- 24 дюймам, у лидерских велосипедов -24 дюймам.
Переключение передач оказывает существенное влияние на ход всей гонки. Под передачей понимают соотношение между числом зубцов передней и задней шестеренок. Передаточное число рассчитывается по следующей формуле: путь, пройденный колесом за один оборот, = диаметру колеса х передаточное число х 3,14. Например, дано: диаметр колеса = 27 дюймам, число зубцов в передней шестеренке = 51, число зубцов в задней шестеренке =16. Найти путь, который проходит колесо за 1 оборот. Этот путь = 27 дюймов х 51/16 = 86,0 дюймов х 3,14=6,86 м. Чем больше разница между числом зубцов передней и задней шестеренок, тем больше передача. Выбор той или иной передачи зависит ог трассы, ветра, состояния гонщика. Так, например, на подъемах и при встречном вегре применяют меньшие передачи, чем при попутном ветре и на спусках.
Мотоциклы для гонок с лидером. На мотоциклах для лидерских гонок устанавливаются моторы с объемом двигателя от 250 до 500 см3 для гонок на открытых треках и с объемом двигателя от 125 до 250 см3 для гонок на крытых треках. Размер мотоциклов оговорен правилами соревнований. Установка ролика производится в соответствии с требованиями безопасности в зависимости от расчетной скорости трека. Диаметр переднего колеса мотоцикла должен быть 60 см, а минимальная длина седла-25 см.
Одежда трековиков и шоссейников включает черные шерстяные или шелковые трусы, велорубашку с или без карманов, шлем, велотуфли, перчатки для торможения и белые гетры для шоссейных гонрк. Одежда мотоциклистов в гонке с лидером. В правилах УСИ имеется точное описание одежды мотоциклиста. Правила запрещают во время езды расстегивать куртку и использовать одежду, не предусмотренную правилами.
Правила соревнований. Возрастные группы. Принадлежность спортсмена к той или иной возрастной группе определяется совместно с врачом. Расчетным днем для определения возрастной группы служит 1 июня каждого года. Для занятия детей и подростков велосипедным спортом необходимо согласие родителей или тех, кто отвечает за их воспитание.
Спортивные разряды. В рамках одной возрастной группы могут быть спортсмены с разными спортивными разрядами. Очень часто слабым спортсменам дают фору (кроме чемпионатов и отборочных встреч). ГТ групповая гонка
PC индивидуальная гонка с раздельным стартом
КГ-командная гонка
ГЭ- горные этапы
ТГ — трековые гонки
Ч — национальный чемпионат
Соревнования. В велоспорте различают соревнования по олимпийской программе, по программе чемпионатов мира и соревнования общего характера.
Возрастная группа |
Возраст в годах |
Максимальная дистанция в км |
Школьники |
10-12 |
ГГ 15, PC 10, Ч 10-15, |
(мальчики) |
кроме КГ, ТГ |
|
группа Б |
ЧКГ 20 |
|
Школьники |
12-14 |
|
(мальчики) |
ГГ 40, PC 20, КГ 20, ЧГГ |
|
группа А |
30-40 |
|
Школьники |
12-14 |
ГГ 40, PC 20 |
(девочки) группа А |
||
Подростки |
14-16 |
ГГ 100, PC 50, КГ 30, ЧГГ |
группа Б |
80-100 |
|
Подростки |
16-18 |
ГГ 150, PC 100, КГ 50, |
группа А |
ЧГГ 130-150 |
|
Девушки |
14-16 |
ГГ 30, ЧГГ 30-40 |
Женщины |
с 16 |
ГГ 70, PC 40, КГ 50, ЧГГ 50-70 |
Юниоры |
с 18 |
ГГ 300, PC 100, КГ 100, ЧГГ 150-200, ЧКГ 100, ЧГЭ более 5 |
Мужчины |
с 32 |
ГГ 80, PC 40, КГ 50, ЧГТ до 80 |
В программу олимпийских соревнований входят: индивидуальные шоссейные гонки и командные гонки для мужчин. В программу чемпионатов мира входят: индивидуальные гонки для женщин и мужчин, командные гонки и гонки по пересеченной местности для мужчин. В программу соревнований общего характера входят: дисциплины, которые не входят ни в олимпийскую программу, ни в программу чемпионатов мира: велотуры, кольцевые гонки, критериумы, гонки на время (групповые и парные гонки), многодневные гонки и шоссейные гонки с лидером.
Индивидуальные шоссейные гонки. Групповыми называются гонки с общим стартом или гонки с гандикапом. Длина трассы для всех гонщиков одинакова. Места присуждаются в порядке прихода на финиш.
Если победителя определить не удается (мертвая гонка), то соответствующие гонщики участвуют в дополнительном заезде на 1000 м.
Многодневные гонки. Например, Велогонка мира. Многодневная гонка состоит из нескольких этапов. Если число этапов велико, то организаторы соревнований дают спортсменам через каждые 3-4 дня день отдыха. В программу многодневных гонок включают этапы с индивидуальными, командными, групповыми и т.д. стартами. Ежедневно определяется место гонщика в каждом этапе. Для выявления победителя всей гонки суммируется число занятых мест и время» показанное на каждом этапе. Если линию финиша пересекает большая группа велосипедистов (кроме первых трех), то им засчитывается общее время. Гонщики, занявшие первые три места, получают премиальные секунды -бонификацию.
В командных гонках время, показанное командой на финише, регистрируется в момент пересечения черты третьим участником команды. В командных гонках допускается любая помощь вплоть до передачи велосипедов.
К многодневным гонкам допускаются только опытные гонщики. В больших велотурах в капиталистических странах участвуют только профессиональные гонщики. Они рекламируют изделия тех или иных фирм, которые, как правило, и финансируют гонку.
Гонки по замкнутому кругу на дистанцию от 800 до 5000 м, которую гонщики проходят несколько раз. Через определенное количество кругов проводятся промежуточные финиши, в которых первые 4 гонщика получают 5, 3, 2 и 1 очко, а на последнем финише вдвое больше. Гонщик, набравший максимальное число очков, считается победителем. При одинаковом числе очков побеждает тот, кто набрал на последнем финише большее число очков. Разрешается замена велосипеда.
Кольцевые гонки также представляют собой гонки по замкнутому кругу на дистанцию от 800 до 5000 м. Гонщики проходят дистанцию несколько раз, но промежуточные заезды не влияют на окончательный результат. Победители выявляются по результатам последнего заезда.
В этих гонках зрителям легко следить за ходом борьбы, и поэтому они пользуются большой популярностью. Если гонщику предстоит трудный сезон, то в этом случае критериумы и кольцевые гонки наряду с обычными тренировками являются хорошим средством для поддержания спортивной формы. Эти виды велосипедных гонок способствуют развитию быстроты реакции велосипедистов.
Заезды на скорость проводятся в виде командных (по 2-4 человека) и индивидуальных гонок. В индивидуальных гонках велосипедисты стартуют раздельно с интервалом в 1-2 и более минут. Команды тоже стартуют друг за другом с интервалом в 2-3 мин. Побеждает тот гонщик или та команда, которая доходит до финиша за минимальное время. Лидирование гонщиков запрещено. На финише время, показанное командой, регистрируется в момент пересечения черты третьим гонщиком команды (или вторым, если стартовали пары).
Горные этапы проводятся по местности с крутым подъемом в два приема, если длина отрезка меньше 5 км. Время, показанное на каждом из отрезков, суммируется.
Если спортсмены показали одинаковый общий результат, то по договоренности побеждает спортсмен с лучшим временем в одном из заездов. Разрешена замена велосипеда.
Гонки по пересеченной местности можно проводить в любое время года, если только нег гололеда и температура не опускается ниже —10°. Гонки по пересеченной местности проводятся в основном с октября по март.
75% трассы при длине круга 2 км должны проходить по ровным участкам, а 25%-по различным формам рельефа. В этих гонках разрешается замена велосипеда. Гонщики с небольшим весом, умеющие хорошо бегать, прыгать’ лазить, носить велосипед, имеют большие преимущества в этом виде гонок. Обязательные отрезки гонки, где спортсмен обязан нести велосипед, не должны быть предусмотрены. Гонки с лидером. В качестве лидеров в этих гонках выступают мотоциклисты или велосипедисты на велосипедах с мотором.
Гонки на треке. В олимпийскую программу входят следующие дисциплины трековых гонок: спринтерские гонки, гонки на 1 км с места, индивидуальные и командные гонки преследования на 4 км, гонки на тандемах (мужчины). В программу чемпионатов мира для любителей, кроме того, включаются одночасовые гонки с лидерами для мужчин, индивидуальные гонки преследования на 3 км для женщин и другие виды гонок. В программу соревнований общего характера включаются также спринтерские гонки на неизвестные дистанции, гонки с гандикапом, круговые гонки, заезды на скорость, «итальянский» километр, австралийские гонки преследования, велосипедное многоборье, парные гонки и т. д.
В спринтерских гонках все участники стартуют одновременно. Величина дистанции устанавливается заранее, как правило, это 1000 м или 2 круга по 1000 м. В зависимости от количества участников проводятся промежуточные, утешительные, полуфинальные и финальные заезды. Победителем становится тот, кто первым пересекает финишную черту. Дополнительно фиксируется время прохождения последних 200 м, но это время не влияет на результат.
В случае «мертвой гонки» заезд повторяется. Начиная с четвертьфиналов, гонщики стартуют попарно, а до четвертьфинала- по 3 человека. На старте бросают жребий, кто будет лидировать на первом круге. Сюрпляс разрешен только начиная со второго круга, при этом нельзя отъезжать назад больше, чем на 20 см.
Гонки на тандемах носят спринтерский характер. У гонщиков на тандеме должна быть слаженность, выработанная совместными тренировками и выступлениями в соревнованиях. Длина дистанции для гонок на тандеме-1500 м. Эти гонки проходят по той же системе, что и спринтерские гонки. Решающими являются последние 200 м, т. е. бросок на линию финиша.
Спринтерские гонки на неизвестные дистанции.
В этом виде гонок спортсмены не знают длину дистанции, и только во время самого заезда им объявляется начало последнего круга.
Уравнительные заезды и гандикапы. Эти заезды могут проводиться для гонщиков различной классификации. Участники гонки занимают места на дорожке трека по решению главной судейской коллегии в зависимости от своих сил и спортивно-технической подготовки. Сильнейший идет полную дистанцию, остальные имеют фору.
В индивидуальных гонках на время могут быть 2 вида старта: с места и с хода. Участники, добившиеся лучшего результата по времени, являются победителями гонки. В случае падения или поломки велосипеда гонка повторяется. В случае одинакового времени, показанного гонщиками, решающим является результат, показанный на последних 200 м. Если и в этом случае победитель не будет выявлен, проводится еще одна гонка на всю дистанцию.
Гонки преследования. В этом виде гонок 2 спортсмена стартуют с противоположных сторон трека. Победителем становится тот, кто первым обгонит соперника или на определенном отрезке дистанции первым пересечет линию своего старта. В командных гонках преследования засчитывается время спортсмена, пришедшего на финиш третьим. Участники квалификационных заездов определяются по времени, показанному ранее (16 или 8 участников или команд). При одинаковом времени решающим является лучшее время последнего или предпоследнего круга. В следующем заезде сильнейший гонщик стартует вместе со слабейшим. Гонщик, показавший второй результат,-с предпоследним и т. д. При падении или поломке велосипеда на 1 км гонка повторяется.
При прохождении 2 и 3 км дается звуковой сигнал. При прохождении 4 км окончательный результат засчитывается по последнему пересечению линии финиша. Командные гонки преследования не прерываются.
Итальянский километр. В этой скоростной гонке одновременно принимают участие 2 спортсмена. Если спортсмен, вышедший в начале гонки в лидеры, теряет свое лидирующее положение, он выбывает из гонки. В этом случае оставшийся спортсмен самостоятельно заканчивает гонку. Итальянские гонки преследования являются командными гонками. Старт в гонке принимают по 1 велосипедисту из каждой команды. Каждый гонщик должен проехать по треку 1 круг. Та команда, гонщиков которой догоняют, выбывает из гонки. Число спортсменов, входящих в команду, зависит от длины дистанции.
В австралийских гонках преследования участники гонки стартуют одновременно, но с разных мест дорожки трека. Те гонщики, которых догоняют, выбывают из дальнейших состязаний. Гонщик, оставшийся на треке последним, становится победителем.
Многокруговая гонка с промежуточным финишем.
Эта гонка на определенное число кругов носит преимущественно индивидуальный характер. Победителем считается участник, набравший наибольшее число очков за промежуточные финиши и за последний. очки за который удваиваются. В каждом заезде участник, пришедший первым, получает 5 очков, второй-3 очка, третий-2 очка, четвертый — 1 очко. В случае итогового равенства очков преимущество получает участник, занявший лучшее место на последнем финише.
Датские многокруговые гонки. В этом виде многокруговых гонок в отдельных заездах увеличивается число участников, которым выставляются очки, и количество выставляемых очков. Максимальное число выставляемых очков-10.
В гонке с выбыванием гонщик, пришедший на линию финиша последним, выбывает. Оставшиеся 2-4 участника разыгрывают последний финиш. Количество кругов зависит от числа участников. Многоборье. В программу многоборья включаются Ъ-Л вида трековых гонок, как индивидуальных, так и командных. За каждый вид гонок гонщики получают очки, которые суммируются.
Одиночные гонки по треку проводятся на 10 км. Побеждает гонщик, первым пришедший на финиш. Гонки с лидером. В этих гонках необходима тесная сработанность гонщика и лидера. Гонщик должен уметь постоянно идти в 3-5 см от ролика, не отрываясь и не наезжая на него. Гонки с лидерами проводятся или на определенную дистанцию, или на определенное время (1 час). Эти гонки проходят на большой скорости,’ которая иногда достигает 80 км/час.
Рекордные дисциплины. УСИ регистрирует рекорды по следующим видам трековых гонок: а) старт с места: 1 км, 3 км (только для женщин); 4 км, 5 км, 10 км, 20 км, 100 км, 1 час; б) старт с хода: 200 м, 500 м, 1000 м; в) с лидером: 1 час, 100 км.
Спортсмены, желающие установить рекорд в этих дисциплинах, должны объявлять об этом заранее. Рекорды могут быть установлены как на открытых треках, так и на треках в закрытых помещениях, но в индивидуальных заездах.
Техника. Техника езды на велосипеде. Техническая подготовка велогонщика включает в себя выработку правильной посадки, рационального педалирования, соблюдение направленности движения, преодоление виража, горных этапов (подъемы и спуски), эстафетные и командные гонки, езду по осевой линии, смену велосипеда, преодоление препятствий, питание во время гонки, изучение старта с места спурт с хода и с виража, езда стоя на педалях, финишный рывок, гонку с лидером.
Тактика. Большое количество соперников, различные дистанции соревнований, разнообразие трасс с их рельефом и покрытием, меняющиеся метеорологические условия ставят перед велосипедистом, выступающим в гонках по шоссе, бесконечный ряд проблем, правильное и своевременное решение которых обеспечивает достижение цели, поставленной перед ним. Перед гонками велосипедисты составляют тактические планы, а после гонки анализируют свои действия в соответствии с намеченными задачами. Гонщик должен уметь следить за своим соперником, уметь вовремя поймать рывок соперника, найти удобный момент для ухода от соперника, уметь финишировать и т.д.
Питание спортсмена во время гонки зависит от протяженности дистанции. В гонках на 100 км велосипедисту требуется, как правило, только некоторое количество жидкости. Гонщикам, испытывающим потребность в дополнительном питании, рекомендуется взять с собой апельсин, банан, бутерброд с сыром или флягу с овсяным отваром, который приготовляется на воде с добавлением яичного желтка, фруктового сока и виноградного сахара. Во время длительных гонок (более 180 км) велосипедисту требуется дополнительное питание. Прежде всего за 2 часа до гонки велосипедист должен хорошо поесть. Во время гонки велосипедист может употреблять следующие продукты: чай, овсяный или рисовый отвар, апельсины, бананы, лимоны, а также другие фрукты. Кроме фруктов, можно взять с собой печенье, черный хлеб с маслом, немного говяжьего мяса, кусочек курицы, шоколад, виноградный сахар, изюм с орехами и маком и сухофрукты.
Обучение и тренировки. Годичный тренировочный процесс состоит из отдельных периодов, каждый из которых несет на себе определенную нагрузку.
Во время подготовки молодых, начинающих велосипедистов уделяется большое внимание изучению техники и тактики езды по шоссе, треку и пересеченной местности. С помощью разнообразных упражнений, сочетающих в себе элементы различных видов спорта, обеспечивается разносторонняя физическая подготовка велосипедистов. Первоочередное внимание обращается на развитие быстроты, ловкости, выдержки, технических и тактических навыков велосипедистов. Наряду с чисто велосипедными тренировками велосипедисты занимаются лыжным спортом, тяжелой атлетикой, гимнастикой, плаванием, конькобежным спортом, игровыми видами спорта и легкой атлетикой. Начинать заниматься велосипедным спортом целесообразнее всего в детском возрасте. Тренировки женщин-велосипедисток в основном не отличаются от тренировок мужчин, но в них следует учитывать физиологические особенности женского организма.
Залогом успешного выступления на летних гонках являются интенсивные тренировки зимой и весной, а также участие в зимних и весенних гонках. Для каждой из велосипедных дисциплин существует своя программа подготовки.
Фигурная езда на велосипеде. Историческое развитие. Люди давно пытались овладеть фигурной ездой на велосипеде. Осуществить это удалось только после перехода от велосипеда с большим передним колесом к велосипеду с одинаковыми колесами, что произошло в 1895-1900 гг. Постепенно у фигурной езды на велосипеде появилось много сторонников. Первоначально организовывались только публичные выступления. В 1896 г. был проведен первый чемпионат Европы по фигурной езде.
Лишь спустя 60 лет, в 1957 г., УСИ организовал чемпионат мира по фигурной езде среди мужчин. Материальное обеспечение. Для занятий фигурной ездой на велосипеде необходимы физкультурные или гимнастические залы с ровным полом или помосты для роликобежного спорта под открытым небом.
Площадка. Для занятий фигурной ездой на велосипеде необходима площадка с минимальными размерами 9 х 12 м. На международных соревнованиях используется площадка 11 х 14 м. В центре площадки обозначены 2 круга диаметром 4 м и 8 м. От малого круга отходят линии длиной 0,5 м, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга. Кроме того, со всех сторон площадка также ограничивается линиями.
Велосипед. В соответствии с правилами УСИ велосипеды для фигурной езды должны иметь следующие параметры: а) рама: длина подседельной трубы 450-700 мм, длина стоек задней вилки-480-640 мм, длина горизонтальной трубы рамы -500-650 мм, расстояние между центрами колес-850-1150 мм, минимальное расстояние передней шестерни от поля — 220 мм; б) колеса должны быть одного диаметра, минимальный диаметр- 645 мм; в) ширина руля-350-500 мм; г) седло: длина 300 мм, ширина 220 мм, максимальный прог иб — 40 мм; д) передача: 1 оборот педалей должен продвигать велосипед вперед минимум на 2 м; е) подножки-4 шт., оборудуются на осях переднего и заднего колес для одиночной и парной езды. Другие вспомогательные средства запрещены.
Правила. Разделение на возрастные группы. Возрастные группы в фигурной езде на велосипеде соответствуют возрастным группам в шоссейных и трековых гонках.
В программу соревнований входит фигурная одиночная езда, парная езда четверок и шестерок с участием женщин, мужчин, юниоров и детей. В зависимости от дисциплины произвольная программа составляется самими участниками по единому катало! у. До начала соревнований программа должна быть в письменном виде представлена судейской коллегии и исполняться должна в той же последовательности. На чемпионатах и кубковых встречах каждый участник выступает 2 раза. По выбору самих участников они могут повторить одну и ту же программу или показать 2 разные программы. Решающим является лучший из 2 результатов. Время. На исполнение программы в парной езде отводится не более 6 мин (24 упражнения, из них 12 на 2 колесах и 12 на 1 колесе). В других дисциплинах за это же время можно демонстрировать до 38 упражнений.
Одиночная езда. В программу одиночной езды входят следующие упражнения: езда на 2 колесах; езда на заднем колесе; езда на руле, при которой спортсмен, сидя на руле, одну ногу выставляет вперед, а другой крутит педали; езда на руле спиной к рулю; езда, при которой спортсмен стоит одной ногой на подножке заднего колеса, а другой-на подножке переднего колеса, туловище находится над горизонтальной трубкой рамы, спиной к седлу; езда на раме, при которой одна нога находится на подножке переднего колеса, а другая вытянута вперед; езда стоя на подножках заднего колеса лицом к рулю; езда с опорой обеими руками на руль, лицом к седлу, переднее колесо находится между ногами, а ногис-на педалях; езда с опорой обеими руками на руль, лицом к рулю, заднее колесо находится между ногами, а ноги-на педалях; езда с поворотом переднего колеса на 360° и т.д.
Насчитывается несколько сот фигур, которые можно выполнить на велосипеде. Совершенно очевидно, что при таком их многообразии можно составить бесконечное множество комплексных упражнений.
В парной езде спортсмены выполняют следующие упражнения: обычная езда, при которой один спортсмен сидит на седле, держась за руль руками, а второй сидит у него на плечах; езда, при которой один спортсмен сидит на велосипеде, а другой, находясь на его плечах, едет головой вниз; упражнение, при котором один спортсмен стоит на плечах другого; упражнение, при котором оба спортсмена стоят одной ногой на руле, а другой-на седле, и т.д.
К командной езде относится езда групп, состоящих из 4 и 6 человек. Они выполняют упражнения на велосипедах для одиночной, парной езды и езды втроем. В эти упражнения входят: езда друг за другом; параллельная езда с захватом плеча; объезд, при котором 5 спортсменов одновременно объезжают вокруг шестого спортсмена; упражнение «мельница», «внутренние и внешние круги», упражнение «повозка», которое могут выполнять 3 или 6 спортсменов; «цепь», «внутренняя и внешняя звезда», «переменная звезда», «котел ведьм» и т. д. Упражнения. Международная Комиссия по велоспорту в закрытых помещениях установила правила проведения соревнований по фигурной езде на велосипеде и определила комплекс обязательных упражнений. При составлении произвольной программы фигурист связан только одним условием- временем.
Фигуры. При исполнении обязательной и произвольной программ спортсмены должны строго соблюдать последовательность выполнения фигур. При нарушении этого правила упражнение не засчитывается.
Судейская коллегия. Для проведения соревнований по фигурной езде назначается судейская коллегия. В ее состав входят: главный судья, 4 судьи, дающих оценки (2 члена судейской коллегии по оценке выполнения и 2-по оценке трудности), и судья- хронометрист. На протяжении соревнований не допускается изменения состава судейской коллегии. Перед началом соревнования судейская коллегия должна проверить, соответствуют ли правилам велосипеды участников и спортивная форма. Судьи составляют и подписывают протоколы, определяют список очередности выступлений и рассматривают возможные протесты. Судья-хронометрист объявляет участникам, сколько минут осталось до конца выполнения программы. После окончания времени, отведенного на выполнение упражнения, судья-хронометрист останавливает фигуриста свистком. Если спортсмен получает травму или у него ломается велосипед, судьи прерывают выступление и продолжают его лишь после устранения всех неисправностей и с того места программы, на котором спортсмен был прерван. Оценки. За выступление спортсмен получает комплексную оценку, в которую входит оценка за выполнение и оценка за сложность. Если спортсмены получают одинаковое число оценок, то побеждает тот, у кого лучше оценка за выполнение.