Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Верхняя передача мяча (вторая) в волейболе

Рубрика: Упражнения и игры для детей

Это сложный технический прием в волейболе, тре­бующий большой точности выполнения движений и чере­дования мышечных усилий ног, туловища и рук. Техника верхних передач различна в зависимости от скорости полета мяча. Исходное положение при верхних передачах характеризуется незначительным сгибанием ног в колен­ных суставах, прямым положением туловища и согнутых в локтевых суставах рук (кисти находятся на уровне лица или несколько выше).

Кисть и пальцы правой руки располагают симметрич­но левой. Обе руки представляют собой «чашу», направ­ленную в сторону приближающегося мяча.

Сгибание ног и рук способствует активному движению всех частей туловища навстречу мячу.

Исходному положенню обычно предшествует пере­движение волейболистов по площадке (рис. 4), а в том случае, когда мяч направлен точно на игрока,— игровая стойка (рис. 5).

Игрок занимает исходное положение после определе­ния направления полета мяча при непосредственном приближении его к игроку на расстояние2 м.

В момент исходного положения движение туловища предельно за­медляется. Приняв исходное поло­жение, волейболист готов к после­дующим действиям.

В первой (предварительной) фа­зе осуществляется встречное движе­ние рук к мячу, заключающееся в смещении кистей рук вперед—вверх в результате их разгибания в лок­тевых суставах, а ног в голеностоп­ных, коленных и тазобедренных су­ставах.

Вторая фаза (рабочая) состоит из погашения встреч­ной скорости полета мяча и сообщения ему нового посту­пательного движения. В этой фазе есть два характерных момента: первый — соприкосновение пальцев с мячом и минимальное снижение первоначальной скорости его по­лета; второй — сообщение мячу новой скорости до его вылета в результате активных усилий рук, туловища и ног (рис. 6).

Первый момент (амортизация) длится от соприкосно­вения пальцев рук с мячом до сообщения мячу нового поступательного движения. При этом игрок разгибает ноги, а туловище незначительно от­клоняет назад.

В результате разгибания ног и рук луче­запястные суставы и кисти рук движутся впе­ред — вверх. Одновременно с этим значитель­но увеличивается тыльное сгибание кисти.

Под воздействием силы, образуемой массой и скоростью летящего мяча, указательные и средние пальцы при соприкосновении с мячом приходят также в положение тыльного сги­бания.

Сообщение мячу нового движения во вто­рой (направляющий) момент рабочей фазы сопровожда­ется увеличением мышечных усилий волейболиста. При этом игрок более активно, чем в предыдущей фазе, раз­гибает ноги в коленных и голеностопных суставах, туло­вище — в тазобедренных, а руки — в локтевых.

К моменту вылета мяча руки почти полностью выпрям­лены. Основное направляющее действие осуществляют средние и указательные пальцы, а большие и безымянные поддерживают мяч.

После вылета мяча из рук волейболист опускает руки вниз и занимает положение игровой стойки.

Обучение. Во время игры верхнюю передачу уча­щиеся выполняют стоя на месте или после передвижения по площадке, поэтому обучение расчленяют на два этапа: обучение технике передачи на месте; обучение верхней передаче после перемещений вперед, назад, в стороны.

Обучение передачам без передвижений начинают в облегченных для учащихся условиях. Эти условия соз­даются благодаря точному набрасыванию мяча учителем, выполнению передач учащимися на небольшое расстояние вперед и использованию дополнительных приспособле­ний — «падающих» и «подвесных» мячей (рис. 7).

Совершенствованию передачи стоя на месте способ­ствует выполнение специальных упражнении, в которых постепенно увеличивают расстояние передач и изменяют их направление (вперед, над собой, за голову).

Обучение передачам мяча с перемещениями также начинают в облегченных для учащихся условиях. Переда­чи учащиеся выполняют после подбрасывания учителем мяча на определенное расстоя-, ние вперед, в стороны, назад.

Совершенствование техники передач мяча с перемещения­ми осуществляют при выполне­нии передач в групповых упражнениях, а также в дву­сторонних играх.

Основные ошибки и методы их устране- н и я. При выполнении верх­ней передачи могут возникнуть следующие ошибки: запозда­лый вынос рук; руки выносят низко, к груди; неправильное положение пальцев и кистей рук; руки разводят слишком широко или, наоборот, узко; запоздалый выход к мячу; не­правильный выбор места для передачи (необходимо вы­бирать такое исходное место для передачи, чтобы мяч опускался над головой); отсутствие остановки после пе­ремещения.

Предупреждению ошибок при выполнении верхней передачи стоя на месте способствуют: правильный показ и многократное выполнение передачи мяча без опуска­ния рук (глядя в промежуток между кистями рук). Для правильного выполнения передачи мяча с перемещениями и устранения ошибок в урок включают упражнения в дви­жении с выполнением остановок, выпадов, поворотов, прыжков, перекатов и кувырков.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.