Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

ВИДЫ ГИМНАСТИКИ

Рубрика: Виды спорта

ГИМНАСТИКА

Гимнастика — важная составная часть физического воспитания учащихся профессионально-технических училищ. Отличие гимнастики от других разделов программы физического воспитания заключается в особом содержании и подборе как самих упражнений, так и методи­ческих приемов обучения.

Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, ре­гулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической под­готовленности. Во всестороннем и гармоническом воспитании здоро­вого, физически совершенного человека гимнастике принадлежит одно из основных мест.

. Гимнастика — это школа движений, которая обеспечивает высо­кую двигательную культуру, необходимую рабочему любой профес­сии.

На занятиях гимнастикой успешно формируются важные приклад­ные навыки и умения: правильно ходить, бегать, прыгать, преодоле­вать препятствия, влезать на канаты и шесты, переползать, поднимать и переносить тяжести и т.д.

Занятия гимнастикой совершенствуют волевые, эстетические и мно­гие физические качества, в том числе способность согласовывать дей­ствия различных звеньев двигательного аппарата человека. Это помо­гает овладеть сложными движениями, с которыми человек повсе­дневно встречается в труде, быту и спортивной деятельности.

Как средство физического воспитания гимнастика имеет многове­ковую историю. В нашей стране большие возможности для занятий гимнастикой появились после Великой Октябрьской социалистичес­кой революции. Начиная с этого времени гимнастика широко исполь­зуется в физическом воспитании советских людей.

В 30-е годы было завершено формирование советской гимнастики как составной части системы физического воспитания, построенной на основе Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне». Свое дальнейшее развитие советская гимнастика получила в последующий период и в настоящее время имеет следую­щие виды и разновидности.

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ

Основная гимнастика является разделом учебной программы для ПТУ. На занятиях основной гимнастикой применяются строевые, общеразвивающие, прикладные, простейшие акробатические упраж­нения и упражнения художественной гимнастики; неопорные и эле­ментарные опорные прыжки. Техника этих упражнений простая, по­этому облегчается процесс обучения им. Оздоровительная направ­ленность обеспечивается подбором необходимых и доступных упраж­нений. При подборе упражнений учитываются индивидуальные осо­бенности учащихся, их состояние здоровья, уровень физической под­готовленности.

Основная гимнастика имеет и прикладное значение, так как на занятиях формируются, совершенствуются необходимые навыки в ходьбе, беге, равновесии, метании, лазании, преодолении препятст­вий и др. Кроме того, основная гимнастика обогащает двигательный опыт. Освоив разнообразные по структуре упражнения, юноши и де­вушки успешнее будут овладевать новыми движениями, выполняя их с большой точностью по пространственным и временным параметрам, по степени мышечных усилий. Поэтому основную гимнастику по пра­ву можно считать подготовительной ступенью для перехода к спорту. На занятиях основной гимнастикой также успешно решаются воспи­тательные задачи: соблюдаются строгий порядок, дисциплина, боль­шинство упражнений выполняется единообразно (под счет или музы­кальное сопровождение).

Гигиеническая гимнастика оказывает оздоровительное воздействие на занимающихся. Ежедневные занятия гигиенической гимнастикой усиливают кровообращение в тканях организма, улучшают деятель­ность сердечно-сосудистой системы и обмен веществ, нервно-мышечного аппарата, положительно воздействуют на психику человека. Утрен­няя ежедневная гимнастика способствует переходу организма от пас­сивного состояния после сна к активному, необходимому для пред­стоящей деятельности.

Атлетическая гимнастика предназначена преимущественно для фи­зически подготовленных юношей. Каждый молодой человек стремится стать сильным, ловким, красивым. С этой целью необходимо выпол­нять более сложные комплексы упражнений, используя различные предметы: гантели, гири, набивные мячи, амортизаторы и др. Упраж­нения выполняются с большим числом повторений, с максимальной амплитудой движений и большим напряжением тех или иных мышеч­ных групп.

СПОРТИВНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ

Спортивная гимнастика. Мужское многоборье современной гимна­стики включает в себя вольные упражнения, упражнения на коне, кольцах, брусьях и перекладине, прыжки (опорные). Женское многоборье — опорный прыжок, упражнения на брусьях разной высоты, гимнастическом бревне и вольные упражнения.

Развитию спортивной гимнастики способствовала введенная в 1935 г. Единая Всесоюзная спортивная классификация, а также регу­лярно проводимые в нашей стране соревнования различного масштаба (начиная с 1928 г.) и участие в международных встречах (начиная с 1937 г.), Олимпийских играх, кубках Мира, первенствах Европы.

Команда советских гимнасток побеждала на всех Олимпийских играх (с 1952 по 1980 г. включительно), команда гимнастов также была первой (однако с 1960 по 1976 г. занимала второе место). На чемпио­нате мира 1979 г., на Олимпийских играх 1980 г. и первенстве мира 1981 г. снова занимала первое место. Из советских гимнастов абсо­лютными чемпионами Олимпийских игр были Б. Шахлин, Н. Анд­рианов, В. Чукарин (дважды), А. Дитятин. Среди женщин чемпио­нами олимпиад становились М. Гороховская, Л. Латынина, Л. Ту­рищева, Е. Давыдова.

В условиях ПТУ занятия по спортивной гимнастике ведутся на основе Единых классификационных программ, включающих упраж­нения для гимнастов всех разрядов и мастеров спорта. В секциях ПТУ спортивной гимнастикой занимается (по состоянию на 1983 г.) 6,4 тыс. человек.

Спортивная акробатика включает в себя прыжковую акробатику, парные упражнения, пирамиды. С 1939 г. разрабатываются класси­фикационные программы по акробатике и проводятся первенства стра­ны. С 1957 г. советские акробаты начали участвовать в международ­ных товарищеских встречах, а с 1974 г. в чемпионатах мира, на кото­рых большинство из разыгрываемых медалей завоевывали советские акробаты. Непрерывно растет их мастерство. Наряду с усложнением произвольных упражнений повышается и исполнительское мастерство, композиции выступлений акробатов становятся более эмоциональ­ными.

В ПТУ в секциях акробатики занимается свыше 3 тыс. человек.

Художественная гимнастика — наиболее молодой вид спорта и одно из основных средств физического воспитания девушек. Програм­ма по художественной гимнастике и ее методика направлены на раз­витие именно тех двигательных качеств и навыков, которые необхо­димы для укрепления здоровья и повышения работоспособности уча­щихся девушек.

В основе интереса, привлекающего девушек к систематическим за­нятиям художественной гимнастикой, лежат прежде всего присущие ей эстетические свойства. Она удовлетворяет естественное стремление за­нимающихся к танцевальным движениям. Танцевальный характер упражнений художественной гимнастики вытекает из их динамич­ности и ритмичности. Слитные, плавные и мягкие движения не только интересны, но и полезны. Выполняя упражнения под музыку, уча­щиеся развивают слух и чувство ритма, дополняя свое физическое со­вершенствование эстетическим.

В многоборье входят: для младших разрядов 3 упражнения, для 2-го разряда 4 упражнения, для 1-го разряда, кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта — 5 упражнений (как без предметов, так и с предметами).

С 1946 г. художественная гимнастика была признана самостоятель­ным видом спорта и начала развиваться во многих городах страны. С 1950 г. введена во Всесоюзную спортивную классификацию. С 1963 г. стали проводиться первенства мира по художественной гимнастике, а затем и соревнования на кубок Европы. Сейчас художественная гим­настика — один из ведущих видов спорта для женщин. С 1984 г. она станет Олимпийским видом.

В условиях ПТУ работа ведется по Единым классификационным программам. В спортивныхсекцпяхзанимается (по данным на 1983 г.)— 2,7 тыс. человек.

ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ

Производственная гимнастика, включаемая в режим рабочего или учебного дня учащихся, способствует повышению работоспособности учащихся ПТУ и укреплению их здоровья.

Профессионально-прикладная гимнастика—составная часть про­фессионально-прикладной физической подготовки. С ее помощью со­вершенствуются профессионально важные физические качества и дви­гательные навыки, от которых в значительной степени зависит успех в процессе овладения учащимися избранной профессией.

На занятиях применяют упражнения без предметов и с предметами (гимнастические палки, набивные мячи, скакалки, гантели и др.), упражнения на гимнастической скамейке, стенке, лестнице, канатах, шестах, гимнастическом бревне и других снарядах, а также простей­шие акробатические упражнения, неопорные и опорные прыжки, прыжки на батуте.

В практике физического воспитания учащихся ПТУ профессио­нально-прикладная гимнастика используется на обязательных учеб­ных занятиях, а также на секционных занятиях и в утренней зарядке.

Военно-прикладная гимнастика по своей направленности сходна с профессионально-прикладной, но ее средства используются с кон­тингентом допризывников и служат основой физической подготовки военнослужащих различных родов войск.

Спортивно-прикладная гимнастика является составной частью фи­зической подготовки в различных видах спорта и включает в себя раз­нообразные гимнастические упражнения для развития силы, гибкости, выносливости, быстроты и ловкости. Для совершенствования физичес­ких качеств, способствующих повышению спортивных достижений, применяют упражнения, сходные с двигательными действиями в кон­кретном виде спорта.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.