ВИДЫ ГИМНАСТИКИ
Рубрика: Виды спортаГИМНАСТИКА
Гимнастика — важная составная часть физического воспитания учащихся профессионально-технических училищ. Отличие гимнастики от других разделов программы физического воспитания заключается в особом содержании и подборе как самих упражнений, так и методических приемов обучения.
Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности. Во всестороннем и гармоническом воспитании здорового, физически совершенного человека гимнастике принадлежит одно из основных мест.
. Гимнастика — это школа движений, которая обеспечивает высокую двигательную культуру, необходимую рабочему любой профессии.
На занятиях гимнастикой успешно формируются важные прикладные навыки и умения: правильно ходить, бегать, прыгать, преодолевать препятствия, влезать на канаты и шесты, переползать, поднимать и переносить тяжести и т.д.
Занятия гимнастикой совершенствуют волевые, эстетические и многие физические качества, в том числе способность согласовывать действия различных звеньев двигательного аппарата человека. Это помогает овладеть сложными движениями, с которыми человек повседневно встречается в труде, быту и спортивной деятельности.
Как средство физического воспитания гимнастика имеет многовековую историю. В нашей стране большие возможности для занятий гимнастикой появились после Великой Октябрьской социалистической революции. Начиная с этого времени гимнастика широко используется в физическом воспитании советских людей.
В 30-е годы было завершено формирование советской гимнастики как составной части системы физического воспитания, построенной на основе Всесоюзного физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне». Свое дальнейшее развитие советская гимнастика получила в последующий период и в настоящее время имеет следующие виды и разновидности.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ
Основная гимнастика является разделом учебной программы для ПТУ. На занятиях основной гимнастикой применяются строевые, общеразвивающие, прикладные, простейшие акробатические упражнения и упражнения художественной гимнастики; неопорные и элементарные опорные прыжки. Техника этих упражнений простая, поэтому облегчается процесс обучения им. Оздоровительная направленность обеспечивается подбором необходимых и доступных упражнений. При подборе упражнений учитываются индивидуальные особенности учащихся, их состояние здоровья, уровень физической подготовленности.
Основная гимнастика имеет и прикладное значение, так как на занятиях формируются, совершенствуются необходимые навыки в ходьбе, беге, равновесии, метании, лазании, преодолении препятствий и др. Кроме того, основная гимнастика обогащает двигательный опыт. Освоив разнообразные по структуре упражнения, юноши и девушки успешнее будут овладевать новыми движениями, выполняя их с большой точностью по пространственным и временным параметрам, по степени мышечных усилий. Поэтому основную гимнастику по праву можно считать подготовительной ступенью для перехода к спорту. На занятиях основной гимнастикой также успешно решаются воспитательные задачи: соблюдаются строгий порядок, дисциплина, большинство упражнений выполняется единообразно (под счет или музыкальное сопровождение).
Гигиеническая гимнастика оказывает оздоровительное воздействие на занимающихся. Ежедневные занятия гигиенической гимнастикой усиливают кровообращение в тканях организма, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы и обмен веществ, нервно-мышечного аппарата, положительно воздействуют на психику человека. Утренняя ежедневная гимнастика способствует переходу организма от пассивного состояния после сна к активному, необходимому для предстоящей деятельности.
Атлетическая гимнастика предназначена преимущественно для физически подготовленных юношей. Каждый молодой человек стремится стать сильным, ловким, красивым. С этой целью необходимо выполнять более сложные комплексы упражнений, используя различные предметы: гантели, гири, набивные мячи, амортизаторы и др. Упражнения выполняются с большим числом повторений, с максимальной амплитудой движений и большим напряжением тех или иных мышечных групп.
СПОРТИВНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ
Спортивная гимнастика. Мужское многоборье современной гимнастики включает в себя вольные упражнения, упражнения на коне, кольцах, брусьях и перекладине, прыжки (опорные). Женское многоборье — опорный прыжок, упражнения на брусьях разной высоты, гимнастическом бревне и вольные упражнения.
Развитию спортивной гимнастики способствовала введенная в 1935 г. Единая Всесоюзная спортивная классификация, а также регулярно проводимые в нашей стране соревнования различного масштаба (начиная с 1928 г.) и участие в международных встречах (начиная с 1937 г.), Олимпийских играх, кубках Мира, первенствах Европы.
Команда советских гимнасток побеждала на всех Олимпийских играх (с 1952 по 1980 г. включительно), команда гимнастов также была первой (однако с 1960 по 1976 г. занимала второе место). На чемпионате мира 1979 г., на Олимпийских играх 1980 г. и первенстве мира 1981 г. снова занимала первое место. Из советских гимнастов абсолютными чемпионами Олимпийских игр были Б. Шахлин, Н. Андрианов, В. Чукарин (дважды), А. Дитятин. Среди женщин чемпионами олимпиад становились М. Гороховская, Л. Латынина, Л. Турищева, Е. Давыдова.
В условиях ПТУ занятия по спортивной гимнастике ведутся на основе Единых классификационных программ, включающих упражнения для гимнастов всех разрядов и мастеров спорта. В секциях ПТУ спортивной гимнастикой занимается (по состоянию на 1983 г.) 6,4 тыс. человек.
Спортивная акробатика включает в себя прыжковую акробатику, парные упражнения, пирамиды. С 1939 г. разрабатываются классификационные программы по акробатике и проводятся первенства страны. С 1957 г. советские акробаты начали участвовать в международных товарищеских встречах, а с 1974 г. в чемпионатах мира, на которых большинство из разыгрываемых медалей завоевывали советские акробаты. Непрерывно растет их мастерство. Наряду с усложнением произвольных упражнений повышается и исполнительское мастерство, композиции выступлений акробатов становятся более эмоциональными.
В ПТУ в секциях акробатики занимается свыше 3 тыс. человек.
Художественная гимнастика — наиболее молодой вид спорта и одно из основных средств физического воспитания девушек. Программа по художественной гимнастике и ее методика направлены на развитие именно тех двигательных качеств и навыков, которые необходимы для укрепления здоровья и повышения работоспособности учащихся девушек.
В основе интереса, привлекающего девушек к систематическим занятиям художественной гимнастикой, лежат прежде всего присущие ей эстетические свойства. Она удовлетворяет естественное стремление занимающихся к танцевальным движениям. Танцевальный характер упражнений художественной гимнастики вытекает из их динамичности и ритмичности. Слитные, плавные и мягкие движения не только интересны, но и полезны. Выполняя упражнения под музыку, учащиеся развивают слух и чувство ритма, дополняя свое физическое совершенствование эстетическим.
В многоборье входят: для младших разрядов 3 упражнения, для 2-го разряда 4 упражнения, для 1-го разряда, кандидатов в мастера спорта, мастеров спорта — 5 упражнений (как без предметов, так и с предметами).
С 1946 г. художественная гимнастика была признана самостоятельным видом спорта и начала развиваться во многих городах страны. С 1950 г. введена во Всесоюзную спортивную классификацию. С 1963 г. стали проводиться первенства мира по художественной гимнастике, а затем и соревнования на кубок Европы. Сейчас художественная гимнастика — один из ведущих видов спорта для женщин. С 1984 г. она станет Олимпийским видом.
В условиях ПТУ работа ведется по Единым классификационным программам. В спортивныхсекцпяхзанимается (по данным на 1983 г.)— 2,7 тыс. человек.
ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ
Производственная гимнастика, включаемая в режим рабочего или учебного дня учащихся, способствует повышению работоспособности учащихся ПТУ и укреплению их здоровья.
Профессионально-прикладная гимнастика—составная часть профессионально-прикладной физической подготовки. С ее помощью совершенствуются профессионально важные физические качества и двигательные навыки, от которых в значительной степени зависит успех в процессе овладения учащимися избранной профессией.
На занятиях применяют упражнения без предметов и с предметами (гимнастические палки, набивные мячи, скакалки, гантели и др.), упражнения на гимнастической скамейке, стенке, лестнице, канатах, шестах, гимнастическом бревне и других снарядах, а также простейшие акробатические упражнения, неопорные и опорные прыжки, прыжки на батуте.
В практике физического воспитания учащихся ПТУ профессионально-прикладная гимнастика используется на обязательных учебных занятиях, а также на секционных занятиях и в утренней зарядке.
Военно-прикладная гимнастика по своей направленности сходна с профессионально-прикладной, но ее средства используются с контингентом допризывников и служат основой физической подготовки военнослужащих различных родов войск.
Спортивно-прикладная гимнастика является составной частью физической подготовки в различных видах спорта и включает в себя разнообразные гимнастические упражнения для развития силы, гибкости, выносливости, быстроты и ловкости. Для совершенствования физических качеств, способствующих повышению спортивных достижений, применяют упражнения, сходные с двигательными действиями в конкретном виде спорта.