Физкультура для всех: для детей и взрослых

Физкультура для всех:
для детей и взрослых


гимнастические упражнения, оздоровительная и лечебная физкультура
Физкультура для всех: для детей и взрослых

Влияние тренировки на центральную нервную систему

Рубрика: Оценка здоровья

Влияние тренировки на центральную нервную систему сказывается в глубокой перестройке ее функций. Спортивная тренировка положительно влияет на нервные процессы — их силу, подвижность, уравновешенность. Тренированный спортсмен способен путем волевых усилий мобилизовать резервные силы организма, чтобы достичь победы. Изумительны способности тренированных спортсменов быстро переключаться на разного рода мышечную деятельность. Тренировка ведет к ограничению чрезмерной возбудимости нервной системы, что отражается на всесторонней деятельности человека: он становится более дисциплинированным в своих движениях (движения точны, четки, уверенны).

Большое значение имеют адаптационно-трофические воздействия коры головного мозга, осуществляемые посредством вегетативной иннервации. Трофическая функция нервной системы отражается на функциональном состоянии систем и органов через симпатическую и парасимпатическую иннервации и мозжечок.

Организм хорошо тренированного спортсмена характеризуется повышенной лабильностью, большой способностью устанавливать в более короткий срок свою деятельность на более высоком уровне, что связано с функциональным совершенствованием центральной нервной системы в процессе тренировки, т. е. выработки временных связей на мышечную деятельность.

Образование двигательного навыка является одним из центральных вопросов в понимании влияния тренировки на центральную нервную систему. Все спортивные двигательные навыки представляют собой произвольные движения. Процесс образования двигательного навыка протекает по типу сложного, комплексного условного двигательного рефлекса (А. Н. Крестовников). В основе овладения двигательным навыком лежит образование двигательного стереотипа. Двигательный навык представляет собой приобретенную форму реакции или деятельности организма, выработанную путем упражнений по механизму временных связей (Н. В. Зимкин). Установлена определенная фазность в протекании нервных процессов при формировании двигательного навыка.

Первая фаза (генерализация). Ее особенностью является широкая иррадиация возбудительного процесса в коре больших полушарий. В связи с относительной недостаточностью внутреннего торможения возникшее во многих анализаторах возбуждение широко иррадиирует, вызывая генерализацию возбудительного процесса в эффекторных двигательных клетках коры больших полушарий. Такая фаза характерна для начинающих спортсменов, только приступающих к изучению определенного вида спорта. Так, например, движения начинающего конькобежца не согласованы, он делает большое количество лишних движений, причем движения у него неуверенные, он быстро устает, так как затрачивает большое количество энергии. Наблюдают отсутствие согласованности в работе мышечной системы и внутренних органов.

Вторая фаза (концентрация). Она характеризуется значительным развитием внутреннего торможения. В процессе повторных тренировок происходит специализация условно-рефлекторных связей, в результате чего движения уточняются, иррадиация возбудительного процесса ограничивается, лишние, ненужные движения затормаживаются. Во второй фазе формирования двигательного навыка происходит постепенное становление коркового динамического стереотипа. Однако в этой фазе можно наблюдать срыв тормозного процесса. Необычные сильные раздражители, сопровождающиеся сильным возбуждением, могут ослабить тормозные процессы, в результате чего у спортсмена вновь появляются ошибки в выполнении движений, некоторая скованность их, неточность движений. Все это указывает на непрочное закрепление динамического стереотипа.

Третья фаза (стабилизация). Она характеризуется наличием уже закрепленного коркового динамического стереотипа, лежащего в основе двигательного навыка. В этой фазе процессы возбуждения и торможения чередуются в определенной последовательности: они обусловливают точное выполнение движений. Выполняемые движения отличаются точностью, слитностью, экономичностью. Наступает полная согласованность в работе двигательного аппарата и внутренних органов; — при этом значительно повышается общая работоспособность организма. Стоит только посмотреть на мастерское выполнение упражнений высококвалифицированным спортсменом — гимнастом, конькобежцем, лыжником и т. д., чтобы убедиться в высокой слаженности работы всех систем и органов. Не видно ни одного лишнего движения, ритм дыхания, работа сердечно-сосудистой системы составляют полную гармонию. Изумительная «ювелирная» отделка движений поражает своим совершенством и красотой.

В третьей фазе образование двигательного навыка завершается процессом автоматизации движений, в результате чего возникает состояние спортивной формы, при которой устанавливаются наилучшие взаимоотношения в деятельности всех систем и органов. Между мышечной системой, деятельностью внутренних органов и высшими отделами центральной нервной системы достигается наиболее совершенная функциональная связь.

Спортивная форма является высшим проявлением тренированности.

Большой интерес и практическое значение для теории и практики физкультуры имеют исследования особенностей высшей нервной деятельности детей (Н. И. Красногорский). Для изучения условных и безусловных рефлексов у детей Н. И. Красногорский, в частности, применял двигательные рефлексы. Исследование условных рефлексов у детей со всех анализаторов на простые и комплексные раздражители, интенсивность раздражителей, цепные и словесные стимуляции выявило совершенство функций замыкательного механизма и огромную силу синтезирующей деятельности коры головного мозга. Исследование условных рефлексов у детей показало, что характерной особенностью является их быстрое образование. Приобретенные корковые связи у детей высокостабильны. Хорошо упроченные условные связи сохраняются в течение многих лет, если их даже не подкрепляют.

Образование условных связей происходит не сразу, а проходит ряд стадий, которые у различных детей имеют неодинаковую продолжительность. Н. И. Красногорский выделяет три фазы формирования условных рефлексов у детей.

Первая фаза — индифферентная, или ориентировочная. Внешний раздражитель сначала или не вызывает никакой реакции, т. е. является индифферентным, или же возбуждает ориентировочный рефлекс, если сила его достаточно велика.

После одного или нескольких подкреплений безусловным рефлексом новый агент начинает вызывать установочную, обычно оптико-акустико-двигательную, реакцию в направлении на подкрепляемый раздражитель. Стимул — сигнал приобретает теперь доминирующее значение. Он создает в коре полушарий в полях своего действия повышенную возбудимость, которая обеспечивает замыкание нового условнорефлекторного пути, т. е. организацию новой приспособительной связи. Таким образом, появляется вторая фаза — замыкания и организации приобретенного рефлекса.

По мере дальнейших синхронных совпадений условного раздражителя с действием безусловного агента новая приобретенная связь так прочно специализируется, что условная реакция приобретает характер коркового автоматизма — образуется третья — автоматическая фаза рефлекса.

Описания фазных изменений в коре головного мозга у детей при формировании условного рефлекса в общем совпадают с приведенными выше фазами формирования двигательного навыка, описанными А. Н. Крестовниковым (1951).

Описанную фазиость в образовании двигательного навыка как сложного комплексного условного рефлекса следует понимать только как схему. Продолжительность течения фаз может зависеть от многих причин — общего физического развития, типологических особенностей нервной системы и т. д. В основе переделки осуществляющихся в процессе формирования двигательных навыков лежат общие свойства коры больших полушарий, которые И. П. Павлов назвал пластичностью. Это свойство объясняет возможность возникновения безграничного числа новых двигательных навыков, их переделку и т. д.

Формирование двигательного навыка происходит при взаимодействии первой и второй сигнальных систем. Словесные указания тренера, самоанализ движений спортсменом способствуют выработке необходимых дифференцировок и закреплению технически правильных движений.

По мере развития и укрепления двигательного навыка устанавливаются высокая координация и более точные взаимодействия органов чувств, что образует особые сложные восприятия (специфические комплексные ощущения), хорошо известные спортсменам. Так, например, у лыжника появляется то, что называют «чувством лыжи». Лыжник не испытывает затруднений от присутствия лыж на ногах, и они сделались как бы органической частью ног. У лыжника вырабатывается особое «чувство снега», что связано с тонкой оценкой сцепления лыж со снегом. У других спортсменов соответственно вырабатывается «чувство ракетки», «чувство воды», «чувство льда» и т. д.


Leave a Reply

You must be logged in to post a comment.